Наверх
26 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Хватит отмалчиваться"

Слухи о том, что российский рынок мобильной связи полностью захвачен и окончательно поделен, сильно преувеличены. Сегодня операторы всерьез взялись за небогатого и «молчаливого» клиента, который до сих пор как-то обходился без «мобильника». А заодно «пошли войной» на регионы, где для захвата рынка столичные компании готовы продавать свои услуги на треть, а то и вполовину дешевле, чем в Москве.Поголовная мобилизация

Как считают большинство аналитиков, возможности столичного «сотового» рынка (вернее, столицы и области) далеко не исчерпаны. Так, по данным компании J’son & Partners, в конце прошлого года «мобильная» аудитория в Москве и Подмосковье насчитывала чуть больше 4 млн. абонентов. Позволить же себе сотовый телефон могут, по подсчетам экспертов, 7,2 млн. Не охваченные сотовой связью 3,2 млн. человек — это работающие москвичи с ежемесячным доходом до $300, а также студенты, школьники и часть пенсионеров, которым мобильные телефоны могут купить их дети.
Доход операторов от каждого такого клиента по определению не может быть большим — просто потому, что они не часто пользуются телефоном, за что и получили вполне официальное название «малоговорящих абонентов». Что ж, в ситуации, когда «болтливая» клиентура уже разобрана, пренебрегать «малыми» деньгами ведущие московские операторы не намерены.
«Пчелофоны» против «настоящего GSM»

В наступившем году основные мобильные баталии традиционно будут разворачиваться между двумя лидерами рынка — «Мобильными ТелеСистемами» (МТС) и «ВымпелКомом» (марка «Би Лайн»). Борьба эта благоприятна для их клиентов: средняя ежемесячная прибыль компаний с каждого клиента по сравнению с прошлым годом значительно снизилась — за счет снижения тарифов, а также вовлечения в оборот уже упомянутых выше «молчунов». У МТС этот показатель за прошлый год уменьшился с $54 до $39, а у «ВымпелКома» — с $36 до $28.
Сейчас в многолетнем споре операторов выигрывает «ВымпелКом», чьи «мобильники» из-за изображенной на торговой марке пчеле называют иногда «пчелофонами». У «Би Лайна» на конец января нынешнего года насчитывалось 2,11 млн. абонентов, а у МТС — 2,055 млн. По данным компании «Ренессанс-Капитал», за январь этого года МТС приобрели менее 20 тыс. клиентов, а «ВымпелКом» за тот же период — 170 тыс. (в том числе и переметнувшихся от конкурента).
Главной причиной успеха «Би Лайна» эксперты считают удобную систему расчетов. Например, оплата разговоров через банкоматы в метро и кассы в магазинах торговой сети «Седьмой континент». Эта услуга помогла удержать старых клиентов и привлечь новых.
А вот польза от активно рекламируемых «Би Лайном» новостных SMS-каналов (сейчас их у компании аж 600 штук) несколько сомнительна. По замыслу авторов этой услуги при подписке за $10 в месяц на любой из каналов абонент может ежедневно получать сообщения о событиях в мире моды, кино, телепрограмму, прогноз погоды и много чего другого вплоть до новинок авторынка. Вроде бы неплохо, но, по мнению экспертов, SMS-каналы не играют решающей роли при выборе оператора. Кстати, это прекрасно понимают в МТС, где около 100 новостных каналов, и увеличивать их число руководство компании не собирается.
Другое дело — расширение сети пунктов приема оплаты. В ближайшие два-три месяца МТС начнет принимать платежи столичных абонентов через банкоматы Автобанка в 90 дилерских салонах, а также установит более 30 электронно-дистанционных терминалов (нечто вроде банкоматов, предназначенных для оплаты мобильной связи). Соответственно, конкуренция двух основных игроков столичного рынка связи станет еще более жесткой.
Не думай о секундах свысока

Впрочем, к битве «титанов» подключаются и новые игроки. И прежде всего появившийся на московском рынке в декабре прошлого года оператор «МегаФон», учрежденный компаниями Sonic Duo, Sonera, Telia, «Телекоминвест» и «ЦТ-Мобайл».
«Новичок» всего за три месяца пребывания на московском рынке сумел набрать более 40 тысяч абонентов, предложив им не имеющие аналогов тарифы. Так, для абонентов «МегаФона» входящие звонки как с мобильных, так и с городских телефонов становятся бесплатными через 1 минуту разговора, а исходящие — через 5 минут непрерывного общения. Более того, чтобы закрепиться на рынке, «МегаФон» сделал стоимость минуты разговора неприлично малой по сравнению с конкурентами.
Сравним: минута тарифа «Успех» («Би Лайн») с прямым номером стоит в среднем $0,35 (более подробная информация представлена в таблице), минута «Элиты» (МТС), также с прямым номером, — $0,31, а минута тарифа «Классический» («МегаФон») — $0,09.
Другой плюс «МегаФона» — более высокое, чем у «старожилов» рынка, качество связи (просто в силу меньшего числа клиентов).
Еще одному столичному оператору — компании «Московская сотовая связь», работающей в устаревающем аналоговом стандарте NMT-450i — нелегко конкурировать с коллегами, которые предоставляют более качественные услуги в цифровых стандартах, тем более что эта компания работает только в пределах Москвы и ближайших к ней областей — Московской, Тверской, Калужской. И все же МСС стремится если и не пополнить ряды своих клиентов, то хотя бы не растерять те 72 тыс. абонентов, которые еще пользуются ее услугами, а потому постепенное снижает плату на свои тарифы. Кстати, всего год назад у МСС было более 100 тыс. абонентов. Например, стоимость 100 минут разговора по тарифу «Рациональный» с прямым городским номером за прошедший год упала с $41,4 до $17,75 при бесплатных исходящих с сотового на сотовый МСС. (Здесь и далее стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% — на льготное, по 50% времени приходится на внутрисетевые и городские звонки и столько же — на исходящие и выходящие вызовы. Все цены даны с учетом НДС и НсП.)
По прогнозам аналитиков, борьба на столичном рынке стихнет к началу следующего года, когда большинство потенциальных абонентов попадут в сети конкурентов. К 2003 году московские компании мобильной связи, по прогнозам «Ренессанс-Капитала», будут обслуживать около 5,7—5,8 млн. абонентов, из них 4% получит «МегаФон», 52% — «Би Лайн», 43% — МТС (подробнее см. таблицу).
Особняком от «битвы гигантов» держатся операторы, работающие в новых для России стандартах. Например, в стандарте CDMA, во внедрении которого на нашем рынке лидирует компания «Сонет».
Введение на рынок «безлимитных» новинок «Сонет», в отличие от тех же «Мобильных ТелеСистем», пока не планирует: уже существующие безлимитные тарифы компании полностью удовлетворяют спрос потенциальной аудитории. В частности, в числе «хитов» продаж уже около года держится безлимитный тариф «Сонет N120» с прямым московским номером, где в ежемесячную абонентскую плату ($151,2) включены еще и ряд дополнительных услуг, в том числе конференц-связь и переадресация вызова. Последняя, кстати, у всех тарифов «Сонета» дешевле, чем в других компаниях: $6 в месяц (против $15 в среднем по рынку).
Абонентская плата безлимитного тарифа «Болтун» с прямым номером составляет $94,5, что ниже, чем в аналогичных тарифных планах у «ВымпелКома» и МТС. Впрочем, плата за подключение и обслуживание в первый месяц в «Болтуне» — $1008, что делает выгодным этот план при подключении на длительный срок.
Среди своих преимуществ «Сонет» числит и более высокое по сравнению с компаниями, работающими в других стандартах, качество связи, выражающееся, к примеру, в отсутствии эффекта «эха». В компании также заявляют, что мощность, необходимая для передачи сигнала по телефонам стандарта CDMA, составляет всего 0,02 Вт, что значительно меньше, чем у телефонов других стандартов, а следовательно, и безопасней для пользователя.
На сегодняшний день клиентура «Сонета», по оценкам «Ренессанс-Капитала», насчитывает около 60 тысяч абонентов и численность ее вряд ли будет увеличиваться.
Итак, расстановка сил на рынке в обозримом будущем более-менее ясна. Повторим, что основная задача игроков в этом году — захватить не особо «болтливого» абонента, который все еще «ходит на свободе», и при этом постараться не потерять в доходах. Для достижения этих целей компании вводят новые, более выгодные для клиента тарифы.
Тариф на час

Число тарифных планов у лидеров рынка растет на глазах и рождает у клиентов настоящие муки выбора. Сегодня у «ВымпелКома» пять тарифов, у МТС — шесть, у «МегаФона» — пока только три.
Начнем с тарифных планов для абонентов с так называемыми прямыми номерами.
Тарифному плану «Успех» («Би Лайн») с прямым городским номером предшествовали «Лидер» и «Бизнес».
Для сравнения: «лидеры» платили за 100 минут разговора $36,6 в месяц, «бизнесмены» — $42,8, а абоненты новенького «Успеха» — всего $31.
В «Мобильных ТелеСистемах» вниманию разговорчивых клиентов предлагается тариф «Элита» с прямым городским номером, сменивший тариф «Деловой».
Абоненты «Делового» за 100 минут разговора платили $40,1 в месяц, «Элита» же стоит $31,72.
Теперь посмотрим, как изменились тарифные планы для абонентов с федеральными номерами.
В «Би Лайне» на смену тарифному плану «Профессионал» с федеральным номером пришел более дешевый «Комфорт». Сто минут «профессионального» разговора стоили $17,2, а пользователю «Комфорта» они обойдутся в $16, 2.
«Мобильные ТелеСистемы» вместо тарифа «Экономный» с федеральным номером ввели тариф «Рациональный». Если ежемесячно 100 минут «Экономного» стоили $22, то по тарифу «Рациональный» клиент заплатит $19,15.
Следующая новинка от МТС — тариф «Авангард», чьим законным «предком» считается «Молодежный». Сто минут в «Авангарде» стоят $19,24, что на $4 дешевле по сравнению с «Молодежным». (Разница между «Авангардом» и «Рациональным» небольшая. В последнем на 10% дешевле стоят входящие-исходящие звонки на городской телефон, а в «Авангарде» настолько же дешевле исходящие с мобильного на мобильный.)
Последнее изобретение МТС — тарифный план «Десятка» (абонентская плата $5), по которому оплачиваются каждые 10 секунд разговора. Их стоимость при исходящем звонке с сотового на сотовый в любое время равна $0,05. Та же цена распространяется и на исходящие/входящие звонки с «трубки» на городской телефон.
Отдельно стоит сказать о безлимитных и «полубезлимитных» тарифах.
Снизилась абонентская плата самого дорогого и популярного среди состоятельных клиентов «Би Лайна» тарифного плана «Супер-GSM», где звонки вообще не тарифицируются. Раньше по плану «Супер-GSM» целый месяц можно было разговаривать без ограничений за $207,9, а теперь — за $180,15.
У нового тарифного плана «Рекорд» с федеральным номером «билайновских» предков не было. «Рекорд» предлагает абонентам 100 минут эфирного времени за $19,76.
МТС решила пополнить свой ассортимент безлимитным тарифом «Эксклюзив» с прямым городским номером. За $314 «эксклюзивно» можно разговаривать целый месяц беспрерывно (напомним, что аналогичный тариф у «Би Лайна» — «Супер-GSM» — стоит вдвое дешевле).
Компания «Сонет» также решила расширить круг своих потенциальных клиентов за счет граждан с самым разным достатком. Так, компания ввела тарифные планы с посекундной тарификацией с первой секунды разговора: «Сонет N16» и «Сонет N1». У «Сонета N16» абонентская плата в $21 включает 200 минут разговора, а по истечении этого срока стоимость минуты составляет $0,1 (это самая низкая цена в Москве за минуту разговора). В результате 100 минут по этому тарифному плану обойдутся в $10,5. Пользователи «Сонета N1» за $6,3 абонентской платы получают 60 минут, после чего минута им обходится в $0,14 (100 минут — $11,9).
Внутренний голос

В то время как в Москве конкуренция приобретает все более острые формы, на региональном рынке (а это более 120 млн. потенциальных абонентов) операторы только приступают к дележу пирога.
К концу прошлого года число региональных абонентов (то есть вся Россия без учета населения обеих столиц — Москвы и Санкт-Петербурга) достигло более 3 млн. Из них на долю московских операторов приходилось 1,25 млн.: МТС досталось около 600 тыс. клиентов, «Би Лайну» — 110 тыс., «МегаФону» — 960 тыс. (всего у «МегаФона» около 1 млн. абонентов, из них 870 тыс. — в Санкт-Петербурге). Остальные пользователи (больше половины) пользуются услугами местных операторов.
Как считает аналитик компании «Ренессанс-Капитал» Вячеслав Николаев, к концу нынешнего года ситуация на региональном мобильном рыке изменится в пользу «москвичей». Число абонентов МТС вырастет с 31% от всех «региональщиков» до 35% и составит 1 млн. 700 тыс. «Би Лайн» увеличит свою аудиторию с 4% до 9% (то есть до 455 тыс. абонентов), а «МегаФон» — с 6% до 12% (605 тыс.).
Что же касается «зон влияния» московских операторов, то у МТС имеются лицензии на предоставление услуг связи в 46 регионах, в то время как работают они всего в 29 (оставшиеся 17 обещают освоить к концу текущего года).
«Би Лайн» к этому же сроку собирается запустить свои сети в 50 регионах, из которых пока работает в 17.
«Мегафон» обзавелся лицензиями на обслуживание всех 89 регионов России. Но трудится он пока только в Москве, Московской области, а также в Северо-Западном (включая Санкт-Петербург), Поволжском, Северо-Кавказском регионах. Кто кого обскачет в провинции — покажет время.
Региональные операторы в неравной схватке с «москвичами», скорее всего, потерпят поражение. По словам Антона Погребинского, аналитика J’son & Partners, местные компании явно уступают общероссийским по качеству связи и охвату территории. Добавим, что МТС и «Би Лайн» благодаря рекламе известны в провинции не хуже местных операторов. Кроме того, у федеральной сети есть возможности, которых нет у региональной: в частности, внутрисетевой роуминг, когда междугородний звонок стоит столько же, сколько местный.
Кстати, о ценах. Общероссийские операторы в провинции продают свои услуги дешевле, чем в Москве, в расчете на менее платежеспособную аудиторию.
Так, «Би Лайн» ввел для регионов два тарифных плана с федеральным номером — «Базовый» и «Классический», а также тариф «Классический» с прямым городским номером. У всех трех компаний действует принцип посекундной тарификации разговора, начиная с первой минуты.
Сто минут абоненту тарифа «Классический» с федеральным номером обойдутся в $2,2 при абонентской плате в $8,7, а 100 минут «Классического» с прямым номером будут стоить $3,8 при абонентской плате в $21,25.
В столице «родственные» тарифы «Би Лайна» на 50% дороже. В тарифном плане «Базовый» абонентской платы нет. Средняя стоимость минуты там составит $0,13, а 100 минут, соответственно, $13, что также в два раза дешевле московских аналогов.
МТС для регионов не запускала специальных тарифов, просто те, которые существуют в Москве, в провинции обходятся на 25—30% дешевле. У «МегаФона» специальных предложений для провинции нет — там компания продает свои услуги по тем же расценкам, что и в столице.
Общий же прогноз ближайшего будущего рынка мобильной связи в России весьма и весьма оптимистичен для клиентов «сотовых» компаний — нас ожидает дальнейшее снижение цен. По разным оценкам, за год подешевеет на 15—30% пользование «мобильниками» с федеральным номером и на 10—15% — с номером прямым. Вот тогда и наговоримся.

Тарифные планы компаний сотовой связи*

~0102~Компания~0102~Стандарт связи~0102~Число абонентов*~0102~План~0401~Минимальный первоначальный платеж~0102~Абонентская плата~0102~Минимальная плата за траффик~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.)~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)****~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц
ВсегоВ том числе стоимость трубкиАванс/залогПлата за подключениеС сотового на сотовыйНа городской телефонС сотового на сотовыйНа городской телефон
«Би Лайн»GSM 900/18002 млн. 600 тыс.«Супер-GSM» с прямым городским номером446,5571,4(Motorola M3688)1950180,1500000180,15180,15180,15
~~~«Рекорд GSM» с федеральным номером по коду 8-901116,471,4 (Motopola M3688)46059,2859,28 (300 минут)00,1100,1119,7659,2898,8
~~~«Успех GSM» с прямым городским номером146,471,4 (Motorola M3688)75017,500,18/ 00,270,18/ 00,2735,571,5107,5
~~~«Комфорт GSM» с федеральным номером по коду 8-901106,471,4 (Motorola M3688)3506,2500,12/00,210,12/00,1218,2542,2566,25
~~~«Би + GSM»71,471,4 (Motorola M3688)00000,12/00,220,05/00,059,929,749,5
МТСGSM 900/180Более 2,5 млн.«Рациональный» с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-9167049 (Motorola M3788)210500,14/00,190,14/00,1919,1547,3875,6
~~~«Эксклюзив» с прямым городским номером39949 (Motorola M3788)350031400000314314314
~~~«Десятка» с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-9166549 (Motorola M3788)160500,3/00,30,3/00,32781135
~~~«Элита» с прямым городским номером13349 (Motorola M3788)8401100,2/00,310,07/00,1531,7272,49113,25
~~~«Авангард» с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-9167349 (Motorola M3788)240400,15/00,230,05/00,119,2450,1781,09
~~~«Президент» с прямым городским номером13349 (Motorola M3788)8401500,2/00,240,2/00,2433,5270,31107
«Сонет»CDMA50 тыс.«Сонет N120»151,2140 (Motorola V.2260)00151,200000151,2151,2151,2
~~~«Сонет N16»21140 (Motorola V.2260)002121 (200 минут)0,1 (с 201-й мин.) *****0,1 (с 201-й мин.) *****0,1 (с 201-й мин.)*****0,1 (с 201-й мин.) *****213151
~~~«Болтун»1242,5140 (Motorola V.2260)0100894,50000094,594,594,5
~~~«Сонет N1»146,3140 (Motorola V.2260)006,36,3 (60 минут)0,14 (с 61-й мин.) ******0,14 (с 61-й мин.)******0,14 (с 61-й мин.) ******0,14 (с 61-й мин.)******11,939,967,9

* Данные по компаниями МТС и «Би Лайн» предоставлены самими операторами на декабрь 2001 года. Данные по фирме «Сонет» предоставлены компанией «Ренессанс-Капитал» на декабрь 2001 года.

** Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.

*** Льготное время: МТС — в рабочие дни 19.00—00.00, 06.00—08.00, в выходные и праздники — 06.00—00.00; предусмотрено также «суперльготное» время — 00.00 — 07.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане «Авангард» минута разговора стоит $0,04; «Би Лайн» — выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будни — 20.00 — 08.00; «Сонет» — выходные и прздничные дни круглосуточно, а также в будни — 18.00—09.00.

**** Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% — на льготное, по 50% времени разговоров приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени — на исходящие и входящие вызовы.

***** C 201-й минуты посекундная тарификация с первой секунды.

****** С 61-й минуты посекундная тарификация с первой секунды.

Рынок сотовой связи в г. Москве*

По состоянию на декабрь 2001 года
МТС2,055 млн. (49,6%)
«ВымпелКом»1,915 млн. (46,6%)
«МегаФон»25 тыс. (0,6%)
МСС80 тыс. (1,9%)
«Сонет»50 тыс. (1,2%)
По состоянию на декабрь 2002 года
МТС2,98 млн. (45,6%)
«ВымпелКом»3,02 млн. (46,2%)
«МегаФон»420 тыс. (6,4%)
МСС65 тыс. (1,0%)
«Сонет»50 тыс. (0,8%)

* По оценкам компании «Ренессанс-Капитал».

ИРИНА ВОРОБЬЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK