За последние 10 лет пиво стало неотъемлемым атрибутом жизни большинства россиян. Агрессивная реклама хмельного напитка привела к тому, что потребление пива превысило в 2006 году 60 литров на душу населения, включая грудных младенцев, язвенников и трезвенников.Оно поистине стало национальным напитком. Такое впечатление, что пиво пьют все. Вечером во дворах, парках и скверах банки и бутылки можно увидеть в руках подавляющего большинства отдыхающих после рабочего дня россиян.
Утром пиво пьют меньше, но тем не менее у московских станций метро встречаются десятки колоритных личностей, опохмеляющихся перед работой. Еще c десяток лет назад такого не было.
Дети и подростки, по данным санитарных врачей, теперь пробуют пиво в 12—13 лет. Большинство 14—15 летних пьют пиво регулярно, то есть 1—2 раза в неделю. Подросткам пиво не продают разве что в сетевых супермаркетах. В маленьких магазинчиках и киосках спальных районов купить пиво не проблема даже для детей. Все часто решается лицемерным заявлением продавцу: «Для мамы, для папы». Если продавец вообще задает вопросы.
Пивоварение — сегодня одна из самых успешных отраслей российской пищевой промышленности. Отметим, что в начале прошлого века в России работало 628 пивоваренных заводов. Они выпускали 8 млн. литров пива в год. После Октябрьской революции производство было возобновлено в 1922 году. К началу Великой Отечественной войны в СССР варили уже 12 млн. литров пива. При этом его потребление на душу населения в 1940 году составляло 6,2 литра, в 1960-м — 11,8 литра, в 1970-м — 17,3 литра.
В 2000 году россияне выпивали по 40 литров пива в год, а в 2006 году — 67 литров!
До Чехии нам, конечно, далеко. Там потребляют 158 литров пива в год. Но в Чехии практически никто не станет ходить с бутылкой отменного по качеству пива по улицам. Пиво пьют в барах, собираясь большими компаниями. Культура потребления там, как и во всей Европе, на ином уровне. У нас она ниже плинтуса. Горы пивных банок и бутылок, накапливающиеся к вечеру вокруг урн во всех городах страны, тому лишнее подтверждение.
«Пиво в меру пить — сто лет здоровым быть!» Это рекомендация Союза российских пивоваров, которые 9 июня отмечают свой профессиональный праздник, учрежденный в 2003 году. Но кто же у нас в России пьет пиво в меру?
Вообще вокруг производства, продажи и потребления пива в России очень много лицемерия. Многие производители не слишком следят за качеством. Им бы сварить пива побольше и подешевле, не заморачиваясь особо хорошим сырьем. Многие продавцы не соблюдают введенные несколько лет назад ограничения на продажу, не следят за правилами хранения пива. В итоге оно портится в подсобках магазинов. Но им бы побольше денег заработать. И все равнодушно смотрят, как закачивают в себя литры напитка подростки. Потребители, в свою очередь, игнорируют милицию и пьют пиво там, где это делать запрещено. Даже в театральных залах и на детских площадках. Милиция, в свою очередь, тоже озабочены проблемами поважнее и на пивные наслаждения граждан внимания обычно не обращает. Парадокс, но крупнейшее в стране пивное мероприятие — ежегодный Большой Московский фестиваль пива — проходит на территории спортивного комплекса «Лужники». Где пиво, по ныне действующему закону, пить нельзя.
Конечно, с одной стороны, это хорошо, что мы напрочь забыли времена заката СССР, когда во многих городах и поселках за пивом стояли дикие очереди, а мужики готовы были убить друг друга, чтобы первыми подставить трехлитровую стеклянную банку под заветный краник. Прекрасно, что пиво теперь отпускается не только «членам профсоюза», а всем желающим. Вообще же, если бы простой советский алкоголик попал в наше время, его, наверное, хватил бы удар. В России не реки, а целые моря пива. На любой вкус! Уже практически забыты названия сортов, ласкавших слух советских любителей выпить: «Жигулевское», «Рижское», «Мартовское», «Портер». Пьем пиво новых марок: отечественных и мировых, произведенных по лицензии.
Однако интересно, что бы советский алкоголик, привыкший к непастеризованному живому пиву, сказал, попробовав современный напиток, разлитый в красивые бутылки с яркими этикетками?
«Профиль» в разгар нетрадиционной майской жары и в преддверии более традиционного летнего пивного сезона попытался разобраться, действительно ли мы покупаем сейчас в магазинах «слабоалкогольный ароматный пенистый напиток с хмелевой горечью, изготовленный спиртовым брожением сусла из ячменного солода, хмеля и воды»? Или современное пиво уже не подходит под это определение из советского словаря? Мы также хотели понять, почему качество современного хмельного напитка, который выпускается на больших заводах, зачастую оставляет желать лучшего.