27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Как разливалась сталь"

Архивная публикация 1999 года: "Как разливалась сталь"

За какие-то полтора года Анатолий Смолянинов из предпринимателя средней руки превратился в руководителя промышленного гиганта -- Западно-Сибирского металлургического комбината. Сегодня Смолянинов -- символ удачи и благополучия. Активы руководимых им предприятий исчисляются сотнями миллионов долларов.Коренной

Анатолий Смолянинов -- коренной кузбассовец. Родился в деревне Пермяково недалеко от города Белово Кемеровской области. Окончил Новосибирский электротехнический институт, но потом вернулся в Кузбасс. Теперь говорит, что никуда больше не поедет.
"У меня здесь все родные и друзья. Дочь после учебы вернулась в Кузбасс, скоро появится на свет внук. Я уже подумываю о том, как его воспитывать. Никогда не променяю все это на какой-нибудь домик в Швейцарии. Если все уедут, кто тогда будет заниматься нашими проблемами? Нужно просто работать так, чтобы нам и здесь было хорошо".
Как и многие российские бизнесмены, Смолянинов начинал в комсомоле, был заместителем председателя райисполкома в Новокузнецке. Рассказывает, что одно время выращивал картошку на продажу, чтобы кормить семью и более-менее прилично одеваться. По собственному признанию, в полноценный отпуск впервые отправился только в сорок лет. Став директором по внешнеэкономическим связям и коммерческим директором компании "Кузнецкуголь", в то время крупнейшей в области компании по подземной добыче угля, приобрел опыт и связи, в том числе международные, которые позже сильно пригодились ему в предпринимательской деятельности. В "Кузнецкугле" до сих пор Смолянинова считают своим.
Со временем общественность признала Анатолия Смолянинова одним из лучших профессионалов в угольной отрасли Новокузнецка. Его пригласили возглавить ЗАО "Шахтоуправление "Антоновское", в которое входили две шахты, строительное и шахтомонтажное управления и автобаза. Смолянинов согласился -- с условием, что станет совладельцем предприятия. При нем на шахте "Полосухинской", входящей в шахтоуправление, стали добывать в три раза больше угля, чем раньше. Производительность труда -- самая высокая среди всех угольных предприятий Кузбасса.
В свободное время Смолянинов охотно посещает новокузнецкие салоны и мастерские местных художников. Стены его квартиры и офиса украшены работами местных живописцев Александра Суслова, Виталия Карманова и Ивана Лебедева.
Из любви к искусству Смолянинов даже организовал у себя в Антоновском шахтоуправлении ансамбль, под аккомпанемент которого иногда лично исполняет песни Высоцкого, Галича и Окуджавы. У Смолянинова приятный баритон, и концерты, которые он по праздникам устраивал подчиненным, пользовались неизменной популярностью.
Последний шанс

Занимаясь продажей угля, добытого на "Полосухинской", Смолянинов по долгу службы пристально следил за ситуацией на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК). Дело в том, что Антоновское шахтоуправление числилось среди кредиторов ЗСМК. Соответственно, благополучие предприятия Смолянинова зависело от комбината. А в конце 1998 Смолянинова пригласили возглавить управляющую компанию ЗСМК.
Западно-Сибирский металлургический комбинат, один из основных в стране производителей чугуна и стали, к этому времени уже больше года находился под внешним управлением. Если судить по его тогдашним производственным показателям, дело шло к полному краху. Все счета комбината были арестованы, а средства, которые на них перечислялись, сразу же попадали к кредиторам. На развитие производства ровным счетом ничего не оставалось.
Смолянинов сумел доказать кредиторам, что причина бедствий ЗСМК -- кризис управления. Что даже устаревшая производственная база вполне достаточна для того, чтобы на ней зарабатывать. По договоренности со всеми кредиторами при ЗСМК и была создана упомянутая управляющая компания, которая получила право эксклюзивного дилерства во всем, что касается запсибовского металла. Вся финансовая деятельность Запсиба с тех пор ведется через ее счета. Кредиторы, поверив Смолянинову, таким образом дали комбинату еще один, последний шанс поправить свое финансовое положение.
Суть работы Смолянинова в том, что управляющая компания, которой он руководит, представляет интересы государства, а не какой-то части кредиторов, как это обычно бывает (51% акций принадлежит областной, а 49% новокузнецкой городской администрациям). Под контролем властей предприятием управляет группа независимых менеджеров. Они не обязаны вникать во все тонкости производства -- для этого на Запсибе есть команда профессиональных металлургов во главе с генеральным директором Рафиком Айзатуловым. Зато в своем деле смоляниновские менеджеры вольны действовать по собственному усмотрению. Полный карт-бланш -- контроль за финансовыми потоками, заключение контрактов, договоры с поставщиками сырья и покупателями продукции.
Пока Сибирская горно-металлургическая компания (так называется управляющая компания Запсиба) для пользы дела работает практически на общественных началах. 0,3% прибыли, которую она получает в качестве комиссионных, едва хватает на содержание немногочисленного персонала. Правда, со временем, когда ЗСМК выберется из долговой ямы, Смолянинов намерен постепенно увеличивать процент комиссионных, чтобы управленцы были действительно заинтересованы в стабильной работе предприятия. По его словам, на Западе топ-менеджеры от подобных операций получают до 20% прибыли.
Смолянинов говорит: "Мне многие твердят, что я дурак, раз деньги вкладываю в производство, а не в собственный карман. Возможно. Но я уверен -- и в этом меня никто не переубедит,-- что быть богатым среди бедных неэтично. Я не ворую, а развиваю производство и тем самым своим людям даю жить нормально, зарабатывать нормальные деньги".
Так или иначе, металлурги Запсиба, раньше не видевшие денег по полгода, стали получать зарплату ежемесячно, причем их заработок даже чуть больше, чем на соседнем Кузнецком металлургическом комбинате: 2--2,5 тысячи рублей, а в горячих цехах 4--5 тысяч.
Выплывая из кризиса

Идею образования при несостоятельных предприятиях, подконтрольных государству, управляющих компаний Смолянинов готов отстаивать на самом высоком уровне.
Закон о банкротстве, правда, не предусматривает создания подобных учреждений, но Смолянинов считает, что правовой акт вполне можно изменить, если Госдума узнает о положительном опыте Запсиба. Более того, по мнению внешнего управляющего комбината, таких компаний должно быть как можно больше, чтобы они конкурировали между собой за право управлять тем или иным предприятием.
Юристы Смолянинова уже давно подготовили документы с обоснованием необходимости поправок к закону о банкротстве и согласовали их со специалистами в федеральных министерствах. Но политическая ситуация в стране меняется так стремительно, что до внесения этого вопроса в повестку дня Думы просто не доходят руки.
Мечта Смолянинова -- образование под эгидой Сибирской горно-металлургической компании корпорации, в которую, кроме металлургических, войдут угольные и горно-рудные предприятия. Так работает большинство производителей металла в Европе, Японии и США. А шахтам, обогатительным фабрикам и рудникам, в советское время строившимся специально для обеспечения сырьем Кузнецкого металлургического комбината и Запсиба и неспособным на самостоятельное выживание, это только пойдет на пользу.
Запсиб и так, выплывая из кризиса, помогает всей экономике региона преодолеть связанные с ним трудности. Комбинат исправно платит энергетикам, угольщикам и рударям, позволяя им вкладывать полученные деньги в производство. В итоге Запсиб, составляющий почти треть экономического влияния в Кемеровской области, как локомотив, должен потянуть за собой все остальные предприятия Кузбасса. Что, в свою очередь, способно привлечь в регион инвестиции извне. Сверхзадача, как определяет ее сам Смолянинов, это вообще бездотационный Кузбасс.
Сейчас ему 44 года. Выглядит, пожалуй, даже моложе. Со вкусом одет, волосы тщательно уложены. Всегда энергичен и подтянут. Раньше Смолянинов серьезно занимался вольной борьбой, а сейчас для поддержания физической формы по мере возможности играет в большой теннис. В городском теннисном клубе он считается одним из лучших игроков. Летом, когда живет на даче, обязательно каждое утро, едва проснувшись, купается в находящемся неподалеку озере. Никогда не курил, почти не пьет. В торжественных случаях позволяет себе пригубить бокал красного вина. Мастерски водит машину и часто даже на деловые встречи приезжает за рулем любимого автомобиля "лексус".

За какие-то полтора года Анатолий Смолянинов из предпринимателя средней руки превратился в руководителя промышленного гиганта -- Западно-Сибирского металлургического комбината. Сегодня Смолянинов -- символ удачи и благополучия. Активы руководимых им предприятий исчисляются сотнями миллионов долларов.Коренной


Анатолий Смолянинов -- коренной кузбассовец. Родился в деревне Пермяково недалеко от города Белово Кемеровской области. Окончил Новосибирский электротехнический институт, но потом вернулся в Кузбасс. Теперь говорит, что никуда больше не поедет.

"У меня здесь все родные и друзья. Дочь после учебы вернулась в Кузбасс, скоро появится на свет внук. Я уже подумываю о том, как его воспитывать. Никогда не променяю все это на какой-нибудь домик в Швейцарии. Если все уедут, кто тогда будет заниматься нашими проблемами? Нужно просто работать так, чтобы нам и здесь было хорошо".

Как и многие российские бизнесмены, Смолянинов начинал в комсомоле, был заместителем председателя райисполкома в Новокузнецке. Рассказывает, что одно время выращивал картошку на продажу, чтобы кормить семью и более-менее прилично одеваться. По собственному признанию, в полноценный отпуск впервые отправился только в сорок лет. Став директором по внешнеэкономическим связям и коммерческим директором компании "Кузнецкуголь", в то время крупнейшей в области компании по подземной добыче угля, приобрел опыт и связи, в том числе международные, которые позже сильно пригодились ему в предпринимательской деятельности. В "Кузнецкугле" до сих пор Смолянинова считают своим.

Со временем общественность признала Анатолия Смолянинова одним из лучших профессионалов в угольной отрасли Новокузнецка. Его пригласили возглавить ЗАО "Шахтоуправление "Антоновское", в которое входили две шахты, строительное и шахтомонтажное управления и автобаза. Смолянинов согласился -- с условием, что станет совладельцем предприятия. При нем на шахте "Полосухинской", входящей в шахтоуправление, стали добывать в три раза больше угля, чем раньше. Производительность труда -- самая высокая среди всех угольных предприятий Кузбасса.

В свободное время Смолянинов охотно посещает новокузнецкие салоны и мастерские местных художников. Стены его квартиры и офиса украшены работами местных живописцев Александра Суслова, Виталия Карманова и Ивана Лебедева.

Из любви к искусству Смолянинов даже организовал у себя в Антоновском шахтоуправлении ансамбль, под аккомпанемент которого иногда лично исполняет песни Высоцкого, Галича и Окуджавы. У Смолянинова приятный баритон, и концерты, которые он по праздникам устраивал подчиненным, пользовались неизменной популярностью.

Последний шанс


Занимаясь продажей угля, добытого на "Полосухинской", Смолянинов по долгу службы пристально следил за ситуацией на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК). Дело в том, что Антоновское шахтоуправление числилось среди кредиторов ЗСМК. Соответственно, благополучие предприятия Смолянинова зависело от комбината. А в конце 1998 Смолянинова пригласили возглавить управляющую компанию ЗСМК.

Западно-Сибирский металлургический комбинат, один из основных в стране производителей чугуна и стали, к этому времени уже больше года находился под внешним управлением. Если судить по его тогдашним производственным показателям, дело шло к полному краху. Все счета комбината были арестованы, а средства, которые на них перечислялись, сразу же попадали к кредиторам. На развитие производства ровным счетом ничего не оставалось.

Смолянинов сумел доказать кредиторам, что причина бедствий ЗСМК -- кризис управления. Что даже устаревшая производственная база вполне достаточна для того, чтобы на ней зарабатывать. По договоренности со всеми кредиторами при ЗСМК и была создана упомянутая управляющая компания, которая получила право эксклюзивного дилерства во всем, что касается запсибовского металла. Вся финансовая деятельность Запсиба с тех пор ведется через ее счета. Кредиторы, поверив Смолянинову, таким образом дали комбинату еще один, последний шанс поправить свое финансовое положение.

Суть работы Смолянинова в том, что управляющая компания, которой он руководит, представляет интересы государства, а не какой-то части кредиторов, как это обычно бывает (51% акций принадлежит областной, а 49% новокузнецкой городской администрациям). Под контролем властей предприятием управляет группа независимых менеджеров. Они не обязаны вникать во все тонкости производства -- для этого на Запсибе есть команда профессиональных металлургов во главе с генеральным директором Рафиком Айзатуловым. Зато в своем деле смоляниновские менеджеры вольны действовать по собственному усмотрению. Полный карт-бланш -- контроль за финансовыми потоками, заключение контрактов, договоры с поставщиками сырья и покупателями продукции.

Пока Сибирская горно-металлургическая компания (так называется управляющая компания Запсиба) для пользы дела работает практически на общественных началах. 0,3% прибыли, которую она получает в качестве комиссионных, едва хватает на содержание немногочисленного персонала. Правда, со временем, когда ЗСМК выберется из долговой ямы, Смолянинов намерен постепенно увеличивать процент комиссионных, чтобы управленцы были действительно заинтересованы в стабильной работе предприятия. По его словам, на Западе топ-менеджеры от подобных операций получают до 20% прибыли.

Смолянинов говорит: "Мне многие твердят, что я дурак, раз деньги вкладываю в производство, а не в собственный карман. Возможно. Но я уверен -- и в этом меня никто не переубедит,-- что быть богатым среди бедных неэтично. Я не ворую, а развиваю производство и тем самым своим людям даю жить нормально, зарабатывать нормальные деньги".

Так или иначе, металлурги Запсиба, раньше не видевшие денег по полгода, стали получать зарплату ежемесячно, причем их заработок даже чуть больше, чем на соседнем Кузнецком металлургическом комбинате: 2--2,5 тысячи рублей, а в горячих цехах 4--5 тысяч.

Выплывая из кризиса


Идею образования при несостоятельных предприятиях, подконтрольных государству, управляющих компаний Смолянинов готов отстаивать на самом высоком уровне.

Закон о банкротстве, правда, не предусматривает создания подобных учреждений, но Смолянинов считает, что правовой акт вполне можно изменить, если Госдума узнает о положительном опыте Запсиба. Более того, по мнению внешнего управляющего комбината, таких компаний должно быть как можно больше, чтобы они конкурировали между собой за право управлять тем или иным предприятием.

Юристы Смолянинова уже давно подготовили документы с обоснованием необходимости поправок к закону о банкротстве и согласовали их со специалистами в федеральных министерствах. Но политическая ситуация в стране меняется так стремительно, что до внесения этого вопроса в повестку дня Думы просто не доходят руки.

Мечта Смолянинова -- образование под эгидой Сибирской горно-металлургической компании корпорации, в которую, кроме металлургических, войдут угольные и горно-рудные предприятия. Так работает большинство производителей металла в Европе, Японии и США. А шахтам, обогатительным фабрикам и рудникам, в советское время строившимся специально для обеспечения сырьем Кузнецкого металлургического комбината и Запсиба и неспособным на самостоятельное выживание, это только пойдет на пользу.

Запсиб и так, выплывая из кризиса, помогает всей экономике региона преодолеть связанные с ним трудности. Комбинат исправно платит энергетикам, угольщикам и рударям, позволяя им вкладывать полученные деньги в производство. В итоге Запсиб, составляющий почти треть экономического влияния в Кемеровской области, как локомотив, должен потянуть за собой все остальные предприятия Кузбасса. Что, в свою очередь, способно привлечь в регион инвестиции извне. Сверхзадача, как определяет ее сам Смолянинов, это вообще бездотационный Кузбасс.

Сейчас ему 44 года. Выглядит, пожалуй, даже моложе. Со вкусом одет, волосы тщательно уложены. Всегда энергичен и подтянут. Раньше Смолянинов серьезно занимался вольной борьбой, а сейчас для поддержания физической формы по мере возможности играет в большой теннис. В городском теннисном клубе он считается одним из лучших игроков. Летом, когда живет на даче, обязательно каждое утро, едва проснувшись, купается в находящемся неподалеку озере. Никогда не курил, почти не пьет. В торжественных случаях позволяет себе пригубить бокал красного вина. Мастерски водит машину и часто даже на деловые встречи приезжает за рулем любимого автомобиля "лексус".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».