Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Играют все, выигрывают единицы"

Компьютерные игры не являются спортом, как не являются им секс, кулинария и даже фигурное катание. Это занятие, любимое огромным числом людей, а также индустрия, эксплуатирующая основные инстинкты homo sapiens, его стремление к состязанию и комфортному общению с другими представителями своего биологического вида. Объем этого бизнеса к настоящему времени достиг $20 млрд. в год.С появлением компьютерных сетей стало возможно играть не против компьютера, а против другого игрока, в команде или индивидуально. Довольно быстро это привело к соревнованиям и созданию многочисленных лиг, в том числе международных, проводящих турниры в Интернете. Сегодня в соревнованиях по компьютерным играм более или менее регулярно участвуют в общей сложности 145 млн. человек. Игра идет на деньги спонсоров.

Дмитрий Смит, председатель Российской федерации компьютерного спорта и опытный судья компьютерных соревнований, объясняет: «Список игровых дисциплин, соревнования по которым проводит федерация, — это стратегии реального времени, автои авиасимуляторы, так называемые стрелялки от первого лица. Это настоящие спортивные соревнования. Играют всегда на последних версиях игровых программ. Компьютеры, на которых идут соревнования, изолируют от внешнего мира. Они не подключаются к Интернету, на них блокированы USB-разъемы и дисководы для CD и дискет. Кроме технической составляющей есть и судейская, за игроками тщательно следят, и ни один чемпионат не обходится без конфликтов. Кроме того, судьям приходится разрешать нештатные ситуации, возникающие, например, при отказе техники. Все судьи — опытные игроки, я сам был несколько лет назад одним из лучших в мире по StarCraft».

Среди киберспортсменов есть профи — те, кому игра в коммерческих турнирах приносит деньги. Таковых, по словам Дмитрия, в стране наберется от силы десятка четыре. Представления о них, как о людях неспортивных в каноническом понимании этого слова, неверны: общефизическая подготовка здесь примерно та же, что и у шахматистов, за формой все тщательно следят, иначе несколько дней турнира не выдержать. Вред здоровью от длительного пребывания за компьютером — это, скорее, следствие неправильного обращения с техникой (монитор для глаз опасен не так, как телевизор, — просто надо уметь его правильно установить) и отсутствия гигиенических навыков. Например, важно не забывать моргать. Человек за игрой, как и за рулем, моргает реже положенных трех раз в минуту, что и ведет к ухудшению зрения. Для поддержания формы достаточно четырех часов ежедневных тренировок — это меньше, чем люди проводят за компьютерами в офисах.

Киберспорт — занятие для молодых, от 15—16 до 25 лет. Средний возраст игрока-профи — 19 лет. После 23 лет надо уходить, поскольку ухудшается реакция и скорость принятия решений. Среди тех, кто играет в стратегии, больше студентов, изучающих точные науки. Гуманитарии предпочитают стрелялки.

Игорь Лялин, прошлогодний чемпион России по Warcraft, студент 4-го курса МИФИ, профессионалом себя не считает. Говорит, что игры для него — хобби и возможность заработка (участие в турнирах может приносить до $1000 в месяц). Кроме киберспорта занимается легкой атлетикой. Соглашается, что существует риск аддикции. «За собой заметил — когда много тренируешься, постоянно хочется поиграть. Тут вопрос в том, насколько человек уверен в себе, силен, может ли он сказать себе «нет». Долго играть в Warcraft за деньги Игорь не собирается. Как только найдет подходящую работу, закончит карьеру игрока. Тот факт, что он чемпион России, на приятелей особого впечатления не производит, поскольку среди них игроков нет.

Бескорыстных любителей компьютерных игр несопоставимо больше, чем профессиональных игроков. Психолог Игорь Райхман, специализирующийся на проблемах зависимости от компьютерных онлайн-игр, говорит о том, что на 60% сообщество Интернет-игроков состоит из скучающих офисных работников, еще 20% составляют сисадмины, проводящие рабочее время у компьютера. Остальные — школьники и студенты. Зависимость человека от игры — явление распространенное, однако четкую грань между нормой и патологией провести трудно. Бывает, однако, что человек бросает все — работу, учебу — и уходит с головой в игровую субкультуру. Вернуться оттуда сложно. Зависимости от многопользовательских онлайн-игр подвержены до 20% игроков.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK