Наверх
9 декабря 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Историческая матчасть"

Литовские власти, как вы помните, надысь запретили советскую

символику. Причем с особым цинизмом — наравне с символикой фашистской.

Ну с литовскими властями все понятно — нам с ними детей не крестить. Но литовский почин вдруг продолжил один из представителей нашей православной Церкви. Исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московского патриархата Георгий Рябых призвал вернуть названия городам и улицам, избавиться от советской символики на государственных зданиях, убрать памятники кровавым вождям с центральных площадей городов России и кладбище у Кремлевской стены. Он также выступил за формирование четкой позиции по отношению к расстрелу царской семьи, подвиг которой, по словам Георгия Рябых, должен использоваться для воспитания патриотизма у нового поколения россиян.
Журналисты тут же растиражировали в заголовках мнение отца Георгия как мнение всего Московского патриархата. Мол, Крест против серпа и молота.
Отец Георгий, конечно, выступил горячо, но с довольно слабых позиций. Требуя уничтожить старые символы, которые давно уже не действуют на умы большинства россиян, он по большому счету не сделал предложения — что вместо? Не сделал, потому что и так понятно — вместо старых символов священник может предложить символы церковные. Я не против. Но вот как быть с разными неразумными, которые постоянно твердят о многонациональном обществе? И при этом еще являются элитой страны.
Ну твердят, конечно. Однако на Пасху ходят в церковь, а не в синагогу. И поддерживают те праздники, которые предлагает нам Церковь. Примером — отмечавшийся на прошлой неделе День любви, семьи и верности. День святых Петра и Февронии.
Петр, князь Муромский, будучи укушен змеей, заболел. Узнав о Февронии, которая лечила немощных, он послал к ней своего слугу и попросил о помощи. Феврония же ответила, что князь выздоровеет, если женится на ней. А не женится — пусть пеняет на себя.
Князь приехал, попарился в бане по совету Февронии, и все струпья с него сошли. Но он уехал, не женившись. И когда Петр вернулся домой, то вновь покрылся язвами. Так что он был вынужден вернуться и жениться на Февронии.
Честно говоря, это очень сомнительный способ создавать семью.
Феврония вовсе не являла собой образец почтительной жены, которая должна «прилепиться» к мужу. Когда бояре постарались ослабить ее влияние на князя (не редкий случай в нашей истории), она фактически заставила Петра уйти с ней и покинуть на произвол судьбы княжество, за которое он, как правитель, отвечал. В результате в Муроме начались грабежи и пожары. А когда бояре пришли просить его вернуться, он отослал их к своей жене. И она дала разрешение, таким нехитрым ходом обеспечив новые, более выгодные позиции в муромской элите. Так делал и Иван Грозный — помните его отъезд в Александровскую слободу?
Во всем этом нет ничего святого. Святость начинается позже. Оба приняли монашество, оба умерли в один день в разных кельях, похоронили их раздельно, а потом вдруг обнаружили лежащих вместе в одном гробу.
Я думаю, это Феврония перебралась к Петру.
Кстати, есть ли еще какие-то подробности об историческом Петре?
Начнем с того, что его звали не Петр… А Давид, который правил со своим братом Владимиром в Муроме после смерти отца князя Георгия. Правили они с 1175 года по 1203, а потом после смерти Владимира Давид начальствовал до 1228 года. Позднее же власть перешла к его сыну Юрию. Какому сыну Юрию? Нет Юрия в житии. Но там и Давида нет.
У Давида была жена Ефросинья. Когда они приняли монашество, то стали зваться Петр и Феврония. Вот и все, что нам известно о них на самом деле.
Не знаю, как вам, а мне кажется, что это немного для тех лозунгов и призывов, которые мы слышали на праздник. Впрочем, и святой Валентин в этом отношении не лучше.
Другой праздник, который продвигала Церковь, — 4 ноября. На самом деле, если бы это был день иконы Казанской Божией Матери — вообще никаких вопросов. Но его немного замаскировали под день единения народа. Повод? Э-э-э-э… взятие Кремля и освобождение от поляков, хотя про поляков лучше не говорить. Поляки не главное — главное единение.
4 ноября 1612 года казаки взяли Китай-город. Торговые ряды. И, думаю, изрядно их очистили от того, что еще там оставалось. Не похоже это на единение. Мало того, вместе с поляками в осаде в Кремле сидел и Михаил Романов — будущий царь всея Руси. Он, как мы видим, оказался в стороне от народа, который объединялся под стенами Кремля.
Хуже того. Известно, что во время осады поляки в Кремле так оголодали, что не брезговали даже людоедством. Но никто не знает, как жил в осажденном Кремле будущий царь.
На этой же неделе исполнилось 395 лет со дня его восшествия на престол. С этого времени и до Петра в истории России существует огромное слепое пятно. XVII век России не изучают в школах. Только специалисты могут рассказать вам о том, что здесь происходило. А вы, мой дорогой читатель, скорее всего, не знаете ничего. Кроме Богдана Хмельницкого. И то, скорее, по интерьерам метро «Киевская».
Нет, дорогие друзья, прежде чем устраивать праздники, надо подучить матчасть. В нашей истории великое множество событий, на основе которых просто необходимо провозглашать праздники. Но пока что наши праздники — на троечку. По ЕГЭ они бы не прошли.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое