27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Лечение по законам шариата"

Архивная публикация 2007 года: "Лечение по законам шариата"

6 декабря в Москве открылся первый медицинский центр для мусульман. Открытие, казалось бы, обычной поликлиники вызвало споры: что означает это обособление мусульман и не вредит ли оно межнациональным отношениям в столице?В тот день прохожие с удивлением смотрели, как в огороженный красными ленточками бывший корпус АЗЛК входят многочисленные гости. Еще с большим удивлением — на мусульманских священников в черной длинной одежде во главе с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.

Главный муфтий все время улыбался. И когда его, как и других, попросили при входе надеть бахилы. И когда долго мариновали торжественными речами. И когда подробно показывали все четыре этажа нового, «мусульманского» корпуса поликлиники компании «Цена Качество». Улыбался до молитвы в специальной молельной комнате в им же торжественно открытом мусульманском медицинском центре на четвертом этаже — и улыбался после молитвы, за чаем с чак-чаком на торжественном банкете. Он не перестал улыбаться даже после неуместного в такой момент вопроса: «А зачем мусульманам свой отдельный медицинский центр? Болезни-то у всех одинаковые. И не боитесь ли вы, что москвичи воспримут эту поликлинику как еще один пример обособления мусульман от остальных?»

Бизнес-мотивы компании «Поликлиника «Цена Качество» (поликлиника входит в федеральную сеть амбулаторных заведений) понятны. «Мы начали интересоваться рынком медицинских услуг для тех, кто исповедует ислам. Проведя анализ, выявили, что спрос есть», — говорит Виктор Кисин, президент «Поликлиника ЦК». Интерес бизнесмена понятен. А интерес мусульман?

Равиль Гайнутдин: «Прежде всего хочу сказать, что услуги этой клиники будут доступны не только мусульманам. Сюда может обратиться и православный, и иудей — никто не откажет им в помощи. Что же касается мусульман... Ни для кого не секрет, что если жены дипломатов из мусульманских государств заболевают, то мужья вынуждены их увозить на родину для обследования и лечения. Да и значительная часть российских мужей-мусульман негативно относятся к практике осмотра врачами-мужчинами их жен, дочерей и матерей. Здесь никаких нарушений норм не будет. Поэтому открытие этой клиники — лишь удовлетворение потребностей определенной категории наших граждан».

Территория ислама?

Обсуждение открытия медицинского центра началось задолго до этого момента. На многих сайтах СМИ («КП», «Известия» и др.) появились опросы на тему, как к этому относятся москвичи и что можно делить по религиозному признаку. Оказалось, что относятся либо с безразличием, либо отрицательно. Делить — только храмы.

Совершенно невинными, на взгляд москвичей, выглядят, например, мусульманские общепиты. В ноябре о создании халяльного, мусульманского «Макдоналдса» объявил Совет муфтиев России (СМР). Жафар Азизбаевон, глава Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при СМР, объяснил: «Халяль — то, что разрешено мусульманам по Корану. Но это не ритуальная пища, а просто нормальная еда, которая не портит человеку здоровье. Мы даже уходим от названия «халяль», чтобы не было конфессиональных разделений. Например, соответствующие магазины с сертифицированной нами (Советом муфтиев) продукцией называем просто «магазинами здорового питания», чтобы все окрестные жители могли приобретать качественные, полезные продукты».

В прошлом году в Москве открылись мусульманские роддом и стоматология, которые учитывают особенности мусульманской веры. Стоматология ничем, кроме использования неспиртовых препаратов, не отличается. В роддоме младенцев принимают врачи-женщины, а новорожденных запрещено кормить молоком от разных матерей. Кстати, сами врачи этого роддома (не говоря о пациентках) не в курсе, что он — с «уклоном».

Но москвичей беспокоит не это: гораздо настороженнее они относятся к фактам территориальных обособлений мусульман. И если бы не Бутово, возможно, открытие поликлиники не вызвало бы такого ажиотажа.

В Москве проживает около 2 млн мусульман. Существует более 40 мусульманских общин в различных районах города. В основном это немногочисленные группы, собранные по интересам бизнеса.

Но есть и крупные, например мусульманская община Бутово «Милость» (более 60 тыс. человек в этом районе исповедуют ислам). В ее планах — создание мусульманских детских садов, школ, поликлиник и культурно-развлекательных центров. Эта же организация инициирует сбор денег на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова. Недавно при общине заработало брачное агентство для правоверных.

Вряд ли в этом случае можно говорить, что мусульманское население Бутово ассимилируется. Напротив, район превращается в некую исламскую территорию на карте Москвы. И следующее поколение здесь вырастет по законам шариата, соответственно, оно не сможет адаптироваться в столице светского государства. Что приведет само собой к изоляции. Кстати, исход коренного славянского населения из таких районов уже начался.

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований: «Если мы видим, что в ряде районов Москвы стали образовываться анклавы, надо что-то делать. Почему они самоизолируются? Куда бы человек ни попал, он будет стараться общаться со своими. Иначе ему придется постепенно перерождаться. Сознательно этого никто не хочет. А относительно питания, технологии халяль... В столице российского государства есть общие требования для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Если мы говорим о светскости нашей страны, давайте придерживаться этих принципов. А то мусульмане могут строить свои детские сады и школы, а православным не позволено иметь факультатив по основам православной культуры. Подобные инициативы в большей мере разжигают межнациональную рознь».

Впрочем, сами мусульмане никакой проблемы в этом не видят.

Равиль Абдулганиев, исламовед: «В России мусульмане интегрированы в титульное общество значительно больше, чем в Европе. Задача государства при этом выдерживать баланс исламского образования с общешкольным, поддерживать контакты между общинами, привлекать мусульман к общественной жизни. В этом случае анклавы не возникнут, и никакого обособления не будет. К сожалению, многие российские мусульмане неграмотны в вопросах своей религии. Они требуют, например, строительства мусульманских школ в Москве, одновременно возражая против школ православных на Кавказе. При этом путают свои националистические убеждения с исламскими позициями».

Эту мысль поддерживает и Равиль Гайнутдин: «Мусульмане настолько вписаны в культуру России, что разделить ее по религиозному признаку невозможно».

Лечить или удалять

Простые же москвичи не оперируют терминами «ассимиляция» и пр. Они просто оценивают, комфортна им такая ситуация или нет. Имеют право.

Относительно простой москвич Олег Митволь: «Ну вот я — еврей. Не ортодоксальный, тем не менее... Жена — русская. Лечимся не по религиозному признаку. И все равно меня не напрягает ситуация, когда специально для мусульман открываются медицинские центры. Если им так удобнее, если в этом центре им окажут квалифицированную помощь в привычной для них обстановке — почему бы нет?»

Чингис Ахтянов, невролог нового мусульманского центра: «Если в своей деятельности центр декларирует, что медицинскую помощь может получить любой, вне зависимости от вероисповедания, значит, никому не будет плохо от этого центра. Мне как врачу все равно, где, в каком месте оказывать помощь. И кому — женщине или мужчине».

Светлана Кузьмина, врач-окулист: «Главное, чтобы там лечили, а не полагались на волю Аллаха».

Асланбек Аслаханов, советник президента по национальным вопросам: «У каждой национальной культуры свое отношение к женщине. Учитывать это — значит проявлять уважение к каждой национальности. Думаю, даже православным женщинам в этом центре будет приятно, как к ним отнесется персонал. То, что заложено у нас в религии, в светском государстве только декларируется, но никак не исполняется».

Татьяна Прохоровна (продает огурцы и квашеную капусту в переходе от метро «Текстильщики» к комплексу АЗЛК): «С ума посходили. Им уже не нравится вместе со всеми лечиться, подавай им своих врачей! В православной столице живут, наших с Кавказа повыгоняли, скоро и москвичей из Москвы выгонят. В чужой монастырь — со своим уставом. Дождемся, когда будем их Аллаху молиться...»

Михаил Прокопенко, руководитель Службы коммуникаций ОВЦС Московской патриархии: «Православным отдельные больницы не нужны. Достаточно, чтобы лечение было хорошим».

Еще раз: спрос рождает предложение. Раз есть категория граждан, которые хотят, чтобы лечение происходило в соответствии с их религиозными понятиями, — такой медицинский центр должен был появиться. Так же, как вскоре они появятся в Казани, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах. И это в любом случае хорошо. Потому что у таких клиник один-единственный путь: поддерживать качество врачебной помощи на столь высоком уровне, чтобы мусульмане не уходили от них в «общие» клиники, а немусульмане приходили, не смущаясь исламской атрибутикой. Потому что какая бы ни была вера, а здоровье у всех — одно.

6 декабря в Москве открылся первый медицинский центр для мусульман. Открытие, казалось бы, обычной поликлиники вызвало споры: что означает это обособление мусульман и не вредит ли оно межнациональным отношениям в столице?В тот день прохожие с удивлением смотрели, как в огороженный красными ленточками бывший корпус АЗЛК входят многочисленные гости. Еще с большим удивлением — на мусульманских священников в черной длинной одежде во главе с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.

Главный муфтий все время улыбался. И когда его, как и других, попросили при входе надеть бахилы. И когда долго мариновали торжественными речами. И когда подробно показывали все четыре этажа нового, «мусульманского» корпуса поликлиники компании «Цена Качество». Улыбался до молитвы в специальной молельной комнате в им же торжественно открытом мусульманском медицинском центре на четвертом этаже — и улыбался после молитвы, за чаем с чак-чаком на торжественном банкете. Он не перестал улыбаться даже после неуместного в такой момент вопроса: «А зачем мусульманам свой отдельный медицинский центр? Болезни-то у всех одинаковые. И не боитесь ли вы, что москвичи воспримут эту поликлинику как еще один пример обособления мусульман от остальных?»

Бизнес-мотивы компании «Поликлиника «Цена Качество» (поликлиника входит в федеральную сеть амбулаторных заведений) понятны. «Мы начали интересоваться рынком медицинских услуг для тех, кто исповедует ислам. Проведя анализ, выявили, что спрос есть», — говорит Виктор Кисин, президент «Поликлиника ЦК». Интерес бизнесмена понятен. А интерес мусульман?

Равиль Гайнутдин: «Прежде всего хочу сказать, что услуги этой клиники будут доступны не только мусульманам. Сюда может обратиться и православный, и иудей — никто не откажет им в помощи. Что же касается мусульман... Ни для кого не секрет, что если жены дипломатов из мусульманских государств заболевают, то мужья вынуждены их увозить на родину для обследования и лечения. Да и значительная часть российских мужей-мусульман негативно относятся к практике осмотра врачами-мужчинами их жен, дочерей и матерей. Здесь никаких нарушений норм не будет. Поэтому открытие этой клиники — лишь удовлетворение потребностей определенной категории наших граждан».

Территория ислама?

Обсуждение открытия медицинского центра началось задолго до этого момента. На многих сайтах СМИ («КП», «Известия» и др.) появились опросы на тему, как к этому относятся москвичи и что можно делить по религиозному признаку. Оказалось, что относятся либо с безразличием, либо отрицательно. Делить — только храмы.

Совершенно невинными, на взгляд москвичей, выглядят, например, мусульманские общепиты. В ноябре о создании халяльного, мусульманского «Макдоналдса» объявил Совет муфтиев России (СМР). Жафар Азизбаевон, глава Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при СМР, объяснил: «Халяль — то, что разрешено мусульманам по Корану. Но это не ритуальная пища, а просто нормальная еда, которая не портит человеку здоровье. Мы даже уходим от названия «халяль», чтобы не было конфессиональных разделений. Например, соответствующие магазины с сертифицированной нами (Советом муфтиев) продукцией называем просто «магазинами здорового питания», чтобы все окрестные жители могли приобретать качественные, полезные продукты».

В прошлом году в Москве открылись мусульманские роддом и стоматология, которые учитывают особенности мусульманской веры. Стоматология ничем, кроме использования неспиртовых препаратов, не отличается. В роддоме младенцев принимают врачи-женщины, а новорожденных запрещено кормить молоком от разных матерей. Кстати, сами врачи этого роддома (не говоря о пациентках) не в курсе, что он — с «уклоном».

Но москвичей беспокоит не это: гораздо настороженнее они относятся к фактам территориальных обособлений мусульман. И если бы не Бутово, возможно, открытие поликлиники не вызвало бы такого ажиотажа.

В Москве проживает около 2 млн мусульман. Существует более 40 мусульманских общин в различных районах города. В основном это немногочисленные группы, собранные по интересам бизнеса.

Но есть и крупные, например мусульманская община Бутово «Милость» (более 60 тыс. человек в этом районе исповедуют ислам). В ее планах — создание мусульманских детских садов, школ, поликлиник и культурно-развлекательных центров. Эта же организация инициирует сбор денег на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова. Недавно при общине заработало брачное агентство для правоверных.

Вряд ли в этом случае можно говорить, что мусульманское население Бутово ассимилируется. Напротив, район превращается в некую исламскую территорию на карте Москвы. И следующее поколение здесь вырастет по законам шариата, соответственно, оно не сможет адаптироваться в столице светского государства. Что приведет само собой к изоляции. Кстати, исход коренного славянского населения из таких районов уже начался.

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований: «Если мы видим, что в ряде районов Москвы стали образовываться анклавы, надо что-то делать. Почему они самоизолируются? Куда бы человек ни попал, он будет стараться общаться со своими. Иначе ему придется постепенно перерождаться. Сознательно этого никто не хочет. А относительно питания, технологии халяль... В столице российского государства есть общие требования для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Если мы говорим о светскости нашей страны, давайте придерживаться этих принципов. А то мусульмане могут строить свои детские сады и школы, а православным не позволено иметь факультатив по основам православной культуры. Подобные инициативы в большей мере разжигают межнациональную рознь».

Впрочем, сами мусульмане никакой проблемы в этом не видят.

Равиль Абдулганиев, исламовед: «В России мусульмане интегрированы в титульное общество значительно больше, чем в Европе. Задача государства при этом выдерживать баланс исламского образования с общешкольным, поддерживать контакты между общинами, привлекать мусульман к общественной жизни. В этом случае анклавы не возникнут, и никакого обособления не будет. К сожалению, многие российские мусульмане неграмотны в вопросах своей религии. Они требуют, например, строительства мусульманских школ в Москве, одновременно возражая против школ православных на Кавказе. При этом путают свои националистические убеждения с исламскими позициями».

Эту мысль поддерживает и Равиль Гайнутдин: «Мусульмане настолько вписаны в культуру России, что разделить ее по религиозному признаку невозможно».

Лечить или удалять

Простые же москвичи не оперируют терминами «ассимиляция» и пр. Они просто оценивают, комфортна им такая ситуация или нет. Имеют право.

Относительно простой москвич Олег Митволь: «Ну вот я — еврей. Не ортодоксальный, тем не менее... Жена — русская. Лечимся не по религиозному признаку. И все равно меня не напрягает ситуация, когда специально для мусульман открываются медицинские центры. Если им так удобнее, если в этом центре им окажут квалифицированную помощь в привычной для них обстановке — почему бы нет?»

Чингис Ахтянов, невролог нового мусульманского центра: «Если в своей деятельности центр декларирует, что медицинскую помощь может получить любой, вне зависимости от вероисповедания, значит, никому не будет плохо от этого центра. Мне как врачу все равно, где, в каком месте оказывать помощь. И кому — женщине или мужчине».

Светлана Кузьмина, врач-окулист: «Главное, чтобы там лечили, а не полагались на волю Аллаха».

Асланбек Аслаханов, советник президента по национальным вопросам: «У каждой национальной культуры свое отношение к женщине. Учитывать это — значит проявлять уважение к каждой национальности. Думаю, даже православным женщинам в этом центре будет приятно, как к ним отнесется персонал. То, что заложено у нас в религии, в светском государстве только декларируется, но никак не исполняется».

Татьяна Прохоровна (продает огурцы и квашеную капусту в переходе от метро «Текстильщики» к комплексу АЗЛК): «С ума посходили. Им уже не нравится вместе со всеми лечиться, подавай им своих врачей! В православной столице живут, наших с Кавказа повыгоняли, скоро и москвичей из Москвы выгонят. В чужой монастырь — со своим уставом. Дождемся, когда будем их Аллаху молиться...»

Михаил Прокопенко, руководитель Службы коммуникаций ОВЦС Московской патриархии: «Православным отдельные больницы не нужны. Достаточно, чтобы лечение было хорошим».

Еще раз: спрос рождает предложение. Раз есть категория граждан, которые хотят, чтобы лечение происходило в соответствии с их религиозными понятиями, — такой медицинский центр должен был появиться. Так же, как вскоре они появятся в Казани, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах. И это в любом случае хорошо. Потому что у таких клиник один-единственный путь: поддерживать качество врачебной помощи на столь высоком уровне, чтобы мусульмане не уходили от них в «общие» клиники, а немусульмане приходили, не смущаясь исламской атрибутикой. Потому что какая бы ни была вера, а здоровье у всех — одно.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».