Архивная публикация 2004 года: "Кто остался на трубе"
Трубная промышленность
Трубная промышленность
«Северсталь» Алексея Мордашова в очередной раз разругалась с партнером по трубному вопросу. На минувшей неделе «ЕвразХолдинг» объявил о прекращении своего участия в совместном с «Северсталью» проекте производства труб большого диаметра (ТБД) на базе Ижорского трубного завода стоимостью $400 млн. По словам заместителя генерального директора ЗАО «Северсталь-групп» Вадима Махова, «Северсталь» будет осуществлять этот проект собственными усилиями.
Напомним, металлурги сошлись во взглядах по трубному вопросу в июне 2003 года — тогда главы компаний заключили генеральное соглашение, предусматривающее строительство и ввод в эксплуатацию в 2005 году трубного стана на базе Ижорского завода. Партнеры хотели ежегодно производить 450 тыс. тонн одношовных сварных труб диаметром до 1420 мм. Трубную заготовку планировалось производить на «стане-5000», принадлежащем «Северстали», а поставку слябов осуществлять из Нижнего Тагила, где находится одно из предприятий «ЕвразХолдинга». Для реализации проекта стороны планировали создать совместное предприятие, куда «Северсталь» внесла бы Ижорский завод, а «ЕвразХолдинг» оплатил бы свою долю деньгами.
Гром грянул на прошлой неделе. На встрече с журналистами представитель «Северстали» рассказал, что «ЕвразХолдинг» решил выйти из проекта, причем, как следовало из признания Вадима Махова, не внес в проект ни копейки с момента подписания соглашения. В то же время объем инвестиций «Северстали» составит более $400 млн., из которых уже освоено около $170 млн. Как говорит Махов, средства, необходимые для завершения строительства, «есть на 100%, этот проект будет успешно завершен в намеченные сроки. Первую трубу мы рассчитываем получить в начале 2006 года, а строительные работы планируем закончить в конце 2005 года». В том, что у «Северстали» средства на запуск трубного производства найдутся, можно и не сомневаться — уже подписана договоренность об открытии кредитных линий со Сбербанком России на $85 млн. и Коммерцбанком на 71 млн. евро.
По мнению начальника отдела анализа внутренних рынков аналитического управления ПСБ Евгения Дорофеева, «скорее всего, причиной отказа «Евраза» от участия в проекте явилось то обстоятельство, что «Северсталь» уже самостоятельно приступила к его осуществлению — начала строительство трубного стана и привлекла заемные средства. Так фактическое управление проектом могло постепенно переходить в руки «Северстали», что не устраивало партнеров. Кроме того, в период резкого роста цен на металлы и выручки всех меткомпаний «Северсталь» теперь уже меньше нуждалась в паритетном финансировании проекта».
В «ЕвразХолдинге» намекают, что прекращение отношений с «Северсталью» не означает полного отказа компании от реализации проектов, связанных с производством ТБД, — в сообщении «Евраза» говорится, что компания не исключает возможности реализации трубных проектов в будущем. Аналитики же предполагают, что «ЕвразХолдинг» может вернуться к реализации проекта строительства «стана-5000» на базе Нижнетагильского металлургического комбината.
Что же касается «Северстали», то моментом, который определит успешность или провал трубного проекта, станут взаимоотношения с «Газпромом» — основным заказчиком труб большого диаметра. Сейчас около 60% ТБД импортируется с Украины, а главный производитель — Харцызский трубный завод (эксклюзивный поставщик трубы-1420 во времена СССР). Однако некоторые аналитики считают, что место на трубном рынке найдется для всех желающих. По версии аналитика UBS Максима Мошкова, в ближайшее время потребность газовой монополии заметно возрастет, до 1 млн. тонн труб в год, «в связи с реконструкцией газопровода Азия—Центр, присоединением Ямальских месторождений к трубопроводной системе, расширением украинского и строительством Северо-Европейского трубопроводов». Также в ближайшие годы существенный спрос на ТБД ожидается со стороны нефтяников. Только для реализации четырех крупных трубопроводных проектов (Тайшет—Находка, Западная Сибирь — Баренцево море, БТС-3, Ванкор—Диксон) потребуется 7,8 млн. тонн ТБД. При этом любопытно: в самом «Газпроме» «Профилю» заявили, что потребность в трубе-1420, составившая в прошлом году 365 тыс. тонн, в следующем году «вырастет незначительно». Если это действительно так, то предстоящий торг украинских и российских трубников по квотам поставок ТБД с Украины будет особенно ожесточенным.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".