5 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Кому рыбку съесть"

Архивная публикация 2007 года: "Кому рыбку съесть"

Скоро в России появится Министерство рыбного хозяйства, но вряд ли оно будет управлять отраслью так, что рыбак повезет улов домой, а не за границу.По данным «Профиля», в конце мая — начале июня в России появится новое Министерство рыбного хозяйства. Правда, пока неясно, удастся ли в очередной раз реформировать отрасль так, чтобы решить главную ее проблему — союза криминала с чиновниками.

Сегодня за рыбу в России отвечают Минсельхоз в лице департамента рыбохозяйственной политики, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР), несколько ведомств, включая Ростехнадзор, Росрыбназдор, Россанэпиднадзор, а также до десяти подразделений разных министерств и проверяющих инстанций.

Подобное многовластие, автоматически порождающее коррупцию, приводит к тому, что от 70% (по данным ФАР) до 80—85% (по данным экспертов Госсовета РФ) рыбы, вылавливаемой в экономической зоне России, нелегально уходит за границу, а потом возвращается в виде импорта. По подсчетам Счетной палаты, ежегодно уплывающая за кордон рыба — это $1—1,2 млрд. Если хотя бы до половины ее вернуть на российский берег, то это даст возможность в 1,7—2 раза снизить цены на рыбную продукцию. К тому же, по данным рабочей группы Госсовета по реформированию рыбной промышленности, госказна в 2004 году из-за нелегальной утечки рыбы недополучила 425 млн. рублей налоговых сборов. В 2005 году эта цифра составила 375 млн. рублей, в 2006-м — 430 млн. рублей. Впрочем, в то, что с созданием отдельного министерства коррупция автоматически исчезнет, верить тоже не стоит. Такое министерство уже было, и «белым и пушистым» оно не слыло никогда.

«У нас и на Камчатке только и разговоров, что о новом министерстве, но никто в него не верит, — говорит Лев Алюхин, начальник департамента рыболовства Корякского АО. — За пятнадцать лет безвластия все попытки реформирования сводились к тому, что увеличивалось число проверяющих, и у рыбаков был один выход — договариваться с ними. Другими словами, давать взятку. За пятнадцать лет этот механизм отточен, и за руку ловить никого не надо. Взятки как таковые никто не дает. Теперь они называются договорами на поставку или кредитами. Схема проста. Рыбаки еще не успевали сети в море намочить, а их рыба уже продана чуть ли не на год вперед. Еще не выловленную рыбу приобретают «кредиторы». Они дают деньги на ремонт и приобретение оборудования, договариваются о выходе в море и о квотах, о поставках. Конечно, это видимость благополучия, но другого ничего нет».

Скептицизм рыбаков понятен. Вряд ли они успели забыть все предыдущие попытки властей вытащить отрасль из кризиса, которые одна за другой терпели фиаско. Равно как и многочисленные уголовные дела, заводимые на чиновников от рыбной отрасли (например, против заместителей главы Госкомрыболовства Леонида Холода и Юрия Москальцова), и даже убийства высокопоставленных особ (например, Валентина Цветкова, губернатора одной из самых «рыбных» областей — Магаданской).

Вокруг пока не созданного министерства уже разгорелись страсти. Видно, многим уже хочется «подсечь» еще не клюнувший большой улов.

Глава рабочей группы Госсовета по реформированию рыбной отрасли губернатор Сахалина Иван Малахов считает, что новое министерство должно, во-первых, вобрать в себя помимо организации промысла еще и функции фито- и санитарного контроля, пограничников, рыбнадзора и даже Минсельхоза, а во-вторых, перейти с разрешительно-запретительной схемы управления на уведомительную. То есть рыбаки должны уведомлять власти о промысле, а не получать на него разрешение от 7—15 ведомств, как сегодня. На это можно возразить риторическим вопросом: где, в какой — ну хотя бы одной-единственной — отрасли экономики или сфере жизни в России успешно работал бы сегодня этот желанный «уведомительный» порядок в чистом виде?

Другой вариант, по мнению источника «Профиля» в комитете по природным ресурсам и природопользованию Госдумы, лоббируют представители ФАР. Он почти не отличается от плана Госсовета, за исключением одной детали — воссоздания Министерства рыбной промышленности, которое было в СССР. Здесь ключевое слово — «промышленность», автоматически выводящее за скобки министерства рыбохозяйственный комплекс, оставляя новому органу только добычу и промысел.

Пока федеральные и региональные чиновники спорят о том, какие функции передать новому министерству, сами рыбаки уже практически перестали верить в то, что либерализация отрасли в ближайшие годы станет реальностью. Как точно сказал в беседе с «Профилем» представитель одного из рыболовецких хозяйств, «идет банальное перераспределение сил между проверяющими, которых меньше не станет».

Скоро в России появится Министерство рыбного хозяйства, но вряд ли оно будет управлять отраслью так, что рыбак повезет улов домой, а не за границу.По данным «Профиля», в конце мая — начале июня в России появится новое Министерство рыбного хозяйства. Правда, пока неясно, удастся ли в очередной раз реформировать отрасль так, чтобы решить главную ее проблему — союза криминала с чиновниками.

Сегодня за рыбу в России отвечают Минсельхоз в лице департамента рыбохозяйственной политики, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР), несколько ведомств, включая Ростехнадзор, Росрыбназдор, Россанэпиднадзор, а также до десяти подразделений разных министерств и проверяющих инстанций.

Подобное многовластие, автоматически порождающее коррупцию, приводит к тому, что от 70% (по данным ФАР) до 80—85% (по данным экспертов Госсовета РФ) рыбы, вылавливаемой в экономической зоне России, нелегально уходит за границу, а потом возвращается в виде импорта. По подсчетам Счетной палаты, ежегодно уплывающая за кордон рыба — это $1—1,2 млрд. Если хотя бы до половины ее вернуть на российский берег, то это даст возможность в 1,7—2 раза снизить цены на рыбную продукцию. К тому же, по данным рабочей группы Госсовета по реформированию рыбной промышленности, госказна в 2004 году из-за нелегальной утечки рыбы недополучила 425 млн. рублей налоговых сборов. В 2005 году эта цифра составила 375 млн. рублей, в 2006-м — 430 млн. рублей. Впрочем, в то, что с созданием отдельного министерства коррупция автоматически исчезнет, верить тоже не стоит. Такое министерство уже было, и «белым и пушистым» оно не слыло никогда.

«У нас и на Камчатке только и разговоров, что о новом министерстве, но никто в него не верит, — говорит Лев Алюхин, начальник департамента рыболовства Корякского АО. — За пятнадцать лет безвластия все попытки реформирования сводились к тому, что увеличивалось число проверяющих, и у рыбаков был один выход — договариваться с ними. Другими словами, давать взятку. За пятнадцать лет этот механизм отточен, и за руку ловить никого не надо. Взятки как таковые никто не дает. Теперь они называются договорами на поставку или кредитами. Схема проста. Рыбаки еще не успевали сети в море намочить, а их рыба уже продана чуть ли не на год вперед. Еще не выловленную рыбу приобретают «кредиторы». Они дают деньги на ремонт и приобретение оборудования, договариваются о выходе в море и о квотах, о поставках. Конечно, это видимость благополучия, но другого ничего нет».

Скептицизм рыбаков понятен. Вряд ли они успели забыть все предыдущие попытки властей вытащить отрасль из кризиса, которые одна за другой терпели фиаско. Равно как и многочисленные уголовные дела, заводимые на чиновников от рыбной отрасли (например, против заместителей главы Госкомрыболовства Леонида Холода и Юрия Москальцова), и даже убийства высокопоставленных особ (например, Валентина Цветкова, губернатора одной из самых «рыбных» областей — Магаданской).

Вокруг пока не созданного министерства уже разгорелись страсти. Видно, многим уже хочется «подсечь» еще не клюнувший большой улов.

Глава рабочей группы Госсовета по реформированию рыбной отрасли губернатор Сахалина Иван Малахов считает, что новое министерство должно, во-первых, вобрать в себя помимо организации промысла еще и функции фито- и санитарного контроля, пограничников, рыбнадзора и даже Минсельхоза, а во-вторых, перейти с разрешительно-запретительной схемы управления на уведомительную. То есть рыбаки должны уведомлять власти о промысле, а не получать на него разрешение от 7—15 ведомств, как сегодня. На это можно возразить риторическим вопросом: где, в какой — ну хотя бы одной-единственной — отрасли экономики или сфере жизни в России успешно работал бы сегодня этот желанный «уведомительный» порядок в чистом виде?

Другой вариант, по мнению источника «Профиля» в комитете по природным ресурсам и природопользованию Госдумы, лоббируют представители ФАР. Он почти не отличается от плана Госсовета, за исключением одной детали — воссоздания Министерства рыбной промышленности, которое было в СССР. Здесь ключевое слово — «промышленность», автоматически выводящее за скобки министерства рыбохозяйственный комплекс, оставляя новому органу только добычу и промысел.

Пока федеральные и региональные чиновники спорят о том, какие функции передать новому министерству, сами рыбаки уже практически перестали верить в то, что либерализация отрасли в ближайшие годы станет реальностью. Как точно сказал в беседе с «Профилем» представитель одного из рыболовецких хозяйств, «идет банальное перераспределение сил между проверяющими, которых меньше не станет».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».