27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Интернет и туризм"

Архивная публикация 2003 года: "Интернет и туризм"

Чудесное сочетание, которое привело к успехуОН-ЛАЙН
Когда Интернет-бум закончился крахом, каких только оскорблений не наслушался Брент Хоберман (Brent Hoberman). Но ничто не смогло сбить боевой настрой 34-летнего гендиректора и одного из учредителей лондонского он-лайнового туристического сервиса Lastminute.com PLC. Конечно, акции ухнули вниз на 97%: с максимальных $8,77 14 марта 2000 года, дня размещения IPO, до мизерных 25 центов 19 сентября 2001 года. Но Хоберман никогда не расставался со своей мечтой о создании крупнейшего в Европе электронного туристического сервиса и никогда не отказывался от ".com".
Сегодня ему можно простить некоторое злорадство. В 2002 году Lastminute.com продала через Интернет авиабилетов, мест в отелях, туристических путевок и даже билетов на концерты на $462 млн., получив неплохие комиссионные в размере $65 млн. По сравнению с прошлым годом рост составил 107%. Компания, которой исполнилось 5 лет, вот-вот выйдет на ноль, а к концу года, по мнению экспертов, получит и скромную прибыль. Как реагируют на это инвесторы? С начала 2002 года акции Lastminute.com утроились в цене до $1,50, выведя ее в число компаний с самыми хорошими показателями на Лондонской фондовой бирже. "Туризм и Интернет оказались чудесным сочетанием", -- говорит аналитик Робин Чхабра (Robin Chhabra) из лондонской Evolution Beeson Gregory Ltd.
И это чистая правда. Объем туристических услуг, предоставляемых через Интернет, вырос в Европе в прошлом году на 70%, до $7,3 млрд., при общем объеме туристического сервиса в $180 млрд. и должен вырасти еще на 50% в 2003 году, считает Йаап Фавье (Jaap Favier) из Forrester Research Inc. в Амстердаме. Это делает его самым быстрорастущим сегментом Интернет-коммерции и маяком надежды для туристической отрасли, доходы которой в Европе за прошлый год в целом снизились на 6%.
Неплохо дела обстоят и у главных конкурентов Lastminute.com. Оборот базирующейся в Беллвью (штат Вашингтон) Expedia Inc. за пределами США (значительная часть пришлась на Европу) в 2002 году составил $440 млн., т.е. на 146% больше, чем годом ранее. В своей группе она самая прибыльная. Оборот лондонскойPLC должен подняться до $468 млн., на 79%, прогнозирует Чхабра. А новичок Opodo.com, плод союза 9 европейских авиакомпаний, созданного для того, чтобы противостоять независимым конкурентам, делает успехи, хотя все еще отстает от остальных.
Чем вызван такой рывок на фоне экономической слабости и политической нестабильности? В основном распространением в Европе Интернета и ростом популярности шопинга он-лайн. Кроме того, Интернет дает возможность сравнивать расценки разных фирм, что привлекает клиентов в сложные времена, когда приходится считать каждый грош. "Мы просто из себя выходим, чтобы предложить клиентам лучшее", -- говорит Саймон Брейкуэлл (Simon Breakwell), старший вице-президент по международным вопросам Expedia Europe, уверяющий также, что его сервис дает самый широкий выбор и пользоваться им проще, чем другими. Фактически доля Интернет-услуг будет расти независимо от ситуации в туристическом секторе в целом. Сейчас на них приходится лишь 4% от общих расходов на туризм в Европе.
Никто не говорит, что туризм он-лайн гарантирован от кризисов. "Если обороты в отрасли сократятся на 40%, тяжело придется всем, -- говорит Хоберман. -- Но если примерно на 20%, то для нас тут есть шанс". Интернет-турфирмы расширяют свои горизонты, чтобы защититься от возможного спада. Lastminute, например, работает в 8 европейских странах и имеет аффилированные компании еще в 4. Кое-кто поглощает конкурентов помельче, чтобы увеличить прибыли и диктовать условия поставщикам. Аначинавшаяся как обычное турагентство, покупает туроператоров. У компании есть также небольшое отделение в Индии, позволяющее клиентам планировать более сложные поездки при помощи реального агента. "Это придает нашему сервису еще одно измерение", -- говорит гендиректор Динеш Дамиджа (Dinesh Dhamija).
Поскольку речь идет об Интернете, компании, конечно, все время ищут что-то новое. Последняя находка, сделанная Expedia, -- это пакет, позволяющий клиентам самим компоновать свои туры, выбирая авиакомпании, отели, машины, рестораны и виды отдыха. При этом стоимость пакета меньше, чем его отдельных составляющих в сумме. Для традиционных турагентств, которые уже испытывают трудности из-за сокращения комиссионных от стесненных в средствах авиакомпаний, это несет с собой новые проблемы. Но для он-лайновых брокеров и тех немногих инвесторов, что отважились купить у них акции, полет должен пройти нормально.

Чудесное сочетание, которое привело к успехуОН-ЛАЙН

Когда Интернет-бум закончился крахом, каких только оскорблений не наслушался Брент Хоберман (Brent Hoberman). Но ничто не смогло сбить боевой настрой 34-летнего гендиректора и одного из учредителей лондонского он-лайнового туристического сервиса Lastminute.com PLC. Конечно, акции ухнули вниз на 97%: с максимальных $8,77 14 марта 2000 года, дня размещения IPO, до мизерных 25 центов 19 сентября 2001 года. Но Хоберман никогда не расставался со своей мечтой о создании крупнейшего в Европе электронного туристического сервиса и никогда не отказывался от ".com".

Сегодня ему можно простить некоторое злорадство. В 2002 году Lastminute.com продала через Интернет авиабилетов, мест в отелях, туристических путевок и даже билетов на концерты на $462 млн., получив неплохие комиссионные в размере $65 млн. По сравнению с прошлым годом рост составил 107%. Компания, которой исполнилось 5 лет, вот-вот выйдет на ноль, а к концу года, по мнению экспертов, получит и скромную прибыль. Как реагируют на это инвесторы? С начала 2002 года акции Lastminute.com утроились в цене до $1,50, выведя ее в число компаний с самыми хорошими показателями на Лондонской фондовой бирже. "Туризм и Интернет оказались чудесным сочетанием", -- говорит аналитик Робин Чхабра (Robin Chhabra) из лондонской Evolution Beeson Gregory Ltd.

И это чистая правда. Объем туристических услуг, предоставляемых через Интернет, вырос в Европе в прошлом году на 70%, до $7,3 млрд., при общем объеме туристического сервиса в $180 млрд. и должен вырасти еще на 50% в 2003 году, считает Йаап Фавье (Jaap Favier) из Forrester Research Inc. в Амстердаме. Это делает его самым быстрорастущим сегментом Интернет-коммерции и маяком надежды для туристической отрасли, доходы которой в Европе за прошлый год в целом снизились на 6%.

Неплохо дела обстоят и у главных конкурентов Lastminute.com. Оборот базирующейся в Беллвью (штат Вашингтон) Expedia Inc. за пределами США (значительная часть пришлась на Европу) в 2002 году составил $440 млн., т.е. на 146% больше, чем годом ранее. В своей группе она самая прибыльная. Оборот лондонскойPLC должен подняться до $468 млн., на 79%, прогнозирует Чхабра. А новичок Opodo.com, плод союза 9 европейских авиакомпаний, созданного для того, чтобы противостоять независимым конкурентам, делает успехи, хотя все еще отстает от остальных.

Чем вызван такой рывок на фоне экономической слабости и политической нестабильности? В основном распространением в Европе Интернета и ростом популярности шопинга он-лайн. Кроме того, Интернет дает возможность сравнивать расценки разных фирм, что привлекает клиентов в сложные времена, когда приходится считать каждый грош. "Мы просто из себя выходим, чтобы предложить клиентам лучшее", -- говорит Саймон Брейкуэлл (Simon Breakwell), старший вице-президент по международным вопросам Expedia Europe, уверяющий также, что его сервис дает самый широкий выбор и пользоваться им проще, чем другими. Фактически доля Интернет-услуг будет расти независимо от ситуации в туристическом секторе в целом. Сейчас на них приходится лишь 4% от общих расходов на туризм в Европе.

Никто не говорит, что туризм он-лайн гарантирован от кризисов. "Если обороты в отрасли сократятся на 40%, тяжело придется всем, -- говорит Хоберман. -- Но если примерно на 20%, то для нас тут есть шанс". Интернет-турфирмы расширяют свои горизонты, чтобы защититься от возможного спада. Lastminute, например, работает в 8 европейских странах и имеет аффилированные компании еще в 4. Кое-кто поглощает конкурентов помельче, чтобы увеличить прибыли и диктовать условия поставщикам. Аначинавшаяся как обычное турагентство, покупает туроператоров. У компании есть также небольшое отделение в Индии, позволяющее клиентам планировать более сложные поездки при помощи реального агента. "Это придает нашему сервису еще одно измерение", -- говорит гендиректор Динеш Дамиджа (Dinesh Dhamija).

Поскольку речь идет об Интернете, компании, конечно, все время ищут что-то новое. Последняя находка, сделанная Expedia, -- это пакет, позволяющий клиентам самим компоновать свои туры, выбирая авиакомпании, отели, машины, рестораны и виды отдыха. При этом стоимость пакета меньше, чем его отдельных составляющих в сумме. Для традиционных турагентств, которые уже испытывают трудности из-за сокращения комиссионных от стесненных в средствах авиакомпаний, это несет с собой новые проблемы. Но для он-лайновых брокеров и тех немногих инвесторов, что отважились купить у них акции, полет должен пройти нормально.

ЭНДИ РЕЙНХАРДТ (ANDY REINHARDT) В ПАРИЖЕ. -- BUSINESS WEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».