27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "История глазами девятиклассников"

Архивная публикация 2006 года: "История глазами девятиклассников"

Начало учебного года. Московская государственная гимназия, где я работаю почасовиком одиннадцатый год. Новый, незнакомый мне класс (вернее — гуманитарная подгруппа)… Я решил узнать, что думают эти дети об истории и ее деятельных участниках, до того, как мы с ними начнем об этом говорить. И попросил их поучаствовать в мини-опросе, а через неделю написать небольшое сочинение.В опросе я предложил перечислить самые значимые, на их взгляд, события отечественной истории (в порядке убывания значимости, до десяти событий). Перечислить пять «положительных» и пять «отрицательных героев» российской истории. Назвать самый любимый исторический персонаж, объяснив, почему он любимый. Ни о какой репрезентативности опроса (участвовало 13 учащихся) речи нет. Но некоторые данные показались мне весьма любопытными.
Так, среди «положительных героев» русской истории мирно соседствуют достаточно авторитарный Петр I (он, кстати, бесспорный лидер — упомянут 11 из 13 учащихся) с гораздо более либеральной Екатериной II (7 упоминаний) и самым либеральным Александром II (6). Впрочем, за ними идут весьма нелиберальные Владимир Ильич Ленин («положительным» его назвали пятеро девятиклассников) и Иосиф Виссарионович Сталин (4 упоминания). Та же мешанина и среди «отрицательных героев»: тираны — Иван Грозный (6) и Иосиф Сталин (4) сочетаются с менее авторитарными правителями — Борисом Годуновым (4), Павлом I и Лжедмитрием I (по 3).
Товарищи Ленин и Сталин затесались в обе группы. Впрочем, в «личном зачете» «вождь мирового пролетариата» переигрывает «отца народов»: +5 и —2 «ленинских» против +4 и —4 «сталинских».
Совсем другое дело с современными политиками. Хотя экс-президенты СССР Михаил Горбачев и России Борис Ельцин, как и действующий лидер страны Владимир Путин, крайне редко назывались девятиклассниками (3 — 2 — 1 соответственно), упоминания эти, скорее, не в их пользу. По два раза Горбачев и Ельцин были упомянуты среди «отрицательных героев» (вместе с Лениным, Емельяном Пугачевым и Александром Меншиковым!), по одному разу Ельцин и Путин попали в разряд «положительных».
С «любимым историческим персонажем» все еще сложнее. У двух девочек любимым оказался «гений всех времен и народов» — товарищ Сталин («культовый вождь СССР», «один из величайших вождей Российского (так!) государства», «величайший жестокий правитель, который одержал победу во время ВОВ и вывел Россию на еще более высокий уровень в мире»). Еще одна девочка «любуется» Емелькой Пугачевым («он был простым казаком, но смог взбунтовать народ и повести за собой»). Другой больше нравится Ленин («так как, по-моему, самая интересная эпоха — СССР, а этот человек — самый интересный персонаж»). Среди «номинантов» также Александр II («провел нужные стране реформы»), поэт Денис Давыдов (номинирован — как будто указом — «за достижения в организации партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года») и генерал Алексей Ермолов («внес огромный вклад в освоение Кавказа, проявил стойкость, мужество и дипломатическую мудрость»).
Лидеры среди «любимцев» моих девятиклассников — Петр I и Екатерина II. Первый — потому что «сбрил бороды», «заставил женщин носить декольтированные платья», «значительно изменил быт и ход жизни людей» и «помог России встать на ступень ближе к западным странам». Вторая — поскольку «единственная женщина, которая смогла удержать власть и привести страну к политической и экономической стабильности», «продолжила дело Петра Великого», «заслужила уважение всей Европы» и «довела Россию до приличного состояния».
Для сочинения я выбрал три темы: «Зачем нам история?», «Эпоха, в которую я хотел бы жить» и «Национальные герои России — кто это?». Самые прогнозируемые сочинения оказались о том, зачем нам нужна история, — если кратко, чтобы учиться на чужих ошибках и не совершать своих.
Самые неожиданные — про эпоху, в которой хотелось бы пожить (выдержки см. ниже). И, наконец, главная «сенсация»: одну из предложенных тем (и это после недельных раздумий!) не выбрал никто. Речь, как вы догадались, о национальных героях…
«Я хотел бы жить в эпоху Александра II, когда начались его великие реформы. Конечно, я бы с большим желанием стал дворянином, так как крестьяне не имели никакого влияния на правительство и на общество. Также меня привлекает либеральное течение… Но наше время привлекает меня больше всего, так как в наше время у детей больше радостей в жизни: кино, компьютер, хорошие игрушки и т.д... Конечно, живя в эпоху Александра II, мы бы и не знали об этом, но, родись ты в семье крестьянина, тебе никогда не добиться того, чего может добиться дворянин. А сейчас при упорстве и желании можно добиться всего, чего угодно (или почти всего)». (Артем Д.)
«В русской истории мне нравятся две эпохи. Первая — по-моему, одна из самых красивых и изящных, эпоха шикарных, пышных платьев у девушек и женщин и строгих фраков у молодых людей и мужчин. По времени это XVII век (речь, видимо, идет о Европе. — «Профиль»). Другая эпоха, которая не менее интересная и загадочная, — это СССР. Эпоха трудная, в которой трудно жить и находиться. Эти бесконечные очереди, все по талонам, да еще и в правительстве неполадки. Жизнь трудная, но в то же время — интересная. Эпоха, в которую случилась одна из важнейших войн — Великая Отечественная война, которая унесла жизни многих людей и оставила глубокий след в сердцах выживших. Страна была в жестких руках правителя, что и помогало ей развиваться». (Ольга К.)
«Время, в которое я хотел бы жить, — XVIII—XIX века. Тогда человек был более свободным, чем сейчас. Мир вокруг него был так тесен. Люди того времени были ближе к книгам, к природе. В людях было больше романтики. Это было время сильной России, России, которую боялись чуть ли не все страны мира. А что сейчас? Многие страны сейчас пренебрегают нашей страной. Нас уже не уважают и небольшие страны, такие как Грузия, Украина, государства Прибалтики». (Владимир К.)
«Я хотела бы жить в XVIII веке. Почувствовать те традиции, ту культуру. Великолепные балы, маскарады, шикарные платья и искусно выполненные высокие прически… Я бы хотела пройти по парадной лестнице, поправить волосы перед огромным зеркалом, сбросить плащ на руки швейцару, увидеть торжественные залы, наполненные блестящей публикой… Хотелось бы побывать на маскарадах. Жаль, что сегодня мы этого ничего не имеем…» (Патрисия Р.)

Начало учебного года. Московская государственная гимназия, где я работаю почасовиком одиннадцатый год. Новый, незнакомый мне класс (вернее — гуманитарная подгруппа)… Я решил узнать, что думают эти дети об истории и ее деятельных участниках, до того, как мы с ними начнем об этом говорить. И попросил их поучаствовать в мини-опросе, а через неделю написать небольшое сочинение.В опросе я предложил перечислить самые значимые, на их взгляд, события отечественной истории (в порядке убывания значимости, до десяти событий). Перечислить пять «положительных» и пять «отрицательных героев» российской истории. Назвать самый любимый исторический персонаж, объяснив, почему он любимый. Ни о какой репрезентативности опроса (участвовало 13 учащихся) речи нет. Но некоторые данные показались мне весьма любопытными.

Так, среди «положительных героев» русской истории мирно соседствуют достаточно авторитарный Петр I (он, кстати, бесспорный лидер — упомянут 11 из 13 учащихся) с гораздо более либеральной Екатериной II (7 упоминаний) и самым либеральным Александром II (6). Впрочем, за ними идут весьма нелиберальные Владимир Ильич Ленин («положительным» его назвали пятеро девятиклассников) и Иосиф Виссарионович Сталин (4 упоминания). Та же мешанина и среди «отрицательных героев»: тираны — Иван Грозный (6) и Иосиф Сталин (4) сочетаются с менее авторитарными правителями — Борисом Годуновым (4), Павлом I и Лжедмитрием I (по 3).

Товарищи Ленин и Сталин затесались в обе группы. Впрочем, в «личном зачете» «вождь мирового пролетариата» переигрывает «отца народов»: +5 и —2 «ленинских» против +4 и —4 «сталинских».

Совсем другое дело с современными политиками. Хотя экс-президенты СССР Михаил Горбачев и России Борис Ельцин, как и действующий лидер страны Владимир Путин, крайне редко назывались девятиклассниками (3 — 2 — 1 соответственно), упоминания эти, скорее, не в их пользу. По два раза Горбачев и Ельцин были упомянуты среди «отрицательных героев» (вместе с Лениным, Емельяном Пугачевым и Александром Меншиковым!), по одному разу Ельцин и Путин попали в разряд «положительных».

С «любимым историческим персонажем» все еще сложнее. У двух девочек любимым оказался «гений всех времен и народов» — товарищ Сталин («культовый вождь СССР», «один из величайших вождей Российского (так!) государства», «величайший жестокий правитель, который одержал победу во время ВОВ и вывел Россию на еще более высокий уровень в мире»). Еще одна девочка «любуется» Емелькой Пугачевым («он был простым казаком, но смог взбунтовать народ и повести за собой»). Другой больше нравится Ленин («так как, по-моему, самая интересная эпоха — СССР, а этот человек — самый интересный персонаж»). Среди «номинантов» также Александр II («провел нужные стране реформы»), поэт Денис Давыдов (номинирован — как будто указом — «за достижения в организации партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года») и генерал Алексей Ермолов («внес огромный вклад в освоение Кавказа, проявил стойкость, мужество и дипломатическую мудрость»).

Лидеры среди «любимцев» моих девятиклассников — Петр I и Екатерина II. Первый — потому что «сбрил бороды», «заставил женщин носить декольтированные платья», «значительно изменил быт и ход жизни людей» и «помог России встать на ступень ближе к западным странам». Вторая — поскольку «единственная женщина, которая смогла удержать власть и привести страну к политической и экономической стабильности», «продолжила дело Петра Великого», «заслужила уважение всей Европы» и «довела Россию до приличного состояния».

Для сочинения я выбрал три темы: «Зачем нам история?», «Эпоха, в которую я хотел бы жить» и «Национальные герои России — кто это?». Самые прогнозируемые сочинения оказались о том, зачем нам нужна история, — если кратко, чтобы учиться на чужих ошибках и не совершать своих.

Самые неожиданные — про эпоху, в которой хотелось бы пожить (выдержки см. ниже). И, наконец, главная «сенсация»: одну из предложенных тем (и это после недельных раздумий!) не выбрал никто. Речь, как вы догадались, о национальных героях…

«Я хотел бы жить в эпоху Александра II, когда начались его великие реформы. Конечно, я бы с большим желанием стал дворянином, так как крестьяне не имели никакого влияния на правительство и на общество. Также меня привлекает либеральное течение… Но наше время привлекает меня больше всего, так как в наше время у детей больше радостей в жизни: кино, компьютер, хорошие игрушки и т.д... Конечно, живя в эпоху Александра II, мы бы и не знали об этом, но, родись ты в семье крестьянина, тебе никогда не добиться того, чего может добиться дворянин. А сейчас при упорстве и желании можно добиться всего, чего угодно (или почти всего)». (Артем Д.)

«В русской истории мне нравятся две эпохи. Первая — по-моему, одна из самых красивых и изящных, эпоха шикарных, пышных платьев у девушек и женщин и строгих фраков у молодых людей и мужчин. По времени это XVII век (речь, видимо, идет о Европе. — «Профиль»). Другая эпоха, которая не менее интересная и загадочная, — это СССР. Эпоха трудная, в которой трудно жить и находиться. Эти бесконечные очереди, все по талонам, да еще и в правительстве неполадки. Жизнь трудная, но в то же время — интересная. Эпоха, в которую случилась одна из важнейших войн — Великая Отечественная война, которая унесла жизни многих людей и оставила глубокий след в сердцах выживших. Страна была в жестких руках правителя, что и помогало ей развиваться». (Ольга К.)

«Время, в которое я хотел бы жить, — XVIII—XIX века. Тогда человек был более свободным, чем сейчас. Мир вокруг него был так тесен. Люди того времени были ближе к книгам, к природе. В людях было больше романтики. Это было время сильной России, России, которую боялись чуть ли не все страны мира. А что сейчас? Многие страны сейчас пренебрегают нашей страной. Нас уже не уважают и небольшие страны, такие как Грузия, Украина, государства Прибалтики». (Владимир К.)

«Я хотела бы жить в XVIII веке. Почувствовать те традиции, ту культуру. Великолепные балы, маскарады, шикарные платья и искусно выполненные высокие прически… Я бы хотела пройти по парадной лестнице, поправить волосы перед огромным зеркалом, сбросить плащ на руки швейцару, увидеть торжественные залы, наполненные блестящей публикой… Хотелось бы побывать на маскарадах. Жаль, что сегодня мы этого ничего не имеем…» (Патрисия Р.)

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».