27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Контрольное взвешивание"

Архивная публикация 2009 года: "Контрольное взвешивание"

В ближайшее время президент РФ Дмитрий Медведев подпишет указ, регламентирующий методику проверки информации о доходах и расходах госслужащих. Весьма своевременная мера — ведь если верить данным, которые обнародовали сами чиновники, большинство из них — просто нищие.

В ближайшее время президент РФ Дмитрий Медведев подпишет указ, регламентирующий методику проверки информации о доходах и расходах госслужащих. Весьма своевременная мера — ведь если верить данным, которые обнародовали сами чиновники, большинство из них — просто нищие.

Во время недавнего визита в Африку президент сообщил, что готовится проект нормативного акта о проверке данных по доходам и расходам чиновников. Глава государства раскрыл некоторые особенности механизма проверок: они будут «выборочными», пройдут «строго в правовых рамках, без ущерба для прав людей», но при этом станут «эффективными и показательными». Последнее необходимо, по словам Дмитрия Медведева, так как «народ у нас остроумный и хитрый». И надо проверить, «что реально человек имеет, а что он задекларировал».

Ведь разница между этими двумя позициями — «что реально» и «что задекларировал» — видна даже непрофессионалам. По данным опроса, проведенного ВЦИОМом, лишь 17% граждан доверяют сведениям, которые высшие чиновники (а это президент и премьер, министры и губернаторы) обнародовали в этом году добровольно. При этом 70% уверены: чиновники явно лукавили, сообщая гражданам о том, на что и где живут, на чем ездят и сколько держат на банковских счетах. Граждан понять можно: представить себе, что глава региона за год заработал в районе 1 млн рублей (т.е. примерно $2,5—3 тыс. в месяц), можно только в том случае, если допустить, что все остальное он украл. Иначе на что куплены особняки, машины, дорогие костюмы и часы и прочая, и прочая, и прочая?

Между тем со следующего года публичное декларирование доходов станет делом обязательным. И если с честностью чиновников не произойдет никаких радикальных изменений (а надеяться на это сложно), медведевская программа борьбы с коррупцией рискует закончиться, как и все предыдущие, — пшиком. Поэтому перед Кремлем стоит задача — создать такой механизм контроля, при котором госслужащие побаивались бы представлять слишком уж завиральные отчеты о доходах. По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, до сознания чиновников надо довести, что материалы проверки декларации вполне могут стать «черновиком» уголовного дела. Ведь только в рамках следствия можно накладывать арест на счета в банках, выяснять происхождение денег на этих счетах и так далее.

Доходные места

Еще в мае президент подписал пять указов, где уточнил вопросы, связанные с подачей чиновниками и членами их семей деклараций о доходах. В этих документах объяснялось, кто, куда, когда, в каком объеме должен давать сведения и как наказывается обман «представителя работодателя» (т.е. государства). Декларировать свои доходы и доходы ближайших родственников в соответствии с майскими указами должны президент, члены правительства, депутаты, члены Центризбиркома, руководство Счетной палаты. А также федеральные служащие, руководители госкорпораций, ФГУПов и других созданных государством организаций. Министерствам и ведомствам поручено за лето определить список должностей, которые имеют отношение к распределению госзаказов и оказанию государственных услуг. За этот же срок, до

1 сентября, свои «списки прозрачных» должны будут составить регионы и органы местного самоуправления. Именно эти категории госслужащих, по мысли президента, попадают в «группу риска».

Но задекларировать доходы и имущество — это только половина дела. Ведь, что греха таить, способов обмануть государство у недобросовестных бюрократов по-прежнему немало. Один из наиболее распространенных — перевод нелегальных доходов и неправедно нажитого имущества на жен, детей и прочих родственников.

«Сегодня если кто-то захочет записать свое имущество на других родственников, то можно легко это сделать», — признает один из разработчиков антикоррупционного законодательства, зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. Не случайно среди губернаторов немало таких, кто сам зарабатывает очень мало, но зато имеет весьма состоятельных родственников. Особенно удачливой оказалась жена главы Приморья Сергея Дарькина Лариса Белоброва, получившая

145 млн рублей от продажи ценных бумаг (при зарплате супруга 2 млн рублей в год). А вот женщина, считающаяся одной из самых богатых в Восточной Европе, Елена Батурина, свои доходы раскрывать и вовсе не стала. В газете «Тверская, 13», где опубликовал свои доходы ее супруг Юрий Лужков, в графе «Елена Батурина (жена)» сказано лишь, что «декларация подана в налоговую инспекцию по месту жительства».

Вообще надо сказать, что инициативы Медведева раскололи чиновничью корпорацию на две неравные части. Меньшая — это люди, пришедшие во власть из бизнеса. Они не опасаются раскрывать свои многомиллионные счета, солидный автопарк, обширные земельные угодья и дорогостоящую недвижимость. Бояться им нечего: всегда можно заявить, что это доходы от продажи имущества или от управления предприятиями и ценными бумагами. Но большая часть чиновников — люди, сделавшие карьеру исключительно на госслужбе, и декларируют они сущие копейки. Если антикоррупционные реформы Медведева пойдут «вширь и вглубь», раскол в среде госслужащих лишь усилится и дойдет до нижних слоев чиновничества.

Меры защиты

Одна из мер, которая, как ожидается, должна появиться в президентском указе, — создание антикоррупционных структур. Источник в администрации президента заверил «Профиль», что идея учредить мощное антикоррупционное ведомство «похоронена окончательно». «Ведь в случае создания такое ведомство придется кому-то возглавить, а человек, в чьих руках будет информация о коррупционных действиях всей российской бюрократии, вполне сможет претендовать на лидирующие позиции во власти», —полагает чиновник. В этих условиях «тандем бы автоматически превратился в триумвират — настолько весомыми стали бы позиции главного антикоррупционера».

Вероятнее всего, будет предложена иная схема: создание антикоррупционных комиссий (или служб) в каждом министерстве и ведомстве — например, в рамках подразделений по работе с кадрами. В состав таких комиссий могут войти сотрудники правоохранительных органов, аудиторы и психологи. В их задачи и будет входить выявление коррупционных схем. Источник «Профиля» в Минэкономразвития признает: такого рода «присматривающие» и раньше были. «Чаще всего это прикрепленные к штатским ведомствам офицеры департамента экономической безопасности ФСБ, которые следят за тем, чтобы в наших действиях не было коррупционной составляющей», — сообщил наш собеседник. По словам чиновника, во многих министерствах уже сейчас действует внутренняя инструкция: информировать вышеназванных лиц «в случае, если есть уверенность, что вас хотят вовлечь в коррупционную схему». Вероятно, теперь этим «прикрепленным» будет придан официальный статус, а также соответствующие полномочия, в том числе и по проверке чиновничьих деклараций.

По информации Михаила Гришанкова, в указе будет четко прописан механизм взаимодействия кадровых служб и правоохранительных органов, которые будут привлекаться к участию в проверках. «Очевидно, что не все декларации подряд будут проверяться, но какая-то часть точно попадет под проверку», — говорит Гришанков. При этом предполагается, что будет действовать принцип солидарной ответственности назначенного и назначающего лица. «В рамках этой логики инициатором проверок должен становиться вышестоящий начальник: для министров и руководства президентской администрации — это президент, для глав департаментов — министр, и так далее, — говорит источник в президентской администрации. — Такой подход уже внедряется в МВД».

Впрочем, рассчитывать на скорую — через год или два — отдачу от подобных мер вряд ли стоит. Для того чтобы механизм заработал, понадобится существенное обновление чиновничьего корпуса. Ведь те, кто в этом году задекларировал копейки, вряд ли в следующем смогут обнародовать миллионные суммы без потери лица. Поэтому «главная задача документов, принимаемых в последнее время, — сформировать новый тип поведения чиновника», — говорит Михаил Гришанков. А чтобы изменилось поведение людей, потребуется немало времени.

©

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».