27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Кризис доверия"

Архивная публикация 2005 года: "Кризис доверия"

Российский туристический рынок будоражит. Несмотря на вполне удачный летний сезон, осенью одна за другой начали объявляться фирмы-банкроты. Доверие потребителей к оставшимся компаниям может быть подорвано. За последние полтора месяца сразу две довольно заметные российские турфирмы оказались не в состоянии выполнить свои обязательства перед туристами и партнерами. Это вызвало заметный переполох на рынке. Неудивительно, что в такой ситуации наши операторы стали проявлять повышенный интерес к слиянию с зарубежными фирмами.

Осеннее обострение
Первым потрясло рынок банкротство в конце сентября компании «Аз-тур». Этот оператор работал в основном по Турции и корни имел опять же турецкие. Летом он радовал агентов небывало низкими ценами на пакеты: неделю проживания в пятизвездном отеле по системе «все включено» «Аз-тур» продавал за $550 против обычных для рынка $700. Объяснялось это просто: оператор переводил партнерам далеко не все деньги за туристов. По данным Информационной службы по туризму «БАНКО», долг «Аз-тура» перед принимающим партнером в Турции, компанией «Лиза Холидей», составил $1 млн., долг одному из местных отелей — более $500 тыс.

В сентябре туристов начали выселять из отелей. Скандал получился громким: с ночевками на улице и потасовками между россиянами и персоналом гостиниц. Авиабилеты своим клиентам «Аз-тур» также не оплатил. Ответственность за 450 человек, брошенных несостоятельным оператором в Турции, взяли на себя партнеры компании.

Агенты пытались подавать заявления в ОВД, но уголовное дело так и не было возбуждено из-за невозможности найти руководство компании. Наталья Сирота, генеральный директор московского офиса «Аза», обещала, что все затраты партнерам будут компенсированы и деньги для этого предоставят турецкие учредители оператора. Однако никаких известий от них нет до сих пор. Федеральное агентство по туризму (ФАТ) приостановило действие лицензии «Аз-тура».

Другой крах — фирмы «Премьер Тревел» — вызвал куда больше пересудов. Хотя бы потому, что никто из экспертов так и не смог понять, что же случилось с этой компанией.

История с «Премьером» началась в середине октября и тянется до сих пор. До последнего дня ничто не предвещало катастрофы: компания активно готовилась к предстоящему сезону, напечатала новые каталоги по ОАЭ, ее сотрудники часто ездили в регионы. Генеральный директор «Премьера» Альберт Потапов известен на рынке хорошо: он проработал в отрасли 11 лет, был основателем компаний «Апекс» и «Лагуна-тур». Последняя влилась в холдинг «Туральянс», где Потапов некоторое время возглавлял туроператорский департамент. В 2002 году он кардинально сменил сферу деятельности, но в начале 2004-го вернулся в туризм и организовал «Премьер», специализировавшийся на турах в Тунис и ОАЭ.

По данным «БАНКО», глава «Премьера» все время кризиса находился в Москве, но на звонки не отвечал и сам переговоров с партнерами не вел. На связь он вышел один раз, причем не с участниками туррынка, а с журналистами. Потапов сказал, что «хочет вернуть нормальное отношение людей», поэтому ищет деньги, а пока их нет, хочет «договориться с людьми». «Речь идет не о закрытии, а о приостановлении бизнеса, о временном прекращении оперативной работы. Компания останется до тех пор, пока я не рассчитаюсь», — утверждает он.

Деньги так и не нашлись. Несколько агентств, пострадавших от действий компании, подали заявление в милицию. Анастасия Андреева, сотрудник претензионного отдела юридической компании «Персона Грата», отмечает, что дело будет принято к рассмотрению только в том случае, если милиция сможет разыскать руководство фирмы, поэтому шансы получить деньги таким способом она оценивает в 50 на 50. Обманутые партнеры вообще не склонны рассчитывать на возмещение убытков. «Средств у Потапова нет и в ближайшее время не предвидится», — говорит Елена Козицина, руководитель тунисской компании «Картаж Плюс».

Летний сезон компания отработала без убытков и смогла даже погасить часть долгов перед отельерами за лето-2004. По данным «БАНКО», сумма текущих задолженностей компании перед гостиницами Туниса и ОАЭ на момент кризиса не превышала $300—350 тыс. Правда, теперь к этому прибавился еще и долг перед компанией «Megapolus Авиачартер» ($95 тыс.), которая была консолидатором рейсов в Тунис и до конца октября вывозила туристов «Премьера» за свой счет. Но никто из партнеров не оказывал давления на оператора, требуя срочно вернуть деньги.

Эксперты полагают, что причины краха нужно искать внутри самого «Премьера». В последние годы на тунисском направлении предложение явно превышало спрос, новичку выходить на этот рынок было рискованно, и оператор, видимо, не смог грамотно организовать работу. Кроме того, в августе компанию покинула Екатерина Дерябина, супруга Потапова, которая была опытным финансистом и руководителем и играла значительную роль в управлении фирмой. По другой версии, Альберт Потапов просто охладел к своему детищу, отчаявшись найти стратегического инвестора для реализации масштабных планов.

Косвенно пострадать от несостоятельности нескольких фирм могут даже компании, которые не имели с ними партнерских отношений. «Эхо событий отражается на всем рынке. Сейчас, например, становится невозможной поздняя выдача документов — клиенты теряют доверие к компаниям», — говорит Анна Подгорная, директор по продажам «Пегас Туристик». Кроме того, скандалы могут повлиять на взаимоотношения между российскими операторами и принимающими компаниями в целом. «Требования к депозитам наверняка будут ужесточены», — считает Евгений Строганов, генеральный представитель принимающей компании «Планета» в России и СНГ.

Поиск выхода
Возможно, именно эта нестабильность заставляет сегодня турфирмы задумываться о слияниях с более сильными партнерами. Например, Андрей Озолинь, которому сейчас принадлежит основная доля в созданной им розничной сети «Магазин горящих путевок», этой осенью вновь активизировал разговоры о продаже своего детища. По словам Руслана Кряжева, финансового консультанта по продаже, переговоры ведутся с TUI, «Туральянсом», «Интуристом» и другими компаниями. Кроме того, сейчас, по словам Кряжева, стало значительно больше потенциальных покупателей не из туристической отрасли, которые рассматривают сеть как возможность выхода на розничный рынок.

Озолинь ведет переговоры уже не первый год, и одной из причин этого может быть слишком высокая цена предложения (эксперты называют сумму в $8 млн.). Специалисты Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что наиболее вероятный покупатель — «Интурист», который в последнее время вообще проявляет большой интерес к покупке новых активов и планирует масштабное расширение сети своих агентств.

Тем временем две значимые сделки на рынке уже произошли. Свое присутствие у нас расширили два крупнейших туристических концерна Германии — TUI и LTU Touristik (часть холдинга REWE). TMR, совместное предприятие TUI и российского оператора «Мострэвел», заключило договор о стратегическом партнерстве с питерской компанией «Ривьера». Питерцы для начала будут продвигать продукт TMR в регионах, а на будущее достигнута договоренность об опционе «Мострэвела» на покупку 51% акций «Ривьеры». Сделка должна состояться в течение ближайших четырех лет, если питерцы сумеют за это время наработать определенный объем продаж по контрактам TMR и увеличить свою долю на региональных рынках.

О том, что TUI ищет себе второго партнера в России, эксперты говорили еще несколько месяцев назад. Рабсон Мамедов, генеральный директор «Мострэвела», не скрывает, что хочет расширить региональную сеть. Вадим Лежнин, президент «Ривьеры», оценивает долю своей компании в Екатеринбурге, Новосибирске и Алма-Ате в 15%, в Питере — в 25%. TMR получит готовую сеть продаж, «Ривьера» — серьезный продукт одного из лидеров египетского, турецкого и дубайского направлений, а также возможности TUI по ассортименту и условиям работы с гостиницами и перевозчиками.

Второе партнерство заключено между компанией «И-Турс» (официальным представителем LTU Touristik в России) и «Туральянсом», который купил 27% акций «И-Турс» и таким образом вошел в холдинг немецкой компании, фактически взяв на себя обязательства по продвижению ее продукта. «Мы планируем сократить операторские программы, заниматься только VIP-туризмом и развивать розничные продажи», — говорит Александр Комарницкий, председатель совета директоров «Туральянса». Для развития сети розничных агентств «Куда.ru» в холдинге намерены задействовать нетуристические планы REWE, который строит сеть продуктовых супермаркетов BILLA.

По версии одного из экспертов рынка, за покупкой доли в бизнесе «И-Турс» может стоять желание инвесторов «Туральянса» возобновить переговоры о продаже самого холдинга. Несколько лет назад они вели активные консультации с представителями концерна TUI, но сотрудничество так и не состоялось.

«И-Турс» и «Туральянс» не относятся к числу самых успешных компаний на российском рынке — скорее, они известны громкими заявлениями о масштабных планах, которые потом не выполняются. Ценность этой конкретной сделки может оказаться невысокой. Но эксперты уверены, что в целом такие объединения говорят о начале долгожданной интеграции иностранного бизнеса в России и подтверждают перспективность нашего туррынка вообще.

Российский туристический рынок будоражит. Несмотря на вполне удачный летний сезон, осенью одна за другой начали объявляться фирмы-банкроты. Доверие потребителей к оставшимся компаниям может быть подорвано. За последние полтора месяца сразу две довольно заметные российские турфирмы оказались не в состоянии выполнить свои обязательства перед туристами и партнерами. Это вызвало заметный переполох на рынке. Неудивительно, что в такой ситуации наши операторы стали проявлять повышенный интерес к слиянию с зарубежными фирмами.

Осеннее обострение

Первым потрясло рынок банкротство в конце сентября компании «Аз-тур». Этот оператор работал в основном по Турции и корни имел опять же турецкие. Летом он радовал агентов небывало низкими ценами на пакеты: неделю проживания в пятизвездном отеле по системе «все включено» «Аз-тур» продавал за $550 против обычных для рынка $700. Объяснялось это просто: оператор переводил партнерам далеко не все деньги за туристов. По данным Информационной службы по туризму «БАНКО», долг «Аз-тура» перед принимающим партнером в Турции, компанией «Лиза Холидей», составил $1 млн., долг одному из местных отелей — более $500 тыс.

В сентябре туристов начали выселять из отелей. Скандал получился громким: с ночевками на улице и потасовками между россиянами и персоналом гостиниц. Авиабилеты своим клиентам «Аз-тур» также не оплатил. Ответственность за 450 человек, брошенных несостоятельным оператором в Турции, взяли на себя партнеры компании.

Агенты пытались подавать заявления в ОВД, но уголовное дело так и не было возбуждено из-за невозможности найти руководство компании. Наталья Сирота, генеральный директор московского офиса «Аза», обещала, что все затраты партнерам будут компенсированы и деньги для этого предоставят турецкие учредители оператора. Однако никаких известий от них нет до сих пор. Федеральное агентство по туризму (ФАТ) приостановило действие лицензии «Аз-тура».

Другой крах — фирмы «Премьер Тревел» — вызвал куда больше пересудов. Хотя бы потому, что никто из экспертов так и не смог понять, что же случилось с этой компанией.

История с «Премьером» началась в середине октября и тянется до сих пор. До последнего дня ничто не предвещало катастрофы: компания активно готовилась к предстоящему сезону, напечатала новые каталоги по ОАЭ, ее сотрудники часто ездили в регионы. Генеральный директор «Премьера» Альберт Потапов известен на рынке хорошо: он проработал в отрасли 11 лет, был основателем компаний «Апекс» и «Лагуна-тур». Последняя влилась в холдинг «Туральянс», где Потапов некоторое время возглавлял туроператорский департамент. В 2002 году он кардинально сменил сферу деятельности, но в начале 2004-го вернулся в туризм и организовал «Премьер», специализировавшийся на турах в Тунис и ОАЭ.

По данным «БАНКО», глава «Премьера» все время кризиса находился в Москве, но на звонки не отвечал и сам переговоров с партнерами не вел. На связь он вышел один раз, причем не с участниками туррынка, а с журналистами. Потапов сказал, что «хочет вернуть нормальное отношение людей», поэтому ищет деньги, а пока их нет, хочет «договориться с людьми». «Речь идет не о закрытии, а о приостановлении бизнеса, о временном прекращении оперативной работы. Компания останется до тех пор, пока я не рассчитаюсь», — утверждает он.

Деньги так и не нашлись. Несколько агентств, пострадавших от действий компании, подали заявление в милицию. Анастасия Андреева, сотрудник претензионного отдела юридической компании «Персона Грата», отмечает, что дело будет принято к рассмотрению только в том случае, если милиция сможет разыскать руководство фирмы, поэтому шансы получить деньги таким способом она оценивает в 50 на 50. Обманутые партнеры вообще не склонны рассчитывать на возмещение убытков. «Средств у Потапова нет и в ближайшее время не предвидится», — говорит Елена Козицина, руководитель тунисской компании «Картаж Плюс».

Летний сезон компания отработала без убытков и смогла даже погасить часть долгов перед отельерами за лето-2004. По данным «БАНКО», сумма текущих задолженностей компании перед гостиницами Туниса и ОАЭ на момент кризиса не превышала $300—350 тыс. Правда, теперь к этому прибавился еще и долг перед компанией «Megapolus Авиачартер» ($95 тыс.), которая была консолидатором рейсов в Тунис и до конца октября вывозила туристов «Премьера» за свой счет. Но никто из партнеров не оказывал давления на оператора, требуя срочно вернуть деньги.

Эксперты полагают, что причины краха нужно искать внутри самого «Премьера». В последние годы на тунисском направлении предложение явно превышало спрос, новичку выходить на этот рынок было рискованно, и оператор, видимо, не смог грамотно организовать работу. Кроме того, в августе компанию покинула Екатерина Дерябина, супруга Потапова, которая была опытным финансистом и руководителем и играла значительную роль в управлении фирмой. По другой версии, Альберт Потапов просто охладел к своему детищу, отчаявшись найти стратегического инвестора для реализации масштабных планов.

Косвенно пострадать от несостоятельности нескольких фирм могут даже компании, которые не имели с ними партнерских отношений. «Эхо событий отражается на всем рынке. Сейчас, например, становится невозможной поздняя выдача документов — клиенты теряют доверие к компаниям», — говорит Анна Подгорная, директор по продажам «Пегас Туристик». Кроме того, скандалы могут повлиять на взаимоотношения между российскими операторами и принимающими компаниями в целом. «Требования к депозитам наверняка будут ужесточены», — считает Евгений Строганов, генеральный представитель принимающей компании «Планета» в России и СНГ.

Поиск выхода

Возможно, именно эта нестабильность заставляет сегодня турфирмы задумываться о слияниях с более сильными партнерами. Например, Андрей Озолинь, которому сейчас принадлежит основная доля в созданной им розничной сети «Магазин горящих путевок», этой осенью вновь активизировал разговоры о продаже своего детища. По словам Руслана Кряжева, финансового консультанта по продаже, переговоры ведутся с TUI, «Туральянсом», «Интуристом» и другими компаниями. Кроме того, сейчас, по словам Кряжева, стало значительно больше потенциальных покупателей не из туристической отрасли, которые рассматривают сеть как возможность выхода на розничный рынок.

Озолинь ведет переговоры уже не первый год, и одной из причин этого может быть слишком высокая цена предложения (эксперты называют сумму в $8 млн.). Специалисты Российского союза туриндустрии (РСТ) полагают, что наиболее вероятный покупатель — «Интурист», который в последнее время вообще проявляет большой интерес к покупке новых активов и планирует масштабное расширение сети своих агентств.

Тем временем две значимые сделки на рынке уже произошли. Свое присутствие у нас расширили два крупнейших туристических концерна Германии — TUI и LTU Touristik (часть холдинга REWE). TMR, совместное предприятие TUI и российского оператора «Мострэвел», заключило договор о стратегическом партнерстве с питерской компанией «Ривьера». Питерцы для начала будут продвигать продукт TMR в регионах, а на будущее достигнута договоренность об опционе «Мострэвела» на покупку 51% акций «Ривьеры». Сделка должна состояться в течение ближайших четырех лет, если питерцы сумеют за это время наработать определенный объем продаж по контрактам TMR и увеличить свою долю на региональных рынках.

О том, что TUI ищет себе второго партнера в России, эксперты говорили еще несколько месяцев назад. Рабсон Мамедов, генеральный директор «Мострэвела», не скрывает, что хочет расширить региональную сеть. Вадим Лежнин, президент «Ривьеры», оценивает долю своей компании в Екатеринбурге, Новосибирске и Алма-Ате в 15%, в Питере — в 25%. TMR получит готовую сеть продаж, «Ривьера» — серьезный продукт одного из лидеров египетского, турецкого и дубайского направлений, а также возможности TUI по ассортименту и условиям работы с гостиницами и перевозчиками.

Второе партнерство заключено между компанией «И-Турс» (официальным представителем LTU Touristik в России) и «Туральянсом», который купил 27% акций «И-Турс» и таким образом вошел в холдинг немецкой компании, фактически взяв на себя обязательства по продвижению ее продукта. «Мы планируем сократить операторские программы, заниматься только VIP-туризмом и развивать розничные продажи», — говорит Александр Комарницкий, председатель совета директоров «Туральянса». Для развития сети розничных агентств «Куда.ru» в холдинге намерены задействовать нетуристические планы REWE, который строит сеть продуктовых супермаркетов BILLA.

По версии одного из экспертов рынка, за покупкой доли в бизнесе «И-Турс» может стоять желание инвесторов «Туральянса» возобновить переговоры о продаже самого холдинга. Несколько лет назад они вели активные консультации с представителями концерна TUI, но сотрудничество так и не состоялось.

«И-Турс» и «Туральянс» не относятся к числу самых успешных компаний на российском рынке — скорее, они известны громкими заявлениями о масштабных планах, которые потом не выполняются. Ценность этой конкретной сделки может оказаться невысокой. Но эксперты уверены, что в целом такие объединения говорят о начале долгожданной интеграции иностранного бизнеса в России и подтверждают перспективность нашего туррынка вообще.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».