Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Игры для патриотов"

В ближайшее время в России изменятся правила налогообложения лотерейного и игорного бизнеса. Законодатели считают, что новые правила помогут государству вывести этот бизнес из тени. Пока же мимо бюджета проходит около $400 млн., которые достаются «серым» лотереям и «лохотронщикам».Нет человека, который в жизни не столкнулся бы с одним из земных пороков или, если хотите, с одним из величайших удовольствий — азартом. Каждый хоть раз, да заключил пари, сыграл в карты или рулетку либо, на худой конец, купил лотерейный билет. Человеческий азарт во все времена был «священной коровой» игорного бизнеса, которую тщательно и весьма успешно доили. К XVIII веку игорный бизнес стал весьма разнообразным: тотализаторы, букмекерские конторы и, конечно же, рулетка.
Ни одно государство не могло остаться в стороне от дела, в котором вращались действительно огромные деньги. Поэтому к началу XX века сложилась более-менее общая для всего мира система госрегулирования игорного бизнеса. Она сводилась к двум основным функциям — разрешительно-запретительной и фискальной. Запретительная функция заключалась в строгой регламентации местоположения игорных заведений и контроле над «честностью» самой игры. Фискальная была направлена на предотвращение бутлегерства (или подпольных игорных заведений, не облагаемых налогами) и создание условий для максимальной легализации деятельности казино, тотализаторов и букмекерских контор.
Наигранный вариант

Если казино — удовольствие только для богатых, то лотереи — это способ утолить свой азарт для менее обеспеченных слоев населения. Лотереи также являются объектом пристального внимания государства и рассматриваются во всем мире, прежде всего, как внебюджетный источник финансирования социальной сферы. В странах Западной Европы (в Германии, Англии и Франции) распространена практика проведения национальных — то есть государственных — лотерей. В Италии национальная лотерея приносит $4,5 млрд. в год, в Англии оборот составляет около $5 млрд., из них на социальные нужды идет 25%. Кроме того, во многих странах помимо государственной лотереи существуют коммерческие и благотворительные.
Поменять бы шашки на фишки

Пожалуй, единственная страна, которая так и не научилась пока получать доход от игорного бизнеса и лотерей, — это Россия. После распада СССР государство не сподобилось принять ни одного закона, который бы регламентировал ситуацию в этом сегменте рынка. Игорный бизнес регулировался временными положениями правительства, постановлением правительства «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса», нормативными актами субъектов федераций и т.п. А лотереи — ельцинским указом 1995 года об «Упорядочении лотерейной деятельности», «Временным положением о лотереях» 1997 года и серией дополнительных постановлений субъектов федерации. Таким образом, сложилась ситуация, при которой не существовало единой законодательной базы, а значит, открывалась масса возможностей для различного рода злоупотреблений.
В Советском Союзе нельзя было даже подумать об игре азартнее, чем домино или шашки. Поэтому процветали подпольные игровые заведения, именовавшиеся в УК СССР «притонами». Правда, к лотереям государство благоволило и активно их пользовало, изымая наличность у населения. Разыгрывались денежные и вещевые лотереи, среди которых безусловным лидером (с 1970 года) было «Спортлото». До 1985 года по объемам лотерейных продаж СССР находился на 14-м месте в мире, сейчас не входит и в пятую десятку. Объясняют это прежде всего тем, что государство устранилось от контроля над лотереями, что позволило «лохотронщикам» оккупировать значительную часть рынка. На 1 рубль, вложенный в официальную лотерею, приходится 14, отданных обманщикам.
В мире существует великое множество лотерей: коммерческие, государственные, меценатские, тиражные, мгновенные, Интернет-лотереи и т.д.
В России прижились только две основные разновидности — тиражные (когда вы покупаете билет и ждете розыгрыша) и бестиражные «моменталки» (результат известен сразу, надо лишь стереть покрытие с билета). Единственное, что объединяет все лотереи, — это необходимость получения разрешения и передача 50% от выручки в призовой фонд. Во всем же остальном каждая лотерея сама себе устанавливает правила (которые, собственно, и фиксируются лицензией).
По приблизительным оценкам (а точных данных не существует), ежегодный оборот этого сегмента рынка составляет $300—500 млн. При этом число игроков постоянно увеличивается, и в районах с более низким уровнем жизни люди играют охотнее.
Отечественный рынок тиражных лотерей поделен между тремя крупнейшими операторами: «Русское лото» (среди учредителей — Олимпийский комитет), «Бинго-шоу» (МЧС) и «Золотой ключик» (бывший менеджмент «Русского лото»). Прибыль каждой компании оценивается в $3—5 млн., а общий оборот — $100—150 млн. в год. Моментальные лотереи, как правило, проводятся от случая к случаю — «150 лет Железнодорожным войскам», «200 лет МВД» — и охватывают гораздо меньшие аудитории. Именно моментальные лотереи — наиболее активные участники «черного» налогового поля, и это при том, что минимальные оценки годового оборота скретч-лотерей — около $200 млн.
Несмотря на большие обороты этого бизнеса, особого дохода в бюджеты они не приносят. Связано это прежде всего с тем, что государство на сегодняшний момент не имеет возможности контролировать ни деятельность самих лотерей, ни их налогообложение. Специального налогового законодательства в отношении лотерей не существует — они приравнены к предпринимательской деятельности и платят общие налоги с тех 50% от выручки, которые остаются после выделения денег в призовой фонд. Сегодня невозможно подсчитать реальные обороты лотерей в стране, т.к. многие используют дополнительные тиражи, проводят махинации с призами, а то и просто являются «лохотронами» — без призового фонда.
Кто заплатит за удачу?

Есть и еще одна, чисто российская, особенность налогообложения игорного бизнеса и лотерей. По новому НК (глава 23 «О доходах физических лиц») на организаторов лотерей и владельцев игорных домов возложена обязанность взимать с игроков 35% подоходного налога с выигрыша.
Понятное дело, что роль фискальных органов, навязанная лотереям, никого не обрадовала и породила существование «серых» и «черных» налоговых схем. Сложилась ситуация, при которой крупные тиражные лотереи уклоняются от изъятия 35% налога с выигрышей там, где это возможно (налог платится только в случае крупных выигрышей, которые скрыть не удается), а мелкие попросту игнорируют налог. Более того, организаторы лотерей предпочитают идти на нарушение закона — пускать в розыгрыш непроданные билеты из призового фонда, выручка с продажи которых и идет на уплату налога. Впрочем, встречаются нечистые на руку распространители билетов, которые, удержав налог с победителей, затем оставляют деньги себе.
Хлопоты казенные

До конца 90-х годов все игорные заведения фактически существовали в режиме «налоговых каникул». Формально налоги, конечно, существовали, более того, они составляли до 90% прибыли. Но прибыль никто не показывал, казино числились убыточными. Затем государство решило все-таки изменить систему налогообложения. По закону «О налоге на игорный бизнес» 1998 года был введен налог на вмененный доход.
Результат не замедлил сказаться на поступлениях в бюджет — после принятия фиксированных минимальных налоговых ставок доход в федеральный бюджет ежегодно составлял 300 млн. рублей. После увеличения ставок в 2001 году вдвое объемы поступлений составили 1 млрд. 19 млн. рублей; в этом году предполагается получить 1,5 млрд. рублей ($50 млн.).
Правда, не все шло так гладко: в прошлом году, после вступления в силу соответствующей главы НК о 35-процентной ставке налога на выигрыш, у игорного бизнеса начались проблемы (ситуация сложилась схожая с лотереями, только казино было гораздо сложнее скрыться от налоговых органов). Однако игорному бизнесу удалось добиться приостановления действующих ставок — теперь с выигрыша физическое лицо обязано заплатить лишь подоходный налог (13%), причем сделать это самостоятельно и добровольно (в противном случае в ГНИ могут поинтересоваться происхождением денег).
Оборот с колеса

По всей видимости, в отношении игорного бизнеса государство будет придерживаться политики создания максимально благоприятных условий. Никто уже не хочет терять регулярные поступления в бюджет, кроме того, казино обеспечивают рабочими местами значительную часть населения (крупное заведение может предоставить работу более 2000 человек). В Думе уже существует проект закона «Об игорном бизнесе» и изменений во вторую часть НК, касающуюся игорного бизнеса. По новой системе налогообложения фиксированные ставки сохранятся, но измеряться они будут уже не в МРОТах, а в рублях. Так, за каждый игровой стол ежемесячно казино будет выплачивать 40 000 рублей, за игровой автомат — 1500 рублей, кассу тотализатора и букмекерской конторы — 40 000 и 20 000 рублей соответственно.
Что касается лотерей, то, хотя никто не сомневается в необходимости принятия единого закона о лотереях (и таких проектов в Думе уже три), остаются неясными принципиальные моменты. На сегодняшний день не существует единого мнения о том, в каком, собственно, виде должны существовать лотереи. Иными словами: нужны ли нам частные лотереи или хватит одной общегосударственной? Остается открытым вопрос и о налогообложении лотерей. Однако если государству удастся создать законодательное поле, при котором лотереи смогут легально работать, то в скором времени объемы наших лотерейных рынков смогут отдаленно приблизиться к мировым и составить $1,5 млрд.

МАРИЯ МИКЕЛИ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK