26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Караван-сараи"

Архивная публикация 1998 года: "Караван-сараи"

Но какой из них лучше? Какой самый вместительный, самый быстрый и самый экономичный?"Мерс" с торчащими из багажника досками или же весело выглядывающей из окошек рассадой помидоров все равно остается "мерсом". Но на дороге вызывает если не насмешку, то уж по крайней мере улыбку. То ли дело универсал или, как его в народе называют, "рюкзак": на загородном шоссе он в своей тарелке.
То, что Доктер прописал

Практически все знаменитые фирмы выпускают большегрузные легковые автомобили повышенной вместимости, то есть универсалы. Причем спектр их достаточно широк: от четырех до десяти модификаций машин с различным объемом двигателя у каждого производителя -- от маленьких, с двигателем 1300 кубических сантиметров, до достаточно солидных -- с трехлитровым движком. Универсалы есть и простенькие -- типа Ford или Opel, и представительского класса -- Audi, BMW и даже Mercedes.
Александер Нойман, директор компании "БИО-РАД Лаборатории": "Мой универсал Audi -- машина представительского класса. Для меня это самый комфортабельный и мощный автомобиль. Особенно он удобен при поездках на дачу и к друзьям. В случае необходимости я могу даже спать в машине, причем с комфортом: большой салон позволяет чувствовать себя как дома. Так что о своем выборе я ни на секунду не пожалел".
Ханс Доктер, советник по экономическим вопросам посольства Нидерландов в Москве: "У меня универсал Volkswagen Passat. Когда я уезжал на работу в Россию, посольство предложило мне выбрать служебную машину. А так как я в Голландии езжу на Volkswagen, то и в Москве предпочел тот же автомобиль. У него просторный багажник, в который влезают все вещи, необходимые во время путешествий по России".
В последнее время очень популярным стал еще один тип кузова -- хэтчбэк. Эта машина внешне практически ничем не отличается от обычного седана. Разве что более пухлая (или объемная -- кому как больше нравится) в области багажника. Обусловлено это тем, что у хэтчбэка крышка багажника и заднее стекло -- единая плоскость. Что обеспечивает больший объем багажника, его большую вместимость. Но это практически единственное отличие хэтчбэка от седана. (Заметим, что в наших рейтингах мы рассматриваем хэтчбэки вместе с седанами, а не с универсалами -- см. "Профиль" N26, 1998).
Тем не менее этот "промежуточный вариант" универсалы совсем не вытеснил, а лишь добавил моделям разнообразия.
Правило прямоугольника

Если хэтчбэк от седана не очень-то отличишь, то вот универсал, как джип или кабриолет, ни с кем не перепутаешь. Из-за характерного кузова прямоугольной формы.
Конфигурация, равно как и размер машины, для универсала имеют первостепенное значение. Именно потому, что этот автомобиль изначально предполагает большую вместительность.
Представленные в рейтинге двухлитровые универсалы практически все имеют длину более четырех с половиной метров, ширина же подавляющего большинства автомобилей превышает метр семьдесят.
Что же касается высоты, то здесь стандарт метр сорок -- метр пятьдесят. Лишь BMW 320i Touring имеет 131 сантиметр в высоту.
Багажник у универсала имеет как бы двойной объем -- минимальный и максимальный. Минимальный -- когда задние сиденья находятся на своем обычном месте в вертикальном положении. Стандартный минимальный объем -- 400--500 литров. Меньший размер багажника только у трех машин -- Audi A6 Avant 2.0 (390 литров), BMW 320i Touring (370 литров) и Toyota Corolla Combi 2.0 D XL (394 литра).
Оба представленных в рейтинге "мерседеса" предлагают своим владельцам значительно больший объем багажника. У Mercedes Benz C200 Classic -- 665 литров, у Mercedes Benz Е200 Classic -- и вовсе 960 литров. Но "мерседес" на то и "мерседес", чтобы быть самым большим.
Что же касается максимального объема багажника (задние сиденья либо складываются и вплотную придвигаются к передним, либо вообще временно снимаются), то здесь ярко выраженной тенденции нет. Максимальный объем колеблется от 630 литров у Audi A6 Avant 2.0 до 1975 литров у Mercedes Benz Е200 Classic. В общем в этот "мерс" можно уложить, наверное, двух маленьких бычков.
Кстати, единственная машина, в которой "максимальный" багажник не предусмотрен,-- Nissan Maxima Qx 2.0 SLX. У этого универсала багажник имеет фиксированный объем 440 литров, задние сиденья ни снять, ни передвинуть нельзя.
Хозяйственная сумка на колесах

Большое значение для универсалов имеет и грузоподъемность. Большинство машин могут перевозить приблизительно одинаковый вес -- около 400--500 кг.
Те же "мерсы" рассчитаны на пятьсот килограммов. Причем если сам Mercedes Benz C200 весит 1430 кг, то загружать его можно до 1930 кг. Mercedes Benz Е200 массой 1440 кг потянет в общей сложности 1940 кг.
Особняком стоят машины-тяжеловесы -- Ford Scorpio Estate 2.0, Nissan Maxima Qx 2.0 SLX, Opel Omega Caravan 2.0 16V и Renault Laguna Grandtour RN 2.0. Будучи полностью загруженными, они могут весить более двух тонн. Чистая масса автомобилей соответственно 1487, 1431, 1475 и 1375 кг. Их можно нагружать до 2125, 2005, 2085 и 2020 кг. То есть на этих машинах можно перевозить соответственно 638, 574, 610 и 645 кг груза. Остальные должны довольствовать меньшим.
Впрочем, даже 400 кг -- вес приличный. Седаны, например, способны "поднять" 100--200 кг.
Если же вам нужно возить большие тяжести, то лучше купить грузовик. Универсал же действительно "рюкзак", рассчитанный не только на дачников, но и на путешественников.
Кстати, задние сиденья в машине не только складываются, чтобы обеспечить больший объем багажника, но и раскладываются -- как спальные места. Так что в машине при желании можно переночевать.
Несмотря на то, что наш "рюкзак" задуман как путешественник, объем топливного бака у машины, как правило, невелик. Только BMW 320i Touring и Audi A6 Avant 2.0 располагают топливными баками объемом 80 литров. Остальные существенно меньше. В среднем размер топливного бака у универсалов аналогичен седановскому -- 60--70 литров. Только у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel и у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL топливные баки по 50 литров. Но эти дизельные универсалы и самые экономичные -- жрут они соответственно 6,1 и 5,8 литра топлива на 100 километров.
Что, где, почем

С покупкой универсала, надо заметить, могут возникнуть некоторые трудности. Не то чтобы их нет в свободной продаже. Отнюдь. Машины с таким типом кузова встречаются. Однако в автосалоне в лучшем случае имеется одна модель.
Так что покупку универсала нужно планировать заранее. Любой дилер примет у вас заказ на поставку этой машины и выполнит его в течение двух-трех недель.
Заметим, что цена автомобиля от типа кузова практически не зависит. Седан, хэтчбэк и универсал с одинаковым объемом двигателя и комплектацией по стоимости, как это ни странно, различаться не будут. Цена, как известно, зависит от коробки передач (машины с автоматической коробкой на $1--3 тысячи дороже), от объема двигателя (чем больше объем, тем выше цена) и от комплектации.
Впрочем, в заказе есть свои преимущества. Покупая со склада, вы берете лишь то, что на складе есть. Совершенно конкретного цвета и конкретной комплектации. А вот заказать можно все, что вашей душе угодно.
Какую конкретно марку выбрать? Для того чтобы это понять, предлагаем ознакомиться с рейтингом универсалов.
Как составлялся рейтинг

Чтобы определить самый быстрый, самый экономичный и одновременно самый вместительный универсал, мы отранжировали 24 автомобиля с одинаковым объемом двигателя -- 2 литра.
Заметим, что некоторые модели не попали в рейтинг, так как дилеры не смогли предоставить все необходимые данные о машине.
Победителем рейтинга стал универсал Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Этот автомобиль сочетает в себе такие качества, как быстрота, экономичность и, разумеется, вместительность.
Если же вы просто хотите самый большой и вместительный автомобиль, то предпочесть следует Mercedes. Хватило бы денег. Так как "мерсы"-универсалы -- самые дорогие машины. Mercedes Benz С200 Classic стоит $46 600, а его "собрат" Mercedes Benz Е200 Classic и вовсе $49 700.
Впрочем, в случае с "мерсом" вы платите не только за вместительность, но еще и за надежность и респектабельность.
Не сильно уступающий "мерсу" в престижности универсал BMW 320i Touring к тому же еще и самый быстрый. Он развивает самую большую скорость -- 212 км/ч, да и разгоняется до 100 км/ч всего за 10,2 секунды. Заметим, что его "коллега" BMW 520i Touring в быстроте уступает ему немного. А внешне выглядит солиднее, хотя бы потому, что больше -- как минимум на 30 см длиннее. Впрочем, если BMW 320i стоит $29 300, то BMW 520i -- уже $36 200. Такова, видимо, цена этих сантиметров.
А самым экономичным является дизельный универсал Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. На этой машине вы как минимум сэкономите на топливе. Потребляет этот универсал менее 6 литров на 100 км.
Для определения универсала, оптимально сочетающего динамичность и экономичность, использовались следующие коэффициенты:
К1=Q:V -- показывает отношение вырабатываемой мощности к рабочему объему двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Ведь большой объем двигателя хорош не сам по себе, а только тогда, когда имеет реальный результат -- значительную мощность. В противном случае двигатель будет работать неэффективно.
Самый высокий К1 у BMW 320i Touring и BMW 520i Touring. Это значит, что конструкторы выжали из двигателя все, что могли. Фактически это самая сильная машина. При стандартном для ранжируемых машин двухлитровом двигателе автомобили имеют максимальную мощность -- 150 лошадиных сил. Точно такой же двигатель Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel дает всего 68 лошадиных сил. Это самая "слабая" машина. У нее минимальный показатель К1. Это значит, что объем двигателя машины слишком велик по сравнению с вырабатываемой мощностью.
К2=(L1хL2хL3):m -- показывает отношение размеров автомобиля к его массе. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что большая по габаритам машина весит мало. То есть конструкция кузова продумана лучше, его прочность и ресурс обеспечиваются меньшим весом "железа".
Самый высокий показатель у победителя рейтинга Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Конструкторы нашли оптимальное сочетание размеров автомобиля и его массы. Заметим, что при достаточно солидных габаритах (его длина почти пять метров) машина весит чуть больше 1200 килограммов. Так что именно Nissan Primera в плане возможных кувырков -- самая безопасная машина.
Самый низкий показатель -- у BMW 320i Touring. Заметим, что длина автомобиля меньше четырех с половиной метров. Зато весит она 1405 кг.
К3=Q:t -- показывает отношение мощности автомобиля к времени разгона с места до 100 км/ч. Чем коэффициент выше, тем быстрее автомобиль.
Лучший показатель у Rover Tourer 2.0 GSi. Обладая достаточно средней для двухлитровых двигателей мощностью (136 л.с.), эта машина стартует быстрее всех своих "одноклассников". Во всяком случае, скорость 100 км/ч она развивает за 8,7 секунды.
Ну а медленнее всех оказалась Toyota Corolla Combi 2.0 D XL: ей, чтобы набрать 100 км/ч, потребуется 14,1 секунды.
К4=S:V -- показывает отношение максимальной скорости автомобиля к рабочему объему его двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что рабочий объем двигателя используется эффективно, он позволяет машине развивать большую скорость.
Самый высокий показатель у BMW 320i Touring. Объем двигателя у машины такой же, как у всех представленных в рейтинге,-- 2 литра. Но конструкторы умудрились выжать из него по максимуму -- целых 212 километров в час. Это настоящий рекорд среди универсалов. Только 8 из оставшихся 23 автомобилей могут развивать скорость в переделах 200--205 км/ч. Остальные и того меньше. А универсал Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel выглядит просто черепахой, развивая максимум 155 км/ч. Впрочем, это тоже своеобразное лидерство. К тому же дизельные машины, каковым данный универсал является, особой прыткостью никогда не отличались.
К5=S:Q -- показывает отношение максимальной скорости к мощности двигателя автомобиля. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что мощность используется рационально.
Самый высокий показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL (2-е место в рейтинге). Своих немногочисленных, так сказать, "лошадей" (числом 131) автомобиль использует по максимуму.
А самый низкий -- у Honda Accord 2.0i Aero Deck. Ее 136 лошадиных сил позволяют развивать лишь 192 км/ч. Заметим, что у всех обладателей такой же мощности скорость выше. Тот же Ford Mondeo Estate 2.0 LX развивает 198 км/ч, а Rover Tourer 2.0 GSi и вовсе 200 км/ч.
К6=V:X -- показывает отношение рабочего объема двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Оптимальное соотношение -- больший объем двигателя при меньших затратах топлива. Обычно чем больше у машины объем двигателя, тем "аппетитнее" она жрет бензин. Конструкторская же мысль, наоборот, стремится к увеличению объема двигателя при одновременном сокращении расхода топлива.
В нашем случае данный показатель тем более важен, что объем двигателя у машин одинаковый. Так вот, самой экономичной машиной, то есть с самым высоким коэффициентом, оказался дизельный универсал Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Он потребляет лишь 5,8 литра топлива на 100 км. Конкуренцию ему в этом плане может составить лишь тоже дизельный универсал Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel -- 6,1 литра на 100 км. Но если Mitsubishi Lancer расположился в середине нашего рейтинга (12-е место), то Toyota Corolla почти лидирует, уступая лишь победителю, Nissan Primera.
Впрочем, победа дизельных машин вполне закономерна: их традиционно отличает большая экономичность по сравнению с бензиновыми машинами. Это компенсирует отставание, которое они обнаруживают в динамических характеристиках.
Самой же прожорливой машиной оказался универсал Opel Omega Caravan 2.0 16V. Этот обжора требует 11,5 литра на 100 км. Заметим, что это единственная машина в рейтинге, которой необходимо более 10 литров на 100 км.
К7=S:X -- показывает отношение скорости автомобиля к условному расходу потребляемого топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что большая скорость достигается меньшими затратами горючего.
Максимальный показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Как уже было отмечено, этот универсал потребляет меньше всего топлива, при том, что развивает вполне приличную скорость -- 165 км/ч. Не очень от него отстает победитель рейтинга Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Расход бензина у победителя тоже достаточно небольшой. При этом машина развивает большую скорость -- 190 км/ч.
А вот самый низкий показатель -- у Opel Omega Caravan 2.0 16V. Скорость у машины солидная -- 202 км/ч, но и бензина, как уже было сказано, автомобиль потребляет больше всех -- 11,5 литра на 100 км.
К8=Q:X -- данный коэффициент показывает отношение мощности двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше, тем лучше. Идеальный вариант -- сильная машина должна быть еще и экономичной.
Самый высокий показатель вновь у BMW 320i Touring. Мощность у машины максимальная среди двухлитровых универсалов. При этом бензина она потребляет умеренное количество -- 8,7 литра на 100 км.
А вот Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel оказался с самым маленьким показателем. Топлива этот дизельный универсал потребляет мало -- всего 6,1 литра на 100 км, но и мощностью большой не обладает. У машины всего-то 68 лошадиных сил.
К9=m:X -- показывает отношение полной массы автомобиля к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что для перевозки своего веса автомобилю требуется немного бензина.
Самый высокий коэффициент у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Этот дизельный универсал самый легкий из представленных в рейтинге (весит чуть больше тонны -- всего 1080 кг) и, как уже было сказано, потребляет меньше всего топлива.
А вот хуже всего обстоят дела у Opel Omega Caravan 2.0 16V. У машины максимальный расход бензина при самом большом весе. Из представленных в рейтинге этот универсал самый тяжелый: весит почти полторы тонны (1475 кг).
К10=(L1xL2):(L3xm2) -- показывает отношение длины и ширины автомобиля к его высоте и допустимой полной массе. Чем длиннее и шире автомобиль, тем он устойчивее и, стало быть, безопаснее. Чем автомобиль выше и тяжелее, тем он менее устойчив и, стало быть, менее безопасен. Чем выше коэффициент, тем лучше: выходит, конструкторы нашли оптимальное сочетание габаритов с учетом того, что автомобиль будет предельно нагружен. Именно поэтому в формуле фигурирует не снаряженная масса автомобиля (то есть собственно вес машины), а допустимая полная масса, то есть вес загруженного автомобиля.
Самый высокий показатель у Rover Tourer 2.0 GSi. Этот универсал сохранит максимальную устойчивость на высокой скорости, даже если будет до отказа забит всем, чем попало. Чего соответственно не скажешь про Renault Laguna Grandtour 2.0 RN, у которого данный коэффициент минимальный.
K11=Fкр:m:t -- показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя, демонстрирует отношение силы двигателя ко времени, которое требуется для разгона снаряженной массы автомобиля.
Самый высокий показатель у Daewoo Nubia 2.0 CDX. Самый низкий -- у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel.
K12=(SxSxL2xL3):Q -- коэффициент аэродинамического совершенства машины (отношение квадрата скорости, помноженного на длину и ширину автомобиля, к вырабатываемой мощности). Показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя при преодолении автомобилем сопротивления воздуха.
Самый высокий коэффициент у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL, самый низкий -- у Rover Tourer 2.0 GSi. Чем выше показатель, тем совершеннее конструкция автомобиля с точки зрения аэродинамики, чем коэффициент ниже, тем конструкция хуже.
К13=m2:m1 -- показывает отношение допустимой полной массы автомобиля к его снаряженной массе. То есть отношение массы полностью загруженного автомобиля к собственно его весу. Чем выше коэффициент, тем лучшее. Так как это означает, что легкий (читай: безопасный) автомобиль может перевозить максимальный вес.
Самый высокий показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL, самый низкий -- у Ford Mondeo Estate 2.0 LX.

Итоговый балл был определен как сумма соответствующих отнормированных по 10-балльной шкале коэффициентов.
При этом минимальному значению коэффициента в каждой группе присваивался 0, максимальному -- 10. Например, максимальный (max) показатель работы двигателя (К1) равен 0,753 -- у BMW 520i Touring, минимальный (min) -- 0,340 у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel.
Соответственно BMW 520i Touring и Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel получили 10 и 0 баллов.
Для того чтобы рассчитать баллы автомобилей, которые по эффективности работы двигателя находятся между BMW 520i Touring и Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel, был найден натуральный вес (W) одного пункта шкалы измерений:
W=(max--min)/10=(0,753--0,340)/10=0,0413.
Далее вычисляется нормированный коэффициент каждого автомобиля (К1/n):
К1/n=(N--min)/W, где N -- натуральный коэффициент каждого автомобиля.
Например, для Nissan Primera 2.0 Traveller SLX: К1/n=(0,575-0,340)/0,0413=5,69.
И так далее по всем показателям.

Рейтинг универсалов (объем двигателя 2 литра)

Но какой из них лучше? Какой самый вместительный, самый быстрый и самый экономичный?"Мерс" с торчащими из багажника досками или же весело выглядывающей из окошек рассадой помидоров все равно остается "мерсом". Но на дороге вызывает если не насмешку, то уж по крайней мере улыбку. То ли дело универсал или, как его в народе называют, "рюкзак": на загородном шоссе он в своей тарелке.

То, что Доктер прописал


Практически все знаменитые фирмы выпускают большегрузные легковые автомобили повышенной вместимости, то есть универсалы. Причем спектр их достаточно широк: от четырех до десяти модификаций машин с различным объемом двигателя у каждого производителя -- от маленьких, с двигателем 1300 кубических сантиметров, до достаточно солидных -- с трехлитровым движком. Универсалы есть и простенькие -- типа Ford или Opel, и представительского класса -- Audi, BMW и даже Mercedes.

Александер Нойман, директор компании "БИО-РАД Лаборатории": "Мой универсал Audi -- машина представительского класса. Для меня это самый комфортабельный и мощный автомобиль. Особенно он удобен при поездках на дачу и к друзьям. В случае необходимости я могу даже спать в машине, причем с комфортом: большой салон позволяет чувствовать себя как дома. Так что о своем выборе я ни на секунду не пожалел".

Ханс Доктер, советник по экономическим вопросам посольства Нидерландов в Москве: "У меня универсал Volkswagen Passat. Когда я уезжал на работу в Россию, посольство предложило мне выбрать служебную машину. А так как я в Голландии езжу на Volkswagen, то и в Москве предпочел тот же автомобиль. У него просторный багажник, в который влезают все вещи, необходимые во время путешествий по России".

В последнее время очень популярным стал еще один тип кузова -- хэтчбэк. Эта машина внешне практически ничем не отличается от обычного седана. Разве что более пухлая (или объемная -- кому как больше нравится) в области багажника. Обусловлено это тем, что у хэтчбэка крышка багажника и заднее стекло -- единая плоскость. Что обеспечивает больший объем багажника, его большую вместимость. Но это практически единственное отличие хэтчбэка от седана. (Заметим, что в наших рейтингах мы рассматриваем хэтчбэки вместе с седанами, а не с универсалами -- см. "Профиль" N26, 1998).

Тем не менее этот "промежуточный вариант" универсалы совсем не вытеснил, а лишь добавил моделям разнообразия.

Правило прямоугольника


Если хэтчбэк от седана не очень-то отличишь, то вот универсал, как джип или кабриолет, ни с кем не перепутаешь. Из-за характерного кузова прямоугольной формы.

Конфигурация, равно как и размер машины, для универсала имеют первостепенное значение. Именно потому, что этот автомобиль изначально предполагает большую вместительность.

Представленные в рейтинге двухлитровые универсалы практически все имеют длину более четырех с половиной метров, ширина же подавляющего большинства автомобилей превышает метр семьдесят.

Что же касается высоты, то здесь стандарт метр сорок -- метр пятьдесят. Лишь BMW 320i Touring имеет 131 сантиметр в высоту.

Багажник у универсала имеет как бы двойной объем -- минимальный и максимальный. Минимальный -- когда задние сиденья находятся на своем обычном месте в вертикальном положении. Стандартный минимальный объем -- 400--500 литров. Меньший размер багажника только у трех машин -- Audi A6 Avant 2.0 (390 литров), BMW 320i Touring (370 литров) и Toyota Corolla Combi 2.0 D XL (394 литра).

Оба представленных в рейтинге "мерседеса" предлагают своим владельцам значительно больший объем багажника. У Mercedes Benz C200 Classic -- 665 литров, у Mercedes Benz Е200 Classic -- и вовсе 960 литров. Но "мерседес" на то и "мерседес", чтобы быть самым большим.

Что же касается максимального объема багажника (задние сиденья либо складываются и вплотную придвигаются к передним, либо вообще временно снимаются), то здесь ярко выраженной тенденции нет. Максимальный объем колеблется от 630 литров у Audi A6 Avant 2.0 до 1975 литров у Mercedes Benz Е200 Classic. В общем в этот "мерс" можно уложить, наверное, двух маленьких бычков.

Кстати, единственная машина, в которой "максимальный" багажник не предусмотрен,-- Nissan Maxima Qx 2.0 SLX. У этого универсала багажник имеет фиксированный объем 440 литров, задние сиденья ни снять, ни передвинуть нельзя.

Хозяйственная сумка на колесах


Большое значение для универсалов имеет и грузоподъемность. Большинство машин могут перевозить приблизительно одинаковый вес -- около 400--500 кг.

Те же "мерсы" рассчитаны на пятьсот килограммов. Причем если сам Mercedes Benz C200 весит 1430 кг, то загружать его можно до 1930 кг. Mercedes Benz Е200 массой 1440 кг потянет в общей сложности 1940 кг.

Особняком стоят машины-тяжеловесы -- Ford Scorpio Estate 2.0, Nissan Maxima Qx 2.0 SLX, Opel Omega Caravan 2.0 16V и Renault Laguna Grandtour RN 2.0. Будучи полностью загруженными, они могут весить более двух тонн. Чистая масса автомобилей соответственно 1487, 1431, 1475 и 1375 кг. Их можно нагружать до 2125, 2005, 2085 и 2020 кг. То есть на этих машинах можно перевозить соответственно 638, 574, 610 и 645 кг груза. Остальные должны довольствовать меньшим.

Впрочем, даже 400 кг -- вес приличный. Седаны, например, способны "поднять" 100--200 кг.

Если же вам нужно возить большие тяжести, то лучше купить грузовик. Универсал же действительно "рюкзак", рассчитанный не только на дачников, но и на путешественников.

Кстати, задние сиденья в машине не только складываются, чтобы обеспечить больший объем багажника, но и раскладываются -- как спальные места. Так что в машине при желании можно переночевать.

Несмотря на то, что наш "рюкзак" задуман как путешественник, объем топливного бака у машины, как правило, невелик. Только BMW 320i Touring и Audi A6 Avant 2.0 располагают топливными баками объемом 80 литров. Остальные существенно меньше. В среднем размер топливного бака у универсалов аналогичен седановскому -- 60--70 литров. Только у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel и у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL топливные баки по 50 литров. Но эти дизельные универсалы и самые экономичные -- жрут они соответственно 6,1 и 5,8 литра топлива на 100 километров.

Что, где, почем


С покупкой универсала, надо заметить, могут возникнуть некоторые трудности. Не то чтобы их нет в свободной продаже. Отнюдь. Машины с таким типом кузова встречаются. Однако в автосалоне в лучшем случае имеется одна модель.

Так что покупку универсала нужно планировать заранее. Любой дилер примет у вас заказ на поставку этой машины и выполнит его в течение двух-трех недель.

Заметим, что цена автомобиля от типа кузова практически не зависит. Седан, хэтчбэк и универсал с одинаковым объемом двигателя и комплектацией по стоимости, как это ни странно, различаться не будут. Цена, как известно, зависит от коробки передач (машины с автоматической коробкой на $1--3 тысячи дороже), от объема двигателя (чем больше объем, тем выше цена) и от комплектации.

Впрочем, в заказе есть свои преимущества. Покупая со склада, вы берете лишь то, что на складе есть. Совершенно конкретного цвета и конкретной комплектации. А вот заказать можно все, что вашей душе угодно.

Какую конкретно марку выбрать? Для того чтобы это понять, предлагаем ознакомиться с рейтингом универсалов.

Как составлялся рейтинг


Чтобы определить самый быстрый, самый экономичный и одновременно самый вместительный универсал, мы отранжировали 24 автомобиля с одинаковым объемом двигателя -- 2 литра.

Заметим, что некоторые модели не попали в рейтинг, так как дилеры не смогли предоставить все необходимые данные о машине.

Победителем рейтинга стал универсал Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Этот автомобиль сочетает в себе такие качества, как быстрота, экономичность и, разумеется, вместительность.

Если же вы просто хотите самый большой и вместительный автомобиль, то предпочесть следует Mercedes. Хватило бы денег. Так как "мерсы"-универсалы -- самые дорогие машины. Mercedes Benz С200 Classic стоит $46 600, а его "собрат" Mercedes Benz Е200 Classic и вовсе $49 700.

Впрочем, в случае с "мерсом" вы платите не только за вместительность, но еще и за надежность и респектабельность.

Не сильно уступающий "мерсу" в престижности универсал BMW 320i Touring к тому же еще и самый быстрый. Он развивает самую большую скорость -- 212 км/ч, да и разгоняется до 100 км/ч всего за 10,2 секунды. Заметим, что его "коллега" BMW 520i Touring в быстроте уступает ему немного. А внешне выглядит солиднее, хотя бы потому, что больше -- как минимум на 30 см длиннее. Впрочем, если BMW 320i стоит $29 300, то BMW 520i -- уже $36 200. Такова, видимо, цена этих сантиметров.

А самым экономичным является дизельный универсал Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. На этой машине вы как минимум сэкономите на топливе. Потребляет этот универсал менее 6 литров на 100 км.

Для определения универсала, оптимально сочетающего динамичность и экономичность, использовались следующие коэффициенты:

К1=Q:V -- показывает отношение вырабатываемой мощности к рабочему объему двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Ведь большой объем двигателя хорош не сам по себе, а только тогда, когда имеет реальный результат -- значительную мощность. В противном случае двигатель будет работать неэффективно.

Самый высокий К1 у BMW 320i Touring и BMW 520i Touring. Это значит, что конструкторы выжали из двигателя все, что могли. Фактически это самая сильная машина. При стандартном для ранжируемых машин двухлитровом двигателе автомобили имеют максимальную мощность -- 150 лошадиных сил. Точно такой же двигатель Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel дает всего 68 лошадиных сил. Это самая "слабая" машина. У нее минимальный показатель К1. Это значит, что объем двигателя машины слишком велик по сравнению с вырабатываемой мощностью.

К2=(L1хL2хL3):m -- показывает отношение размеров автомобиля к его массе. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что большая по габаритам машина весит мало. То есть конструкция кузова продумана лучше, его прочность и ресурс обеспечиваются меньшим весом "железа".

Самый высокий показатель у победителя рейтинга Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Конструкторы нашли оптимальное сочетание размеров автомобиля и его массы. Заметим, что при достаточно солидных габаритах (его длина почти пять метров) машина весит чуть больше 1200 килограммов. Так что именно Nissan Primera в плане возможных кувырков -- самая безопасная машина.

Самый низкий показатель -- у BMW 320i Touring. Заметим, что длина автомобиля меньше четырех с половиной метров. Зато весит она 1405 кг.

К3=Q:t -- показывает отношение мощности автомобиля к времени разгона с места до 100 км/ч. Чем коэффициент выше, тем быстрее автомобиль.

Лучший показатель у Rover Tourer 2.0 GSi. Обладая достаточно средней для двухлитровых двигателей мощностью (136 л.с.), эта машина стартует быстрее всех своих "одноклассников". Во всяком случае, скорость 100 км/ч она развивает за 8,7 секунды.

Ну а медленнее всех оказалась Toyota Corolla Combi 2.0 D XL: ей, чтобы набрать 100 км/ч, потребуется 14,1 секунды.

К4=S:V -- показывает отношение максимальной скорости автомобиля к рабочему объему его двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что рабочий объем двигателя используется эффективно, он позволяет машине развивать большую скорость.

Самый высокий показатель у BMW 320i Touring. Объем двигателя у машины такой же, как у всех представленных в рейтинге,-- 2 литра. Но конструкторы умудрились выжать из него по максимуму -- целых 212 километров в час. Это настоящий рекорд среди универсалов. Только 8 из оставшихся 23 автомобилей могут развивать скорость в переделах 200--205 км/ч. Остальные и того меньше. А универсал Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel выглядит просто черепахой, развивая максимум 155 км/ч. Впрочем, это тоже своеобразное лидерство. К тому же дизельные машины, каковым данный универсал является, особой прыткостью никогда не отличались.

К5=S:Q -- показывает отношение максимальной скорости к мощности двигателя автомобиля. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что мощность используется рационально.

Самый высокий показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL (2-е место в рейтинге). Своих немногочисленных, так сказать, "лошадей" (числом 131) автомобиль использует по максимуму.

А самый низкий -- у Honda Accord 2.0i Aero Deck. Ее 136 лошадиных сил позволяют развивать лишь 192 км/ч. Заметим, что у всех обладателей такой же мощности скорость выше. Тот же Ford Mondeo Estate 2.0 LX развивает 198 км/ч, а Rover Tourer 2.0 GSi и вовсе 200 км/ч.

К6=V:X -- показывает отношение рабочего объема двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Оптимальное соотношение -- больший объем двигателя при меньших затратах топлива. Обычно чем больше у машины объем двигателя, тем "аппетитнее" она жрет бензин. Конструкторская же мысль, наоборот, стремится к увеличению объема двигателя при одновременном сокращении расхода топлива.

В нашем случае данный показатель тем более важен, что объем двигателя у машин одинаковый. Так вот, самой экономичной машиной, то есть с самым высоким коэффициентом, оказался дизельный универсал Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Он потребляет лишь 5,8 литра топлива на 100 км. Конкуренцию ему в этом плане может составить лишь тоже дизельный универсал Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel -- 6,1 литра на 100 км. Но если Mitsubishi Lancer расположился в середине нашего рейтинга (12-е место), то Toyota Corolla почти лидирует, уступая лишь победителю, Nissan Primera.

Впрочем, победа дизельных машин вполне закономерна: их традиционно отличает большая экономичность по сравнению с бензиновыми машинами. Это компенсирует отставание, которое они обнаруживают в динамических характеристиках.

Самой же прожорливой машиной оказался универсал Opel Omega Caravan 2.0 16V. Этот обжора требует 11,5 литра на 100 км. Заметим, что это единственная машина в рейтинге, которой необходимо более 10 литров на 100 км.

К7=S:X -- показывает отношение скорости автомобиля к условному расходу потребляемого топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что большая скорость достигается меньшими затратами горючего.

Максимальный показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Как уже было отмечено, этот универсал потребляет меньше всего топлива, при том, что развивает вполне приличную скорость -- 165 км/ч. Не очень от него отстает победитель рейтинга Nissan Primera 2.0 Traveller SLX. Расход бензина у победителя тоже достаточно небольшой. При этом машина развивает большую скорость -- 190 км/ч.

А вот самый низкий показатель -- у Opel Omega Caravan 2.0 16V. Скорость у машины солидная -- 202 км/ч, но и бензина, как уже было сказано, автомобиль потребляет больше всех -- 11,5 литра на 100 км.

К8=Q:X -- данный коэффициент показывает отношение мощности двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше, тем лучше. Идеальный вариант -- сильная машина должна быть еще и экономичной.

Самый высокий показатель вновь у BMW 320i Touring. Мощность у машины максимальная среди двухлитровых универсалов. При этом бензина она потребляет умеренное количество -- 8,7 литра на 100 км.

А вот Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel оказался с самым маленьким показателем. Топлива этот дизельный универсал потребляет мало -- всего 6,1 литра на 100 км, но и мощностью большой не обладает. У машины всего-то 68 лошадиных сил.

К9=m:X -- показывает отношение полной массы автомобиля к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что для перевозки своего веса автомобилю требуется немного бензина.

Самый высокий коэффициент у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL. Этот дизельный универсал самый легкий из представленных в рейтинге (весит чуть больше тонны -- всего 1080 кг) и, как уже было сказано, потребляет меньше всего топлива.

А вот хуже всего обстоят дела у Opel Omega Caravan 2.0 16V. У машины максимальный расход бензина при самом большом весе. Из представленных в рейтинге этот универсал самый тяжелый: весит почти полторы тонны (1475 кг).

К10=(L1xL2):(L3xm2) -- показывает отношение длины и ширины автомобиля к его высоте и допустимой полной массе. Чем длиннее и шире автомобиль, тем он устойчивее и, стало быть, безопаснее. Чем автомобиль выше и тяжелее, тем он менее устойчив и, стало быть, менее безопасен. Чем выше коэффициент, тем лучше: выходит, конструкторы нашли оптимальное сочетание габаритов с учетом того, что автомобиль будет предельно нагружен. Именно поэтому в формуле фигурирует не снаряженная масса автомобиля (то есть собственно вес машины), а допустимая полная масса, то есть вес загруженного автомобиля.

Самый высокий показатель у Rover Tourer 2.0 GSi. Этот универсал сохранит максимальную устойчивость на высокой скорости, даже если будет до отказа забит всем, чем попало. Чего соответственно не скажешь про Renault Laguna Grandtour 2.0 RN, у которого данный коэффициент минимальный.

K11=Fкр:m:t -- показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя, демонстрирует отношение силы двигателя ко времени, которое требуется для разгона снаряженной массы автомобиля.

Самый высокий показатель у Daewoo Nubia 2.0 CDX. Самый низкий -- у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel.

K12=(SxSxL2xL3):Q -- коэффициент аэродинамического совершенства машины (отношение квадрата скорости, помноженного на длину и ширину автомобиля, к вырабатываемой мощности). Показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя при преодолении автомобилем сопротивления воздуха.

Самый высокий коэффициент у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL, самый низкий -- у Rover Tourer 2.0 GSi. Чем выше показатель, тем совершеннее конструкция автомобиля с точки зрения аэродинамики, чем коэффициент ниже, тем конструкция хуже.

К13=m2:m1 -- показывает отношение допустимой полной массы автомобиля к его снаряженной массе. То есть отношение массы полностью загруженного автомобиля к собственно его весу. Чем выше коэффициент, тем лучшее. Так как это означает, что легкий (читай: безопасный) автомобиль может перевозить максимальный вес.

Самый высокий показатель у Toyota Corolla Combi 2.0 D XL, самый низкий -- у Ford Mondeo Estate 2.0 LX.


Итоговый балл был определен как сумма соответствующих отнормированных по 10-балльной шкале коэффициентов.

При этом минимальному значению коэффициента в каждой группе присваивался 0, максимальному -- 10. Например, максимальный (max) показатель работы двигателя (К1) равен 0,753 -- у BMW 520i Touring, минимальный (min) -- 0,340 у Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel.

Соответственно BMW 520i Touring и Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel получили 10 и 0 баллов.

Для того чтобы рассчитать баллы автомобилей, которые по эффективности работы двигателя находятся между BMW 520i Touring и Mitsubishi Lancer 2000 GLX Diesel, был найден натуральный вес (W) одного пункта шкалы измерений:

W=(max--min)/10=(0,753--0,340)/10=0,0413.

Далее вычисляется нормированный коэффициент каждого автомобиля (К1/n):

К1/n=(N--min)/W, где N -- натуральный коэффициент каждого автомобиля.

Например, для Nissan Primera 2.0 Traveller SLX: К1/n=(0,575-0,340)/0,0413=5,69.

И так далее по всем показателям.


Рейтинг универсалов (объем двигателя 2 литра)

МестоМарка машиныСтрана-производительИтоговый баллКоличество дверей/местРабочий объем двигателя (куб.см)Мощность (л.с.)Крутящий момент (Н.м)Длина (мм)Ширина (мм)Высота (мм)Снаряженная масса автомобиля (кг)Допустимая полная масса автомобиля (кг)Разгон с места до 100 км/ч (с)Максимальная скорость (км/ч)Объем топливного бака (л)Условный расход топлива на 100 км (л)Объем багажника минимальный/максимальный (л)Тип привода*

1Nissan Primera 2.0 Traveller SLXЯпония717,4005/51998115166477016951500124618459,9190606,8460/1700F

2Toyota Corolla Combi 2.0 D XLЯпония638,1475/51975721314260168514601080163514,1165505,8394/713F

3Toyota Carina 2.0 CombiЯпония634,9195/51998133183453016951425120817509,0200608,2485/1510F

4Rover Tourer 2.0 GSiАнглия614,5065/51994136185437016801400121016508,7200558,0430/1410F

5Mercedes Benz E200 ClassicГермания606,0305/519981361364820180015101440194011,4205628,2960/1975H

6Renault Laguna RT 2.0Франция590,8675/519981131684508175214321255177510,6200668,4452/884F

7Citroen Xantia 2.0i 16V SX EstateФранция572,2575/519981321804660175514161348196011,4203658,6512/1144F

8Ford Mondeo Estate 2.0 LXСША545,9015/51988136180463117491442140518209,6198618,4540/1610F

9BMW 320i TouringГермания531,1685/519911501904433169813911405183010,2212628,7370/810H

10Honda Accord 2.0i Aero DeckЯпония521,4155/519971361844770178014251365188010,3192659,0430/739F

11Nissan Maxima Qx 2.0 SLXЯпония508,7445/519951401774770177014151431200511,3201709,2440/440F

12Mitsubishi Lancer 2000 GLX DieselЯпония496,7875/51998681234275169015151128162016,2155506,1470/740F

13Peugeot 405 Break GR 2.0Франция494,4675/519981211764398170414811170165011,8192708,6425/744F

14Volkswagen Golf Variant GL 2.0Германия485,9675/519841151604340169514301245167011,3193608,1466/1425F

15BMW 520i TouringГермания481,3135/519911501904720175114171530210011,3205809,2460/910H

16Daewoo Nubia 2.0 CDXЮжная Корея480,8955/51998132184451417001433128218608,8195629,5550/1840F

17Volvo 850 2.0--10V KombiШвеция468,9255/519841261724709176114151412197011,7195739,1420/1580F

18Volkswagen Passat Variant CL 2.0Германия466,2805/519841151604595172014451335180012,0190708,4465/1500F

19Renault Laguna Grandtour RN 2.0Франция464,2915/519981131684620175214701375202011,4190668,8520/1782F

20Audi A6 Avant 2.0Германия460,4535/519841151684797178314401405195512,2186808,9390/630F

21Ford Scorpio Estate 2.0США458,7935/519981151674826176014421487212513,2187708,4550/1600H

22Mercedes Benz C200 ClassicГермания455,9365/519981361904487172014301420193011,1197628,6665/1510H

23Subaru Legacy 2.0 LX KombiЯпония397,1175/519941151704670169514901340187010,5184609,2488/700Ap

24Opel Omega Caravan 2.0 16VГермания379,8425/51998136185482016861505147520858,72027511,5540/1000H

* F -- переднеприводной, H -- заднеприводной, Ap -- постоянный полный привод на все колеса.

Таблица комплектации универсалов с объемом двигателя 2 литра

Марка машиныСтрана-производительИтоговый баллКоличество дверей/местРабочий объем двигателя (куб.см)Мощность (л.с.)Максимальная скорость (км/ч)Комплектация*Примерная цена ($)

Nissan Primera 2.0 Traveller SLXЯпония717,4005/51998115190h z f p = v s26 100

Toyota Corolla Combi 2.0 D XLЯпония638,1475/5197572165h f p p = v s23 400

Toyota Carina 2.0 CombiЯпония634,9195/51998133200h l z * f p zx = v NOTA s29 500

Mercedes Benz E200 ClassicГермания606,0305/51998136205h l r CD -- t f ь ъ p = v NOTA s49 700

Renault Laguna RT 2.0Франция590,8675/51998113200ь = NOTA s28 000

Citroen Xantia 2.0i 16V SX EstateФранция572,2575/51998132203h f s24 000

Ford Mondeo Estate 2.0 LXСША545,9015/51988136198h l f p = v s28 500

BMW 320i TouringГермания531,1685/51991150212h l r p p = v s29 300

Honda Accord 2.0i Aero DeckЯпония521,4155/51997136192h l z t f ь ъ p p = v s33 900

Nissan Maxima Qx 2.0 SLXЯпония508,7445/51995140201h -- t ь n p p p zx = v s31 500

Mitsubishi Lancer 2000 GLX DieselЯпония496,7875/5199868155h z t * p p = v s32 200

Peugeot 405 Break GR 2.0Франция494,4675/51998121192h * p = v s23 180

Volkswagen Golf Variant GL 2.0Германия485,9675/51984115193h l z n p p p p zx = v NOTA s31000

Volvo 850 2.0--10V KombiШвеция468,9255/51984126195h l r CD z -- t f ь ъ n p zx = v NOTA s27 500

Volkswagen Passat Variant CL 2.0Германия466,2805/51984115190f NOTA s27 800

Audi A6 Avant 2.0Германия460,4535/51984115186h l z ь n p zx v NOTA s37 000

Mercedes Benz C200 ClassicГермания455,9365/51998136197h l t f zx = v s46 600

Subaru Legacy 2.0 LX KombiЯпония397,1175/51994115184h l z n p zx v s32 500

Opel Omega Caravan 2.0 16VГермания379,8425/51998136202h l r f p p zx = v NOTA33 800

* F -- переднеприводной, H -- заднеприводной, Ap -- постоянный полный привод на все колеса.


* h -- гидроусилитель руля, l -- антиблокировочная система (АВС), r -- антипробуксовочная система, CD -- CD-проигрыватель, z -- катализатор, -- -- кожаный салон, * -- велюровый салон, t -- люк, f -- кондиционер, ь -- климат-контроль, ъ -- круиз-контроль, n -- компьютер, p -- подушка безопасности, zx -- подогрев сидений, = -- сигнализация, v -- центральный замок, NOTA -- стереомагнитола, s -- электростеклоподъемники.

ИГОРЬ СОКОЛОВСКИЙ, МАРИНА КЛИМУК, ГАРРИ ВОСКАНЯН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».