Наверх
7 декабря 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "КАК ДОБЫТЬ ТРИЛЛИОН"

Кризис научил российское правительство не столько экономить, сколько ловко жонглировать цифрами. Для чего нужен бюджет? Чтобы знать границы трат. А ес-ли хочется потратить еще? Нужно увеличить бюджет. И сделать это, как выясняется, совсем нетрудно, главное - уметь правильно считать.

ВОЕННО-ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
8 сентября правительственная комиссия по бюджетным корректировкам увеличила расходную часть бюджетов на 2011-2013 годы более чем на 1 трлн рублей. В том числе расходы на 2011 год увеличены на 279,9 млрд рублей, на 2012-й - на 392,7 млрд, на 2013-й - на 425,8 млрд. Рост не превышает 5%, но все равно впечатляет.
Может быть, допрасходы - это цена обещанного перевода бюджета со сметно-заявочного на программно-целевой принцип формирования? Ничуть не бывало. Хотя 8 сентября говорилось и о том, что список из 37 госпрограмм "фактически ут-вержден", по сути же, все происходило, как всегда. К увеличению расходов приложили руку все министерства, дружно превысившие спущенные им Минфином лимиты.
Чемпионом по допрасходам в 2011 году, по словам министра финансов Алексея Кудрина, стало Минобороны. Связано это с закупкой французских вертолетоносцев "Мистраль" и техноло-гий по их производству. Цифра официально не назы-валась, но можно не сомне-ваться, она на порядок вы-ше, например, допрасходов, утвержденных Рослесхозу (3,8 млрд рублей), которые должны пойти на компенсацию ущерба от продолжающихся пожаров.
Впрочем, в 2012-2013 годах лидерство по допрасходам у Минобороны перехватывает МВД. Цена закона о полиции составит в 2011 году 84 млрд рублей, в 2013-м - 132 млрд рублей. За два года переименованная милиция перейдет в федеральное подчинение, а денежное довольствие ее сотрудников вырастет на 30%.
Самое время вернуться к госпрограммам. Предложение Минэкономразвития о наделении каждого министерст-ва одной адресной госпрограммой не прошло. При этом ни одно из силовых ведомств, кроме реформируемого МВД, своей программы так и не получило, что, однако, никак не мешает силови-кам добиваться постоянно растущих расходов. Пока про-граммный метод зримо пробуксовывает.

ДОХОДНАЯ ЦИФРА
От допрасходов состояние бюджета не пострадало. 8 сен-тября вместе с ними утверждены и допдоходы: в 2011 году они составят 226,2 млрд рублей, в 2012-м - 371,1 млрд рублей, в 2013-м - 392,7 млрд рублей. Существенных изменений в оценке дефицитов бюджета за эти годы не произошло, что Минфину и требовалось доказать. Понятно, что суть корректировки бюджета - это дележ допрасходов, но откуда берутся допдоходы? Все просто и технологично: прогнозы становятся материальной силой. Допдоходы подсчитаны, исходя из новых цифр макроэкономического прогноза. Раз прирост ВВП в 2011 году должен составить 4,2% вместо 3,4%, в 2012-м - 3,9% вместо 3,5%, а в 2013-м - 4,5% вместо 4,2%, то здесь и есть основной источник искомых допдоходов.
Но не единственный. Еще есть, например, инфляция. Планка роста цен повышена с 5,5-6,5% до 6-7%. Значит, в текущем выражении вырастут и доходы вместе с расходами бюджета. Их приведение к некой постоянной базе произойдет потом, это отдельная история. То же самое произойдет и в том весьма вероятном случае, если цены перепрыгнут нарисованную планку.
Конечно, это не вполне чистый источник допдоходов. Есть и почище. Минэкономразвития снизило прогноз курса рубля. Он стал слабее, чем виделся прежде: прогноз курса доллара на 2011 год - 30,5 рубля (вместо 29,3 рубля), на 2012-й - 30,7 рубля(28,4 рубля), на 2013-й - 31 рубль (27,9 рубля). "Изменение курса увеличивает прогноз доходов", - признает Алексей Кудрин. Бюджет пополняется допдоходами от экспорта, прежде всего, неф-ти и газа через пересчет долларовых поступлений в рублевые. По данным главы Минфина, из-за пересчета нефтяные доходы в 2011 году увеличатся на 87 млрд рублей, в 2012-м - на 301 млрд рублей, в 2013-м - на 358 млрд рублей.
Ну и, наконец, есть традиционный источник покрытия бюджетного дефицита - заимствования на внутреннем и на внешнем рынках. Уже в 2010 году Россия заняла на внешнем рынке после одиннадцатилетнего перерыва $5,5 млрд и может довести эту сумму до $7,5 млрд.

САМОРАСТУЩАЯ СТАТИСТИКА
Мы рассмотрели источники увеличения бюджетных расходов, исходя из пересмотра макроэкономического прогноза. Но есть и первоисточник.
Росстат не перестает радовать правительство, пересматривая базу собственных расчетов. В сторону увеличения ВВП. Активность статистического ведомства во-зросла в период кризиса и сразу после него. Сначала Росстат взялся за промышленность, ее отраслевая стру-ктура была перегруппирована в сторону увеличения удельного веса нефтегазовой отрасли - и спад перестал казаться таким глубоким, каким был буквально только что.
И вот на наших глазах происходит новое превращение. Росстат интерпретировал из-вестный образ: "Россия - страна с непредсказуемым прошлым". Рецепт омолажи-вания статистики: более уг-лубленный учет добавленной стоимости и валовых накоплений. В результате в 2006 году ВВП вырос на 8,2% (вместо 7,7%), в 2007-м - на 8,5% (вместо 8,1%). А вот 2008 год бдительный Росстат теперь представляет так: рост на 5,2% вместо 5,6. Ну и ничего не остается, как только аплодировать статистикам по результатам обработки 2009 года: спад остался в каноническом виде - 7,9%, но объем ВВП в текущих ценах все-таки увеличился - с 39,064 трлн до 39,101 трлн рублей. Наиболее глубокое падение экономики теперь приходится на второй и третий кварталы 2009 года, из чего следует, что новая база сравнения позволит российской экономике в аналогичный период 2010 года выглядеть привлекательнее, чем до пересмотра статистики, зато сравнение с четвертым кварталом 2009 года, когда, по новым данным, падение замедлилось, может оказаться не в пользу 2010 года. Не оставлен, конечно, без внимания и 2010 год: рост ВВП в годовом исчислении составил в первом полугодии 4,2% вместо прежних 4%, так что прогноз в 3,1% на весь 2010 год может быть перевыполнен.
Имея за спиной такой гибкий Росстат, правительство может и дальше излучать оп-тимизм вместе с новыми рас-ходами. Хотя та же гибкость вместе со спорным качест-вом прогнозов (о чем "Профиль" писал в № 33 за текущий год) может сыграть с российской экономикой злую шутку. Достаточно вслед за Минфином привести данные очищенного от нефтегазовых доходов бюджета на 2011-2013 годы: дефицит в нем в 2011 году составит 11,7% ВВП, в 2012-м - 10,9%, в 2013-м - 10,4%.
Вывод: искусство счета открывает широкие возможности, но его следует применять не только для расширения трат на военно-полицейские нужды. Надо проявить последовательность и четко оце-нить внутренние возможности экономики без учета незаработанного роста цен на нефть, а для этого давно пора дополнительно рассчитывать российский ВВП в постоянных ценах на нефть.

Имея за спиной гибкий Росстат, правительство может и дальше излучать оптимизм вместе с новыми расходами. Хотя та же гибкость вместе со спорным качеством прогнозов (о чем "Профиль" писал в прошлом номере) может сыграть с российской экономикой злую шутку. Вот данные ненефтегазового бюджета на 2011-2013 годы: дефицит в нем в 2011 году составит 11,7% ВВП, в 2012-м - 10,9%, в 2013-м - 10,4%. Искусство счета открывает широкие возможности, но его следует применять не только для расширения трат на во-енно-полицейские нужды. Надо проявить последовательность и четко оценить внутренние возможности экономики без учета незаработанного роста цен на нефть, а для этого давно пора дополнительно рассчитывать российский ВВП в постоянных ценах на нефть.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое