26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Игры для патриотов"

Архивная публикация 2002 года: "Игры для патриотов"

В ближайшее время в России изменятся правила налогообложения лотерейного и игорного бизнеса. Законодатели считают, что новые правила помогут государству вывести этот бизнес из тени. Пока же мимо бюджета проходит около $400 млн., которые достаются "серым" лотереям и "лохотронщикам".Нет человека, который в жизни не столкнулся бы с одним из земных пороков или, если хотите, с одним из величайших удовольствий -- азартом. Каждый хоть раз, да заключил пари, сыграл в карты или рулетку либо, на худой конец, купил лотерейный билет. Человеческий азарт во все времена был "священной коровой" игорного бизнеса, которую тщательно и весьма успешно доили. К XVIII веку игорный бизнес стал весьма разнообразным: тотализаторы, букмекерские конторы и, конечно же, рулетка.
Ни одно государство не могло остаться в стороне от дела, в котором вращались действительно огромные деньги. Поэтому к началу XX века сложилась более-менее общая для всего мира система госрегулирования игорного бизнеса. Она сводилась к двум основным функциям -- разрешительно-запретительной и фискальной. Запретительная функция заключалась в строгой регламентации местоположения игорных заведений и контроле над "честностью" самой игры. Фискальная была направлена на предотвращение бутлегерства (или подпольных игорных заведений, не облагаемых налогами) и создание условий для максимальной легализации деятельности казино, тотализаторов и букмекерских контор.
Наигранный вариант

Если казино -- удовольствие только для богатых, то лотереи -- это способ утолить свой азарт для менее обеспеченных слоев населения. Лотереи также являются объектом пристального внимания государства и рассматриваются во всем мире, прежде всего, как внебюджетный источник финансирования социальной сферы. В странах Западной Европы (в Германии, Англии и Франции) распространена практика проведения национальных -- то есть государственных -- лотерей. В Италии национальная лотерея приносит $4,5 млрд. в год, в Англии оборот составляет около $5 млрд., из них на социальные нужды идет 25%. Кроме того, во многих странах помимо государственной лотереи существуют коммерческие и благотворительные.
Поменять бы шашки на фишки

Пожалуй, единственная страна, которая так и не научилась пока получать доход от игорного бизнеса и лотерей, -- это Россия. После распада СССР государство не сподобилось принять ни одного закона, который бы регламентировал ситуацию в этом сегменте рынка. Игорный бизнес регулировался временными положениями правительства, постановлением правительства "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса", нормативными актами субъектов федераций и т.п. А лотереи -- ельцинским указом 1995 года об "Упорядочении лотерейной деятельности", "Временным положением о лотереях" 1997 года и серией дополнительных постановлений субъектов федерации. Таким образом, сложилась ситуация, при которой не существовало единой законодательной базы, а значит, открывалась масса возможностей для различного рода злоупотреблений.
В Советском Союзе нельзя было даже подумать об игре азартнее, чем домино или шашки. Поэтому процветали подпольные игровые заведения, именовавшиеся в УК СССР "притонами". Правда, к лотереям государство благоволило и активно их пользовало, изымая наличность у населения. Разыгрывались денежные и вещевые лотереи, среди которых безусловным лидером (с 1970 года) было "Спортлото". До 1985 года по объемам лотерейных продаж СССР находился на 14-м месте в мире, сейчас не входит и в пятую десятку. Объясняют это прежде всего тем, что государство устранилось от контроля над лотереями, что позволило "лохотронщикам" оккупировать значительную часть рынка. На 1 рубль, вложенный в официальную лотерею, приходится 14, отданных обманщикам.
В мире существует великое множество лотерей: коммерческие, государственные, меценатские, тиражные, мгновенные, Интернет-лотереи и т.д.
В России прижились только две основные разновидности -- тиражные (когда вы покупаете билет и ждете розыгрыша) и бестиражные "моменталки" (результат известен сразу, надо лишь стереть покрытие с билета). Единственное, что объединяет все лотереи, -- это необходимость получения разрешения и передача 50% от выручки в призовой фонд. Во всем же остальном каждая лотерея сама себе устанавливает правила (которые, собственно, и фиксируются лицензией).
По приблизительным оценкам (а точных данных не существует), ежегодный оборот этого сегмента рынка составляет $300--500 млн. При этом число игроков постоянно увеличивается, и в районах с более низким уровнем жизни люди играют охотнее.
Отечественный рынок тиражных лотерей поделен между тремя крупнейшими операторами: "Русское лото" (среди учредителей -- Олимпийский комитет), "Бинго-шоу" (МЧС) и "Золотой ключик" (бывший менеджмент "Русского лото"). Прибыль каждой компании оценивается в $3--5 млн., а общий оборот -- $100--150 млн. в год. Моментальные лотереи, как правило, проводятся от случая к случаю -- "150 лет Железнодорожным войскам", "200 лет МВД" -- и охватывают гораздо меньшие аудитории. Именно моментальные лотереи -- наиболее активные участники "черного" налогового поля, и это при том, что минимальные оценки годового оборота скретч-лотерей -- около $200 млн.
Несмотря на большие обороты этого бизнеса, особого дохода в бюджеты они не приносят. Связано это прежде всего с тем, что государство на сегодняшний момент не имеет возможности контролировать ни деятельность самих лотерей, ни их налогообложение. Специального налогового законодательства в отношении лотерей не существует -- они приравнены к предпринимательской деятельности и платят общие налоги с тех 50% от выручки, которые остаются после выделения денег в призовой фонд. Сегодня невозможно подсчитать реальные обороты лотерей в стране, т.к. многие используют дополнительные тиражи, проводят махинации с призами, а то и просто являются "лохотронами" -- без призового фонда.
Кто заплатит за удачу?

Есть и еще одна, чисто российская, особенность налогообложения игорного бизнеса и лотерей. По новому НК (глава 23 "О доходах физических лиц") на организаторов лотерей и владельцев игорных домов возложена обязанность взимать с игроков 35% подоходного налога с выигрыша.
Понятное дело, что роль фискальных органов, навязанная лотереям, никого не обрадовала и породила существование "серых" и "черных" налоговых схем. Сложилась ситуация, при которой крупные тиражные лотереи уклоняются от изъятия 35% налога с выигрышей там, где это возможно (налог платится только в случае крупных выигрышей, которые скрыть не удается), а мелкие попросту игнорируют налог. Более того, организаторы лотерей предпочитают идти на нарушение закона -- пускать в розыгрыш непроданные билеты из призового фонда, выручка с продажи которых и идет на уплату налога. Впрочем, встречаются нечистые на руку распространители билетов, которые, удержав налог с победителей, затем оставляют деньги себе.
Хлопоты казенные

До конца 90-х годов все игорные заведения фактически существовали в режиме "налоговых каникул". Формально налоги, конечно, существовали, более того, они составляли до 90% прибыли. Но прибыль никто не показывал, казино числились убыточными. Затем государство решило все-таки изменить систему налогообложения. По закону "О налоге на игорный бизнес" 1998 года был введен налог на вмененный доход.
Результат не замедлил сказаться на поступлениях в бюджет -- после принятия фиксированных минимальных налоговых ставок доход в федеральный бюджет ежегодно составлял 300 млн. рублей. После увеличения ставок в 2001 году вдвое объемы поступлений составили 1 млрд. 19 млн. рублей; в этом году предполагается получить 1,5 млрд. рублей ($50 млн.).
Правда, не все шло так гладко: в прошлом году, после вступления в силу соответствующей главы НК о 35-процентной ставке налога на выигрыш, у игорного бизнеса начались проблемы (ситуация сложилась схожая с лотереями, только казино было гораздо сложнее скрыться от налоговых органов). Однако игорному бизнесу удалось добиться приостановления действующих ставок -- теперь с выигрыша физическое лицо обязано заплатить лишь подоходный налог (13%), причем сделать это самостоятельно и добровольно (в противном случае в ГНИ могут поинтересоваться происхождением денег).
Оборот с колеса

По всей видимости, в отношении игорного бизнеса государство будет придерживаться политики создания максимально благоприятных условий. Никто уже не хочет терять регулярные поступления в бюджет, кроме того, казино обеспечивают рабочими местами значительную часть населения (крупное заведение может предоставить работу более 2000 человек). В Думе уже существует проект закона "Об игорном бизнесе" и изменений во вторую часть НК, касающуюся игорного бизнеса. По новой системе налогообложения фиксированные ставки сохранятся, но измеряться они будут уже не в МРОТах, а в рублях. Так, за каждый игровой стол ежемесячно казино будет выплачивать 40 000 рублей, за игровой автомат -- 1500 рублей, кассу тотализатора и букмекерской конторы -- 40 000 и 20 000 рублей соответственно.
Что касается лотерей, то, хотя никто не сомневается в необходимости принятия единого закона о лотереях (и таких проектов в Думе уже три), остаются неясными принципиальные моменты. На сегодняшний день не существует единого мнения о том, в каком, собственно, виде должны существовать лотереи. Иными словами: нужны ли нам частные лотереи или хватит одной общегосударственной? Остается открытым вопрос и о налогообложении лотерей. Однако если государству удастся создать законодательное поле, при котором лотереи смогут легально работать, то в скором времени объемы наших лотерейных рынков смогут отдаленно приблизиться к мировым и составить $1,5 млрд.

В ближайшее время в России изменятся правила налогообложения лотерейного и игорного бизнеса. Законодатели считают, что новые правила помогут государству вывести этот бизнес из тени. Пока же мимо бюджета проходит около $400 млн., которые достаются "серым" лотереям и "лохотронщикам".Нет человека, который в жизни не столкнулся бы с одним из земных пороков или, если хотите, с одним из величайших удовольствий -- азартом. Каждый хоть раз, да заключил пари, сыграл в карты или рулетку либо, на худой конец, купил лотерейный билет. Человеческий азарт во все времена был "священной коровой" игорного бизнеса, которую тщательно и весьма успешно доили. К XVIII веку игорный бизнес стал весьма разнообразным: тотализаторы, букмекерские конторы и, конечно же, рулетка.

Ни одно государство не могло остаться в стороне от дела, в котором вращались действительно огромные деньги. Поэтому к началу XX века сложилась более-менее общая для всего мира система госрегулирования игорного бизнеса. Она сводилась к двум основным функциям -- разрешительно-запретительной и фискальной. Запретительная функция заключалась в строгой регламентации местоположения игорных заведений и контроле над "честностью" самой игры. Фискальная была направлена на предотвращение бутлегерства (или подпольных игорных заведений, не облагаемых налогами) и создание условий для максимальной легализации деятельности казино, тотализаторов и букмекерских контор.

Наигранный вариант


Если казино -- удовольствие только для богатых, то лотереи -- это способ утолить свой азарт для менее обеспеченных слоев населения. Лотереи также являются объектом пристального внимания государства и рассматриваются во всем мире, прежде всего, как внебюджетный источник финансирования социальной сферы. В странах Западной Европы (в Германии, Англии и Франции) распространена практика проведения национальных -- то есть государственных -- лотерей. В Италии национальная лотерея приносит $4,5 млрд. в год, в Англии оборот составляет около $5 млрд., из них на социальные нужды идет 25%. Кроме того, во многих странах помимо государственной лотереи существуют коммерческие и благотворительные.

Поменять бы шашки на фишки


Пожалуй, единственная страна, которая так и не научилась пока получать доход от игорного бизнеса и лотерей, -- это Россия. После распада СССР государство не сподобилось принять ни одного закона, который бы регламентировал ситуацию в этом сегменте рынка. Игорный бизнес регулировался временными положениями правительства, постановлением правительства "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса", нормативными актами субъектов федераций и т.п. А лотереи -- ельцинским указом 1995 года об "Упорядочении лотерейной деятельности", "Временным положением о лотереях" 1997 года и серией дополнительных постановлений субъектов федерации. Таким образом, сложилась ситуация, при которой не существовало единой законодательной базы, а значит, открывалась масса возможностей для различного рода злоупотреблений.

В Советском Союзе нельзя было даже подумать об игре азартнее, чем домино или шашки. Поэтому процветали подпольные игровые заведения, именовавшиеся в УК СССР "притонами". Правда, к лотереям государство благоволило и активно их пользовало, изымая наличность у населения. Разыгрывались денежные и вещевые лотереи, среди которых безусловным лидером (с 1970 года) было "Спортлото". До 1985 года по объемам лотерейных продаж СССР находился на 14-м месте в мире, сейчас не входит и в пятую десятку. Объясняют это прежде всего тем, что государство устранилось от контроля над лотереями, что позволило "лохотронщикам" оккупировать значительную часть рынка. На 1 рубль, вложенный в официальную лотерею, приходится 14, отданных обманщикам.

В мире существует великое множество лотерей: коммерческие, государственные, меценатские, тиражные, мгновенные, Интернет-лотереи и т.д.

В России прижились только две основные разновидности -- тиражные (когда вы покупаете билет и ждете розыгрыша) и бестиражные "моменталки" (результат известен сразу, надо лишь стереть покрытие с билета). Единственное, что объединяет все лотереи, -- это необходимость получения разрешения и передача 50% от выручки в призовой фонд. Во всем же остальном каждая лотерея сама себе устанавливает правила (которые, собственно, и фиксируются лицензией).

По приблизительным оценкам (а точных данных не существует), ежегодный оборот этого сегмента рынка составляет $300--500 млн. При этом число игроков постоянно увеличивается, и в районах с более низким уровнем жизни люди играют охотнее.

Отечественный рынок тиражных лотерей поделен между тремя крупнейшими операторами: "Русское лото" (среди учредителей -- Олимпийский комитет), "Бинго-шоу" (МЧС) и "Золотой ключик" (бывший менеджмент "Русского лото"). Прибыль каждой компании оценивается в $3--5 млн., а общий оборот -- $100--150 млн. в год. Моментальные лотереи, как правило, проводятся от случая к случаю -- "150 лет Железнодорожным войскам", "200 лет МВД" -- и охватывают гораздо меньшие аудитории. Именно моментальные лотереи -- наиболее активные участники "черного" налогового поля, и это при том, что минимальные оценки годового оборота скретч-лотерей -- около $200 млн.

Несмотря на большие обороты этого бизнеса, особого дохода в бюджеты они не приносят. Связано это прежде всего с тем, что государство на сегодняшний момент не имеет возможности контролировать ни деятельность самих лотерей, ни их налогообложение. Специального налогового законодательства в отношении лотерей не существует -- они приравнены к предпринимательской деятельности и платят общие налоги с тех 50% от выручки, которые остаются после выделения денег в призовой фонд. Сегодня невозможно подсчитать реальные обороты лотерей в стране, т.к. многие используют дополнительные тиражи, проводят махинации с призами, а то и просто являются "лохотронами" -- без призового фонда.

Кто заплатит за удачу?


Есть и еще одна, чисто российская, особенность налогообложения игорного бизнеса и лотерей. По новому НК (глава 23 "О доходах физических лиц") на организаторов лотерей и владельцев игорных домов возложена обязанность взимать с игроков 35% подоходного налога с выигрыша.

Понятное дело, что роль фискальных органов, навязанная лотереям, никого не обрадовала и породила существование "серых" и "черных" налоговых схем. Сложилась ситуация, при которой крупные тиражные лотереи уклоняются от изъятия 35% налога с выигрышей там, где это возможно (налог платится только в случае крупных выигрышей, которые скрыть не удается), а мелкие попросту игнорируют налог. Более того, организаторы лотерей предпочитают идти на нарушение закона -- пускать в розыгрыш непроданные билеты из призового фонда, выручка с продажи которых и идет на уплату налога. Впрочем, встречаются нечистые на руку распространители билетов, которые, удержав налог с победителей, затем оставляют деньги себе.

Хлопоты казенные


До конца 90-х годов все игорные заведения фактически существовали в режиме "налоговых каникул". Формально налоги, конечно, существовали, более того, они составляли до 90% прибыли. Но прибыль никто не показывал, казино числились убыточными. Затем государство решило все-таки изменить систему налогообложения. По закону "О налоге на игорный бизнес" 1998 года был введен налог на вмененный доход.

Результат не замедлил сказаться на поступлениях в бюджет -- после принятия фиксированных минимальных налоговых ставок доход в федеральный бюджет ежегодно составлял 300 млн. рублей. После увеличения ставок в 2001 году вдвое объемы поступлений составили 1 млрд. 19 млн. рублей; в этом году предполагается получить 1,5 млрд. рублей ($50 млн.).

Правда, не все шло так гладко: в прошлом году, после вступления в силу соответствующей главы НК о 35-процентной ставке налога на выигрыш, у игорного бизнеса начались проблемы (ситуация сложилась схожая с лотереями, только казино было гораздо сложнее скрыться от налоговых органов). Однако игорному бизнесу удалось добиться приостановления действующих ставок -- теперь с выигрыша физическое лицо обязано заплатить лишь подоходный налог (13%), причем сделать это самостоятельно и добровольно (в противном случае в ГНИ могут поинтересоваться происхождением денег).

Оборот с колеса


По всей видимости, в отношении игорного бизнеса государство будет придерживаться политики создания максимально благоприятных условий. Никто уже не хочет терять регулярные поступления в бюджет, кроме того, казино обеспечивают рабочими местами значительную часть населения (крупное заведение может предоставить работу более 2000 человек). В Думе уже существует проект закона "Об игорном бизнесе" и изменений во вторую часть НК, касающуюся игорного бизнеса. По новой системе налогообложения фиксированные ставки сохранятся, но измеряться они будут уже не в МРОТах, а в рублях. Так, за каждый игровой стол ежемесячно казино будет выплачивать 40 000 рублей, за игровой автомат -- 1500 рублей, кассу тотализатора и букмекерской конторы -- 40 000 и 20 000 рублей соответственно.

Что касается лотерей, то, хотя никто не сомневается в необходимости принятия единого закона о лотереях (и таких проектов в Думе уже три), остаются неясными принципиальные моменты. На сегодняшний день не существует единого мнения о том, в каком, собственно, виде должны существовать лотереи. Иными словами: нужны ли нам частные лотереи или хватит одной общегосударственной? Остается открытым вопрос и о налогообложении лотерей. Однако если государству удастся создать законодательное поле, при котором лотереи смогут легально работать, то в скором времени объемы наших лотерейных рынков смогут отдаленно приблизиться к мировым и составить $1,5 млрд.

МАРИЯ МИКЕЛИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».