11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Мифы о Ельцине"

Архивная публикация 2011 года: "Мифы о Ельцине"

В отечественной политике критика "лихих 90-х" мирно уживается с подчеркнуто корректным отношением к их главному действующему лицу - первому президенту России. В чем причина такой "странности"? Первого февраля исполнилось бы 80 лет Борису Ельцину. Уже при жизни отношение к первому президенту России было очень неоднозначным. Одни считали его спасителем страны, другие - ее губителем. И после смерти Ельцина в 2007 году страсти не улеглись, споры не прекратились. Теперь уже за образ первого президента развернулась нешуточная борьба. Причем, в отличие от прежних лет, когда о Ельцине в основном выходили критические работы (их авторами были либо уволенные помощники, либо политические оппоненты президента), в предъюбилейный год о Борисе Николаевиче наконец-то взялись написать его доброжелатели.

В отечественной политике критика "лихих 90-х" мирно уживается с подчеркнуто корректным отношением к их главному действующему лицу - первому президенту России. В чем причина такой "странности"? Первого февраля исполнилось бы 80 лет Борису Ельцину. Уже при жизни отношение к первому президенту России было очень неоднозначным. Одни считали его спасителем страны, другие - ее губителем. И после смерти Ельцина в 2007 году страсти не улеглись, споры не прекратились. Теперь уже за образ первого президента развернулась нешуточная борьба. Причем, в отличие от прежних лет, когда о Ельцине в основном выходили критические работы (их авторами были либо уволенные помощники, либо политические оппоненты президента), в предъюбилейный год о Борисе Николаевиче наконец-то взялись написать его доброжелатели.

ПАПИНА ДОЧКА


Настоящей сенсацией в 2010 году стал блог Татьяны Юмашевой (Дьяченко). Дочь первого президента, решившая рассказать "правду о своем отце", за несколько недель стала блогером-многотысячником - результат, которого иные опытные интернетчики добиваются годами. Разумеется, в записках Юмашевой отец представал исключительно положительной фигурой. Желание дочери реабилитировать отца в общественном сознании вполне понятно. Однако вряд ли Юмашевой удалось достичь желаемой цели. Слишком многое в ее словах, вопреки изначальному замыслу, оказывалось не за, а, скорее, против Ельцина.
В этом смысле прав бывший ельцинский вице-премьер правительства и министр печати Михаил Полторанин (кстати, недавно издавший весьма резкую книгу о Ельцине), заявивший "Профилю", что "лучше иметь сто врагов, чем одного такого друга, как Татьяна Борисовна: она же всеми своими записями только подтверждает все сложившиеся в обществе стереотипы".
Более того, иногда под умелым пером дочери президента даже устоявшиеся и никем особо не оспариваемые "стереотипы" (например, о том, что "при Ельцине, в отличие от Путина, власть не вмешивалась в работу СМИ") оказываются под вопросом. Взять хотя бы рассказ о событиях 12 декабря 2003 года, когда чета Ельциных была приглашена на прием в честь Дня Конституции в Кремль. Вечером того же дня выяснилось, что телевидение решило не показывать экс-президента с супругой в новостях. "Папу вырезали из репортажа, как будто его там и не было, - пишет Юмашева. - Папа в бешенстве уходит к себе в кабинет, у него поднимается давление, разболелось сердце, потом он еще неделю не мог в себя прийти, мама весь вечер рыдала, спрашивала: "Неужели это возможно?" "Я звоню своим старым товарищам, друзьям Косте Эрнсту, Олегу Добродееву, пресс-секретарю президента Алексею Громову", - простодушно сообщает Юмашева. Выясняется, что "они все в ужасе, говорят, этого не может быть, полная ерунда, естественно, никаких команд никто не давал". Так, в результате усилий дочери экс-президент все-таки увидел себя в "ящике", а население узнало, что пресловутая "Семья" даже после отставки Ельцина сохранила свое влияние.

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНАЯ КНИГА
Более серьезное изыскание на тему, "каким хорошим был первый президент" - книга "Ельцин", которая недавно вышла в серии "Жизнь замечательных людей". "О Ельцине сказано уже очень много плохого, и кто-то должен был написать о нем и позитивно", - признался ее автор, бывший сослуживец ельцинского зятя Валентина Юмашева писатель Борис Минаев. Минаев использовал в своей работе уже опубликованные мемуары, а также взятые им самим интервью с близкими Бориса Ельцина. Каких-либо серьезных архивных изысканий автор не производил, а перед выходом книги дал ее почитать членам семьи первого президента.
Сам Минаев уверен, что "написал не сервильную книгу, а... книгу, перпендикулярную настроению общества". Про "сервильность" можно спорить, но толстый том в 750 страниц действительно "перпендикулярен". Однако не только "настроению общества", которое Ельцина не жалует, но местами - и исторической правде.
Например, о том, что первый президент был пьющим человеком и что эта его слабость частенько влияла на те или иные политические события, было хорошо известно как в стране, так и за рубежом. "Я не увлекался этой темой - уж очень широко она освещена", - говорит Минаев. В самой же книге он пишет о том, что тему пьянства Ельцина "начали еще при Горбачеве". "Именно тогда в народное сознание стали целенаправленно внедрять идею: Ельцин - тяжело пьющий человек, - пишет Минаев. - Политический заказ ушел, а тема, вбитая усилиями горбачевских пропагандистов, в памяти осталась: как только начались непопулярные реформы, она сразу вспомнилась".
Впрочем, автор как будто забывает, что недоброжелателям Ельцина не нужно было ничего придумывать: первый президент сам на глазах всего мира давал повод говорить о своей "слабости". То он дирижировал оркестром в Берлине, то до слез смешил "друга Билла" в Вашингтоне, а то просто мирно спал в самолете в Шенноне, вместо того чтобы встречаться с ирландским премьером. Причем здесь "горбачевские пропагандисты"?

ПРИВЕТ ОТ ПРЕЕМНИКА
Впрочем, книга Минаева любопытна не только тем, что автор, вопреки правилам жанра, пишет биографию Бориса Ельцина, находясь всецело на его стороне и доверяя лишь позитивной информации о своем герое. Еще одна ее примечательная особенность - предисловие, написанное Владимиром Путиным. По слухам, Путин не мог отказать настойчивым просьбам семьи экс-президента и взялся за перо.
Правда, при этом премьер весьма умело уходит от каких бы то ни было оценок ельцинского правления, дипломатично отмечая, что выставлять реальные оценки предстоит "даже не нашим детям". Тем самым Путин, по сути, "лишил" Ельцина тех заслуг, о которых часто говорил в начале собственного правления, а именно - заслуг в ликвидации тоталитарного строя и установлении демократии в России.
Такой дрейф вполне логичен, считает известный журналист и депутат Государственной думы Александр Хинштейн, сам написавший весьма критическую биографию Ельцина. Ведь в последние годы, по словам Хинштейна, в официозном дискурсе сочетались вещи мало совместимые: с одной стороны, концепт "лихих 90-х", с другой - подчеркнутое уважение к их главному действующему лицу - Борису Ельцину.
По наблюдениям историка и публициста Леонида Млечина, эта ситуация устраивает обе стороны: и власть, которая может сваливать все проблемы на "проклятое прошлое", и близких Ельцина, для которых создан режим наибольшего благоприятствования. Кампания, которую начали члены семьи первого президента и их близкие, носит исключительно частный характер. И тем не менее свою роль она сыграть может. Ведь борьба идет не только и не столько за умы современников (у многих, кто помнит живого Ельцина, сложилось свое четкое отношение к нему, и книжками и блогами его не изменить), сколько за то, каким Ельцин останется в исторической памяти, в умах детей, внуков и правнуков.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ "КРАЙНИЙ"
Вероятно, борьба "за образ Ельцина в будущем" будет весьма жесткой. Противники Ельцина не скупятся на крайние оценки. Так, Михаил Полторанин в недавно вышедшей книге "Власть в тротиловом эквиваленте" и вовсе рисует картину масштабного антироссийского и антирусского заговора, в центре которого волею судеб оказался первый президент России. Развал России, по версии Полторанина, произошел стараниями обуржуазившейся советской номенклатуры и западных масонских лож. Ельцин с его безудержной тягой к внешним атрибутам власти оказался самой удобной фигурой, чтобы под его прикрытием они могли проворачивать свои "темные делишки".
Напротив, сторонники Ельцина охотно приписывают ему то, что к нему прямого отношения не имеет. Так, недавно политик Владимир Рыжков в эфире одной радиостанции заявил, что "как бы люди ни относились к Ельцину, к 90-м годам, но сам факт, что мы получили гарантированное право свободы въезда и выезда из страны, однозначно расценивается людьми как одно из главных завоеваний постсоветского периода". Хотя это завоевание, и Рыжков об этом не может не знать, случилось в конце 80-х - при Михаиле Горбачеве.
Впрочем, и авторы крайних негативных оценок, и те, кто старается говорить о Ельцине слова, "перпендикулярные"критическим настроениям, уверены: на страницы школьных учебников все равно попадет не правдивая информация о ельцинской эпохе, а та, что в наибольшей степени будет соответствовать текущей политической конъюнктуре. Иными словами, тот или иной миф о Ельцине.
"Миф о Ельцине" будет либо чуть более негативным, либо чуть менее негативным, - полагает социолог Борис Дубин из "Левада-Центра". Поэтому усилия семьи Ельцина, скорее всего, будут обречены не только на тактическую, но и стратегическую неудачу. "Ельцин и дальше будет восприниматься как фигура презренная, как универсальный козел отпущения за все наши беды", - сожалеет Леонид Млечин. Что же, поживем увидим.
{PAGE}

"ВЕРСИЯ ДЛЯ ВНУКОВ"
Писатель Борис МИНАЕВ,
автор книги "Ельцин", считает, что дети и внуки разберутся, кем на самом деле был реальный Ельцин.
- Редактировали ли члены семьи Ельцина вашу книгу?
- Нет. "Политику" и стиль не редактировали. В мои выводы и обобщения никто не влезал. Но рукопись я им показывал. Было много фактических уточнений, я их все внес.
- Как бы вы прокомментировали широко распространенное представление о пагубном пристрастии Ельцина к алкоголю?
- Об этом "пагубном пристрастии" написано очень много. И друзьями Ельцина, Немцовым, Филатовым например, и тем более врагами. Я к таким "свидетельствам" отношусь немного скептически. Но и скрывать тут особо нечего. Для меня важными в этой теме, причем очень важными, были скупые комментарии Наины Иосифовны. Они мне на многое открыли глаза...
- Как сочетается тиражируемое сейчас представление о "лихих 90-х" с той подчеркнутой почтительностью, с какой власть относится к Ельцину?
- Вообще плохо сочетается. Но об этом не у меня надо спрашивать, а у нынешней власти. Что касается оценки его роли в истории, это дело не власти все-таки. Это дело народной памяти. Эта народная память очень болезненно отзывается на распад Союза. Но я надеюсь, что со временем нашим детям и внукам будет все-таки очевидно, что это произошло не по злому умыслу тех или иных политиков, а совершенно естественным путем. Для этого, кстати, я и писал свою книгу - для своих же детей и внуков.

"ОН ПРОСТО ЖАЖДАЛ ВЛАСТИ"
По мнению историка Роя МЕДВЕДЕВА, автора книги "Борис Ельцин. Народ и власть в конце XX века", Ельцин в на-родном сознании предстает барином, который едва не прокутил имение.
- Когда вы писали свою книгу, какого Ельцина вы хотели показать публике?
- Ельцина-разрушителя, человека, который жаждал власти. И не для того, чтобы что-то сделать, он и не знал, что именно нужно делать, он просто хотел получить власть ради власти. В предисловии я пишу, что Ельцин был неглубоким, грубым и малообразованным человеком, хотя и ловким в политических интригах. Признаюсь: он мне глубоко не симпатичен, но не он один несет ответственность за случившееся со страной.
- Может ли хвалебная литература о Ельцине изменить уже сложившийся образ первого президента?
- В народной памяти он, скорее всего, останется как фигура негативная. Мы ведь помним, как тяжело мы жили в 90-е годы. К тому же вторая половина 90-х прошла под знаком больного, немощного, ничего не делающего Ельцина, и это вызывало сильное раздражение в народе. Такой Ельцин и стал источником популярности Путина, который воспринимался как некое отрицание Ельцина. В обыденном сознании Ельцин в целом воспринимается как барин, который окончательно разорил свое имение. Оно и так-то ему досталось не в блестящем состоянии, а он его едва не прокутил: наследникам мало что досталось.
- Как, на ваш взгляд, нынешняя власть относится к Ельцину и его эпохе?
- Власть относится крайне негативно к событиям 90-х годов, отсюда и термин "лихие 90-е", но при этом не трогает лично Ельцина, а также Гайдара, Чубайса - никого. Как будто все происходило стихийно и никто не несет за это ответственности. До сих пор мемуары обходят наиболее острые углы, до сих пор не раскрываются документы этого времени, никто не хочет заниматься серьезным анализом этих событий. Такое впечатление, что всем удобно использовать мифы о Ельцине и его эпохе.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».