26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Масло под солнцем"

Архивная публикация 2000 года: "Масло под солнцем"

Фольклор не имеет ничего общего с бизнесом: постное масло приносит неслыханную прибыль нашему сельскому хозяйству.Семечки разумного

Есть мнение, что Россия способна экспортировать исключительно сырье вроде нефти. Это неправда. Потому что как минимум еще один продовольственный товар мы можем вывозить. Речь о растительном масле.
Россия -- одна из пяти основных стран--производителей подсолнечника. Объемы производства этой культуры в нынешнем году превысили 4 млн. тонн. Опережает нас лишь Аргентина с ее 6,4 млн. тонн.
Однако производство подсолнечника изначально ориентировано на внутреннее потребление. Суммарная мощность наших заводов при 100-процентной загрузке позволяет переработать 3,2 млн. тонн семян в год (а именно таков обычный урожай) и получить из них около 1,4 млн. тонн масла. При этом уровень потребления составляет 1,3--1,4 млн. тонн. Таким образом, мы делаем приблизительно столько, сколько съедаем.
Производство подсолнечного масла -- крайне привлекательный бизнес. Специалисты считают, что он наиболее прибылен и инвестиционно привлекателен во всем АПК. По разным подсчетам, рентабельность производства масла составляет от 15% до 30%. Что для российского сельского хозяйства является просто неслыханным.
Сейчас в России существует около 80 предприятий, выпускающих подсолнечное масло и его производные (растительные жиры и майонез). Крупнейшие из них (см. таблицу) находятся на юге страны, там, где самые вкусные семечки,-- в Краснодарском и Ставропольском краях, Поволжье, Приморье.
Упал -- отжал

Технология производства подсолнечного масла включает несколько этапов. Первый -- получение нерафинированного, то есть неочищенного масла из семян подсолнечника. Его можно отличить по сильному запаху и образующемуся при хранении мутному осадку. Спрос на нерафинированное масло невысок. Ведь срок его хранения ограничен (4 месяца по сравнению с 1 годом у рафинированного), что делает его малопривлекательным для крупных оптовиков.
Однако в ряде регионов потребители (в основном это сельские жители) предпочитают именно такое масло. Наиболее популярно оно в Татарии, Башкирии, некоторых других поволжских регионах. Предпочтение объясняется просто: нерафинированное масло существенно дешевле рафинированного. Первое стоит около 13--15 руб./литр, тогда как второе -- минимум 18.
Крупные предприятия выпуском нерафинированного масла не занимаются, а используют его как полуфабрикат для дальнейшей очистки или добавок в майонез, маргарин и т.д.
Следующая за рафинированием стадия переработки -- дезодорирование, то есть очищение масла от запаха и вкуса. Получаемый продукт -- высшего качества, он стоит дороже всего и продается в основном в крупных городах. До недавнего времени в России практически не было производств, способных в больших количествах выпускать дезодорированное масло. Поэтому импортная продукция (в основном аргентинской фирмы Ideal) пользовалось высоким спросом. В последние два-три года ряд заводов (например, белгородское ОАО "Эфирное", производящее масло "Слобода") установили у себя нужное оборудование. Сегодня их продукция практически не отличается от импортной и довольно успешно с ней конкурирует. Тем более что отечественное масло не требует длительной транспортировки, а потому при его покупке труднее нарваться на прогорклый, просроченный продукт.
Одним из показателей теневой конкуренции стало то, что в массовом порядке подделывается дезодорированное масло Ideal. Причем протесты производителя в основном связаны с самим фактом подделки, но никак не с качеством продукта.
Стоит остановиться еще на одной технологической тонкости. Есть два способа получения масла из семечек: холодный и горячий отжим. В первом случае продукт получается более качественным, так как не разрушаются витамины. Однако выход масла при этом ниже (на 20--40% в зависимости от качества сырья), чем при горячем. Соответственно выше и цена "холодного" масла. Так вот, по словам трейдеров, несмотря на утверждения рекламы, на российском рынке просто нет "холодного" масла.
В соответствии с тем, какие технологии применялись при изготовлении разных марок, а также путем опроса трейдеров "Профиль" составил рейтинг качества представленных на российском рынке марок подсолнечного масла (см. таблицу). Заметим, впрочем, что речь идет о технологии, а точнее, о ее сложности, а не вкусовых качествах, о которых, как известно, не спорят. Ведь, скажем, на Западе многие в последнее время предпочитают нерафинированное и недезодорированное растительное масло. Потому как при обработке из масла "вымываются" витамины (А и D) и минеральные вещества (прежде всего фосфатиды). Особенно это относится к таким маслам, как оливковое, кукурузное и рапсовое, отличающимся более сложным химическим составом по сравнению с привычным нам подсолнечным.
Что же касается полезности, то принципиальных различий между разными видами растительного масла нет. Все они содержат растительные жиры, которые не способствуют возникновению склероза (сужение кровеносных сосудов), не содержат холестерина и легко перевариваются -- соответственно, рекомендуются тем, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Жидкий хлеб

Любимый персонаж наших счетоводов -- среднестатистический россиянин -- потребляет в год около 9 литров растительного масла. И из года в год эта цифра увеличивается -- прежде всего за счет вытеснения животного, сиречь сливочного продукта (в 1999 году -- около 3 кг на человека). Похожие тенденции заметны и в европейских странах. В Европе это происходит из-за обуявшей цивилизованный мир заботы о собственном здоровье и борьбы с холестерином. В России для того есть более банальные причины. Растительные масла в два-три раза дешевле животных.
Поэтому постное масло, похоже, претендует на звание самого популярного продукта после хлеба. По данным группы компаний "КОМКОН-2", 98,6% провинциалов и 99,3% столичных жителей регулярно потребляют этот растительный продукт. Пальму первенства держит, естественно, масло подсолнечное. Его любят 92% регионалов и 93,2% москвичей.
Другие виды растительного масла менее популярны.
Самым продаваемым после подсолнечного растительным маслом в столице является кукурузное (по пищевой ценности и содержанию витаминов аналогичное подсолнечному) -- его более-менее регулярно используют 11,5% столичных хозяек.
В провинции же на втором месте соевое с 9% "фанатов" (соевое масло как самое легкоусвояемое рекомендуют детям). Провинциалы не любят, а точнее, не покупают в силу дороговизны оливковое масло (легкоусвояемое и наименее жирное из растительных масел, рекомендуется при болезнях печени) -- его предпочитают лишь 2,9%. В столице оно занимает третье место с 5,8%. Причина понятна. Оливковое масло в несколько раз дороже подсолнечного (от 100 рублей за литр).
Вкусы по отношению к конкретным маркам масла также сильно разнятся у москвичей и провинциалов (см. таблицу предпочтений). Так, большая часть столичных жителей -- 65% -- предпочитают масло "Олейна" (выпускается международным концерном Cereol), которое было разработано специально для российского рынка и производится в основном на Украине.
В регионах уверенные позиции занимает масло, производимое на местных предприятиях. Оно, возможно, менее качественное, нежели продукция раскрученных западных и отечественных производителей, однако, как уже было сказано, существенно дешевле, а кроме того, его любят просто по привычке и в силу сложившихся вкусов и традиций.
Маркетологи трейдерских компаний считают, что в регионах российские марки и дальше будут набирать популярность, постепенно вытесняя с рынка международные.
Так что исконно русские блины с исконно русской икрой мы и дальше будем печь на своем масле. Или, по крайней мере, на "обрусевшем", то есть произведенном иностранцами в России.

Объем производства и импорта растительного масла (тыс.тонн)*

Фольклор не имеет ничего общего с бизнесом: постное масло приносит неслыханную прибыль нашему сельскому хозяйству.Семечки разумного


Есть мнение, что Россия способна экспортировать исключительно сырье вроде нефти. Это неправда. Потому что как минимум еще один продовольственный товар мы можем вывозить. Речь о растительном масле.

Россия -- одна из пяти основных стран--производителей подсолнечника. Объемы производства этой культуры в нынешнем году превысили 4 млн. тонн. Опережает нас лишь Аргентина с ее 6,4 млн. тонн.

Однако производство подсолнечника изначально ориентировано на внутреннее потребление. Суммарная мощность наших заводов при 100-процентной загрузке позволяет переработать 3,2 млн. тонн семян в год (а именно таков обычный урожай) и получить из них около 1,4 млн. тонн масла. При этом уровень потребления составляет 1,3--1,4 млн. тонн. Таким образом, мы делаем приблизительно столько, сколько съедаем.

Производство подсолнечного масла -- крайне привлекательный бизнес. Специалисты считают, что он наиболее прибылен и инвестиционно привлекателен во всем АПК. По разным подсчетам, рентабельность производства масла составляет от 15% до 30%. Что для российского сельского хозяйства является просто неслыханным.

Сейчас в России существует около 80 предприятий, выпускающих подсолнечное масло и его производные (растительные жиры и майонез). Крупнейшие из них (см. таблицу) находятся на юге страны, там, где самые вкусные семечки,-- в Краснодарском и Ставропольском краях, Поволжье, Приморье.

Упал -- отжал


Технология производства подсолнечного масла включает несколько этапов. Первый -- получение нерафинированного, то есть неочищенного масла из семян подсолнечника. Его можно отличить по сильному запаху и образующемуся при хранении мутному осадку. Спрос на нерафинированное масло невысок. Ведь срок его хранения ограничен (4 месяца по сравнению с 1 годом у рафинированного), что делает его малопривлекательным для крупных оптовиков.

Однако в ряде регионов потребители (в основном это сельские жители) предпочитают именно такое масло. Наиболее популярно оно в Татарии, Башкирии, некоторых других поволжских регионах. Предпочтение объясняется просто: нерафинированное масло существенно дешевле рафинированного. Первое стоит около 13--15 руб./литр, тогда как второе -- минимум 18.

Крупные предприятия выпуском нерафинированного масла не занимаются, а используют его как полуфабрикат для дальнейшей очистки или добавок в майонез, маргарин и т.д.

Следующая за рафинированием стадия переработки -- дезодорирование, то есть очищение масла от запаха и вкуса. Получаемый продукт -- высшего качества, он стоит дороже всего и продается в основном в крупных городах. До недавнего времени в России практически не было производств, способных в больших количествах выпускать дезодорированное масло. Поэтому импортная продукция (в основном аргентинской фирмы Ideal) пользовалось высоким спросом. В последние два-три года ряд заводов (например, белгородское ОАО "Эфирное", производящее масло "Слобода") установили у себя нужное оборудование. Сегодня их продукция практически не отличается от импортной и довольно успешно с ней конкурирует. Тем более что отечественное масло не требует длительной транспортировки, а потому при его покупке труднее нарваться на прогорклый, просроченный продукт.

Одним из показателей теневой конкуренции стало то, что в массовом порядке подделывается дезодорированное масло Ideal. Причем протесты производителя в основном связаны с самим фактом подделки, но никак не с качеством продукта.

Стоит остановиться еще на одной технологической тонкости. Есть два способа получения масла из семечек: холодный и горячий отжим. В первом случае продукт получается более качественным, так как не разрушаются витамины. Однако выход масла при этом ниже (на 20--40% в зависимости от качества сырья), чем при горячем. Соответственно выше и цена "холодного" масла. Так вот, по словам трейдеров, несмотря на утверждения рекламы, на российском рынке просто нет "холодного" масла.

В соответствии с тем, какие технологии применялись при изготовлении разных марок, а также путем опроса трейдеров "Профиль" составил рейтинг качества представленных на российском рынке марок подсолнечного масла (см. таблицу). Заметим, впрочем, что речь идет о технологии, а точнее, о ее сложности, а не вкусовых качествах, о которых, как известно, не спорят. Ведь, скажем, на Западе многие в последнее время предпочитают нерафинированное и недезодорированное растительное масло. Потому как при обработке из масла "вымываются" витамины (А и D) и минеральные вещества (прежде всего фосфатиды). Особенно это относится к таким маслам, как оливковое, кукурузное и рапсовое, отличающимся более сложным химическим составом по сравнению с привычным нам подсолнечным.

Что же касается полезности, то принципиальных различий между разными видами растительного масла нет. Все они содержат растительные жиры, которые не способствуют возникновению склероза (сужение кровеносных сосудов), не содержат холестерина и легко перевариваются -- соответственно, рекомендуются тем, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Жидкий хлеб


Любимый персонаж наших счетоводов -- среднестатистический россиянин -- потребляет в год около 9 литров растительного масла. И из года в год эта цифра увеличивается -- прежде всего за счет вытеснения животного, сиречь сливочного продукта (в 1999 году -- около 3 кг на человека). Похожие тенденции заметны и в европейских странах. В Европе это происходит из-за обуявшей цивилизованный мир заботы о собственном здоровье и борьбы с холестерином. В России для того есть более банальные причины. Растительные масла в два-три раза дешевле животных.

Поэтому постное масло, похоже, претендует на звание самого популярного продукта после хлеба. По данным группы компаний "КОМКОН-2", 98,6% провинциалов и 99,3% столичных жителей регулярно потребляют этот растительный продукт. Пальму первенства держит, естественно, масло подсолнечное. Его любят 92% регионалов и 93,2% москвичей.

Другие виды растительного масла менее популярны.

Самым продаваемым после подсолнечного растительным маслом в столице является кукурузное (по пищевой ценности и содержанию витаминов аналогичное подсолнечному) -- его более-менее регулярно используют 11,5% столичных хозяек.

В провинции же на втором месте соевое с 9% "фанатов" (соевое масло как самое легкоусвояемое рекомендуют детям). Провинциалы не любят, а точнее, не покупают в силу дороговизны оливковое масло (легкоусвояемое и наименее жирное из растительных масел, рекомендуется при болезнях печени) -- его предпочитают лишь 2,9%. В столице оно занимает третье место с 5,8%. Причина понятна. Оливковое масло в несколько раз дороже подсолнечного (от 100 рублей за литр).

Вкусы по отношению к конкретным маркам масла также сильно разнятся у москвичей и провинциалов (см. таблицу предпочтений). Так, большая часть столичных жителей -- 65% -- предпочитают масло "Олейна" (выпускается международным концерном Cereol), которое было разработано специально для российского рынка и производится в основном на Украине.

В регионах уверенные позиции занимает масло, производимое на местных предприятиях. Оно, возможно, менее качественное, нежели продукция раскрученных западных и отечественных производителей, однако, как уже было сказано, существенно дешевле, а кроме того, его любят просто по привычке и в силу сложившихся вкусов и традиций.

Маркетологи трейдерских компаний считают, что в регионах российские марки и дальше будут набирать популярность, постепенно вытесняя с рынка международные.

Так что исконно русские блины с исконно русской икрой мы и дальше будем печь на своем масле. Или, по крайней мере, на "обрусевшем", то есть произведенном иностранцами в России.


Объем производства и импорта растительного масла (тыс.тонн)*

ГодПроизводствоИмпорт

1996879174,2

1997687322,1

1998782232

1999845320

2000**1150130

* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).


** Прогноз.

Объемы производства и экспорта подсолнечника (тыс.тонн)*

ГодПроизводствоЭкспорт

199627651946

199728311208,6

199830001241,3

19994151170

2000**3400620

* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).


** Прогноз.


* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).


** Прогноз.

Наиболее популярные марки подсолнечного масла*

~0201~Россия~0201~Москва

МаркаДоля на рынкеМаркаДоля на рынке

"Олейна"35,9"Олейна"65,6

Ideal21,4"Слобода"38,4

Coroli13,7Ideal21,4

"Краснодарское"12,0"Злато"19,4

"Кубанское"11,3"Кубанское"14,2

"Слобода"11,2"Петровна"11,1

Natura10,9"Краснодарское"10,2

"Злато"10,0Natura7,5

"Ставропольское"6,4"Солнышко"5,3

Reddy6,3Girol5,3

Другие импортные марки3,0Другие импортные марки3,4

Другие российские марки35,3Другие российские марки10,8

* По данным группы КОМКОН.

Динамика цен на российское и импортное подсолнечное масло

ДатаОтечественное рафинированное фасованное (руб./т)Импортное рафинированное фасованное (руб./т)

январь 19992241324170

февраль 19992209323613

март 19992186723837

апрель 19992219723737

май 19992168022355

июнь 19992142021800

июль 19992160022038

август 19992224322437

сентябрь 19992247322890

октябрь 19992161722840

ноябрь 19992076022843

декабрь 19991875721937

январь 20001805022415

февраль 20001802023020

март 20001691022247

апрель 20001643021810

май 20001662021140

июнь 20001631321007

июль 20001615520890

* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).


** Прогноз.


* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).


** Прогноз.


* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).

Крупнейшие российские предприятия, специализирующиеся на переработке подсолнечника*

МестоПредприятиеМощность (тонн/сутки)

1МЖК "Армавирский" (Ставропольский край)800

2ЗАО "Янтарное" (Саратовская обл.)763

3Лискинский з-д (Воронежская обл.)750

4Урюпинский з-д (Волгоградская обл.)700

5МЖК "Краснодарский"650

6МЖК "Хабаровский"640

7"Восход" (город Кропоткин)600

8Лабинский МЭЗ (Краснодарский край)600

9АО "Дальсоя" (Уссурийск)580

10Миллеровский МЭЗ (Ростовская обл.)560

11Комбинат "Рабочий" (Ростов)500

12МЭЗ "Флорентина" (Краснодарский край)500

13Иркутский МЖК480

14"Масло Ставрополья"450

15"Эфирное" (Белгородская обл.)450

16Шуйский МЭЗ (Ивановская обл.)370

17Валуйский к-т растительных масел (Белгородская обл.)350

18Маслоэкстракционный завод в селе Бошатое (Самарская обл.)350

19Маслоэкстракционный з-д (Оренбург)340

20Бийский МЭЗ (Алтайский край)320

* По данным группы КОМКОН.


* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).

Наиболее качественные сорта подсолнечного масла, представленные на российском рынке

МаркаТехнология производства

NaturaХолодный отжим, рафинированное, дезодорированное

IdealГорячий отжим, рафинированное, дезодорированное

"Олейна"Горячий отжим, рафинированное, дезодорированное

"Слобода"Горячий отжим, рафинированное, дезодорированное

"Злато"Горячий отжим, рафинированное, дезодорированное

"Золотая семечка"Горячий отжим, рафинированное, дезодорированное

* По данным группы КОМКОН.


* По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».