26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Лубяная избушка"

Архивная публикация 2003 года: "Лубяная избушка"

Реорганизация спецслужб должна стать надежной гарантией как от народного бунта, так и от "бунта олигархов".Главный смысл происшедших пертурбаций, безусловно, состоит в укреплении политического режима Владимира Путина. Ведь реально расширились возможности и прерогативы лишь тех ведомств, в личной лояльности глав которых у Путина нет ни малейших оснований сомневаться. И вопрос эффективности реорганизованных силовых структур в данном случае выглядит второстепенным по отношению к способности обновленных ФСБ и МВД составить не только надежную политическую, но и экономическую опору президента. Это тем более важно в ситуации приближающейся избирательной кампании, сценарий которой пишется и реализуется администрацией президента, ведущие чины которой, скорее, лояльны по отношению к выдвинувшим их финансово-политическим группировкам, нежели к самому главе государства.
Все интерпретации последней президентской инициативы единодушно сходятся в том, что ее следствием станет заметное усиление силовиков, в первую очередь ФСБ и МВД. Заговорили даже о некоем "лубянском ренессансе". При этом обращает на себя внимание беспрецедентное расширение влияния силовых ведомств именно в области экономики. Это относится не только к переводу налоговой полиции в ведение МВД, но и к возвращению ФАПСИ в свое материнское лоно -- тайную полицию. Стоит напомнить, что ФАПСИ обладает неограниченным доступом к любым информационным каналам в России, в том числе к экономической и финансовой информации. А информация, как известно, это власть -- реальная или потенциальная.
Судя по всему, включение экономической составляющей в деятельность силовых ведомств объясняется тем, что Путину не удалось подвести прочный материальный фундамент под свою власть. За исключением "Газпрома", чье финансовое положение оставляет желать лучшего, и экспорта вооружений, основные финансово-промышленные активы остаются в руках кланов, способных реализовывать стратегии, альтернативные (и даже откровенно враждебные) президентской линии. Во избежание этой, пусть даже гипотетической, возможности и потребовалось усиление президентского контроля над политическими и экономическими процессами в современной России.
В идеале изменения прошедшей недели должны обеспечить лояльность российской элиты по отношению к президенту -- как накануне предстоящих выборов, так и в преддверии будущих. По сути, российское чиновничество и крупный бизнес пытаются поставить в классическую ситуацию выбора между "пряником" и "кнутом". "Пряник" -- это сохранение бюрократического и экономического статус-кво, "кнут" -- надзирающее око силовиков, получивших в свои руки фискальные и новые информационные возможности. Критерием же выбора одного из этих вариантов должна стать преданность (или хотя бы не враждебность) президенту, а также бескорыстная помощь ему -- как в ходе избирательных кампаний, так и в процессе реализации запланированных реформ.
Вместе с тем очевидно, что у выстраиваемой на длительную перспективу модели взаимоотношений внутри власти, между президентом и элитами, есть еще и крайне настораживающее "общенациональное измерение".
В учебниках спецслужб встречается такой любопытный термин -- "особый период в мирное время", означающий промежуточное состояние между миром и войной. Странным образом он может быть применим и к России, которая в случае форс-мажорного развития ситуации имеет шансы столкнуться с перспективой массовых беспорядков и спонтанного насилия. Наша страна слишком зависима от динамичного международного экономического контекста -- в первую очередь от нефтяных цен, скачки которых после начала американского вторжения в Ирак могут быть крайне болезненными как для эскпортно-зависимой российской экономики, так и для многочисленных социальных групп. Ведь в этом случае многим придется забыть не только о всевозможных индексациях (пенсий, зарплат, пособий) в бюджетной сфере, но и о росте доходов в частном секторе. На фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры население, которое к тому же с нескрываемым ожесточением встречает даже первые шаги затеваемых властью "социальных реформ" (ЖКХ, электроэнергетики и др.), вполне способно пересмотреть свое отношение к президенту. И на этот случай усиление полицейских служб выглядит вполне естественным и закономерным шагом.

Реорганизация спецслужб должна стать надежной гарантией как от народного бунта, так и от "бунта олигархов".Главный смысл происшедших пертурбаций, безусловно, состоит в укреплении политического режима Владимира Путина. Ведь реально расширились возможности и прерогативы лишь тех ведомств, в личной лояльности глав которых у Путина нет ни малейших оснований сомневаться. И вопрос эффективности реорганизованных силовых структур в данном случае выглядит второстепенным по отношению к способности обновленных ФСБ и МВД составить не только надежную политическую, но и экономическую опору президента. Это тем более важно в ситуации приближающейся избирательной кампании, сценарий которой пишется и реализуется администрацией президента, ведущие чины которой, скорее, лояльны по отношению к выдвинувшим их финансово-политическим группировкам, нежели к самому главе государства.

Все интерпретации последней президентской инициативы единодушно сходятся в том, что ее следствием станет заметное усиление силовиков, в первую очередь ФСБ и МВД. Заговорили даже о некоем "лубянском ренессансе". При этом обращает на себя внимание беспрецедентное расширение влияния силовых ведомств именно в области экономики. Это относится не только к переводу налоговой полиции в ведение МВД, но и к возвращению ФАПСИ в свое материнское лоно -- тайную полицию. Стоит напомнить, что ФАПСИ обладает неограниченным доступом к любым информационным каналам в России, в том числе к экономической и финансовой информации. А информация, как известно, это власть -- реальная или потенциальная.

Судя по всему, включение экономической составляющей в деятельность силовых ведомств объясняется тем, что Путину не удалось подвести прочный материальный фундамент под свою власть. За исключением "Газпрома", чье финансовое положение оставляет желать лучшего, и экспорта вооружений, основные финансово-промышленные активы остаются в руках кланов, способных реализовывать стратегии, альтернативные (и даже откровенно враждебные) президентской линии. Во избежание этой, пусть даже гипотетической, возможности и потребовалось усиление президентского контроля над политическими и экономическими процессами в современной России.

В идеале изменения прошедшей недели должны обеспечить лояльность российской элиты по отношению к президенту -- как накануне предстоящих выборов, так и в преддверии будущих. По сути, российское чиновничество и крупный бизнес пытаются поставить в классическую ситуацию выбора между "пряником" и "кнутом". "Пряник" -- это сохранение бюрократического и экономического статус-кво, "кнут" -- надзирающее око силовиков, получивших в свои руки фискальные и новые информационные возможности. Критерием же выбора одного из этих вариантов должна стать преданность (или хотя бы не враждебность) президенту, а также бескорыстная помощь ему -- как в ходе избирательных кампаний, так и в процессе реализации запланированных реформ.

Вместе с тем очевидно, что у выстраиваемой на длительную перспективу модели взаимоотношений внутри власти, между президентом и элитами, есть еще и крайне настораживающее "общенациональное измерение".

В учебниках спецслужб встречается такой любопытный термин -- "особый период в мирное время", означающий промежуточное состояние между миром и войной. Странным образом он может быть применим и к России, которая в случае форс-мажорного развития ситуации имеет шансы столкнуться с перспективой массовых беспорядков и спонтанного насилия. Наша страна слишком зависима от динамичного международного экономического контекста -- в первую очередь от нефтяных цен, скачки которых после начала американского вторжения в Ирак могут быть крайне болезненными как для эскпортно-зависимой российской экономики, так и для многочисленных социальных групп. Ведь в этом случае многим придется забыть не только о всевозможных индексациях (пенсий, зарплат, пособий) в бюджетной сфере, но и о росте доходов в частном секторе. На фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры население, которое к тому же с нескрываемым ожесточением встречает даже первые шаги затеваемых властью "социальных реформ" (ЖКХ, электроэнергетики и др.), вполне способно пересмотреть свое отношение к президенту. И на этот случай усиление полицейских служб выглядит вполне естественным и закономерным шагом.

ВАЛЕРИЙ СОЛОВЕЙ, эксперт "Горбачев-фонда"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».