Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Минуты молчания"

Сделав ставку на малоговорящих абонентов и немного понизив тарифы, «мобилизаторы» к настоящему времени оснастили «трубками» каждого второго жителя московского региона. Обольстить оставшуюся половину компании рассчитывают не продолжением демпингового соревнования, а за счет расширения ассортимента сотовых услуг.На первый-второй рассчитайсь

Прошлый год оказался для столичных сотовиков годом великого перелома — число «мобилизованных» москвичей и жителей пригородов, во-первых, превысило число абонентов МГТС (то есть владельцев стационарных телефонов). А во-вторых, перевалило за половину от всех, включая еще только агукающих младенцев, жителей столичного региона (собственно Москвы и пригородов).
Что же касается компаний-операторов, делящих московский рынок, их состав остался прежним — правда, изменились «захваченные» ими доли этого рынка.
Компания «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») по итогам прошлого года, обогнав МТС, выбилась в лидеры и до сих пор сохраняет за собой пальму первенства. На начало 2003 года число клиентов «ВымпелКома» превысило 3,78 млн. (52,1% от общего числа жителей столичного региона).
Обойти МТС (2,035 млн. или 42,2% рынка) «ВымпелКому» удалось за счет введения серии новых продуктов, рассчитанных на малоговорящего абонента, — тарифных планов с предоплатой (pre-paid) типа «Би+», сопровождавшихся агрессивной рекламной кампанией. Результат налицо: вплоть до начала 2003 года 60% новых абонентов собирал «ВымпелКом» (на долю МТС оставалось 30—40%).
Ситуация изменилась только в начале нынешнего года благодаря пополнению в декабре 2002 года тарифных планов МТС с pre-paid`ом «Джинс» (очень кстати пришлась и новогодняя акция «Два комплекта «Джинс» по цене одного»). В результате «Мобильным ТелеСистемам» удалось опередить «ВымпелКом» по количеству новых подключений (за январь соответственно 55% против 30%).
Перейдем к остальным игрокам рынка. Продолжает динамично развиваться «Мегафон», доля которого на рынке за 2002 год подросла с 0,7% до 4,3% (в общем зачете результат по-прежнему скромен — около 312 тыс. абонентов на начало 2003 года). Самыми быстрыми темпами абонентская база «Мегафона» росла в ноябре 2002 года за счет введения тарифа «Прием», в котором все входящие звонки ни стоят абоненту ни копейки. Тогда оператор отхватил 24% новых подключений московского рынка. Но повторить подвиг пока больше не удалось — с января 2003-го компания получает примерно 16% от всех «новобранцев».
В прошлом году продолжали сдавать свои позиции на рынке МСС — с 1,8% (около 75 тыс. абонентов ) до 0,8% (около 55 тыс.) и СОНЕТ — с 0,9% (около 50 тыс.) до 0,7% (около 75 тыс.).
В нынешнем году на столичном рынке серьезного передела не предвидится.
Николай Прянишников, первый вице-президент ОАО «ВымпелКом»:
«По нашим прогнозам, в нынешнем году темпы роста абонентской базы несколько замедлятся. Причем не за счет снижения тарифов — они в Москве и регионах уже сейчас ниже, чем во многих странах мира. В дальнейшем плавное снижение доходов операторов с каждого абонента будет происходить, но без каких-либо драматических изменений — не больше 8—10% в год, что не является критичным».
С точностью до секунды

Новые тарифные предложения сыплются на головы клиентов как из рога изобилия. Сегодня можно говорить о четырех видах тарифных планов (см. таблицы), которые рассчитаны на мало-, средне- и многоговорящего абонента, а также на пользователей, которые, по выражению операторов, «говорят время от времени» (дачники, командированные, бедные студенты).
Для каждой из перечисленных групп предлагаются свои тарифы.
В настоящее время подавляющее большинство москвичей (более 70%) пользуются сотовыми телефонами время от времени, выговаривая не больше 3—4 минут в день (около 120 минут в месяц). Для таких абонентов операторы и придумали в свое время pre-paid — систему авансовых тарифов, где предоплату можно проводить, покупая карточки по мере их «выговаривания». Абонентская плата здесь отсутствует, оплачивается только сам разговор.
У компании «ВымпелКом» — родоначальника pre-paid в России — доля абонентов, выбравших такой путь, доходит до 80% от всей клиентской базы в Москве (тарифная система «Би+ GSM»). У МТС, которая позже всех ввела предоплатные тарифы, на предоплате пока лишь 5% от всех абонентов.
Отличительные черты тарифов pre-paid — низкая стоимость первоначального контракта (в розницу — около $6—15) и самая простая из ныне имеющихся процедур подключения. Затраты на обслуживание pre-paid-тарифов можно ограничить $10—13 в месяц.
Надо отметить, что если период действия платежа pre-paid истек, а абонент не использовал имеющуюся на счете сумму, то обслуживание его номера приостанавливается (телефон блокируется), но остаток средств на счете сохраняется в течение определенного времени (у «ВымпелКома» — 180 дней, у «Мегафона» — 90 дней, у МТС такой услуги пока нет).
Средний сегмент пользователей, наговаривающих 300—700 минут в месяц, составляет от 20% до 60% от абонентской базы (в зависимости от оператора) и, скорее всего, в будущем численно мало изменится — новые абоненты в своем большинстве будут использовать pre-paid.
Основное изменение в тарифах среднего сегмента — появление предложений, в которых такие показатели, как обязательная абонентская плата и стоимость минуты, заменяются предоплатой за трафик. Теперь в зависимости от своей говорливости пользователь может выбрать пакет величиной в 100, 200, 300, 400, 500 и т.д. минут в месяц.
Впрочем, цены на связь продолжают снижаться и здесь. Так, «ВымпелКом» ввел новые группы тарифов «Супер» и «Лайн». Теперь 300 минут эфирного времени по плану «Лайн 300» стоят от $37,5 (прежде те же 300 минут по старому тарифу, «Рекорд GSM» стоили $48,8; здесь и далее все расценки даны с учетом НДС и НСП).
У МТС ситуация аналогичная: введен тариф «Оптима», 200 минут разговора по которому стоит $27,5 (за то же время по тарифному плану «Рациональный» раньше надо было заплатить $42,5).
На этом фоне еще более выгодно смотрятся новинки от «Мегафона»: «Прием», «Дружеский», где за 200 минут исходящего трафика (федеральный номер) установлена абонентская плата в те же $42,5. Однако в придачу пользователи могут говорить с входящими абонентами неограниченное время.
Сегмент пользователей, говорящих по сотовому 800—1000 минут в месяц и больше (многоговорящие абоненты), составляет не более 5—10% и вряд ли будет расширяться. Соответственно, операторы не спешат менять рассчитанные на них тарифные планы. Абонентская плата за безлимитный «Эксклюзив» от МТС так и осталась в $311. А вот «билайновский «СуперGSM» даже немного подорожал — с $206 до $225.
Информация — наша профессия

Отдельный бурно развивающийся сегмент сотового рынка — услуги на основе SMS. Причина роста — в появившейся возможности обмена SMS-сообщениями между клиентами разных компаний (раньше текстовые послания можно было посылать только абонентам родного оператора).
Уже можно утверждать, что в среде московских пользователей прижились информационные и развлекательные услуги, основанные на технологии получения коротких текстовых сообщений по запросу (мелодии, логотипы, SMS-знакомства, SMS-развлечения, SMS-спорт и т.д.). Стоит мобильная информация примерно одинаково у всех операторов. Цена одного запроса колеблется от $0 до $1,5 в зависимости от тематики.
А вот WAP-услуги (технология, обеспечивающая пользователям мобильных телефонов простой и быстрый доступ в Интернет) в столичном регионе до сих пор мало востребованы. Причина — низкая скорость получения и передачи данных, неудобство просмотра WAP-страниц на маленьком экране мобильного телефона, а также то, что в «мобильном» секторе Рунета еще мало информации.
Однако операторы надеются, что доступ к Интернет-сайтам при помощи современной технологии передачи данных — GPRS — должен стать более популярным, чем WAP. И эти надежды оправдываются: за последние три месяца вчетверо выросло количество подключений к услуге WAP over GPRS среди абонентов «ВымпелКома». Рост рынка привел и к снижению стоимости услуги (сейчас 1Мб переданной информации обходится в $0,3). У МТС коммерческая эксплуатация технологии GPRS еще не началась.
Зарабатывают на дополнительных сервисах операторы по-прежнему немного. Хотя определенная динамика есть. По оценкам J’son & Partners, доля неголосовых услуг (так называемый индекс инноваций) в общем объеме дохода МТС составляет около 3% (год назад — 1%), у «ВымпелКома» — 8% (против — 5%), у «Мегафона» — 9% (в 2001 году оператор только начинал свою деятельность в Москве).
Надо сказать, что в период бурного развития сотовой сети на индекс инноваций обычно не обращают внимания: более важен голосовой трафик. Однако когда абонентская база растет не за счет массовых подключений, а за счет предложения интересных сервисов, подобный критерий является одним из основных в оценке «живучести» оператора.
Элдар Разроев, коммерческий директор московской сети «Мегафон»:
«В настоящее время основная борьба между сотовыми компаниями развивается не в области тарифов, а, скорее, на поле сервисов. Мы двигаемся в направлении сотового рынка, типичного для европейских стран, когда клиент получает максимум необходимых ему услуг, причем зачастую у разных операторов — например, он может иметь несколько sim-карт и при необходимости быстро менять их в зависимости от своих потребностей. Соответственно, увеличивается количество телефонов, поддерживающих работу одновременно с двумя sim-картами».
Сделать не только количественный (этим уже никого не удивишь), но и качественный скачок в ближайшем будущем удастся той компании, которая сможет «воспитать» спрос (в первую очередь, на дополнительные услуги) и быстро отстроить сети нового поколения (для поддержания этих услуг).
В итоге тот оператор, который займет пока пустующую нишу услуг, связанных с передачей видеоизображения (за ним — будущее), выиграет. Однако для этого кроме технических ресурсов необходимы большие финансовые возможности — стоимость внедрения соответствующей технологии будет не менее $100 млн. Большинство операторов намекают на то, что у них есть такие деньги, но никто из них пока не выложил их на стол.

Тарифы pre-paid — для тех, кто говорит от 10 до 60 мин в месяц*

ОператорТарифный планАвансовый платеж. Федеральный номер ($)Цена 1 мин. на исходящие звонки внутри сети ($)**Цена 1 мин. на исходящие на другие телефоны ($)
«ВымпелКом»«Би+ GSM»6,25С 1-й сек. — 0,18, с 61-й — 0,11С 1-й сек. — 0,36, с 61-й — 0,24
МТС«Джинc»8,75С 1-й сек — 0,2, с 61-й — 0,15С 1-й сек — 0,41, с 61-й — 0,26
«Мегафон»«Ультралайт»37,500,24
«Мегафон»«GSMЛайт»18,750,060,25
МСС«Универсальный»250,71 за первые 3 мин., ост. — бесплатно0,71 за первые 3 мин., ост. — бесплатно

* Все цены указаны с НДС и НСП.

** Критерии «льготное» и «пиковое» время разговора сегодня не являются решающими при выборе тарифа. Поэтому мы указываем среднее время.

Тарифы для тех, кто говорит от 60 до 300 мин. в месяц

ОператорТарифный планВарианты оплатыАбонентская плата ($/месяц)Кол-во предоплаченных минутАвансовый платеж ($)Гарантийный взнос ($)Цена 1 мин. на исходящие звонки на другие телефоны в случае превышения лимита ($)
«ВымпелКом»«Лайн 30». Федеральный номерКредитный7,530043,750,25
«ВымпелКом»«Лайн 100». Федеральный номерКредитный18,75100043,750,23
«ВымпелКом»«Лайн 300». Федеральный номерКредитный37,5300056,250,19
«ВымпелКом»«Супер 30». Городской номерКредитный13,7530062,50,3
«ВымпелКом»«Супер 100». Городской номерКредитный27,5100093,750,15
МТС«Оптима 100». Федеральный/городской номераАвансовый18,7410031,2500,1/0,2
МТС«Оптима 200». Федеральный/городской номераАвансовый27,4920043,7500,09/0,19
«Мегафон»«Прием Частный». Федеральный/городской номера*Авансовый23,75/31100000,24
СОНЕТ«Сонет N16». Федеральный номерАвансовый202002000,1

* Все цены указаны с НДС и НСП.

** Критерии «льготное» и «пиковое» время разговора сегодня не являются решающими при выборе тарифа. Поэтому мы указываем среднее время.

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблицу вошли не все тарифы, а лишь отражающие общую тенденцию. Так, тарифы без включенных минут постепенно «умирают» — для малоговорящих операторы предлагают pre-paid. Именно поэтому мы не включили три плана из семейства «Оптима» от МТС и тариф «Классический» от «Мегафона».

* Пользователи тарифа «Прием Частный» («Мегафон») также платят за стоимость подключения: $24 — за федеральный номер, $48 — за городской

Тарифы для тех, кто говорит 300—800 минут в месяц

ОператорНаименование тарифаВарианты оплатыАбонентская плата ($/месяц)Кол-во предоплаченных мин.Авансовый платеж ($)Гарантийный взнос ($)Стоимость подключения ($)Цена 1 мин. на исходящие звонки на другие телефоны в случае превышения лимита ($)
«ВымпелКом»«Супер 500». Городской номерКредитный75500012500,25
МТС«Бизнес 40». Федеральный/городской номераАвансовый50/5540075/1000/00/00,15/0,21
МТС«Бизнес 600» Федеральный/городской номераАвансовый68,75/70600100/1250/00/00,13/0,19
«Мегафон»«Прием Дружеский». Федеральный/городской номера *Авансовый42,5/462000/00/030/600,23
МСС«Оптимальный 400». Городской номерАвансовый/кредитный5040025000,13
СОНЕТ«Сонет N50». Федеральный номерАвансовый62,575062,5000,08
СОНЕТ«Золотая середина». Федеральный/городской номераАвансовый—/50600270/—0/0—/207,50,14

* Все цены указаны с НДС и НСП.

** Критерии «льготное» и «пиковое» время разговора сегодня не являются решающими при выборе тарифа. Поэтому мы указываем среднее время.

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблицу вошли не все тарифы, а лишь отражающие общую тенденцию. Так, тарифы без включенных минут постепенно «умирают» — для малоговорящих операторы предлагают pre-paid. Именно поэтому мы не включили три плана из семейства «Оптима» от МТС и тариф «Классический» от «Мегафона».

* Пользователи тарифа «Прием Частный» («Мегафон») также платят за стоимость подключения: $24 — за федеральный номер, $48 — за городской

ПРИМЕЧАНИЕ: Во всех тарифах «ВымпелКома» здесь и далее указаны цены для тарифов с посекундной тарификацией с 61-й секунды. Наряду с этим присутствует возможность установить тарификацию с 1-й секунды разговора (стоимость минуты при этом будет выше примерно на 20%). В этих же тарифах возможен перенос части включенных, но не использованных минут на следующий месяц.

* Во всех тарифах «Прием» сети «Мегафон» входящие с любого телефона (мобильного, стационарного) бесплатны.

Тарифы для тех, кто говорит свыше 800 минут в месяц

ОператорНаименование тарифаВарианты оплатыАбонентская плата ($/месяц)Кол-во предоплаченных мин.Авансовый платеж. ($)Гарантийный взнос ($)Стоимость подключения ($)Цена 1 мин. на исходящие звонки на другие телефоны в случае превышения лимита ($)
«ВымпелКом»«Супер 1000». Городской номерКредитный12510000187,500,25
«ВымпелКом»«Супер GSM». Городской номерКредитный225Безлимитный0243,7500
МТС«VIP 1000». Городской номерАвансовый1251000175000,21
МТС«VIP 1600». Городской номерАвансовый187,51600250000,19
МТС«Эксклюзив». Городской номерАвансовый311,25Безлимитный437,5000
«Мегафон»«Прием Деловой». Федеральный/городской номераАвансовый61,25/614000/0030/600,11
МСС«Безлимитный 159». Городской номерАвансовый/кредитный165,63Безлимитный с учетом межгорода37,5000
СОНЕТ«Сонет N 70 Свобода слова». Федеральный номерАвансовый87,5Безлимитный87,5000
СОНЕТ«Сонет N 120». Городской номерАвансовый150Безлимитный150000
СОНЕТ«Болтун». Городской номерАвансовый93,75Безлимитный593,7505000
СОНЕТ«Антикризис». Городской номерАвансовый25Безлимитный2275022500

* Все цены указаны с НДС и НСП.

** Критерии «льготное» и «пиковое» время разговора сегодня не являются решающими при выборе тарифа. Поэтому мы указываем среднее время.

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблицу вошли не все тарифы, а лишь отражающие общую тенденцию. Так, тарифы без включенных минут постепенно «умирают» — для малоговорящих операторы предлагают pre-paid. Именно поэтому мы не включили три плана из семейства «Оптима» от МТС и тариф «Классический» от «Мегафона».

* Пользователи тарифа «Прием Частный» («Мегафон») также платят за стоимость подключения: $24 — за федеральный номер, $48 — за городской

ПРИМЕЧАНИЕ: Во всех тарифах «ВымпелКома» здесь и далее указаны цены для тарифов с посекундной тарификацией с 61-й секунды. Наряду с этим присутствует возможность установить тарификацию с 1-й секунды разговора (стоимость минуты при этом будет выше примерно на 20%). В этих же тарифах возможен перенос части включенных, но не использованных минут на следующий месяц.

* Во всех тарифах «Прием» сети «Мегафон» входящие с любого телефона (мобильного, стационарного) бесплатны.

* Все цены указаны с учетом НДС и НсП

** Во всех тарифах «Прием» сети «Мегафон» все входящие звонки бесплатно

Общее число абонентов сотовой связи и процент от населения (Москва и Московская область)*

ГодАбоненты
20002 млн. (13%)
20014 млн. (27%)
20027,3 млн. (48,5%)
Январь 20037,5 млн. (50,5%)

* Данные агентства J’son & Partners.

Доля рынка по операторам по итогам 2002 года (%)*

«ВымпелКом»52,1%
МТС42,2%
«Мегафон»4,3%
МСС0,7%
СОНЕТ0,7%

* Данные агентства J’son & Partners.

* Данные агентства J’son & Partners.

МАКСИМ БУКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK