Архивная публикация 2002 года: "Хватит отмалчиваться"
Слухи о том, что российский рынок мобильной связи полностью захвачен и окончательно поделен, сильно преувеличены. Сегодня операторы всерьез взялись за небогатого и "молчаливого" клиента, который до сих пор как-то обходился без "мобильника". А заодно "пошли войной" на регионы, где для захвата рынка столичные компании готовы продавать свои услуги на треть, а то и вполовину дешевле, чем в Москве.Поголовная мобилизация
Как считают большинство аналитиков, возможности столичного "сотового" рынка (вернее, столицы и области) далеко не исчерпаны. Так, по данным компании J'son & Partners, в конце прошлого года "мобильная" аудитория в Москве и Подмосковье насчитывала чуть больше 4 млн. абонентов. Позволить же себе сотовый телефон могут, по подсчетам экспертов, 7,2 млн. Не охваченные сотовой связью 3,2 млн. человек -- это работающие москвичи с ежемесячным доходом до $300, а также студенты, школьники и часть пенсионеров, которым мобильные телефоны могут купить их дети.
Доход операторов от каждого такого клиента по определению не может быть большим -- просто потому, что они не часто пользуются телефоном, за что и получили вполне официальное название "малоговорящих абонентов". Что ж, в ситуации, когда "болтливая" клиентура уже разобрана, пренебрегать "малыми" деньгами ведущие московские операторы не намерены.
"Пчелофоны" против "настоящего GSM"
В наступившем году основные мобильные баталии традиционно будут разворачиваться между двумя лидерами рынка -- "Мобильными ТелеСистемами" (МТС) и "ВымпелКомом" (марка "Би Лайн"). Борьба эта благоприятна для их клиентов: средняя ежемесячная прибыль компаний с каждого клиента по сравнению с прошлым годом значительно снизилась -- за счет снижения тарифов, а также вовлечения в оборот уже упомянутых выше "молчунов". У МТС этот показатель за прошлый год уменьшился с $54 до $39, а у "ВымпелКома" -- с $36 до $28.
Сейчас в многолетнем споре операторов выигрывает "ВымпелКом", чьи "мобильники" из-за изображенной на торговой марке пчеле называют иногда "пчелофонами". У "Би Лайна" на конец января нынешнего года насчитывалось 2,11 млн. абонентов, а у МТС -- 2,055 млн. По данным компании "Ренессанс-Капитал", за январь этого года МТС приобрели менее 20 тыс. клиентов, а "ВымпелКом" за тот же период -- 170 тыс. (в том числе и переметнувшихся от конкурента).
Главной причиной успеха "Би Лайна" эксперты считают удобную систему расчетов. Например, оплата разговоров через банкоматы в метро и кассы в магазинах торговой сети "Седьмой континент". Эта услуга помогла удержать старых клиентов и привлечь новых.
А вот польза от активно рекламируемых "Би Лайном" новостных SMS-каналов (сейчас их у компании аж 600 штук) несколько сомнительна. По замыслу авторов этой услуги при подписке за $10 в месяц на любой из каналов абонент может ежедневно получать сообщения о событиях в мире моды, кино, телепрограмму, прогноз погоды и много чего другого вплоть до новинок авторынка. Вроде бы неплохо, но, по мнению экспертов, SMS-каналы не играют решающей роли при выборе оператора. Кстати, это прекрасно понимают в МТС, где около 100 новостных каналов, и увеличивать их число руководство компании не собирается.
Другое дело -- расширение сети пунктов приема оплаты. В ближайшие два-три месяца МТС начнет принимать платежи столичных абонентов через банкоматы Автобанка в 90 дилерских салонах, а также установит более 30 электронно-дистанционных терминалов (нечто вроде банкоматов, предназначенных для оплаты мобильной связи). Соответственно, конкуренция двух основных игроков столичного рынка связи станет еще более жесткой.
Не думай о секундах свысока
Впрочем, к битве "титанов" подключаются и новые игроки. И прежде всего появившийся на московском рынке в декабре прошлого года оператор "МегаФон", учрежденный компаниями Sonic Duo, Sonera, Telia, "Телекоминвест" и "ЦТ-Мобайл".
"Новичок" всего за три месяца пребывания на московском рынке сумел набрать более 40 тысяч абонентов, предложив им не имеющие аналогов тарифы. Так, для абонентов "МегаФона" входящие звонки как с мобильных, так и с городских телефонов становятся бесплатными через 1 минуту разговора, а исходящие -- через 5 минут непрерывного общения. Более того, чтобы закрепиться на рынке, "МегаФон" сделал стоимость минуты разговора неприлично малой по сравнению с конкурентами.
Сравним: минута тарифа "Успех" ("Би Лайн") с прямым номером стоит в среднем $0,35 (более подробная информация представлена в таблице), минута "Элиты" (МТС), также с прямым номером, -- $0,31, а минута тарифа "Классический" ("МегаФон") -- $0,09.
Другой плюс "МегаФона" -- более высокое, чем у "старожилов" рынка, качество связи (просто в силу меньшего числа клиентов).
Еще одному столичному оператору -- компании "Московская сотовая связь", работающей в устаревающем аналоговом стандарте NMT-450i -- нелегко конкурировать с коллегами, которые предоставляют более качественные услуги в цифровых стандартах, тем более что эта компания работает только в пределах Москвы и ближайших к ней областей -- Московской, Тверской, Калужской. И все же МСС стремится если и не пополнить ряды своих клиентов, то хотя бы не растерять те 72 тыс. абонентов, которые еще пользуются ее услугами, а потому постепенное снижает плату на свои тарифы. Кстати, всего год назад у МСС было более 100 тыс. абонентов. Например, стоимость 100 минут разговора по тарифу "Рациональный" с прямым городским номером за прошедший год упала с $41,4 до $17,75 при бесплатных исходящих с сотового на сотовый МСС. (Здесь и далее стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени приходится на внутрисетевые и городские звонки и столько же -- на исходящие и выходящие вызовы. Все цены даны с учетом НДС и НсП.)
По прогнозам аналитиков, борьба на столичном рынке стихнет к началу следующего года, когда большинство потенциальных абонентов попадут в сети конкурентов. К 2003 году московские компании мобильной связи, по прогнозам "Ренессанс-Капитала", будут обслуживать около 5,7--5,8 млн. абонентов, из них 4% получит "МегаФон", 52% -- "Би Лайн", 43% -- МТС (подробнее см. таблицу).
Особняком от "битвы гигантов" держатся операторы, работающие в новых для России стандартах. Например, в стандарте CDMA, во внедрении которого на нашем рынке лидирует компания "Сонет".
Введение на рынок "безлимитных" новинок "Сонет", в отличие от тех же "Мобильных ТелеСистем", пока не планирует: уже существующие безлимитные тарифы компании полностью удовлетворяют спрос потенциальной аудитории. В частности, в числе "хитов" продаж уже около года держится безлимитный тариф "Сонет N120" с прямым московским номером, где в ежемесячную абонентскую плату ($151,2) включены еще и ряд дополнительных услуг, в том числе конференц-связь и переадресация вызова. Последняя, кстати, у всех тарифов "Сонета" дешевле, чем в других компаниях: $6 в месяц (против $15 в среднем по рынку).
Абонентская плата безлимитного тарифа "Болтун" с прямым номером составляет $94,5, что ниже, чем в аналогичных тарифных планах у "ВымпелКома" и МТС. Впрочем, плата за подключение и обслуживание в первый месяц в "Болтуне" -- $1008, что делает выгодным этот план при подключении на длительный срок.
Среди своих преимуществ "Сонет" числит и более высокое по сравнению с компаниями, работающими в других стандартах, качество связи, выражающееся, к примеру, в отсутствии эффекта "эха". В компании также заявляют, что мощность, необходимая для передачи сигнала по телефонам стандарта CDMA, составляет всего 0,02 Вт, что значительно меньше, чем у телефонов других стандартов, а следовательно, и безопасней для пользователя.
На сегодняшний день клиентура "Сонета", по оценкам "Ренессанс-Капитала", насчитывает около 60 тысяч абонентов и численность ее вряд ли будет увеличиваться.
Итак, расстановка сил на рынке в обозримом будущем более-менее ясна. Повторим, что основная задача игроков в этом году -- захватить не особо "болтливого" абонента, который все еще "ходит на свободе", и при этом постараться не потерять в доходах. Для достижения этих целей компании вводят новые, более выгодные для клиента тарифы.
Тариф на час
Число тарифных планов у лидеров рынка растет на глазах и рождает у клиентов настоящие муки выбора. Сегодня у "ВымпелКома" пять тарифов, у МТС -- шесть, у "МегаФона" -- пока только три.
Начнем с тарифных планов для абонентов с так называемыми прямыми номерами.
Тарифному плану "Успех" ("Би Лайн") с прямым городским номером предшествовали "Лидер" и "Бизнес".
Для сравнения: "лидеры" платили за 100 минут разговора $36,6 в месяц, "бизнесмены" -- $42,8, а абоненты новенького "Успеха" -- всего $31.
В "Мобильных ТелеСистемах" вниманию разговорчивых клиентов предлагается тариф "Элита" с прямым городским номером, сменивший тариф "Деловой".
Абоненты "Делового" за 100 минут разговора платили $40,1 в месяц, "Элита" же стоит $31,72.
Теперь посмотрим, как изменились тарифные планы для абонентов с федеральными номерами.
В "Би Лайне" на смену тарифному плану "Профессионал" с федеральным номером пришел более дешевый "Комфорт". Сто минут "профессионального" разговора стоили $17,2, а пользователю "Комфорта" они обойдутся в $16, 2.
"Мобильные ТелеСистемы" вместо тарифа "Экономный" с федеральным номером ввели тариф "Рациональный". Если ежемесячно 100 минут "Экономного" стоили $22, то по тарифу "Рациональный" клиент заплатит $19,15.
Следующая новинка от МТС -- тариф "Авангард", чьим законным "предком" считается "Молодежный". Сто минут в "Авангарде" стоят $19,24, что на $4 дешевле по сравнению с "Молодежным". (Разница между "Авангардом" и "Рациональным" небольшая. В последнем на 10% дешевле стоят входящие-исходящие звонки на городской телефон, а в "Авангарде" настолько же дешевле исходящие с мобильного на мобильный.)
Последнее изобретение МТС -- тарифный план "Десятка" (абонентская плата $5), по которому оплачиваются каждые 10 секунд разговора. Их стоимость при исходящем звонке с сотового на сотовый в любое время равна $0,05. Та же цена распространяется и на исходящие/входящие звонки с "трубки" на городской телефон.
Отдельно стоит сказать о безлимитных и "полубезлимитных" тарифах.
Снизилась абонентская плата самого дорогого и популярного среди состоятельных клиентов "Би Лайна" тарифного плана "Супер-GSM", где звонки вообще не тарифицируются. Раньше по плану "Супер-GSM" целый месяц можно было разговаривать без ограничений за $207,9, а теперь -- за $180,15.
У нового тарифного плана "Рекорд" с федеральным номером "билайновских" предков не было. "Рекорд" предлагает абонентам 100 минут эфирного времени за $19,76.
МТС решила пополнить свой ассортимент безлимитным тарифом "Эксклюзив" с прямым городским номером. За $314 "эксклюзивно" можно разговаривать целый месяц беспрерывно (напомним, что аналогичный тариф у "Би Лайна" -- "Супер-GSM" -- стоит вдвое дешевле).
Компания "Сонет" также решила расширить круг своих потенциальных клиентов за счет граждан с самым разным достатком. Так, компания ввела тарифные планы с посекундной тарификацией с первой секунды разговора: "Сонет N16" и "Сонет N1". У "Сонета N16" абонентская плата в $21 включает 200 минут разговора, а по истечении этого срока стоимость минуты составляет $0,1 (это самая низкая цена в Москве за минуту разговора). В результате 100 минут по этому тарифному плану обойдутся в $10,5. Пользователи "Сонета N1" за $6,3 абонентской платы получают 60 минут, после чего минута им обходится в $0,14 (100 минут -- $11,9).
Внутренний голос
В то время как в Москве конкуренция приобретает все более острые формы, на региональном рынке (а это более 120 млн. потенциальных абонентов) операторы только приступают к дележу пирога.
К концу прошлого года число региональных абонентов (то есть вся Россия без учета населения обеих столиц -- Москвы и Санкт-Петербурга) достигло более 3 млн. Из них на долю московских операторов приходилось 1,25 млн.: МТС досталось около 600 тыс. клиентов, "Би Лайну" -- 110 тыс., "МегаФону" -- 960 тыс. (всего у "МегаФона" около 1 млн. абонентов, из них 870 тыс. -- в Санкт-Петербурге). Остальные пользователи (больше половины) пользуются услугами местных операторов.
Как считает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, к концу нынешнего года ситуация на региональном мобильном рыке изменится в пользу "москвичей". Число абонентов МТС вырастет с 31% от всех "региональщиков" до 35% и составит 1 млн. 700 тыс. "Би Лайн" увеличит свою аудиторию с 4% до 9% (то есть до 455 тыс. абонентов), а "МегаФон" -- с 6% до 12% (605 тыс.).
Что же касается "зон влияния" московских операторов, то у МТС имеются лицензии на предоставление услуг связи в 46 регионах, в то время как работают они всего в 29 (оставшиеся 17 обещают освоить к концу текущего года).
"Би Лайн" к этому же сроку собирается запустить свои сети в 50 регионах, из которых пока работает в 17.
"Мегафон" обзавелся лицензиями на обслуживание всех 89 регионов России. Но трудится он пока только в Москве, Московской области, а также в Северо-Западном (включая Санкт-Петербург), Поволжском, Северо-Кавказском регионах. Кто кого обскачет в провинции -- покажет время.
Региональные операторы в неравной схватке с "москвичами", скорее всего, потерпят поражение. По словам Антона Погребинского, аналитика J'son & Partners, местные компании явно уступают общероссийским по качеству связи и охвату территории. Добавим, что МТС и "Би Лайн" благодаря рекламе известны в провинции не хуже местных операторов. Кроме того, у федеральной сети есть возможности, которых нет у региональной: в частности, внутрисетевой роуминг, когда междугородний звонок стоит столько же, сколько местный.
Кстати, о ценах. Общероссийские операторы в провинции продают свои услуги дешевле, чем в Москве, в расчете на менее платежеспособную аудиторию.
Так, "Би Лайн" ввел для регионов два тарифных плана с федеральным номером -- "Базовый" и "Классический", а также тариф "Классический" с прямым городским номером. У всех трех компаний действует принцип посекундной тарификации разговора, начиная с первой минуты.
Сто минут абоненту тарифа "Классический" с федеральным номером обойдутся в $2,2 при абонентской плате в $8,7, а 100 минут "Классического" с прямым номером будут стоить $3,8 при абонентской плате в $21,25.
В столице "родственные" тарифы "Би Лайна" на 50% дороже. В тарифном плане "Базовый" абонентской платы нет. Средняя стоимость минуты там составит $0,13, а 100 минут, соответственно, $13, что также в два раза дешевле московских аналогов.
МТС для регионов не запускала специальных тарифов, просто те, которые существуют в Москве, в провинции обходятся на 25--30% дешевле. У "МегаФона" специальных предложений для провинции нет -- там компания продает свои услуги по тем же расценкам, что и в столице.
Общий же прогноз ближайшего будущего рынка мобильной связи в России весьма и весьма оптимистичен для клиентов "сотовых" компаний -- нас ожидает дальнейшее снижение цен. По разным оценкам, за год подешевеет на 15--30% пользование "мобильниками" с федеральным номером и на 10--15% -- с номером прямым. Вот тогда и наговоримся.
Тарифные планы компаний сотовой связи*
Слухи о том, что российский рынок мобильной связи полностью захвачен и окончательно поделен, сильно преувеличены. Сегодня операторы всерьез взялись за небогатого и "молчаливого" клиента, который до сих пор как-то обходился без "мобильника". А заодно "пошли войной" на регионы, где для захвата рынка столичные компании готовы продавать свои услуги на треть, а то и вполовину дешевле, чем в Москве.Поголовная мобилизация
Как считают большинство аналитиков, возможности столичного "сотового" рынка (вернее, столицы и области) далеко не исчерпаны. Так, по данным компании J'son & Partners, в конце прошлого года "мобильная" аудитория в Москве и Подмосковье насчитывала чуть больше 4 млн. абонентов. Позволить же себе сотовый телефон могут, по подсчетам экспертов, 7,2 млн. Не охваченные сотовой связью 3,2 млн. человек -- это работающие москвичи с ежемесячным доходом до $300, а также студенты, школьники и часть пенсионеров, которым мобильные телефоны могут купить их дети.
Доход операторов от каждого такого клиента по определению не может быть большим -- просто потому, что они не часто пользуются телефоном, за что и получили вполне официальное название "малоговорящих абонентов". Что ж, в ситуации, когда "болтливая" клиентура уже разобрана, пренебрегать "малыми" деньгами ведущие московские операторы не намерены.
"Пчелофоны" против "настоящего GSM"
В наступившем году основные мобильные баталии традиционно будут разворачиваться между двумя лидерами рынка -- "Мобильными ТелеСистемами" (МТС) и "ВымпелКомом" (марка "Би Лайн"). Борьба эта благоприятна для их клиентов: средняя ежемесячная прибыль компаний с каждого клиента по сравнению с прошлым годом значительно снизилась -- за счет снижения тарифов, а также вовлечения в оборот уже упомянутых выше "молчунов". У МТС этот показатель за прошлый год уменьшился с $54 до $39, а у "ВымпелКома" -- с $36 до $28.
Сейчас в многолетнем споре операторов выигрывает "ВымпелКом", чьи "мобильники" из-за изображенной на торговой марке пчеле называют иногда "пчелофонами". У "Би Лайна" на конец января нынешнего года насчитывалось 2,11 млн. абонентов, а у МТС -- 2,055 млн. По данным компании "Ренессанс-Капитал", за январь этого года МТС приобрели менее 20 тыс. клиентов, а "ВымпелКом" за тот же период -- 170 тыс. (в том числе и переметнувшихся от конкурента).
Главной причиной успеха "Би Лайна" эксперты считают удобную систему расчетов. Например, оплата разговоров через банкоматы в метро и кассы в магазинах торговой сети "Седьмой континент". Эта услуга помогла удержать старых клиентов и привлечь новых.
А вот польза от активно рекламируемых "Би Лайном" новостных SMS-каналов (сейчас их у компании аж 600 штук) несколько сомнительна. По замыслу авторов этой услуги при подписке за $10 в месяц на любой из каналов абонент может ежедневно получать сообщения о событиях в мире моды, кино, телепрограмму, прогноз погоды и много чего другого вплоть до новинок авторынка. Вроде бы неплохо, но, по мнению экспертов, SMS-каналы не играют решающей роли при выборе оператора. Кстати, это прекрасно понимают в МТС, где около 100 новостных каналов, и увеличивать их число руководство компании не собирается.
Другое дело -- расширение сети пунктов приема оплаты. В ближайшие два-три месяца МТС начнет принимать платежи столичных абонентов через банкоматы Автобанка в 90 дилерских салонах, а также установит более 30 электронно-дистанционных терминалов (нечто вроде банкоматов, предназначенных для оплаты мобильной связи). Соответственно, конкуренция двух основных игроков столичного рынка связи станет еще более жесткой.
Не думай о секундах свысока
Впрочем, к битве "титанов" подключаются и новые игроки. И прежде всего появившийся на московском рынке в декабре прошлого года оператор "МегаФон", учрежденный компаниями Sonic Duo, Sonera, Telia, "Телекоминвест" и "ЦТ-Мобайл".
"Новичок" всего за три месяца пребывания на московском рынке сумел набрать более 40 тысяч абонентов, предложив им не имеющие аналогов тарифы. Так, для абонентов "МегаФона" входящие звонки как с мобильных, так и с городских телефонов становятся бесплатными через 1 минуту разговора, а исходящие -- через 5 минут непрерывного общения. Более того, чтобы закрепиться на рынке, "МегаФон" сделал стоимость минуты разговора неприлично малой по сравнению с конкурентами.
Сравним: минута тарифа "Успех" ("Би Лайн") с прямым номером стоит в среднем $0,35 (более подробная информация представлена в таблице), минута "Элиты" (МТС), также с прямым номером, -- $0,31, а минута тарифа "Классический" ("МегаФон") -- $0,09.
Другой плюс "МегаФона" -- более высокое, чем у "старожилов" рынка, качество связи (просто в силу меньшего числа клиентов).
Еще одному столичному оператору -- компании "Московская сотовая связь", работающей в устаревающем аналоговом стандарте NMT-450i -- нелегко конкурировать с коллегами, которые предоставляют более качественные услуги в цифровых стандартах, тем более что эта компания работает только в пределах Москвы и ближайших к ней областей -- Московской, Тверской, Калужской. И все же МСС стремится если и не пополнить ряды своих клиентов, то хотя бы не растерять те 72 тыс. абонентов, которые еще пользуются ее услугами, а потому постепенное снижает плату на свои тарифы. Кстати, всего год назад у МСС было более 100 тыс. абонентов. Например, стоимость 100 минут разговора по тарифу "Рациональный" с прямым городским номером за прошедший год упала с $41,4 до $17,75 при бесплатных исходящих с сотового на сотовый МСС. (Здесь и далее стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени приходится на внутрисетевые и городские звонки и столько же -- на исходящие и выходящие вызовы. Все цены даны с учетом НДС и НсП.)
По прогнозам аналитиков, борьба на столичном рынке стихнет к началу следующего года, когда большинство потенциальных абонентов попадут в сети конкурентов. К 2003 году московские компании мобильной связи, по прогнозам "Ренессанс-Капитала", будут обслуживать около 5,7--5,8 млн. абонентов, из них 4% получит "МегаФон", 52% -- "Би Лайн", 43% -- МТС (подробнее см. таблицу).
Особняком от "битвы гигантов" держатся операторы, работающие в новых для России стандартах. Например, в стандарте CDMA, во внедрении которого на нашем рынке лидирует компания "Сонет".
Введение на рынок "безлимитных" новинок "Сонет", в отличие от тех же "Мобильных ТелеСистем", пока не планирует: уже существующие безлимитные тарифы компании полностью удовлетворяют спрос потенциальной аудитории. В частности, в числе "хитов" продаж уже около года держится безлимитный тариф "Сонет N120" с прямым московским номером, где в ежемесячную абонентскую плату ($151,2) включены еще и ряд дополнительных услуг, в том числе конференц-связь и переадресация вызова. Последняя, кстати, у всех тарифов "Сонета" дешевле, чем в других компаниях: $6 в месяц (против $15 в среднем по рынку).
Абонентская плата безлимитного тарифа "Болтун" с прямым номером составляет $94,5, что ниже, чем в аналогичных тарифных планах у "ВымпелКома" и МТС. Впрочем, плата за подключение и обслуживание в первый месяц в "Болтуне" -- $1008, что делает выгодным этот план при подключении на длительный срок.
Среди своих преимуществ "Сонет" числит и более высокое по сравнению с компаниями, работающими в других стандартах, качество связи, выражающееся, к примеру, в отсутствии эффекта "эха". В компании также заявляют, что мощность, необходимая для передачи сигнала по телефонам стандарта CDMA, составляет всего 0,02 Вт, что значительно меньше, чем у телефонов других стандартов, а следовательно, и безопасней для пользователя.
На сегодняшний день клиентура "Сонета", по оценкам "Ренессанс-Капитала", насчитывает около 60 тысяч абонентов и численность ее вряд ли будет увеличиваться.
Итак, расстановка сил на рынке в обозримом будущем более-менее ясна. Повторим, что основная задача игроков в этом году -- захватить не особо "болтливого" абонента, который все еще "ходит на свободе", и при этом постараться не потерять в доходах. Для достижения этих целей компании вводят новые, более выгодные для клиента тарифы.
Тариф на час
Число тарифных планов у лидеров рынка растет на глазах и рождает у клиентов настоящие муки выбора. Сегодня у "ВымпелКома" пять тарифов, у МТС -- шесть, у "МегаФона" -- пока только три.
Начнем с тарифных планов для абонентов с так называемыми прямыми номерами.
Тарифному плану "Успех" ("Би Лайн") с прямым городским номером предшествовали "Лидер" и "Бизнес".
Для сравнения: "лидеры" платили за 100 минут разговора $36,6 в месяц, "бизнесмены" -- $42,8, а абоненты новенького "Успеха" -- всего $31.
В "Мобильных ТелеСистемах" вниманию разговорчивых клиентов предлагается тариф "Элита" с прямым городским номером, сменивший тариф "Деловой".
Абоненты "Делового" за 100 минут разговора платили $40,1 в месяц, "Элита" же стоит $31,72.
Теперь посмотрим, как изменились тарифные планы для абонентов с федеральными номерами.
В "Би Лайне" на смену тарифному плану "Профессионал" с федеральным номером пришел более дешевый "Комфорт". Сто минут "профессионального" разговора стоили $17,2, а пользователю "Комфорта" они обойдутся в $16, 2.
"Мобильные ТелеСистемы" вместо тарифа "Экономный" с федеральным номером ввели тариф "Рациональный". Если ежемесячно 100 минут "Экономного" стоили $22, то по тарифу "Рациональный" клиент заплатит $19,15.
Следующая новинка от МТС -- тариф "Авангард", чьим законным "предком" считается "Молодежный". Сто минут в "Авангарде" стоят $19,24, что на $4 дешевле по сравнению с "Молодежным". (Разница между "Авангардом" и "Рациональным" небольшая. В последнем на 10% дешевле стоят входящие-исходящие звонки на городской телефон, а в "Авангарде" настолько же дешевле исходящие с мобильного на мобильный.)
Последнее изобретение МТС -- тарифный план "Десятка" (абонентская плата $5), по которому оплачиваются каждые 10 секунд разговора. Их стоимость при исходящем звонке с сотового на сотовый в любое время равна $0,05. Та же цена распространяется и на исходящие/входящие звонки с "трубки" на городской телефон.
Отдельно стоит сказать о безлимитных и "полубезлимитных" тарифах.
Снизилась абонентская плата самого дорогого и популярного среди состоятельных клиентов "Би Лайна" тарифного плана "Супер-GSM", где звонки вообще не тарифицируются. Раньше по плану "Супер-GSM" целый месяц можно было разговаривать без ограничений за $207,9, а теперь -- за $180,15.
У нового тарифного плана "Рекорд" с федеральным номером "билайновских" предков не было. "Рекорд" предлагает абонентам 100 минут эфирного времени за $19,76.
МТС решила пополнить свой ассортимент безлимитным тарифом "Эксклюзив" с прямым городским номером. За $314 "эксклюзивно" можно разговаривать целый месяц беспрерывно (напомним, что аналогичный тариф у "Би Лайна" -- "Супер-GSM" -- стоит вдвое дешевле).
Компания "Сонет" также решила расширить круг своих потенциальных клиентов за счет граждан с самым разным достатком. Так, компания ввела тарифные планы с посекундной тарификацией с первой секунды разговора: "Сонет N16" и "Сонет N1". У "Сонета N16" абонентская плата в $21 включает 200 минут разговора, а по истечении этого срока стоимость минуты составляет $0,1 (это самая низкая цена в Москве за минуту разговора). В результате 100 минут по этому тарифному плану обойдутся в $10,5. Пользователи "Сонета N1" за $6,3 абонентской платы получают 60 минут, после чего минута им обходится в $0,14 (100 минут -- $11,9).
Внутренний голос
В то время как в Москве конкуренция приобретает все более острые формы, на региональном рынке (а это более 120 млн. потенциальных абонентов) операторы только приступают к дележу пирога.
К концу прошлого года число региональных абонентов (то есть вся Россия без учета населения обеих столиц -- Москвы и Санкт-Петербурга) достигло более 3 млн. Из них на долю московских операторов приходилось 1,25 млн.: МТС досталось около 600 тыс. клиентов, "Би Лайну" -- 110 тыс., "МегаФону" -- 960 тыс. (всего у "МегаФона" около 1 млн. абонентов, из них 870 тыс. -- в Санкт-Петербурге). Остальные пользователи (больше половины) пользуются услугами местных операторов.
Как считает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, к концу нынешнего года ситуация на региональном мобильном рыке изменится в пользу "москвичей". Число абонентов МТС вырастет с 31% от всех "региональщиков" до 35% и составит 1 млн. 700 тыс. "Би Лайн" увеличит свою аудиторию с 4% до 9% (то есть до 455 тыс. абонентов), а "МегаФон" -- с 6% до 12% (605 тыс.).
Что же касается "зон влияния" московских операторов, то у МТС имеются лицензии на предоставление услуг связи в 46 регионах, в то время как работают они всего в 29 (оставшиеся 17 обещают освоить к концу текущего года).
"Би Лайн" к этому же сроку собирается запустить свои сети в 50 регионах, из которых пока работает в 17.
"Мегафон" обзавелся лицензиями на обслуживание всех 89 регионов России. Но трудится он пока только в Москве, Московской области, а также в Северо-Западном (включая Санкт-Петербург), Поволжском, Северо-Кавказском регионах. Кто кого обскачет в провинции -- покажет время.
Региональные операторы в неравной схватке с "москвичами", скорее всего, потерпят поражение. По словам Антона Погребинского, аналитика J'son & Partners, местные компании явно уступают общероссийским по качеству связи и охвату территории. Добавим, что МТС и "Би Лайн" благодаря рекламе известны в провинции не хуже местных операторов. Кроме того, у федеральной сети есть возможности, которых нет у региональной: в частности, внутрисетевой роуминг, когда междугородний звонок стоит столько же, сколько местный.
Кстати, о ценах. Общероссийские операторы в провинции продают свои услуги дешевле, чем в Москве, в расчете на менее платежеспособную аудиторию.
Так, "Би Лайн" ввел для регионов два тарифных плана с федеральным номером -- "Базовый" и "Классический", а также тариф "Классический" с прямым городским номером. У всех трех компаний действует принцип посекундной тарификации разговора, начиная с первой минуты.
Сто минут абоненту тарифа "Классический" с федеральным номером обойдутся в $2,2 при абонентской плате в $8,7, а 100 минут "Классического" с прямым номером будут стоить $3,8 при абонентской плате в $21,25.
В столице "родственные" тарифы "Би Лайна" на 50% дороже. В тарифном плане "Базовый" абонентской платы нет. Средняя стоимость минуты там составит $0,13, а 100 минут, соответственно, $13, что также в два раза дешевле московских аналогов.
МТС для регионов не запускала специальных тарифов, просто те, которые существуют в Москве, в провинции обходятся на 25--30% дешевле. У "МегаФона" специальных предложений для провинции нет -- там компания продает свои услуги по тем же расценкам, что и в столице.
Общий же прогноз ближайшего будущего рынка мобильной связи в России весьма и весьма оптимистичен для клиентов "сотовых" компаний -- нас ожидает дальнейшее снижение цен. По разным оценкам, за год подешевеет на 15--30% пользование "мобильниками" с федеральным номером и на 10--15% -- с номером прямым. Вот тогда и наговоримся.
Тарифные планы компаний сотовой связи*
~0102~Компания | ~0102~Стандарт связи | ~0102~Число абонентов* | ~0102~План | ~0401~Минимальный первоначальный платеж | ~0102~Абонентская плата | ~0102~Минимальная плата за траффик | ~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.) | ~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)**** | ~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц | ~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц | ~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | В том числе стоимость трубки | Аванс/залог | Плата за подключение | С сотового на сотовый | На городской телефон | С сотового на сотовый | На городской телефон | |||||||||
"Би Лайн" | GSM 900/1800 | 2 млн. 600 тыс. | "Супер-GSM" с прямым городским номером | 446,55 | 71,4(Motorola M3688) | 195 | 0 | 180,15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 180,15 | 180,15 | 180,15 |
~ | ~ | ~ | "Рекорд GSM" с федеральным номером по коду 8-901 | 116,4 | 71,4 (Motopola M3688) | 46 | 0 | 59,28 | 59,28 (300 минут) | 0 | 0,11 | 0 | 0,11 | 19,76 | 59,28 | 98,8 |
~ | ~ | ~ | "Успех GSM" с прямым городским номером | 146,4 | 71,4 (Motorola M3688) | 75 | 0 | 17,5 | 0 | 0,18/ 0 | 0,27 | 0,18/ 0 | 0,27 | 35,5 | 71,5 | 107,5 |
~ | ~ | ~ | "Комфорт GSM" с федеральным номером по коду 8-901 | 106,4 | 71,4 (Motorola M3688) | 35 | 0 | 6,25 | 0 | 0,12/0 | 0,21 | 0,12/0 | 0,12 | 18,25 | 42,25 | 66,25 |
~ | ~ | ~ | "Би + GSM" | 71,4 | 71,4 (Motorola M3688) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,12/0 | 0,22 | 0,05/0 | 0,05 | 9,9 | 29,7 | 49,5 |
МТС | GSM 900/180 | Более 2,5 млн. | "Рациональный" с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-916 | 70 | 49 (Motorola M3788) | 21 | 0 | 5 | 0 | 0,14/0 | 0,19 | 0,14/0 | 0,19 | 19,15 | 47,38 | 75,6 |
~ | ~ | ~ | "Эксклюзив" с прямым городским номером | 399 | 49 (Motorola M3788) | 350 | 0 | 314 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 314 | 314 | 314 |
~ | ~ | ~ | "Десятка" с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-916 | 65 | 49 (Motorola M3788) | 16 | 0 | 5 | 0 | 0,3/0 | 0,3 | 0,3/0 | 0,3 | 27 | 81 | 135 |
~ | ~ | ~ | "Элита" с прямым городским номером | 133 | 49 (Motorola M3788) | 84 | 0 | 11 | 0 | 0,2/0 | 0,31 | 0,07/0 | 0,15 | 31,72 | 72,49 | 113,25 |
~ | ~ | ~ | "Авангард" с федеральным номером по коду 8-902, 8-910, 8-916 | 73 | 49 (Motorola M3788) | 24 | 0 | 4 | 0 | 0,15/0 | 0,23 | 0,05/0 | 0,1 | 19,24 | 50,17 | 81,09 |
~ | ~ | ~ | "Президент" с прямым городским номером | 133 | 49 (Motorola M3788) | 84 | 0 | 15 | 0 | 0,2/0 | 0,24 | 0,2/0 | 0,24 | 33,52 | 70,31 | 107 |
"Сонет" | CDMA | 50 тыс. | "Сонет N120" | 151,2 | 140 (Motorola V.2260) | 0 | 0 | 151,2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 151,2 | 151,2 | 151,2 |
~ | ~ | ~ | "Сонет N16" | 21 | 140 (Motorola V.2260) | 0 | 0 | 21 | 21 (200 минут) | 0,1 (с 201-й мин.) ***** | 0,1 (с 201-й мин.) ***** | 0,1 (с 201-й мин.)***** | 0,1 (с 201-й мин.) ***** | 21 | 31 | 51 |
~ | ~ | ~ | "Болтун" | 1242,5 | 140 (Motorola V.2260) | 0 | 1008 | 94,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 94,5 | 94,5 | 94,5 |
~ | ~ | ~ | "Сонет N1" | 146,3 | 140 (Motorola V.2260) | 0 | 0 | 6,3 | 6,3 (60 минут) | 0,14 (с 61-й мин.) ****** | 0,14 (с 61-й мин.)****** | 0,14 (с 61-й мин.) ****** | 0,14 (с 61-й мин.)****** | 11,9 | 39,9 | 67,9 |
* Данные по компаниями МТС и "Би Лайн" предоставлены самими операторами на декабрь 2001 года. Данные по фирме "Сонет" предоставлены компанией "Ренессанс-Капитал" на декабрь 2001 года.
** Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.
*** Льготное время: МТС -- в рабочие дни 19.00--00.00, 06.00--08.00, в выходные и праздники -- 06.00--00.00; предусмотрено также "суперльготное" время -- 00.00 -- 07.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане "Авангард" минута разговора стоит $0,04; "Би Лайн" -- выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будни -- 20.00 -- 08.00; "Сонет" -- выходные и прздничные дни круглосуточно, а также в будни -- 18.00--09.00.
**** Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени разговоров приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени -- на исходящие и входящие вызовы.
***** C 201-й минуты посекундная тарификация с первой секунды.
****** С 61-й минуты посекундная тарификация с первой секунды.
Рынок сотовой связи в г. Москве*
По состоянию на декабрь 2001 года | |
МТС | 2,055 млн. (49,6%) |
"ВымпелКом" | 1,915 млн. (46,6%) |
"МегаФон" | 25 тыс. (0,6%) |
МСС | 80 тыс. (1,9%) |
"Сонет" | 50 тыс. (1,2%) |
По состоянию на декабрь 2002 года | |
МТС | 2,98 млн. (45,6%) |
"ВымпелКом" | 3,02 млн. (46,2%) |
"МегаФон" | 420 тыс. (6,4%) |
МСС | 65 тыс. (1,0%) |
"Сонет" | 50 тыс. (0,8%) |
* По оценкам компании "Ренессанс-Капитал".
ИРИНА ВОРОБЬЕВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».