11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "КРОВЬ ТОВАРИЩА ЧУБАЙСА"

Архивная публикация 2009 года: "КРОВЬ ТОВАРИЩА ЧУБАЙСА"

Анатолия Чубайса не удалось назначить главным виновным аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, хотя кому-то этого очень хотелось. Шестого октября должно было стать днем триумфа гендиректора корпорации "Роснано" Анатолия Чубайса. В этот день в Москве начал работу Второй Международный форум по нанотехнологиям. Открывать форум приехал лично президент России Дмитрий Медведев. В последнее время глава государства неоднократно заявлял, что страна берет курс на технологическую модернизацию. И корпорации "Роснано" отводится в этом деле далеко не последняя роль. Неслучайно в тот же день стало известно, что председатель правительства Владимир Пу-тин подписал постановление о выделении "Роснано" колоссальных средств до 2015 года (подробнее об этом в разделе "Новости"). Однако бенефис главы госкорпорации оказался подпорчен.
За несколько дней до открытия нанофорума Ростехнадзор обнародовал "Акт технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС". Документ этот был вывешен на сайте Ростехнадзора. И в главе "События (лица), предшествующие и способствующие возникновению аварии" фигурировало имя... Анатолия Чубайса, бывшего руководителя РАО ЕЭС. Компанию ему в этом скорбном списке составили ВячеславСинюгин (замминистра энер-гетики, ранее - зампред правления РАО ЕЭС, предправления ГидроОГК), Борис Вайнзихер (гендиректор ТГК-1, ранее - техничес-кий директор РАО ЕЭС), Валентин Стафиевский (руководитель дивизиона "Юг" компании "РусГидро", ранее - главный инженер СШГЭС), Анатолий Дьяков (член-корреспондент РАН, в 2000 году - председатель Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию СШГЭС) и Игорь Юсуфов, который был министром энергетики в 2001-2004 годах.
Конкретно бывшему главе РАО "ЕЭС России" вменили в вину то, что он в 2000 году утвердил акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса и при этом "не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС". Новость вбросили таким образом, что она попала в воскресные аналитические телепрограммы на госканалах и активно обсуждалась в понедельник прошлой недели, то есть аккурат накануне открытия нанофорума.
Анатолий Чубайс, как опытный пиар-боец, не стал отмалчиваться, а немедленно опубликовал комментарий, где признал свою вину за все, что происходило в электроэнергетике во время его пребывания во главе РАО ЕЭС. Чубайс заявил, что гибель 75 коллег-энергетиков для него лично - "тяжелейшая трагедия", но при этом пояснил, почему был обязан подписать акт приемки Саяно-Шушенской станции в эксплуатацию: "Станция к тому моменту уже отработала более 20 лет. А работающая станция, не введенная в эксплуатацию, - это худший из вариантов, который может быть".
Публикация документа о причинах аварии на Саяно-Шушенской ГЭС породила два важных вопроса. Первый - действительно ли Анатолий Чубайс виноват в трагедии? Второй - нет ли в истории с актом политического подтекста?
Из комментария самого Чубайса видно, что, признавая вину формальную (был начальником, значит, отвечаю), бывший глава РАО ЕЭС отрицает вину по существу. Он просто подписал бумагу, узаконившую фактическое положение дел. И конечно, за это Чубайса винить не стоит. "Я склонен верить Чубайсу и тем, кто говорит, что акт нельзя было не подписать по техническим причинам", - говорит глава Центра политических технологий Игорь Бунин. Старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев согласен с тем, что в этой ситуации акт приемки можно считать неким формальным документом, поскольку в любом случае остановить работу станции было невозможно. Но это однако не означает, что вины Анатолия Борисовича в этом деле нет совсем.
Напомним, в результате проверки была установлена непосредственная причина катастрофы. На техническом языке это звучит так: "Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через нерекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата". Глава Ростехнадзора Николай Кутьин, комментируя результаты проверки, перевел эти формулировки на общедоступный язык. По его словам, после пожара на линии связи Братской ГЭС 16 августа вся нагрузка по регулированию энергосистемы была перенесена на СШГЭС. В результате в гидроагрегатах возникла нештатная вибрация, и за несколько часов до аварии один из них - гидроагрегат №2 - шесть раз (!) проходил опасную зону работы. За это время уровень вибрации повысился в четыре раза. В итоге 17 августа крепления не выдержали, крышку сорвало, не устоял и сам агрегат, вода хлынула в машинный зал, где погибли 75 человек. Оборудованию станции около 30 лет, и то, что за такую нещадную эксплуатацию оно "отомстило", никого не удивляет. Правда, обращает на себя внимание тот факт, что не выдержал как раз гидроагрегат, который отремонтировали в феврале 2009 года.
И вот тут-то специалисты усматривают определенную вину Чубайса. При нем из штатного состава станции были выведены инженеры-ремонтники, регулярно и планово осматривавшие оборудование и отвечавшие за качество ремонта перед начальством ГЭС. Если же такое дело становится акцией от случая к случаю, то всегда есть соблазн сэкономить на привлеченных услугах, и риски значительно повышаются. "В этом смысле наша реформа электроэнергетики не очень удачна, - считает Сергей Кондратьев, - за образец был взят западный опыт деления системы на монопольную и конкурентную части, там это действительно работает". У нас же передача полномочий по техническому регулированию проработана нечетко, а рынок инжиниринговых услуг начал формироваться лишь в 2008 году. "Ключевой смысл в том, что авария случилась на только что отремонтированном агрегате", - подчеркивает Кондратьев.
Другое дело, что помимо Чубайса есть гораздо более виноватые люди и организации. Ясно, что решение о переносе нагрузки на Саяно-Шушенскую принимали в "Системном операторе", но кто и почему допустил ситуацию, при которой гидротурбины подверглись немыслимым испытаниям, - на этот вопрос ответ не дан, хотя "Перечень лиц, несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий на СШГЭС" в акте имеется. В нем около 20 человек, это преимущественно работники компании "РусГидро" и самой ГЭС, есть там чиновник федеральной службы по экологическому и атомному надзору, а также один из руководителей межрегионального управления Ростехнадзора. На последний пункт надо обратить особое внимание. Получается, акт о причинах аварии составляла организация, которая может быть в этой аварии виновата. Сергей Кондратьев считает, что Ростехнадзор как проверяющая организация несет значительно большую долю ответственности. А Игорь Бунин прямо говорит, что вольный или невольный акцент на имени Анатолия Чубайса сделан для того, чтобы отвлечь внимание от тех, кто должен нести ответственность за то, что случилось именно 17 августа. "Надо понимать, ответственность тех, кто подписал акт в 2000 году, и тех, кто видел угрозу и ее не предотвратил, несоизмерима, - говорит политолог. - Похоже, те, кто отвечал за работу ГЭС в то время, просто полагались на русское авось". Правда, политического подтекста в этой истории Игорь Бунин не видит: "Я почувствовал, что те, кто действительно виновен, выстроили защиту и, возможно, пытаются свалить с больной головы на здоровую".
Однако некоторые наблюдатели политический подтекст в этой истории все же усматривают (см. раздел "Политинформация"). По слухам, к появлению фамилии Чубайса в акте Ростехнадзора приложил руку вице-премьер правительства Игорь Сечин. Если это так, то наезд на Анатолия Борисовича - признак продолжающейся борьбы между "силовиками" и "либералами" внутри правительства. Однако последовавшие события показали - попытка дискредитировать Чубайса не удалась. Очевидно, что руководство страны возлагает на гендиректора "Роснано" определенные надежды - Чубайсу поручено новое ответственное дело. И, перефразируя известные слова Сталина о Бухарине, можно сказать: "Хотите крови товарища Чубайса? Не будет вам его крови!"

Анатолия Чубайса не удалось назначить главным виновным аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, хотя кому-то этого очень хотелось. Шестого октября должно было стать днем триумфа гендиректора корпорации "Роснано" Анатолия Чубайса. В этот день в Москве начал работу Второй Международный форум по нанотехнологиям. Открывать форум приехал лично президент России Дмитрий Медведев. В последнее время глава государства неоднократно заявлял, что страна берет курс на технологическую модернизацию. И корпорации "Роснано" отводится в этом деле далеко не последняя роль. Неслучайно в тот же день стало известно, что председатель правительства Владимир Пу-тин подписал постановление о выделении "Роснано" колоссальных средств до 2015 года (подробнее об этом в разделе "Новости"). Однако бенефис главы госкорпорации оказался подпорчен.
За несколько дней до открытия нанофорума Ростехнадзор обнародовал "Акт технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС". Документ этот был вывешен на сайте Ростехнадзора. И в главе "События (лица), предшествующие и способствующие возникновению аварии" фигурировало имя... Анатолия Чубайса, бывшего руководителя РАО ЕЭС. Компанию ему в этом скорбном списке составили ВячеславСинюгин (замминистра энер-гетики, ранее - зампред правления РАО ЕЭС, предправления ГидроОГК), Борис Вайнзихер (гендиректор ТГК-1, ранее - техничес-кий директор РАО ЕЭС), Валентин Стафиевский (руководитель дивизиона "Юг" компании "РусГидро", ранее - главный инженер СШГЭС), Анатолий Дьяков (член-корреспондент РАН, в 2000 году - председатель Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию СШГЭС) и Игорь Юсуфов, который был министром энергетики в 2001-2004 годах.
Конкретно бывшему главе РАО "ЕЭС России" вменили в вину то, что он в 2000 году утвердил акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса и при этом "не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС". Новость вбросили таким образом, что она попала в воскресные аналитические телепрограммы на госканалах и активно обсуждалась в понедельник прошлой недели, то есть аккурат накануне открытия нанофорума.
Анатолий Чубайс, как опытный пиар-боец, не стал отмалчиваться, а немедленно опубликовал комментарий, где признал свою вину за все, что происходило в электроэнергетике во время его пребывания во главе РАО ЕЭС. Чубайс заявил, что гибель 75 коллег-энергетиков для него лично - "тяжелейшая трагедия", но при этом пояснил, почему был обязан подписать акт приемки Саяно-Шушенской станции в эксплуатацию: "Станция к тому моменту уже отработала более 20 лет. А работающая станция, не введенная в эксплуатацию, - это худший из вариантов, который может быть".
Публикация документа о причинах аварии на Саяно-Шушенской ГЭС породила два важных вопроса. Первый - действительно ли Анатолий Чубайс виноват в трагедии? Второй - нет ли в истории с актом политического подтекста?
Из комментария самого Чубайса видно, что, признавая вину формальную (был начальником, значит, отвечаю), бывший глава РАО ЕЭС отрицает вину по существу. Он просто подписал бумагу, узаконившую фактическое положение дел. И конечно, за это Чубайса винить не стоит. "Я склонен верить Чубайсу и тем, кто говорит, что акт нельзя было не подписать по техническим причинам", - говорит глава Центра политических технологий Игорь Бунин. Старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев согласен с тем, что в этой ситуации акт приемки можно считать неким формальным документом, поскольку в любом случае остановить работу станции было невозможно. Но это однако не означает, что вины Анатолия Борисовича в этом деле нет совсем.
Напомним, в результате проверки была установлена непосредственная причина катастрофы. На техническом языке это звучит так: "Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через нерекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата". Глава Ростехнадзора Николай Кутьин, комментируя результаты проверки, перевел эти формулировки на общедоступный язык. По его словам, после пожара на линии связи Братской ГЭС 16 августа вся нагрузка по регулированию энергосистемы была перенесена на СШГЭС. В результате в гидроагрегатах возникла нештатная вибрация, и за несколько часов до аварии один из них - гидроагрегат №2 - шесть раз (!) проходил опасную зону работы. За это время уровень вибрации повысился в четыре раза. В итоге 17 августа крепления не выдержали, крышку сорвало, не устоял и сам агрегат, вода хлынула в машинный зал, где погибли 75 человек. Оборудованию станции около 30 лет, и то, что за такую нещадную эксплуатацию оно "отомстило", никого не удивляет. Правда, обращает на себя внимание тот факт, что не выдержал как раз гидроагрегат, который отремонтировали в феврале 2009 года.
И вот тут-то специалисты усматривают определенную вину Чубайса. При нем из штатного состава станции были выведены инженеры-ремонтники, регулярно и планово осматривавшие оборудование и отвечавшие за качество ремонта перед начальством ГЭС. Если же такое дело становится акцией от случая к случаю, то всегда есть соблазн сэкономить на привлеченных услугах, и риски значительно повышаются. "В этом смысле наша реформа электроэнергетики не очень удачна, - считает Сергей Кондратьев, - за образец был взят западный опыт деления системы на монопольную и конкурентную части, там это действительно работает". У нас же передача полномочий по техническому регулированию проработана нечетко, а рынок инжиниринговых услуг начал формироваться лишь в 2008 году. "Ключевой смысл в том, что авария случилась на только что отремонтированном агрегате", - подчеркивает Кондратьев.
Другое дело, что помимо Чубайса есть гораздо более виноватые люди и организации. Ясно, что решение о переносе нагрузки на Саяно-Шушенскую принимали в "Системном операторе", но кто и почему допустил ситуацию, при которой гидротурбины подверглись немыслимым испытаниям, - на этот вопрос ответ не дан, хотя "Перечень лиц, несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий на СШГЭС" в акте имеется. В нем около 20 человек, это преимущественно работники компании "РусГидро" и самой ГЭС, есть там чиновник федеральной службы по экологическому и атомному надзору, а также один из руководителей межрегионального управления Ростехнадзора. На последний пункт надо обратить особое внимание. Получается, акт о причинах аварии составляла организация, которая может быть в этой аварии виновата. Сергей Кондратьев считает, что Ростехнадзор как проверяющая организация несет значительно большую долю ответственности. А Игорь Бунин прямо говорит, что вольный или невольный акцент на имени Анатолия Чубайса сделан для того, чтобы отвлечь внимание от тех, кто должен нести ответственность за то, что случилось именно 17 августа. "Надо понимать, ответственность тех, кто подписал акт в 2000 году, и тех, кто видел угрозу и ее не предотвратил, несоизмерима, - говорит политолог. - Похоже, те, кто отвечал за работу ГЭС в то время, просто полагались на русское авось". Правда, политического подтекста в этой истории Игорь Бунин не видит: "Я почувствовал, что те, кто действительно виновен, выстроили защиту и, возможно, пытаются свалить с больной головы на здоровую".
Однако некоторые наблюдатели политический подтекст в этой истории все же усматривают (см. раздел "Политинформация"). По слухам, к появлению фамилии Чубайса в акте Ростехнадзора приложил руку вице-премьер правительства Игорь Сечин. Если это так, то наезд на Анатолия Борисовича - признак продолжающейся борьбы между "силовиками" и "либералами" внутри правительства. Однако последовавшие события показали - попытка дискредитировать Чубайса не удалась. Очевидно, что руководство страны возлагает на гендиректора "Роснано" определенные надежды - Чубайсу поручено новое ответственное дело. И, перефразируя известные слова Сталина о Бухарине, можно сказать: "Хотите крови товарища Чубайса? Не будет вам его крови!"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».