26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Маленькая вера"

Архивная публикация 2011 года: "Маленькая вера"

Между религиозными праздниками и принципами демократии существует прямая связь. Ураза-байрам, День Абхидхаммы, Пейсах и другие религиозные праздники отныне могут стать региональными выходными. К примеру, в Башкирии, Калмыкии или в любой другой республике. В Госдуму внесены соответствующие поправки. Авторы инициативы - глава комитета по гражданскому законодательству Павел Крашенинников (депутат от Башкортостана) и первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов (депутат от Татарстана). И они хотят наделить регионы правом устанавливать дополнительные выходные дни, если в этом есть необходимость. Да-да. А чего вы удивляетесь? Ничего странного в этом нет. Вам не нравится? Ну так это ваша беда. Я же не вижу здесь никаких особенных уступок и, как говорится, прогиба. Это только вам, живущим в Центральной России, так кажется. Кроме ваших есть и другие мнения. Обижают или не обижают регионы этим решением христиан - это не ваше и не мое, москвича, дело. Люди живут в своем регионе. Они выбрали себе законодателей. Эти законодатели выполняют свои функции, то есть принимают законы, по которым этот самый регион живет. Если законодатели считают, что есть смысл праздновать Ураза-байрам или Курбан-байрам, то на здоровье - пусть празднуют. Если они решат праздновать Пейсах, то дай Бог им здоровья. Это их дело. Их право. Их сфера. А что из этого получится - опять же думать им. Им же отвечать. И им же расплачиваться в случае чего. На то они и законодатели, чтобы уметь сочетать амбиции с амуницией. Это им надо понимать, что если все праздники всех конфессий праздновать, то и работать некогда будет. Больно много праздников и конфессий.
Главное здесь - быть спокойным. Есть прописанная в законе прерогатива. И тем и хороша демократия, что она освобождает центр от необходимости руководить всем и вся. И хорошо. Не нужно из Москвы регионам диктовать. Ничего, кроме раздражения, это не вызовет.
Другое дело - не стоит, наверное, вводить мусульманские праздники в преимущественно христианских регионах. Например, в Москве есть Московская городская дума. В Московской городской думе есть 35 депутатов. У 35 депутатов есть мозги. Они скажут: ребята, мы очень вас, мусульман, уважаем, но вас в Москве не большинство. Кроме вас есть в городе столько-то евреев, столько-то последователей буддизма - и что? Для каждого свой праздник не учредишь.
У людей нет того, что Дмитрий Анатольевич Медведев назвал, кажется, "правовой грамотностью". Что вас так раздражает? Что большинству можно, а меньшинству нельзя? Простите, пожалуйста, но это ключевой принцип демократии. Как только у вас наберется большинство, которое доведет ваши интересы до Законодательного собрания, так Законодательное собрание и примет закон, который вам понравится. А раз большинства этого нет, то вы живете по законам, которые утверждают те, кто имеет большинство. И никакого ущемления я здесь не вижу. Если бы я жил в Башкирии, то мои права мусульманский праздник никак не ущемлял бы. Татары и башкиры не жалуются же на православное Рождество и не считают его ущемлением своих прав.
Тут не вопрос права, а вопрос привычки. Мы привыкли, что у нас все так, а тут эдак - понимаешь ли, "каким-то мусульманам разрешили!" Чего по этому поводу кричать? Просто потому, что вам это кажется возмутительным? Ну так мало ли что вам кажется.
Это неумение людей жить по закону и привычка жить по понятиям. По понятиям русский человек - главный, а татары живут в подвале и работают дворниками. Так было в моем детстве. Но теперь иначе. Теперь татары - это академики и крупные бизнесмены. И что с этим поделать? Это нормально. И глупо по этому поводу возмущаться. Вот потребуй мусульмане для себя чего-нибудь эксклюзивного, то я бы здесь возмутился и нашел бы в этом ущемление моих прав. Но сейчас они действуют в рамках тех прав, которые российские законодатели им дали.
Все это - очень старая проблема выбора между правом и справедливостью. Право - это то, что написано на бумаге. Право часто бывает несправедливо. Любое решение судьи кому-то кажется несправедливым. Но где-то две с половиной тысячи лет назад Аристотель предложил формулировку: "Справедливо то, что законно". Вот из этого и давайте исходить.

Между религиозными праздниками и принципами демократии существует прямая связь. Ураза-байрам, День Абхидхаммы, Пейсах и другие религиозные праздники отныне могут стать региональными выходными. К примеру, в Башкирии, Калмыкии или в любой другой республике. В Госдуму внесены соответствующие поправки. Авторы инициативы - глава комитета по гражданскому законодательству Павел Крашенинников (депутат от Башкортостана) и первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов (депутат от Татарстана). И они хотят наделить регионы правом устанавливать дополнительные выходные дни, если в этом есть необходимость. Да-да. А чего вы удивляетесь? Ничего странного в этом нет. Вам не нравится? Ну так это ваша беда. Я же не вижу здесь никаких особенных уступок и, как говорится, прогиба. Это только вам, живущим в Центральной России, так кажется. Кроме ваших есть и другие мнения. Обижают или не обижают регионы этим решением христиан - это не ваше и не мое, москвича, дело. Люди живут в своем регионе. Они выбрали себе законодателей. Эти законодатели выполняют свои функции, то есть принимают законы, по которым этот самый регион живет. Если законодатели считают, что есть смысл праздновать Ураза-байрам или Курбан-байрам, то на здоровье - пусть празднуют. Если они решат праздновать Пейсах, то дай Бог им здоровья. Это их дело. Их право. Их сфера. А что из этого получится - опять же думать им. Им же отвечать. И им же расплачиваться в случае чего. На то они и законодатели, чтобы уметь сочетать амбиции с амуницией. Это им надо понимать, что если все праздники всех конфессий праздновать, то и работать некогда будет. Больно много праздников и конфессий.
Главное здесь - быть спокойным. Есть прописанная в законе прерогатива. И тем и хороша демократия, что она освобождает центр от необходимости руководить всем и вся. И хорошо. Не нужно из Москвы регионам диктовать. Ничего, кроме раздражения, это не вызовет.
Другое дело - не стоит, наверное, вводить мусульманские праздники в преимущественно христианских регионах. Например, в Москве есть Московская городская дума. В Московской городской думе есть 35 депутатов. У 35 депутатов есть мозги. Они скажут: ребята, мы очень вас, мусульман, уважаем, но вас в Москве не большинство. Кроме вас есть в городе столько-то евреев, столько-то последователей буддизма - и что? Для каждого свой праздник не учредишь.
У людей нет того, что Дмитрий Анатольевич Медведев назвал, кажется, "правовой грамотностью". Что вас так раздражает? Что большинству можно, а меньшинству нельзя? Простите, пожалуйста, но это ключевой принцип демократии. Как только у вас наберется большинство, которое доведет ваши интересы до Законодательного собрания, так Законодательное собрание и примет закон, который вам понравится. А раз большинства этого нет, то вы живете по законам, которые утверждают те, кто имеет большинство. И никакого ущемления я здесь не вижу. Если бы я жил в Башкирии, то мои права мусульманский праздник никак не ущемлял бы. Татары и башкиры не жалуются же на православное Рождество и не считают его ущемлением своих прав.
Тут не вопрос права, а вопрос привычки. Мы привыкли, что у нас все так, а тут эдак - понимаешь ли, "каким-то мусульманам разрешили!" Чего по этому поводу кричать? Просто потому, что вам это кажется возмутительным? Ну так мало ли что вам кажется.
Это неумение людей жить по закону и привычка жить по понятиям. По понятиям русский человек - главный, а татары живут в подвале и работают дворниками. Так было в моем детстве. Но теперь иначе. Теперь татары - это академики и крупные бизнесмены. И что с этим поделать? Это нормально. И глупо по этому поводу возмущаться. Вот потребуй мусульмане для себя чего-нибудь эксклюзивного, то я бы здесь возмутился и нашел бы в этом ущемление моих прав. Но сейчас они действуют в рамках тех прав, которые российские законодатели им дали.
Все это - очень старая проблема выбора между правом и справедливостью. Право - это то, что написано на бумаге. Право часто бывает несправедливо. Любое решение судьи кому-то кажется несправедливым. Но где-то две с половиной тысячи лет назад Аристотель предложил формулировку: "Справедливо то, что законно". Вот из этого и давайте исходить.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».