26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Копейка бублик бережет"

Архивная публикация 2003 года: "Копейка бублик бережет"

Заметное подорожание хлеба накануне выборов либо гарантированно низкий урожай зерновых в будущем году. Такой радостный выбор предстоит сделать правительству в ближайшее время.Нынешнюю ситуацию на рынке зерна вполне можно описать знаменитым "индо взопрели озимые". Если точнее, то озимые не взопрели, а померзли. В результате чего (а также из-за засухи в одних регионах и непрерывных дождей -- в других) урожай нынешнего года оказался не самым удачным -- около 70 млн. тонн против 86 млн. тонн в году 2002-м. Дальнейшее развитие событий ясно и первоклашке: меньше зерна -- выше цены.
С начала этого года пшеничная мука подорожала на 34,2%, а хлеб -- на 26,5--27,2%. Что явно выше тех 13--15%, на которые, если верить официальной статистике, выросли доходы россиян. Ситуация, конечно, еще не катастрофическая, но для властей крайне неприятная -- выборы на носу, а цены на самый "социальный" продукт потребления неуклонно растут.
Дело усугубляется еще и тем, что не удался урожай в 2003 году не только в России. А потому на мировом рынке спрос на зерно держится устойчиво. Чем и пользуются отечественные экспортеры, благо, внутренние цены пока так и не догнали зарубежные -- то есть вывоз зерна продолжает быть рентабельным.
Помимо "меркантильных" соображений экспорту способствует и желание российских трейдеров закрепиться на мировых рынках -- ведь в числе поставщиков зерна для внешнего мира Россия оказалась лишь два года назад (6,6 млн. тонн -- в 2001 году, 17 млн. тонн -- в 2002-м).
Однако в указанные годы экспорт был благом для внутреннего рынка -- он позволял избавиться от излишков зерна и не уронить внутренние цены ниже рентабельности. В году нынешнем дело обстоит несколько иначе.
С одной стороны, если верить экспортерам, наша страна и сейчас в состоянии безболезненно вывезти около 5 млн. тонн (и часть -- 3 млн. тонн -- действительно уже вывезена). С другой -- рост цен на такой политический товар, как зерно (и как следствие хлеб), требует от правительства немедленной реакции. Например, ограничения экспорта путем введения пошлин на его вывоз.
Главный сторонник ограничения или даже запрета экспорта зерна очевиден -- это власть в самом широком смысле слова. Ведь цены на хлеб -- вещь сугубо политическая. И хотя формально определяются они рынком, на самом деле стоимость буханки в том или ином регионе определяется в главном для этого региона кабинете -- губернаторском (через дотации, селекторно-матерные совещания и пр.). А в выборный год еще и мониторятся Кремлем.
Ответственным (точнее, виноватым) за это в случае чего неизбежно назначат Минсельхоз в лице вице-премьера Алексея Гордеева. Поэтому введение пошлины, дабы продемонстрировать, что "ситуация под контролем", более чем вероятно. Несмотря на то, что у данной меры хватает и противников.
На развитии экспорта настаивают, понятное дело, сами экспортеры. В случае введения пошлины им придется осуществлять поставки по уже заключенным контрактам себе в убыток. Ведь неустойки за срыв контракта существенно выше, чем пошлины (если последние не будут запретительными).
В продолжении экспорта заинтересованы и производители зерна -- при введении вывозных пошлин цена на внутреннем рынке пойдет вниз, что существенно снизит рентабельность производства. То есть инвесторы -- крупные и средние агрохолдинги -- в следующем году смогут инвестировать в этот сектор меньше денег, да и сами сельхозпроизводители встают перед проблемой отсутствия средств на закупку ГСМ, возвращение кредитов и т.п.
Семечка и плевел

Помимо сугубо политических (эти соображения никто высказывать не станет) у госчиновников есть и вполне обоснованные экономические аргументы. Например, такой сценарий: закупившие зерно операторы придержат его до весны в "закромах" и затем, в случае хорошей конъюнктуры на мировых рынках, свободно продадут за рубеж. Хотя пока это гипотетическая возможность, однако подстраховаться путем введения экспортных пошлин не мешает.
Особенно печально то, что, по словам аналитика агропромышленного холдинга "Астон" Владимира Решетняка, "реакция после подобного неловкого регулирования рынка наступает не на следующий год, а через год. Как это было уже с подсолнечником: ввели экспортные пошлины на вывоз семечки, через сезон сократились посевные площади -- и появился дефицит. Повторение этого сценария на зерновом рынке вполне вероятно".
Источник "Профиля" сообщил, что предложения Минсельхоза по поводу введения экспортных пошлин на пшеницу уже обсуждались рабочей группой по проблемам зернового рынка (которую как раз и возглавляет Алексей Гордеев). Но их пока "в работу" не взяли: мол, до тех пор, пока не подготовят зерновой баланс на текущий сельхозгод и все расклады на рынке не станут окончательно ясны, эти предложения рассматривать рано. Тем не менее известно (благо, были прецеденты), что в случае "высшей" необходимости введения таких мер правительство может ввести их в жизнь буквально в течение недели. После чего бодро отрапортовать о "проделанной работе" на самый верх.
В качестве альтернативы экспортным пошлинам существует другой, вполне рыночный способ урегулирования ситуации -- провести так называемые товарные интервенции, то есть "выбросить" на рынок зерно из госрезерва. Правда, и в этом случае экспорт придется прикрыть (иначе, где гарантии, что зерно не уйдет за бугор?). Однако такая мера на самый крайний случай, и, как соглашаются большинство экспертов, ее время еще не пришло. Никто сейчас не может дать гарантий, что весной -- в марте--апреле -- не произойдет очередной скачок цен, как уже было весной нынешнего года. В этом случае запас зерна в резерве должен быть достаточным, чтобы погасить рост цен.
В этом и заключается проблема. В прошлом году, как заявляли в Минсельхозе, государство закупило 2,8 млн. тонн зерна, в основном продовольственной пшеницы. Сейчас же эксперты говорят о том, что в государственных закромах реально хранится всего около 1,4 млн. тонн зерна. Для рынка это довольно небольшой объем, его хватит максимум на месяц работы российских мукомольных предприятий. По мнению Владимира Решетняка, "товарные интервенции -- хороший рыночный механизм, но только в том случае, когда государство обладает финансовыми ресурсами и реальной информацией о состоянии рынка. Мы же пока не научились пользоваться этим инструментом". Как бы то ни было, объем запасенного государством зерна не позволит существенно повлиять на внутренние цены.
В Минсельхозе пока стараются не комментировать, какой именно способ выправления ситуации предпочтительнее. Однако министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сказал "Профилю", что возможные варианты сейчас рассматриваются. "Важно, чтобы разница в ценах, существующая в Европе и на Украине, не создала предпосылки для вывоза из России собственных ресурсов зерна. Если ценовой мониторинг покажет, что предпосылки для создания дополнительной мотивации по экспорту есть, будем принимать решение о том, чтобы сохранить ресурсы в стране", -- отметил он.
Окончательно ситуация должна проясниться к концу ноября, когда станет более понятным зерновой баланс. Осторожность госчиновников вполне объяснима. Перед правительством сейчас стоит достаточно сложная дилемма: каким образом соблюсти баланс между в принципе противоречивыми интересами потребителя и субъектов рынка, в первую очередь сельхозпроизводителей. Ведь очевидно, что чем выше цены на зерно, тем более рентабельным и инвестиционно привлекательным становится его производство, а значит, больше шансов, что Россия сможет "приподнять" АПК и существенно увеличить свой экспортный потенциал. Так же очевидно, что если рост цен на муку и хлеб не остановить, это неизбежно скажется на кошельках граждан, чье мнение по стечению обстоятельств как раз и представляет интерес весной
этого года.
При таком раскладе сиюминутные политические выгоды вполне могут перевесить все экономические расчеты. Ведь после выборов снова будет четыре года для выправления ситуации. А аграриям к крупным и не очень потрясениям не привыкать.

Цены на продовольственную пшеницу и муку (руб./тонна)*

Заметное подорожание хлеба накануне выборов либо гарантированно низкий урожай зерновых в будущем году. Такой радостный выбор предстоит сделать правительству в ближайшее время.Нынешнюю ситуацию на рынке зерна вполне можно описать знаменитым "индо взопрели озимые". Если точнее, то озимые не взопрели, а померзли. В результате чего (а также из-за засухи в одних регионах и непрерывных дождей -- в других) урожай нынешнего года оказался не самым удачным -- около 70 млн. тонн против 86 млн. тонн в году 2002-м. Дальнейшее развитие событий ясно и первоклашке: меньше зерна -- выше цены.

С начала этого года пшеничная мука подорожала на 34,2%, а хлеб -- на 26,5--27,2%. Что явно выше тех 13--15%, на которые, если верить официальной статистике, выросли доходы россиян. Ситуация, конечно, еще не катастрофическая, но для властей крайне неприятная -- выборы на носу, а цены на самый "социальный" продукт потребления неуклонно растут.

Дело усугубляется еще и тем, что не удался урожай в 2003 году не только в России. А потому на мировом рынке спрос на зерно держится устойчиво. Чем и пользуются отечественные экспортеры, благо, внутренние цены пока так и не догнали зарубежные -- то есть вывоз зерна продолжает быть рентабельным.

Помимо "меркантильных" соображений экспорту способствует и желание российских трейдеров закрепиться на мировых рынках -- ведь в числе поставщиков зерна для внешнего мира Россия оказалась лишь два года назад (6,6 млн. тонн -- в 2001 году, 17 млн. тонн -- в 2002-м).

Однако в указанные годы экспорт был благом для внутреннего рынка -- он позволял избавиться от излишков зерна и не уронить внутренние цены ниже рентабельности. В году нынешнем дело обстоит несколько иначе.

С одной стороны, если верить экспортерам, наша страна и сейчас в состоянии безболезненно вывезти около 5 млн. тонн (и часть -- 3 млн. тонн -- действительно уже вывезена). С другой -- рост цен на такой политический товар, как зерно (и как следствие хлеб), требует от правительства немедленной реакции. Например, ограничения экспорта путем введения пошлин на его вывоз.

Главный сторонник ограничения или даже запрета экспорта зерна очевиден -- это власть в самом широком смысле слова. Ведь цены на хлеб -- вещь сугубо политическая. И хотя формально определяются они рынком, на самом деле стоимость буханки в том или ином регионе определяется в главном для этого региона кабинете -- губернаторском (через дотации, селекторно-матерные совещания и пр.). А в выборный год еще и мониторятся Кремлем.

Ответственным (точнее, виноватым) за это в случае чего неизбежно назначат Минсельхоз в лице вице-премьера Алексея Гордеева. Поэтому введение пошлины, дабы продемонстрировать, что "ситуация под контролем", более чем вероятно. Несмотря на то, что у данной меры хватает и противников.

На развитии экспорта настаивают, понятное дело, сами экспортеры. В случае введения пошлины им придется осуществлять поставки по уже заключенным контрактам себе в убыток. Ведь неустойки за срыв контракта существенно выше, чем пошлины (если последние не будут запретительными).

В продолжении экспорта заинтересованы и производители зерна -- при введении вывозных пошлин цена на внутреннем рынке пойдет вниз, что существенно снизит рентабельность производства. То есть инвесторы -- крупные и средние агрохолдинги -- в следующем году смогут инвестировать в этот сектор меньше денег, да и сами сельхозпроизводители встают перед проблемой отсутствия средств на закупку ГСМ, возвращение кредитов и т.п.

Семечка и плевел


Помимо сугубо политических (эти соображения никто высказывать не станет) у госчиновников есть и вполне обоснованные экономические аргументы. Например, такой сценарий: закупившие зерно операторы придержат его до весны в "закромах" и затем, в случае хорошей конъюнктуры на мировых рынках, свободно продадут за рубеж. Хотя пока это гипотетическая возможность, однако подстраховаться путем введения экспортных пошлин не мешает.

Особенно печально то, что, по словам аналитика агропромышленного холдинга "Астон" Владимира Решетняка, "реакция после подобного неловкого регулирования рынка наступает не на следующий год, а через год. Как это было уже с подсолнечником: ввели экспортные пошлины на вывоз семечки, через сезон сократились посевные площади -- и появился дефицит. Повторение этого сценария на зерновом рынке вполне вероятно".

Источник "Профиля" сообщил, что предложения Минсельхоза по поводу введения экспортных пошлин на пшеницу уже обсуждались рабочей группой по проблемам зернового рынка (которую как раз и возглавляет Алексей Гордеев). Но их пока "в работу" не взяли: мол, до тех пор, пока не подготовят зерновой баланс на текущий сельхозгод и все расклады на рынке не станут окончательно ясны, эти предложения рассматривать рано. Тем не менее известно (благо, были прецеденты), что в случае "высшей" необходимости введения таких мер правительство может ввести их в жизнь буквально в течение недели. После чего бодро отрапортовать о "проделанной работе" на самый верх.

В качестве альтернативы экспортным пошлинам существует другой, вполне рыночный способ урегулирования ситуации -- провести так называемые товарные интервенции, то есть "выбросить" на рынок зерно из госрезерва. Правда, и в этом случае экспорт придется прикрыть (иначе, где гарантии, что зерно не уйдет за бугор?). Однако такая мера на самый крайний случай, и, как соглашаются большинство экспертов, ее время еще не пришло. Никто сейчас не может дать гарантий, что весной -- в марте--апреле -- не произойдет очередной скачок цен, как уже было весной нынешнего года. В этом случае запас зерна в резерве должен быть достаточным, чтобы погасить рост цен.

В этом и заключается проблема. В прошлом году, как заявляли в Минсельхозе, государство закупило 2,8 млн. тонн зерна, в основном продовольственной пшеницы. Сейчас же эксперты говорят о том, что в государственных закромах реально хранится всего около 1,4 млн. тонн зерна. Для рынка это довольно небольшой объем, его хватит максимум на месяц работы российских мукомольных предприятий. По мнению Владимира Решетняка, "товарные интервенции -- хороший рыночный механизм, но только в том случае, когда государство обладает финансовыми ресурсами и реальной информацией о состоянии рынка. Мы же пока не научились пользоваться этим инструментом". Как бы то ни было, объем запасенного государством зерна не позволит существенно повлиять на внутренние цены.

В Минсельхозе пока стараются не комментировать, какой именно способ выправления ситуации предпочтительнее. Однако министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сказал "Профилю", что возможные варианты сейчас рассматриваются. "Важно, чтобы разница в ценах, существующая в Европе и на Украине, не создала предпосылки для вывоза из России собственных ресурсов зерна. Если ценовой мониторинг покажет, что предпосылки для создания дополнительной мотивации по экспорту есть, будем принимать решение о том, чтобы сохранить ресурсы в стране", -- отметил он.

Окончательно ситуация должна проясниться к концу ноября, когда станет более понятным зерновой баланс. Осторожность госчиновников вполне объяснима. Перед правительством сейчас стоит достаточно сложная дилемма: каким образом соблюсти баланс между в принципе противоречивыми интересами потребителя и субъектов рынка, в первую очередь сельхозпроизводителей. Ведь очевидно, что чем выше цены на зерно, тем более рентабельным и инвестиционно привлекательным становится его производство, а значит, больше шансов, что Россия сможет "приподнять" АПК и существенно увеличить свой экспортный потенциал. Так же очевидно, что если рост цен на муку и хлеб не остановить, это неизбежно скажется на кошельках граждан, чье мнение по стечению обстоятельств как раз и представляет интерес весной

этого года.

При таком раскладе сиюминутные политические выгоды вполне могут перевесить все экономические расчеты. Ведь после выборов снова будет четыре года для выправления ситуации. А аграриям к крупным и не очень потрясениям не привыкать.


Цены на продовольственную пшеницу и муку (руб./тонна)*

~Пшеница 3-го классаПшеничная мука, высший сорт

12.09.200027705530

12.11.200030005400

12.01.200133005500

12.03.200140006050

12.05.200142006510

12.07.200134306150

12.09.200127505200

12.11.200128304900

12.01.200229004910

12.03.200228504915

12.05.200225504750

12.07.200225004725

12.09.200221504170

12.11.200222304000

12.01.200322603990

12.03.200327004290

12.05.200332504800

12.06.200339106135

12.07.200335506600

12.09.200333006900

12.10.200334007800

* По данным информационно-аналитического центра "СовЭкон".

ИРИНА ШАБАНОВА, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».