27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Надо грязи!"

Архивная публикация 2005 года: "Надо грязи!"

В России начались отборочные туры на ралли «Экспедиция-Трофи 2006». Каждый, кто хочет на внедорожнике пересечь Россию от Мурманска до Владивостока, должен показать себя за рулем квадроцикла.Oколо пяти утра подъезжаем к штабу гонки — палаточному лагерю на берегу озера Вилье в районе Валдая, в 400 км от Москвы. Нам хочется спать. А в лагере уже кипит жизнь. Команды — менеджеры крупных российских фирм, одетые в защитную амуницию. Шлемы, панцири, налокотники, наколенники. Напоминают имперских штурмовиков из «Звездных войн». Стоят группками, теребят GPS-приемники и тычут в карты местности.

©
В России начались отборочные туры на ралли «Экспедиция-Трофи 2006». Каждый, кто хочет на внедорожнике пересечь Россию от Мурманска до Владивостока, должен показать себя за рулем квадроцикла.Oколо пяти утра подъезжаем к штабу гонки — палаточному лагерю на берегу озера Вилье в районе Валдая, в 400 км от Москвы. Нам хочется спать. А в лагере уже кипит жизнь. Команды — менеджеры крупных российских фирм, одетые в защитную амуницию. Шлемы, панцири, налокотники, наколенники. Напоминают имперских штурмовиков из «Звездных войн». Стоят группками, теребят GPS-приемники и тычут в карты местности.

Поодаль блестят от росы чистенькие (пока) мотовездеходы Polaris Sportsman. Организаторы дают старт. Люди в шлемах седлают четырехколесные вездеходы и с громким тарахтением начинают расползаться в разных направлениях. У них 24 часа, чтобы завоевать заветные очки.

©
«Два колеса хорошо, а четыре — лучше», — говорят поклонники этих средств передвижения категории ATV (All Terrain Vehicle — «машина для любых дорог»). Продольное седло и рогатый руль — от мотоцикла. Но колес у мотовездехода (еще одно название) четыре. За счет полного привода, большого радиуса колес, относительно мощного мотора (от 20 л.с. до 60 л.с.) и небольшого веса (чуть более 300 кг) квадроциклу по плечу или, вернее сказать, по колесу почти любые ямы, канавы и буераки. Юркий и легкий квадроцикл пройдет там, где застрянет большой и тяжелый джип-внедорожник. А если все-таки застрянет — его можно вытащить буквально на руках.

Первые квадроциклы начала серийно производить в 1970-е годы в Японии фирма Honda. В середине 1980-х новинку по достоинству оценили охотники, рыбаки и фермеры. Позже к ним присоединились любители экстремального отдыха.

Квадроцикл стоит $9—10 тыс. В России продаются мотовездеходы всех ведущих производителей — американских Polaris и Arctic Cat; канадской Bombardier, японских Suzuki, Honda, Yamaha, Kawasaki. Квадроциклы бывают трех типов: спортивные (максимально облегчены, оснащены мощными моторами, развивая максимально возможную для ATV скорость — около 140 км/ч), туристические (наиболее комфортны и предназначены для долгих поездок), а также утилитарные (для перевозки тяжестей, уборки снега и т.п.).

В Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других крупных городах есть клубы любителей ATV. Проводится даже неформальный чемпионат по кроссу на мотовездеходах. Но самые массовые заезды на квадроциклах организовала компания «Экспедиция-Трофи».

Соревнования проходят почти каждую неделю в разных регионах России (Подмосковье, Валдай, Екатеринбург и др.). Поездить по грязи может каждый, кто внесет $950. Квадроцикл дадут.

Участники каждого заезда делятся на команды, в каждой по четыре человека (обязательно есть девушка). Набирается до 7—8 команд, то есть стартует до трех десятков машин. Каждой команде выделяют свой участок местности, обозначенный на карте специальным «лепестком». На этой территории команде за определенное время нужно обнаружить контрольные точки — расставленные повсюду красные флажки, их координаты предварительно отмечаются на спутниковом GPS-навигаторе. Еще нужно пройти спецучастки — непролазную грязь или отвесные холмы, преодолеть которые нередко можно только с помощью веревок, досок, бревен и прочих подручных средств.

За каждый успешно пройденный участок или найденную контрольную точку начисляются очки. Кто набрал больше всех очков за общее время гонки — тот и победил. Гонка длится 24 часа, с шести утра одного дня до шести утра следующего.

По уши в удовольствии

Инструктор предлагает журналистам прокатиться по «самой легкой трассе» на запасных квадроциклах. Что машина очень проходимая, мы понимаем сразу же, подъехав к луже, которую одолеть можно только на танке.

«Да вы не бойтесь. Главное, поднимите ноги, чтобы не запачкаться!» — кричит инструктор. И правда, квадроцикл, почти полностью «утонув», запросто выезжает с другой стороны лужи на пониженной передаче (у ATV их всего две — пониженная и повышенная). Выехав, включаем повышенную — и мотовездеход довольно быстро разгоняется до 80 км/ч.

А команды тем временем борются за победу. На спецучастке «Склон» случилось ЧП — «перевертыш». Вообще-то перевернуть квадроцикл трудно, но Лене, менеджеру по продажам строительной компании, это удалось. Она сильно газанула при подъеме на почти отвесный склон и квадроцикл перевернулся, подскочив на кочке. Прежде чем на Лену рухнуло 300 кг железа, она чудом угодила в небольшую яму — и это спасло ее от травм.

Другой непростой участок — «Болото». Тут квадроцикл проваливается в мутную жижу почти по руль. «Навалились, мужики! Раз, два, взяли!» — кричит, с ног до головы в грязи, топ-менеджер компании — дистрибьютор бытовой техники, враскачку толкая застрявший мотовездеход. После получасовой возни квадроцикл выбирается из трясины. Гонщик с облегчением снимает шлем. Оттуда выпрыгивает лягушка.

Наступает ночь. Вот уже полтора часа едем по лесу с группой, которая безуспешно пытается найти контрольную точку. Нервы у всех на пределе. «Опять не туда едем!» — кричит капитан на штурмана, тот смущенно вертит в руке GPS-навигатор. «Черт, опять не туда повернули», — признается штурман. Вся группа, тарахтя моторами, разворачивается. Через полчаса мотаний по кустам фары высвечивают красный конверт. У него всем участникам положено сфотографироваться, чтобы потом предъявить фотодокумент судьям. «Скажите — «сы-ы-ыр!» — шутит фотограф. Его устало посылают.

«Зачем вам все это?» — спрашиваю у Алексея — гендиректора крупного подмосковного складского комплекса. «Надо! — уверенно отвечает он. — Только в таких условиях проверяешь себя на прочность. Да и на коллег смотришь другими глазами. Вот я сегодня буквально на первых минутах гонки перевернулся. Так на помощь мне пришел мой финансовый директор».

Утро следующего дня. Конец гонки. Усталые и грязные продавцы тостеров и микроволновок сияют, передавая друг другу кубок. «Неужели для счастья надо так мало?» — спрашиваю я. «Да, нужно залезть поглубже в грязь, а потом из нее как можно дольше выбираться», — отвечают победители.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».