28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "На берегу балтийских волн"

Архивная публикация 1999 года: "На берегу балтийских волн"

В этих трех направлениях и преуспели главные представители бизнес-элиты Калининградской области.Милицейская закалка лукойловского лоббиста

Стать богатым и влиятельным очень просто, если удалось пригреться на руководящем посту в нефтяном царстве. Но путь туда доступен не каждому. С другой стороны, для успеха совсем не обязательно многие годы бурить скважины и носить монтажную каску. Организаторские способности и коммерческая жилка помогли бывшему участковому милиционеру Федору Ярошевичу стать председателем совета директоров ОАО "ЛУКойл--Калининград".
В 1969 году пятнадцатилетним пацаном приехал Федя Ярошевич в Калининград из белорусской деревеньки Новая Рудная. Поступил в мореходку, женился, едва исполнилось восемнадцать, и ушел в армию. Жена Людмила дожидалась его уже с маленькой дочкой. По возвращении из армии Ярошевич пошел в школу милиции. Скоро родилась вторая дочь.
Со всей семьей Ярошевич поселился в маленькой комнатке общежития. Работая участковым милиционером, получил однокомнатную квартиру в полуподвале старого дома. Жена и старшая дочь до сих пор вспоминают, как приходилось вычерпывать фекальные воды, которые регулярно заливали цокольный этаж.
Кто знает, если бы дали ему тогда хорошую квартиру, может, жизнь сложилась бы иначе. Но жилье пообещали лишь в областной Госкомсельхозтехнике, куда он в итоге и перебрался. Поначалу работал инженером, но вскоре уверенно пошел вверх: дал себя знать талант администратора (на нынешнем языке -- менеджера). Кстати, даже название специальности, полученной Ярошевичем заочно в Ленинградском сельскохозяйственном институте, звучит как "экономист-организатор". В итоге жизнерадостный и неунывающий бывший участковый стал в Госкомсельхозтехнике начальником транспортного управления.
Нефтью он занялся лишь в 1988 году, когда перешел в производственное объединение "Калининградморнефтегаз", а уже в 1989-м, в перестройку, стал председателем нефтедобывающего кооператива, организованного при объединении. Кстати, "черное золото" было найдено в Калининграде только в 60-е годы, промышленная добыча началась в 1975-м. С тех пор в самом западном регионе России разведано нефти гораздо больше, чем добыто (запасы достигают 275 млн. тонн, а ежегодно добывается лишь 700 тыс. тонн).
В 1992 году месторождениями региона заинтересовались в нефтяной компании "ЛУКойл", и Калининградскую область посетила команда во главе с самим президентом компании Вагитом Алекперовым. К региональным месторождениям "нефтяного генерала" сопровождал в числе других председатель кооператива Федор Ярошевич. Говорят, именно тогда гость обратил внимание на энергичного молодого руководителя. Опытный администратор оказался к тому же рубахой-парнем, весельчаком, располагающим к доверчивому, неформальному общению. Рассказывают, что Ярошевич выступил "массовиком-затейником" -- организовал московским гостям рыбалку, уху и шашлыки.
Осенью 1993 года в области сложилась катастрофическая ситуация с топливом -- из-за дефицита бензина заправлялись только служебные автомобили, а предстоящая зима запросто могла стать для калининградцев "блокадной". Губернатор Юрий Маточкин обратился к правительству России с просьбой помочь с топливом. С официальным визитом в Калининград пожаловали тогдашний первый вице-премьер Владимир Шумейко, Вагит Алекперов и тридцать министров. Итог их поездки -- создание в самом западном регионе России АО "ЛУКойл--Калининград", генеральным директором которого был назначен Федор Ярошевич.
Стиль его руководства совмещает в себе две, казалось бы, взаимоисключающие вещи: демократичность и авторитарность. Ярошевич прост в общении, любит пошутить и побалагурить, и иному подчиненному кажется, что шефа можно запросто похлопать по плечу. Но если сотрудник, получив задание, начнет обсуждать его целесообразность, Ярошевич может стукнуть по столу кулаком и нецензурно выругаться.
За первые два месяца работы в 1993 году возглавляемое Ярошевичем АО "ЛУКойл--Калининград" поставило в город более 50 тысяч тонн нефтепродуктов -- мазутом "ЛУКойла" топились почти все котельные области.
Прошло пять лет, и сегодня калининградский "ЛУКойл" -- это холдинг из 12 предприятий. Налоговые платежи холдинга составляют около 25% областного бюджета. В 1998 году нефтяники перечислили в региональную казну около 120 млн. рублей.
До 1996 года у "ЛУКойла" особых проблем с администрацией области не возникало: свита прежнего губернатора Юрия Маточкина благоволила к нефтяникам, которые стали для региона мазутно-спасательной командой, да еще и валюту приносили. К концу полномочий Маточкина между "ЛУКойлом" и администрацией Калининградской области было подписано соглашение о разработке морского месторождения нефти Д-6, но, помимо лицензии, требовалось множество других документов.
Между тем в должность вступил новый губернатор -- Леонид Горбенко (было это осенью 1996 года), и дальнейшее улаживание формальностей застопорилось. Перспективный проект по разработке месторождения высококачественной нефти стал для новой обладминистрации предметом торга. Горбенко решил, что отдать шельф можно и другой нефтяной компании (какой -- точно не называлось) на более выгодных условиях. Были даже попытки через суд признать лицензию на разработку этого месторождения "ЛУКойлом" недействительной, но успехом они не увенчались.
В связи с возникшими проблемами в Калининград зачастил глава НК "ЛУКойл" Вагит Алекперов. После общения с руководством области и нефтяными боссами местного значения он пришел к мнению о необходимости создания лукойловского лобби во властных структурах региона. В областную Думу решено было двигать надежного и преданного человека -- генерального директора "ЛУКойл--Калининград" Федора Ярошевича. В конце 1997 года как раз проходили довыборы в облдуму, и бывший участковый без особых усилий стал депутатом.
Федор Ярошевич первым делом занялся сбором компромата на администрацию области. Под сомнение было поставлено целевое расходование средств из внебюджетного валютного фонда, формируемого за счет продажи нефти -- по сути дела, из лукойловских денег.
Собранные документы Ярошевич направил в Москву Алекперову для ознакомления, а сам на заседании областной Думы поставил вопрос о неправомочности произведенных администрацией трат.
Вскоре Калининград посетил Вагит Алекперов. После его беседы с губернатором Горбенко дело с шельфом сдвинулось с мертвой точки. Оставшиеся документы на разработку "ЛУКойлом" месторождения были быстро оформлены.
За первым шагом Федора Ярошевича по пути во власть последовал второй: осенью 1998 года он баллотировался в мэры Калининграда. "ЛУКойлу" было важно посадить своего человека в кресло главы города, а потому на предвыборную кампанию не скупились. При этом Ярошевич был переведен с хлопотной должности генерального директора АО "ЛУКойл--Калининград" на представительскую работу -- в председатели совета директоров холдинга. Так Вагит Алекперов позаботился о том, чтобы ничего не отвлекало кандидата в мэры от предвыборной гонки.
По мнению местных социологов, у Федора Ярошевича были хорошие шансы стать мэром. Во-первых, он в городе известен еще с выборов в областную Думу. Во-вторых, "ЛУКойл" ассоциируется с большими деньгами, которые после избрания Ярошевича могли "упасть" на город. К тому же во время предвыборной кампании АО "ЛУКойл--Калининград", и без того занимающееся благотворительностью, заметно активизировало свою деятельность в этом направлении. После обвала рубля нефтяники больше месяца заправляли машины "скорой помощи" бесплатно, открылись благотворительные столовые.
Но хорошие шансы на победу так и остались шансами. Ярошевич в первом туре стал лишь четвертым. Местные аналитики уверяют: он проиграл из-за ошибочной стратегии. В предвыборной гонке богатая компания "ЛУКойл" заслонила лицо самого Ярошевича. К тому же лубочные картинки, изображавшие кандидата с удочкой на берегу реки, вкупе с молчанием в ответ на обвинения оппонентов (о них чуть ниже) привели население к выводу: молчит -- значит, виноват.
После тех выборов Федор Ярошевич продолжает лоббировать интересы "ЛУКойла" в областной Думе, не входя при этом ни в один из политических блоков. А недавно на заседании облдумы он выступил с пространной речью в свою защиту, ответив наконец на обвинения, прозвучавшие в ходе выборов мэра. Речь идет об участии Ярошевича в операции с федеральным трансфертом на сумму 221 млн. рублей -- ее сейчас изучает Генпрокуратура в рамках дела бывшего замминистра финансов Владимира Петрова. Схему распределения этих денег через местный Рострабанк предложил Ярошевич, он же согласовал ее с вице-губернаторами Сергеем Бучельниковым и Александром Сакановым. По утверждению Ярошевича, если бы схема пошла, то область в 1997 году получила бы вместо 221 млн. рублей 310 млн. -- в результате коммерческих операций с трансфертными деньгами.
Но материалы проверки Контрольно-ревизионного управления Минфина в Калининградской области говорят о том, что область ничего не приобрела, а напротив, потеряла: часть денег (66 млн.) была якобы направлена на покупку векселей у "ЛУКойла", 95 млн. пошло на погашение "ЛУКойлом" кредита Рострабанку и т.д.
Как бы то ни было, Ярошевич продолжает исполнять депутатские обязанности и одновременно работать в лукойловском холдинге. Хотя поговаривают, что с тех пор, как Ярошевича стали продвигать во власть, от нефтяных дел он отошел и сейчас, кроме должности председателя совета директоров АО "ЛУКойл--Калининград", за ним сохранились лишь внешние атрибуты "нефтяного генерала": офис, охрана, специальная связь и управление благотворительным фондом "ЛУКойл".
В областной Думе он всегда появляется в костюмах классического покроя и при галстуке, а в родном офисе может ходить и в пуловере домашней вязки с пуговицами на животе. В душе он приверженец спортивного стиля -- кроссовок, футболок, удобных свободных брюк. Предпочитает автомобили "вольво", потому что они похожи на презентабельную отечественную "Волгу". Жена Ярошевича, Людмила, утверждает, что за 25 лет совместной жизни муж ни разу не был в парикмахерской: он доверяет стрижку своих волос только супруге.
Самооборона без оружия

Генеральный директор транспортно-экспедиционной компании "ТрансРейлВест" Анатолий Хлопецкий еще в раннем детстве отличался сильной волей и амбициозностью. На родине, в маленькой молдавской деревеньке Хитрешты, десятилетний Толя сам построил турник, обзавелся штангой и начал тренироваться. Ежедневно в любую погоду он пробегал по проселочным дорогам от шести до пятнадцати километров, отжимался, подтягивался, занимался самбо. Признание пришло, когда кумир сельских мальчишек, местный силач, зашел во двор к юному Хлопецкому и проронил свите: "Этот станет чемпионом мира по самбо". Прекратились насмешки, сверстники Толю зауважали и произвели в сельские "авторитеты". С тех пор воля, энергия и упорство в достижении цели стали его жизненным кредо. Чемпионом мира он так и не стал, но самбо занимается всю жизнь.
Сегодня Анатолий Хлопецкий руководит холдингом из десяти предприятий с годовым оборотом $130 млн. Наиболее удачным его делом стала созданная в 1994 году компания "ТрансРейлВест" -- фрахтовый агент МПС РФ. Тогда в Калининградской области, оторванной от России, возникла острая необходимость в системе, обеспечивающей надежность транспортных потоков, и наш герой вовремя занял пустующую нишу.
Напористый генеральный директор компании "ТрансРейлВест" Анатолий Хлопецкий целенаправленно раскручивал различные направления бизнеса: экспедирование (транспортировка и сопровождение грузов до места назначения), таможенное оформление, продажу угля и нефтепродуктов, торфодобычу, рыбодобычу и рыбопереработку, продажу автомобилей.
Широкая известность пришла к генеральному директору компании "ТрансРейлВест" осенью прошлого года после попытки, правда, неудачной самому сесть в кресло мэра Калининграда. По крайней мере, одного он добился -- сейчас каждый в регионе знает: Хлопецкий -- человек богатый. Он сам всячески развивал эту тему, уверяя народ с экранов телевизоров и газетных полос, что на предвыборную кампанию тратит свои кровные. Народ понял так: если уж кровные пошли на выборы, значит, все остальное уже есть.
Достоверно известно, что самые первые шаги в мир толстосумов были сделаны Хлопецким вполне в духе времени: сначала он стал "челноком". В самый западный регион России Анатолий Хлопецкий приехал в 1983 году, после службы в армии. Невысокий самбист атлетического сложения 21 года от роду, он устроился работать в "Мортрансфлот". Четыре года ходил в море, отвечая за сохранность грузов (был помощником капитана по перевозкам).
Сойдя на берег, в 1986 году поступил в Калининградский государственный университет на факультет физкультуры и спорта, а параллельно занялся осуществлением детской мечты -- созданием школы самбо и дзюдо в Калининграде. Сегодня его детище имеет статус спортивной школы олимпийского резерва.
Мысль об экспедировании грузов пришла в голову Хлопецкому уже после "челночества". Сохранились связи еще со времен "Мортрансфлота", нашлись люди, предложившие спортивной братии Хлопецкого экспедировать первый груз (100 тонн лука) из одного конца страны в другой. Получилось удачно. Дальше перевозок стало больше, пошли совсем другие деньги, позволившие приступить к развитию нового направления -- рыбодобычи. Хлопецкий взял в аренду у базы тралового флота старенький корабль "Нерей" и отправил его в Северную Атлантику на лов скумбрии и сельди.
В 1994 году совместным решением МПС и администрации Калининградской области был создан уже упомянутый "ТрансРейлВест", где генеральным директором стал Анатолий Хлопецкий. Компания занимается железнодорожными, автомобильными и авиаперевозками, перевалкой грузов в портах. Сегодня у фирмы более полутора тысяч постоянных клиентов, среди них "Уралкалий", Новолипецкий металлургический комбинат, НПВ "Российские семена", "Союзконтракт", "Продинторг", "Эксима", Petro Carbo Chern, Atlantik RO-RO Carries и т.д.
Все предприятия и направления в холдинге возглавляют близкие друзья Хлопецкого -- в основном бывшие спортсмены, среди которых есть чемпионы и призеры российских и международных турниров.
Прошлогодняя попытка продвижения Хлопецкого во власть -- на пост мэра Калининграда удивила многих. Местные политики утверждают: толчком послужила ситуация, связанная с вынужденной продажей Хлопецким акций морского торгового порта. Первоначально генеральный директор "ТрансРейлВеста" хотел сосредоточить значительное число акций в своих руках, разбить их на отдельные пакеты и продать крупным грузоотправителям. Предполагалось, что владельцами акций станут солидные российские и зарубежные фирмы. Они войдут в совет директоров морского торгового порта и пустят через него свои грузы. Но в план вмешалась обладминистрация, тоже имеющая виды на акции торгового порта.
Сначала от влиятельных областных чиновников Хлопецкому пошли предложения продать имеющийся у него пакет. Далее зазвучали угрозы от неизвестных по телефону, потом на Хлопецкого нажали вице-губернатор Михаил Каретный и губернатор Леонид Горбенко. Хлопецкий не отступал. Тогда на все предприятия холдинга посыпались проверки -- бесконечные, изнурительные. Полгода Хлопецкий со товарищи держал оборону, но в итоге решил расстаться с акциями, дабы администрация оставила его в покое.
Хлопецкий не на шутку разозлился на власть и решил сам стать властью -- двинул в мэры так же решительно, как когда-то в детстве занялся спортом. Над предвыборным имиджем Хлопецкого работала опытная московская команда, 160-тысячным тиражом издавалась бесплатная газета "Точка опоры". Заголовки говорили сами за себя: "Нельзя отдавать город Л.Горбенко и М.Каретному", "Л.Горбенко должен уйти". Издание предприняло яростную атаку на других кандидатов в мэры с применением компромата и сатирических материалов: "Анатомия Ю.Савенко глазами кандидата Ф.Ярошевича", "Кого боится Юрий Савенко, или Кто поджег рейхстаг". По телевидению даже демонстрировался фильм о сахалинском городке Корсакове, где когда-то был мэром участвовавший в предвыборной гонке Юрий Савенко. С экрана уверяли, что жилищно-коммунальное хозяйство Корсакова разваливалось на глазах из-за некомпетентности и бездеятельности мэра.
На выборах Анатолий Хлопецкий занял второе место, а мэром стал Савенко, который сразу после подведения итогов заявил о Хлопецком: "Я больше никогда не подам руки этому человеку".
Между тем продвижение Хлопецкого во власть, видимо, не закончилось: если уж он поставил перед собой цель, то будет идти до конца. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что генеральный директор компании "ТрансРейлВест" в 2000 году выдвинет свою кандидатуру на пост губернатора области. Сейчас он активно общается с Владимиром Никитиным, депутатом Госдумы РФ от Калининградской области из фракции "Народовластие". Хлопецкий приложил немало сил, чтобы возглавить региональное отделение движения "Отечество", но в последний момент по неизвестным причинам уступил это место Николаю Торопову, тоже баллотировавшемуся в мэры Калининграда.
А в декабре Хлопецкий сам создал общественно-политическую организацию "Набат" и активно раскручивает ее в Калининграде и области с помощью подконтрольных СМИ. Сегодня в его руках телекомпания "БалтTV" и типография "Спринт". Есть сведения, что Анатолий Хлопецкий пытался выкупить контрольный пакет акций областной газеты "Калининградская правда", но безуспешно.
Каждый день Хлопецкого рассчитан по минутам. Он спит не более четырех-пяти часов, даже зимой плавает в Балтийском море. Перешел на раздельное питание, почти не ест мяса и рыбы. Днем питается только в принадлежащем ему ресторане "Монополь". Не курит. На работу Хлопецкий ездит на служебном "мерседесе". Живет в просторном доме на тихой улице в престижном Октябрьском районе Калининграда. Приближенные уверяют, что он хороший отец. У Хлопецкого три сына, двое от первого брака и один от второго.
Первая жена не держит зла на бывшего супруга, тем более что секретарши Хлопецкого предупреждены: с ней надо общаться так же вежливо, как и с нынешней "половиной". Вторая жена, Елена,-- ведущая калининградского телеканала "Премьер".
Бумажные "сопливчики" от целлюлозного босса

Тихий голос и интеллигентная манера общения отличает генерального директора АО СП "Цепрусс" ("Целлюлоза Пруссии") Бориса Овчинникова от соседей по бизнес-рейтингу. Любой диалог с Овчинниковым очень скоро превращается в его ненавязчивый монолог, обильно сдобренный мягким картавым "р". Костюмы Овчинникова всегда отменного качества: он предпочитает пополнять гардероб в заграничных поездках. Но приверженцем классического стиля целлюлозного босса не назовешь: темно-синий пиджак, по его мнению, вполне сочетается со светло-серыми брюками.
Овчинников окончил Ленинградскую технологическую академию, но до сих пор занимается самообразованием, особое внимание уделяя юридическим и экономическим наукам. В бизнесе просчитывает все до последней мелочи и всегда пребывает в ладах с законом. Реализацию любого проекта Овчинников начинает с подробной проработки его правовой основы. Во всяком случае, так утверждают деловые партнеры Овчинникова.
Президент компании "Цепрусс" никогда не признается, сколько акций родного предприятия сосредоточено в его руках, но при этом не скрывает, что обладает самым большим пакетом.
В системе целлюлозно-бумажного производства Борис Овчинников работает четверть века, начинал он с должности начальника цеха. Предприятие, ныне возглавляемое Овчинниковым, в 1990 году стало пионером приватизации среди целлюлозно-бумажных комбинатов области. На учредительном собрании акционеров будущий целлюлозный босс предложил схему развития предприятия с заманчивыми перспективами выхода на европейский рынок. Вдохновленная публика почти единогласно избрала своего тогда главного инженера генеральным директором.
За восемь лет правления Овчинникова "Цепрусс" стал холдингом из шести предприятий, в него вложены деньги пяти зарубежных компаний. Экспортная выручка в структуре доходов составляет около 70%. Годовой товарно-денежный оборот -- примерно $100 млн. Сегодня 31% акций "Цепрусса"-- у иностранных фирм.
Борис Овчинников внимательно относится к новым видам продукции комбината -- беседуя с журналистами, он неизменно выкладывает на стол упаковки с разноцветными салфетками и носовыми платками, не забывая подчеркнуть, что одноразовые бумажные "сопливчики" в России выпускает только его "Цепрусс". Недавно на калининградских телеканалах запустили рекламу этих бумажных платочков. Основной слоган кампании: "Не носите вирусы в своем кармане!".
Об осторожности и расчетливости Овчинникова в Калининграде ходят легенды. Например, бытует мнение: если целлюлозный босс уходит из банка (то есть переводит денежные средства в другой), банк скоро лопнет. Так было в 1996 году с БалтВнешторгбанком, так случилось недавно с Инвестбанком.
Но если БалтВнешторгбанк развалился по внутренним причинам, то с Инвестбанком ситуация иная. Ведущий коммерческий банк региона (по летним рейтингам 1998 года, он входил в число 200 крупнейших банков России) пал жертвой оттока вкладчиков после шумихи, поднятой местными СМИ по поводу ухода оттуда "Цепрусса". У целлюлозников был самый крупный пакет акций Инвестбанка: по различным данным, он составлял от 34% до 42%.
Говорят, незадолго до этих событий между Борисом Овчинниковым и бывшим президентом банка Андреем Кубановым произошел конфликт: промышленник требовал "прозрачности" действий банковского руководства перед попечительским советом, а банкир с этим не соглашался. Тогда Овчинников продал акции, принадлежавшие "Цепруссу", а купившая их структура просто уволила Кубанова и поставила на его место другого директора. Сегодня и Андрей Кубанов, и Борис Овчинников уверяют, что Инвестбанк вполне смог бы пережить прошлогодний кризис, если бы не вышеупомянутый скандал. Однако в среде калининградских предпринимателей бытует и другая версия: Овчинников продал акции банка из-за того, что ему было нечем возвращать кредиты иностранным партнерам.
Прямого участия в политике, в отличие от Ярошевича и Хлопецкого, Овчинников не принимает. При этом он всегда оппозиционно настроен по отношению к власти, но ровно настолько, чтобы эта оппозиционность не начала ему вредить. Недавно на вопрос одного из журналистов: "Почему вас не любит губернатор области?" -- Овчинников не моргнув глазом ответил: "Это говорит о правильной сексуальной ориентации губернатора".
На самом деле отношения с главой области у Овчинникова нейтральные или, как принято говорить, рабочие.
Овчинников ценит уют, у него собственный двухэтажный дом, жена и двое детей. Супруга занимается домашним хозяйством. Она часто готовит блюда из рыбы и морепродуктов, потому что именно такую кухню предпочитает муж.
Борис Овчинников старается вести здоровый образ жизни. Тринадцать лет назад он бросил курить. Пьет только хорошие красные сухие вина. Лучшей машиной для российских дорог считает джип. Его служебный автомобиль -- джип "Мицубиси-Паджеро", а собственный -- Subaru.
Отдыхает он, как правило, с семьей. В выходные выезжает в лес или посещает "Дарфи клуб", где играет в боулинг. Зимой предпочитает отдыхать в горах, а летом -- в теплых странах на морском побережье. Очень придирчив в выборе отеля, где, по его мнению, обязательно должен быть фитнес-зал, тренажеры, бассейн, сауна и прочее.
А из заграничных командировок Овчинников обязательно привозит пивные кружки различной формы. Коллекция постоянно пополняется новыми экземплярами.

Рейтинг бизнес-лидеров Калининградской области

В этих трех направлениях и преуспели главные представители бизнес-элиты Калининградской области.Милицейская закалка лукойловского лоббиста


Стать богатым и влиятельным очень просто, если удалось пригреться на руководящем посту в нефтяном царстве. Но путь туда доступен не каждому. С другой стороны, для успеха совсем не обязательно многие годы бурить скважины и носить монтажную каску. Организаторские способности и коммерческая жилка помогли бывшему участковому милиционеру Федору Ярошевичу стать председателем совета директоров ОАО "ЛУКойл--Калининград".

В 1969 году пятнадцатилетним пацаном приехал Федя Ярошевич в Калининград из белорусской деревеньки Новая Рудная. Поступил в мореходку, женился, едва исполнилось восемнадцать, и ушел в армию. Жена Людмила дожидалась его уже с маленькой дочкой. По возвращении из армии Ярошевич пошел в школу милиции. Скоро родилась вторая дочь.

Со всей семьей Ярошевич поселился в маленькой комнатке общежития. Работая участковым милиционером, получил однокомнатную квартиру в полуподвале старого дома. Жена и старшая дочь до сих пор вспоминают, как приходилось вычерпывать фекальные воды, которые регулярно заливали цокольный этаж.

Кто знает, если бы дали ему тогда хорошую квартиру, может, жизнь сложилась бы иначе. Но жилье пообещали лишь в областной Госкомсельхозтехнике, куда он в итоге и перебрался. Поначалу работал инженером, но вскоре уверенно пошел вверх: дал себя знать талант администратора (на нынешнем языке -- менеджера). Кстати, даже название специальности, полученной Ярошевичем заочно в Ленинградском сельскохозяйственном институте, звучит как "экономист-организатор". В итоге жизнерадостный и неунывающий бывший участковый стал в Госкомсельхозтехнике начальником транспортного управления.

Нефтью он занялся лишь в 1988 году, когда перешел в производственное объединение "Калининградморнефтегаз", а уже в 1989-м, в перестройку, стал председателем нефтедобывающего кооператива, организованного при объединении. Кстати, "черное золото" было найдено в Калининграде только в 60-е годы, промышленная добыча началась в 1975-м. С тех пор в самом западном регионе России разведано нефти гораздо больше, чем добыто (запасы достигают 275 млн. тонн, а ежегодно добывается лишь 700 тыс. тонн).

В 1992 году месторождениями региона заинтересовались в нефтяной компании "ЛУКойл", и Калининградскую область посетила команда во главе с самим президентом компании Вагитом Алекперовым. К региональным месторождениям "нефтяного генерала" сопровождал в числе других председатель кооператива Федор Ярошевич. Говорят, именно тогда гость обратил внимание на энергичного молодого руководителя. Опытный администратор оказался к тому же рубахой-парнем, весельчаком, располагающим к доверчивому, неформальному общению. Рассказывают, что Ярошевич выступил "массовиком-затейником" -- организовал московским гостям рыбалку, уху и шашлыки.

Осенью 1993 года в области сложилась катастрофическая ситуация с топливом -- из-за дефицита бензина заправлялись только служебные автомобили, а предстоящая зима запросто могла стать для калининградцев "блокадной". Губернатор Юрий Маточкин обратился к правительству России с просьбой помочь с топливом. С официальным визитом в Калининград пожаловали тогдашний первый вице-премьер Владимир Шумейко, Вагит Алекперов и тридцать министров. Итог их поездки -- создание в самом западном регионе России АО "ЛУКойл--Калининград", генеральным директором которого был назначен Федор Ярошевич.

Стиль его руководства совмещает в себе две, казалось бы, взаимоисключающие вещи: демократичность и авторитарность. Ярошевич прост в общении, любит пошутить и побалагурить, и иному подчиненному кажется, что шефа можно запросто похлопать по плечу. Но если сотрудник, получив задание, начнет обсуждать его целесообразность, Ярошевич может стукнуть по столу кулаком и нецензурно выругаться.

За первые два месяца работы в 1993 году возглавляемое Ярошевичем АО "ЛУКойл--Калининград" поставило в город более 50 тысяч тонн нефтепродуктов -- мазутом "ЛУКойла" топились почти все котельные области.

Прошло пять лет, и сегодня калининградский "ЛУКойл" -- это холдинг из 12 предприятий. Налоговые платежи холдинга составляют около 25% областного бюджета. В 1998 году нефтяники перечислили в региональную казну около 120 млн. рублей.

До 1996 года у "ЛУКойла" особых проблем с администрацией области не возникало: свита прежнего губернатора Юрия Маточкина благоволила к нефтяникам, которые стали для региона мазутно-спасательной командой, да еще и валюту приносили. К концу полномочий Маточкина между "ЛУКойлом" и администрацией Калининградской области было подписано соглашение о разработке морского месторождения нефти Д-6, но, помимо лицензии, требовалось множество других документов.

Между тем в должность вступил новый губернатор -- Леонид Горбенко (было это осенью 1996 года), и дальнейшее улаживание формальностей застопорилось. Перспективный проект по разработке месторождения высококачественной нефти стал для новой обладминистрации предметом торга. Горбенко решил, что отдать шельф можно и другой нефтяной компании (какой -- точно не называлось) на более выгодных условиях. Были даже попытки через суд признать лицензию на разработку этого месторождения "ЛУКойлом" недействительной, но успехом они не увенчались.

В связи с возникшими проблемами в Калининград зачастил глава НК "ЛУКойл" Вагит Алекперов. После общения с руководством области и нефтяными боссами местного значения он пришел к мнению о необходимости создания лукойловского лобби во властных структурах региона. В областную Думу решено было двигать надежного и преданного человека -- генерального директора "ЛУКойл--Калининград" Федора Ярошевича. В конце 1997 года как раз проходили довыборы в облдуму, и бывший участковый без особых усилий стал депутатом.

Федор Ярошевич первым делом занялся сбором компромата на администрацию области. Под сомнение было поставлено целевое расходование средств из внебюджетного валютного фонда, формируемого за счет продажи нефти -- по сути дела, из лукойловских денег.

Собранные документы Ярошевич направил в Москву Алекперову для ознакомления, а сам на заседании областной Думы поставил вопрос о неправомочности произведенных администрацией трат.

Вскоре Калининград посетил Вагит Алекперов. После его беседы с губернатором Горбенко дело с шельфом сдвинулось с мертвой точки. Оставшиеся документы на разработку "ЛУКойлом" месторождения были быстро оформлены.

За первым шагом Федора Ярошевича по пути во власть последовал второй: осенью 1998 года он баллотировался в мэры Калининграда. "ЛУКойлу" было важно посадить своего человека в кресло главы города, а потому на предвыборную кампанию не скупились. При этом Ярошевич был переведен с хлопотной должности генерального директора АО "ЛУКойл--Калининград" на представительскую работу -- в председатели совета директоров холдинга. Так Вагит Алекперов позаботился о том, чтобы ничего не отвлекало кандидата в мэры от предвыборной гонки.

По мнению местных социологов, у Федора Ярошевича были хорошие шансы стать мэром. Во-первых, он в городе известен еще с выборов в областную Думу. Во-вторых, "ЛУКойл" ассоциируется с большими деньгами, которые после избрания Ярошевича могли "упасть" на город. К тому же во время предвыборной кампании АО "ЛУКойл--Калининград", и без того занимающееся благотворительностью, заметно активизировало свою деятельность в этом направлении. После обвала рубля нефтяники больше месяца заправляли машины "скорой помощи" бесплатно, открылись благотворительные столовые.

Но хорошие шансы на победу так и остались шансами. Ярошевич в первом туре стал лишь четвертым. Местные аналитики уверяют: он проиграл из-за ошибочной стратегии. В предвыборной гонке богатая компания "ЛУКойл" заслонила лицо самого Ярошевича. К тому же лубочные картинки, изображавшие кандидата с удочкой на берегу реки, вкупе с молчанием в ответ на обвинения оппонентов (о них чуть ниже) привели население к выводу: молчит -- значит, виноват.

После тех выборов Федор Ярошевич продолжает лоббировать интересы "ЛУКойла" в областной Думе, не входя при этом ни в один из политических блоков. А недавно на заседании облдумы он выступил с пространной речью в свою защиту, ответив наконец на обвинения, прозвучавшие в ходе выборов мэра. Речь идет об участии Ярошевича в операции с федеральным трансфертом на сумму 221 млн. рублей -- ее сейчас изучает Генпрокуратура в рамках дела бывшего замминистра финансов Владимира Петрова. Схему распределения этих денег через местный Рострабанк предложил Ярошевич, он же согласовал ее с вице-губернаторами Сергеем Бучельниковым и Александром Сакановым. По утверждению Ярошевича, если бы схема пошла, то область в 1997 году получила бы вместо 221 млн. рублей 310 млн. -- в результате коммерческих операций с трансфертными деньгами.

Но материалы проверки Контрольно-ревизионного управления Минфина в Калининградской области говорят о том, что область ничего не приобрела, а напротив, потеряла: часть денег (66 млн.) была якобы направлена на покупку векселей у "ЛУКойла", 95 млн. пошло на погашение "ЛУКойлом" кредита Рострабанку и т.д.

Как бы то ни было, Ярошевич продолжает исполнять депутатские обязанности и одновременно работать в лукойловском холдинге. Хотя поговаривают, что с тех пор, как Ярошевича стали продвигать во власть, от нефтяных дел он отошел и сейчас, кроме должности председателя совета директоров АО "ЛУКойл--Калининград", за ним сохранились лишь внешние атрибуты "нефтяного генерала": офис, охрана, специальная связь и управление благотворительным фондом "ЛУКойл".

В областной Думе он всегда появляется в костюмах классического покроя и при галстуке, а в родном офисе может ходить и в пуловере домашней вязки с пуговицами на животе. В душе он приверженец спортивного стиля -- кроссовок, футболок, удобных свободных брюк. Предпочитает автомобили "вольво", потому что они похожи на презентабельную отечественную "Волгу". Жена Ярошевича, Людмила, утверждает, что за 25 лет совместной жизни муж ни разу не был в парикмахерской: он доверяет стрижку своих волос только супруге.

Самооборона без оружия


Генеральный директор транспортно-экспедиционной компании "ТрансРейлВест" Анатолий Хлопецкий еще в раннем детстве отличался сильной волей и амбициозностью. На родине, в маленькой молдавской деревеньке Хитрешты, десятилетний Толя сам построил турник, обзавелся штангой и начал тренироваться. Ежедневно в любую погоду он пробегал по проселочным дорогам от шести до пятнадцати километров, отжимался, подтягивался, занимался самбо. Признание пришло, когда кумир сельских мальчишек, местный силач, зашел во двор к юному Хлопецкому и проронил свите: "Этот станет чемпионом мира по самбо". Прекратились насмешки, сверстники Толю зауважали и произвели в сельские "авторитеты". С тех пор воля, энергия и упорство в достижении цели стали его жизненным кредо. Чемпионом мира он так и не стал, но самбо занимается всю жизнь.

Сегодня Анатолий Хлопецкий руководит холдингом из десяти предприятий с годовым оборотом $130 млн. Наиболее удачным его делом стала созданная в 1994 году компания "ТрансРейлВест" -- фрахтовый агент МПС РФ. Тогда в Калининградской области, оторванной от России, возникла острая необходимость в системе, обеспечивающей надежность транспортных потоков, и наш герой вовремя занял пустующую нишу.

Напористый генеральный директор компании "ТрансРейлВест" Анатолий Хлопецкий целенаправленно раскручивал различные направления бизнеса: экспедирование (транспортировка и сопровождение грузов до места назначения), таможенное оформление, продажу угля и нефтепродуктов, торфодобычу, рыбодобычу и рыбопереработку, продажу автомобилей.

Широкая известность пришла к генеральному директору компании "ТрансРейлВест" осенью прошлого года после попытки, правда, неудачной самому сесть в кресло мэра Калининграда. По крайней мере, одного он добился -- сейчас каждый в регионе знает: Хлопецкий -- человек богатый. Он сам всячески развивал эту тему, уверяя народ с экранов телевизоров и газетных полос, что на предвыборную кампанию тратит свои кровные. Народ понял так: если уж кровные пошли на выборы, значит, все остальное уже есть.

Достоверно известно, что самые первые шаги в мир толстосумов были сделаны Хлопецким вполне в духе времени: сначала он стал "челноком". В самый западный регион России Анатолий Хлопецкий приехал в 1983 году, после службы в армии. Невысокий самбист атлетического сложения 21 года от роду, он устроился работать в "Мортрансфлот". Четыре года ходил в море, отвечая за сохранность грузов (был помощником капитана по перевозкам).

Сойдя на берег, в 1986 году поступил в Калининградский государственный университет на факультет физкультуры и спорта, а параллельно занялся осуществлением детской мечты -- созданием школы самбо и дзюдо в Калининграде. Сегодня его детище имеет статус спортивной школы олимпийского резерва.

Мысль об экспедировании грузов пришла в голову Хлопецкому уже после "челночества". Сохранились связи еще со времен "Мортрансфлота", нашлись люди, предложившие спортивной братии Хлопецкого экспедировать первый груз (100 тонн лука) из одного конца страны в другой. Получилось удачно. Дальше перевозок стало больше, пошли совсем другие деньги, позволившие приступить к развитию нового направления -- рыбодобычи. Хлопецкий взял в аренду у базы тралового флота старенький корабль "Нерей" и отправил его в Северную Атлантику на лов скумбрии и сельди.

В 1994 году совместным решением МПС и администрации Калининградской области был создан уже упомянутый "ТрансРейлВест", где генеральным директором стал Анатолий Хлопецкий. Компания занимается железнодорожными, автомобильными и авиаперевозками, перевалкой грузов в портах. Сегодня у фирмы более полутора тысяч постоянных клиентов, среди них "Уралкалий", Новолипецкий металлургический комбинат, НПВ "Российские семена", "Союзконтракт", "Продинторг", "Эксима", Petro Carbo Chern, Atlantik RO-RO Carries и т.д.

Все предприятия и направления в холдинге возглавляют близкие друзья Хлопецкого -- в основном бывшие спортсмены, среди которых есть чемпионы и призеры российских и международных турниров.

Прошлогодняя попытка продвижения Хлопецкого во власть -- на пост мэра Калининграда удивила многих. Местные политики утверждают: толчком послужила ситуация, связанная с вынужденной продажей Хлопецким акций морского торгового порта. Первоначально генеральный директор "ТрансРейлВеста" хотел сосредоточить значительное число акций в своих руках, разбить их на отдельные пакеты и продать крупным грузоотправителям. Предполагалось, что владельцами акций станут солидные российские и зарубежные фирмы. Они войдут в совет директоров морского торгового порта и пустят через него свои грузы. Но в план вмешалась обладминистрация, тоже имеющая виды на акции торгового порта.

Сначала от влиятельных областных чиновников Хлопецкому пошли предложения продать имеющийся у него пакет. Далее зазвучали угрозы от неизвестных по телефону, потом на Хлопецкого нажали вице-губернатор Михаил Каретный и губернатор Леонид Горбенко. Хлопецкий не отступал. Тогда на все предприятия холдинга посыпались проверки -- бесконечные, изнурительные. Полгода Хлопецкий со товарищи держал оборону, но в итоге решил расстаться с акциями, дабы администрация оставила его в покое.

Хлопецкий не на шутку разозлился на власть и решил сам стать властью -- двинул в мэры так же решительно, как когда-то в детстве занялся спортом. Над предвыборным имиджем Хлопецкого работала опытная московская команда, 160-тысячным тиражом издавалась бесплатная газета "Точка опоры". Заголовки говорили сами за себя: "Нельзя отдавать город Л.Горбенко и М.Каретному", "Л.Горбенко должен уйти". Издание предприняло яростную атаку на других кандидатов в мэры с применением компромата и сатирических материалов: "Анатомия Ю.Савенко глазами кандидата Ф.Ярошевича", "Кого боится Юрий Савенко, или Кто поджег рейхстаг". По телевидению даже демонстрировался фильм о сахалинском городке Корсакове, где когда-то был мэром участвовавший в предвыборной гонке Юрий Савенко. С экрана уверяли, что жилищно-коммунальное хозяйство Корсакова разваливалось на глазах из-за некомпетентности и бездеятельности мэра.

На выборах Анатолий Хлопецкий занял второе место, а мэром стал Савенко, который сразу после подведения итогов заявил о Хлопецком: "Я больше никогда не подам руки этому человеку".

Между тем продвижение Хлопецкого во власть, видимо, не закончилось: если уж он поставил перед собой цель, то будет идти до конца. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что генеральный директор компании "ТрансРейлВест" в 2000 году выдвинет свою кандидатуру на пост губернатора области. Сейчас он активно общается с Владимиром Никитиным, депутатом Госдумы РФ от Калининградской области из фракции "Народовластие". Хлопецкий приложил немало сил, чтобы возглавить региональное отделение движения "Отечество", но в последний момент по неизвестным причинам уступил это место Николаю Торопову, тоже баллотировавшемуся в мэры Калининграда.

А в декабре Хлопецкий сам создал общественно-политическую организацию "Набат" и активно раскручивает ее в Калининграде и области с помощью подконтрольных СМИ. Сегодня в его руках телекомпания "БалтTV" и типография "Спринт". Есть сведения, что Анатолий Хлопецкий пытался выкупить контрольный пакет акций областной газеты "Калининградская правда", но безуспешно.

Каждый день Хлопецкого рассчитан по минутам. Он спит не более четырех-пяти часов, даже зимой плавает в Балтийском море. Перешел на раздельное питание, почти не ест мяса и рыбы. Днем питается только в принадлежащем ему ресторане "Монополь". Не курит. На работу Хлопецкий ездит на служебном "мерседесе". Живет в просторном доме на тихой улице в престижном Октябрьском районе Калининграда. Приближенные уверяют, что он хороший отец. У Хлопецкого три сына, двое от первого брака и один от второго.

Первая жена не держит зла на бывшего супруга, тем более что секретарши Хлопецкого предупреждены: с ней надо общаться так же вежливо, как и с нынешней "половиной". Вторая жена, Елена,-- ведущая калининградского телеканала "Премьер".

Бумажные "сопливчики" от целлюлозного босса


Тихий голос и интеллигентная манера общения отличает генерального директора АО СП "Цепрусс" ("Целлюлоза Пруссии") Бориса Овчинникова от соседей по бизнес-рейтингу. Любой диалог с Овчинниковым очень скоро превращается в его ненавязчивый монолог, обильно сдобренный мягким картавым "р". Костюмы Овчинникова всегда отменного качества: он предпочитает пополнять гардероб в заграничных поездках. Но приверженцем классического стиля целлюлозного босса не назовешь: темно-синий пиджак, по его мнению, вполне сочетается со светло-серыми брюками.

Овчинников окончил Ленинградскую технологическую академию, но до сих пор занимается самообразованием, особое внимание уделяя юридическим и экономическим наукам. В бизнесе просчитывает все до последней мелочи и всегда пребывает в ладах с законом. Реализацию любого проекта Овчинников начинает с подробной проработки его правовой основы. Во всяком случае, так утверждают деловые партнеры Овчинникова.

Президент компании "Цепрусс" никогда не признается, сколько акций родного предприятия сосредоточено в его руках, но при этом не скрывает, что обладает самым большим пакетом.

В системе целлюлозно-бумажного производства Борис Овчинников работает четверть века, начинал он с должности начальника цеха. Предприятие, ныне возглавляемое Овчинниковым, в 1990 году стало пионером приватизации среди целлюлозно-бумажных комбинатов области. На учредительном собрании акционеров будущий целлюлозный босс предложил схему развития предприятия с заманчивыми перспективами выхода на европейский рынок. Вдохновленная публика почти единогласно избрала своего тогда главного инженера генеральным директором.

За восемь лет правления Овчинникова "Цепрусс" стал холдингом из шести предприятий, в него вложены деньги пяти зарубежных компаний. Экспортная выручка в структуре доходов составляет около 70%. Годовой товарно-денежный оборот -- примерно $100 млн. Сегодня 31% акций "Цепрусса"-- у иностранных фирм.

Борис Овчинников внимательно относится к новым видам продукции комбината -- беседуя с журналистами, он неизменно выкладывает на стол упаковки с разноцветными салфетками и носовыми платками, не забывая подчеркнуть, что одноразовые бумажные "сопливчики" в России выпускает только его "Цепрусс". Недавно на калининградских телеканалах запустили рекламу этих бумажных платочков. Основной слоган кампании: "Не носите вирусы в своем кармане!".

Об осторожности и расчетливости Овчинникова в Калининграде ходят легенды. Например, бытует мнение: если целлюлозный босс уходит из банка (то есть переводит денежные средства в другой), банк скоро лопнет. Так было в 1996 году с БалтВнешторгбанком, так случилось недавно с Инвестбанком.

Но если БалтВнешторгбанк развалился по внутренним причинам, то с Инвестбанком ситуация иная. Ведущий коммерческий банк региона (по летним рейтингам 1998 года, он входил в число 200 крупнейших банков России) пал жертвой оттока вкладчиков после шумихи, поднятой местными СМИ по поводу ухода оттуда "Цепрусса". У целлюлозников был самый крупный пакет акций Инвестбанка: по различным данным, он составлял от 34% до 42%.

Говорят, незадолго до этих событий между Борисом Овчинниковым и бывшим президентом банка Андреем Кубановым произошел конфликт: промышленник требовал "прозрачности" действий банковского руководства перед попечительским советом, а банкир с этим не соглашался. Тогда Овчинников продал акции, принадлежавшие "Цепруссу", а купившая их структура просто уволила Кубанова и поставила на его место другого директора. Сегодня и Андрей Кубанов, и Борис Овчинников уверяют, что Инвестбанк вполне смог бы пережить прошлогодний кризис, если бы не вышеупомянутый скандал. Однако в среде калининградских предпринимателей бытует и другая версия: Овчинников продал акции банка из-за того, что ему было нечем возвращать кредиты иностранным партнерам.

Прямого участия в политике, в отличие от Ярошевича и Хлопецкого, Овчинников не принимает. При этом он всегда оппозиционно настроен по отношению к власти, но ровно настолько, чтобы эта оппозиционность не начала ему вредить. Недавно на вопрос одного из журналистов: "Почему вас не любит губернатор области?" -- Овчинников не моргнув глазом ответил: "Это говорит о правильной сексуальной ориентации губернатора".

На самом деле отношения с главой области у Овчинникова нейтральные или, как принято говорить, рабочие.

Овчинников ценит уют, у него собственный двухэтажный дом, жена и двое детей. Супруга занимается домашним хозяйством. Она часто готовит блюда из рыбы и морепродуктов, потому что именно такую кухню предпочитает муж.

Борис Овчинников старается вести здоровый образ жизни. Тринадцать лет назад он бросил курить. Пьет только хорошие красные сухие вина. Лучшей машиной для российских дорог считает джип. Его служебный автомобиль -- джип "Мицубиси-Паджеро", а собственный -- Subaru.

Отдыхает он, как правило, с семьей. В выходные выезжает в лес или посещает "Дарфи клуб", где играет в боулинг. Зимой предпочитает отдыхать в горах, а летом -- в теплых странах на морском побережье. Очень придирчив в выборе отеля, где, по его мнению, обязательно должен быть фитнес-зал, тренажеры, бассейн, сауна и прочее.

А из заграничных командировок Овчинников обязательно привозит пивные кружки различной формы. Коллекция постоянно пополняется новыми экземплярами.


Рейтинг бизнес-лидеров Калининградской области

МестоБизнес-лидерПриблизительный объем активов контролируемых предприятийСостав и сфера деятельности контролируемых предприятий

1Федор Ярошевич$400 млн.АО "Лукойл--Калининград", ОАО "Лукойл-Калининградморнефть", "Лукойл-Сервис" (отель с лучшим в области деловым центром "Командор"), охранное предприятие, торговый дом "ЛУКойл", Петрокоммерцбанк, "Лукойл-Автосервис", "БалтЛУКойл", охранное предприятие "Луком А", филиал страховой компании "ЛУКойл", представительство "Мик Ойл", Калининградский региональный благотворительный фонд "ЛУКойл"

2Анатолий Хлопецкий$130 млн.Транспортно-экспедиционная компания "ТрансРейлВест", ЗАО "Земланд-Эксима", КБ "Инстербанк", ЗАО "Транснефть", "Трансавто" (продажа автомобилей), "Транстерминал", компания "Балтийское море" (строительство туристического комплекса "Аквазона"), ФТКСИ (торфодобывающие предприятие), телекомпания "БалтТV", типография "Спринт", газета "Точка опоры", ресторан и магазин "Монополь", гостевой дом "Охота"

3Борис Овчинников$100 млн.СП "Цепрусс", основу которого составляет целлюлозно-бумажный комбинат; автотранспортное предприятие, АО "Стройвест-Цепрусс"; торговый дом "Цепрусс", завод "Реммелиомаш" (в цехах которого развернуто целлюлозно-бумажное производство)

ОКСАНА СВЕТЛАКОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама