Наверх
22 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "И совсем не больно"

Автомобиль корреспондента "Профиля" прошел технический осмотр по новым правилам. 

Автомобиль корреспондента "Профиля" прошел технический осмотр по новым правилам. 

С этого года техосмотр лишился "звания" государственного, проходить его теперь можно не только в ГИБДД, но и в любом аккредитованном техническом сервисе. Аккредитацией техсервисов занимается не госструктура, а вполне независимая организация — Российский союз автостраховщиков (РСА), который следит и за добросовестностью участников процесса. Связано это с тем, что процедура техосмотра "увязана" теперь со страхованием автогражданской ответственности — отныне полис ОСАГО нельзя будет получить, не пройдя осмотра. В связи с утратой техосмотром государственного статуса отменена и госпошлина в размере 300 рублей.
   В то, что "модернизация" пройдет без сучка, без задоринки, верилось с трудом. Опыт подсказывал, что обязательно что-нибудь пойдет не так. Взять хотя бы все тот же транспортный налог, который мы, автомобилисты, долго просили включить в стоимость топлива. В итоге нашу просьбу "выполнили": акциз на топливо увеличили, но налог при этом никуда не исчез. Но "теоретически" все было известно давно, а сейчас наступила пора набраться бесценного личного опыта.
   Моему автомобилю пять лет, и я должен проходить техосмотр раз в два года. В отличие от владельцев новых машин, получающих при покупке талон техосмотра, действующий три года, и договор страхования ОСАГО. Когда машине исполнится семь лет, этот процесс станет для ее владельца ежегодным. Первым делом я внимательно осмотрел свой старый талон гостехосмотра: цифры 2012 и дырка на римской цифре I, обозначающей месяц январь, не оставляли сомнений в том, что мне придется торить дорогу в неизведанное. Я вздохнул и полез на сайт РСА. Путь к новому полису ОСАГО начался.
   На сайте РСА, как обещали чиновники и руководители союза, должен быть выложен список тех автомастерских, которые уже аккредитовались для проведения техосмотра. Я уже приготовился биться с бестолковостью юзабилити, которым славятся "казенные" сайты, но был приятно удивлен. Долго искать списки не пришлось. Ссылка "Техосмотр" расположена прямо в шапке главной страницы, и при наведении на нее курсора "выпадает" подробный список подразделов. Нам нужны "Сведения из реестра операторов технического осмотра транспортных средств" — это третий пункт в списке подразделов. Попав на одноименную страницу, скачиваем один из файлов Excel. При этом разработчики раздела постарались писать как можно понятнее. Так, первый файл называется "Нажмите, чтобы загрузить сведения из реестра операторов технического осмотра транспортных средств", а второй — "Нажмите, чтобы загрузить сведения из реестра операторов технического осмотра транспортных средств, начиная с номера 5000 и далее". Но оба файла, кажется, не связаны друг с другом: нет никакой преемственности по алфавиту либо по номерам или регионам. Тем не менее ориентироваться в самих файлах легко: выбираем в шапке таблицы нужный столбец, например с названием региона, и фильтруем, выбирая в ниспадающем списке только интересующие нас город или область. Например, Московскую. К слову, на следующий день после поиска я обнаружил, что ниспадающие из шапок таблицы списки исчезли: таблицу перезалили и забыли настроить. Вот кому-то, не работавшему раньше в Excel, будет сюрприз — искать ближайший пункт техосмотра, просматривая одну за другой 2526 строк в первом файле. Второй файл содержит всего 119 строк.
   Выбрав самый удобный для меня техсервис (Люберецкий район Московской области), я отправился туда, записав предварительно указанный в реестре контактный телефон выбранной организации и имя ее директора. Естественно, и бумажник я набил потуже, так как ходили слухи о немалой стоимости нового техосмотра: 2-3 тыс. рублей плюс затраты на устранение тех или иных недочетов. Словом, подготовился как мог.
   Дальше начался сюрприз за сюрпризом. Во-первых, стоимость техосмотра составила всего 680 рублей, и при этом никакой очереди на пункте не было. Сам техосмотр действительно занял 30 ми-нут, если не считать моего отъезда в магазин запчастей за лампочкой для левого стоп-сигнала. Купить ее можно было и на месте за ту же цену, но я хотел проверить, как к этому отнесутся проводившие осмотр люди. Им оказалось все равно. Они завершили процедуру, отметили полную исправность моего автомобиля (за исключением пресловутой лампочки) и отпустили. Когда же через час я вернулся с уже горящим левым стоп-сигналом, они выдали мне новый талон техосмотра.
   Как мне рассказал работник пункта техосмотра, полученная диагностическая карта автомобиля сохраняется в электронном виде, после чего отправляется в единую автоматизированную информационную базу техосмотра, которую разработала и ведет ГИБДД. Если произойдет авария, скажем, по причине отказа тормозов, то заинтересованные в урегулировании убытков стороны смогут посмотреть, кто проводил техосмотр автомобиля, что при этом записал в диагностическую карту и виноват ли в том, что просмотрел неисправность. А тут и до материальной ответственности недалеко. По словам же начальника управления ГУ ОБДД МВД России Александра Борисова, в этой базе уже есть более 5,5 тыс. записей о проведенном техосмотре.
   В последнее время наметилась нехватка бланков техосмотра, выдаваемых техсервисами, поэтому не пугайтесь, если вам вместо него выдадут справку о прохождении в простой письменной форме. Показывать ее остановившему вас сотруднику ГИБДД, как и новый талон техосмотра, не нужно, а представитель страховой компании выпишет вам полис по любому из этих двух документов. "Мы приняли решение, что пункты, где бланки отсутствуют по какой-либо причине, могут в простой письменной форме заполнить характеристику автомобиля, подписать и направить страховым организациям", — комментирует ситуацию первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
   Картина получается идиллическая: стоимость техосмотра не изменилась благодаря отмене госпошлины в 300 рублей, очередей нет, проблем с устранением неисправностей, мешающих прохождению осмотра, — тоже. Однако вскоре ситуация может поменяться.
   Первая причина связана с сезонностью. Так как большинство автомобилей приобретается россиянами в весенний период, то и техосмотр их делается в это же время, а значит, скоро очереди на осмотр появятся не только в ГИБДД, которые продолжат дублировать деятельность аккредитованных техсервисов до 2014 года, но и в самих техсервисах. Не стоит забывать и про армию "подснежников", которые, прежде чем появится на дороге, оккупируют пункты техосмотра. Вторая причина связана с тем, что не все регионы России одинаково густо "населены" автомобилями, а значит, где-то будет наблюдаться переизбыток клиентов, а где-то — нехватка.
   Теперь о ценах. Пока во всех регионах они примерно одинаковые: от 300 до 700 рублей. "Когда мы приняли новые правила, сократили перечень операций, снизили время прохождения техосмотра, убрали все лишнее, что было с 90-х годов, и начали пересчитывать, оказалось, что цена техосмотра вырасти (по сравнению с прошлым годом) на самом деле сильно не должна, — говорит замглавы департамента Минэкономразвития РФ Евгений Ковтун. — Например, раньше в Москве плата за техосмотр составляла 690 рублей плюс 300 рублей госпошлина. По нашим данным, теоретически она должна остаться такой же, но это минимальная рентабельность предприятия, и с точки зрения бизнеса работа на таких условиях не всегда была бы интересна. Поэтому, когда субъекты стали устанавливать цену, мы обратили их внимание на то, что бизнес в сфере техосмотра надо стимулировать. В регионах, где мало автомобилей, при плате за техосмотр меньше 300 рублей бизнесу трудно будет выжить, и в результате он может прекратить свое существование". Пока же установленные ценовые планки не пугают. Даже самая высокая разрешенная стоимость, принятая в Московской области — 1040 рублей, — негодования не вызывает. На втором месте Приморский край — 996 рублей 82 копейки, что звучит несколько комично. На третьем месте Санкт-Петербург со своими "до 881 рубля". Четвертое и пятое места за Магаданской областью и Краснодарским краем, где стоимость техосмотра не может превышать 669 и 651 рубля соответственно. В других регионах верхняя планка цен опущена еще ниже. Как следствие, многие техсервисы остались недовольны популистскими решениями властей своих регионов, а значит, рано или поздно ценовой коридор придется расширить, как это будет сделано в Москве уже в апреле, так как работать по установленному тарифу "не дороже 690 рублей" при высокой арендной плате за помещения и немалых зарплатах сотрудников просто нерентабельно. Кстати, примерно тогда же повысится и стоимость страхования ОСАГО: после рассмотрения предложения о повышении страховых выплат Госдумой базовый тариф может вырасти до трех и более тысяч рублей, о чем мы уже писали в прошлом номере.
   Пока же к услугам автовладельцев в России три типа организаций, проводящих техосмотр. Это 119 пунктов при ГИБДД, структуры, работающие по договорам с ГИБДД, и аккредитованные РСА частные техсервисы, которых насчитывается более 2,5 тыс. Такого количества операторов осмотра должно хватить даже при возобновившемся росте продаж автомобилей (2,653 млн проданных в 2011 году новых автомобилей и 3,5 млн б/у авто). Другой вопрос, какие ценовые корректировки ждут нас в дальнейшем и как это повлияет на количество пунктов ТО.
   

 

   ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
   На наиболее часто задаваемые вопросы читателей "Профиля" отвечает начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.
   
   … У меня кончается страховка ОСАГО, но талон техосмотра еще действителен?
   "Если талон техосмотра действителен еще более чем шесть месяцев, то вы можете оформить договор страхования ОСАГО без прохождения техосмотра. В противном случае вам необходимо пройти техосмотр по новым правилам и с полученным талоном идти в страховую компанию или к страховому агенту".
   
   … Заканчивается действие талона ГТО, но полис ОСАГО еще действителен. Должен ли я проходить ТО и перезаключать договор страхования?
   "Нет. Вы можете ездить с просроченным талоном ГТО до конца срока действия страхового полиса, после чего пройдете техосмотр по новым правилам и заключите новый договор страхования ОСАГО".
   
   … Я живу не в том регионе, в котором прописан. Надо ли мне теперь гнать автомобиль домой для прохождения техосмотра?
   "Вы можете проходить техосмотр в любом удобном вам регионе России: в подразделениях ГИБДД, в организациях, работающих с ГИБДД по договору, в аккредитованных в РСА частных техсервисах".
   
   … Я покупаю автомобиль с рук. Он уже снят с учета, и у него нет ни предыдущего талона ГТО, ни страховки ОСАГО. Как мне добраться до пункта техосмотра без полиса ОСАГО и не быть оштрафованным?
   "По новым правилам вы можете ездить без действующего полиса ОСАГО и без пройденного техосмотра до 10 дней со дня покупки автомобиля, а не до пяти, как было раньше. При этом нужно обязательно возить с собой договор купли-продажи. В случае ДТП по вашей вине вы будете оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля сами, поэтому, если вы не уверены в своем водительском мастерстве, до пункта техосмотра лучше доехать на эвакуаторе либо попросить об услуге более опытного водителя".
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK