26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Наша «дорожная карта»"

Архивная публикация 2005 года: "Наша «дорожная карта»"

Похоже, государство решило всерьез заняться безопасностью своих граждан. И речь вовсе не о борьбе с террористами. Защищать россиян — водителей и пешеходов — будут от них же самих. Одобренная правительством Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» предусматривает, что в 2006—2012 годах на эти цели будет выделено свыше $1,8 млрд. Поможет ли?Грозящая катастрофа и как с ней бороться
Свыше 3/4 всех ДТП связано с нарушением Правил дорожного движения. В каждом восьмом происшествии виноват пьяный водитель. ДТП наносят экономике России ущерб, составляющий в последние четыре года 2,2—2,6% ВВП — только в минувшем году он составил 369 млрд. рублей. В том же 2004-м в автоавариях погибло 34,5 тыс. человек, но если ситуация и дальше будет развиваться в рамках «инерционного сценария», в 2012 году число погибших может достичь 38—40 тыс. Существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах соответствует 60—100 автомобилям на 1000 жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 машин на 1000 граждан. И так далее.

Все это — выдержки из Концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения на 2006—2012 годы». Читать сей документ и страшно, и увлекательно одновременно.

Впрочем, помимо безрадостных констатаций документ содержит набросок будущей программы действий по выправлению ситуации.

Намеченные первоочередные мероприятия можно условно разделить на «идеологические» и «практические».

К «идеологическим», несомненно, относится «создание системы информационного воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения», «проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения» и иные действия, направленнные на улучшение (чего уж греха таить) не слишком высокой поведенческой культуры водителей и пешеходов.

Куда богаче «практическая» составляющая концепции. Так, среди прочего предполагается повысить контроль за качеством подготовки будущих водителей (в том числе путем ужесточения лицензирования частных автошкол), начать работу над созданием единой базы данных о нарушителях ПДД, поднять «уровень активной и пассивной безопасности транспортных средств» (в том числе за счет усиления контроля за использованием ремней безопасности и детских сидений).

Кроме того, предполагается запустить «пилотные проекты» по замене постов ДПС автоматизированными системами контроля за соблюдением ПДД, приступить к техническому перевооружению госавтоинспекции, осуществить целый комплекс мероприятий по упорядочиванию движения в городах и на особо опасных участках автотрасс, активизировать профилактическую работу в детских учреждениях, модернизировать систему оповещения о случаях ДТП и оптимизировать усилия спасательных служб на месте аварий. В общем, список получился весьма обширным. Надо отдать должное составителям — запланированные в рамках программы мероприятия в большинстве случаев вполне оправданны. В том смысле, что при наличии достаточных финансовых средств и доброй воли все эти меры наверняка способны изменить ситуацию к лучшему.

Впрочем, только при наличии обоих перечисленных факторов.

Не подмажешь — не поедешь
Что касается денег, то разработчики концепции предусмотрели три варианта финансирования.

Первый, самый оптимистичный, рассчитан по максимуму — в течение 2006—2012 годов на реализацию ФЦП предполагается потратить 52,7 млрд. рублей (из них 21,6 млрд. рублей — из федерального бюджета и 31,1 млрд. — из региональных бюджетов). Второй сценарий чуть скромнее: его общая стоимость — 42,2 млрд. рублей (17,3 млрд. даст центр и еще 24,9 млрд. — регионы), третий вариант — самый дешевый: 31,6 млрд. рублей (12,9 и 18,6 млрд. соответственно).

Авторы концепции весьма прагматично подошли к решению стоящих перед ними задач: в зависимости от объемов финансирования определены и предполагаемые результаты. Так, по первому («максимальному») сценарию численность погибших на дорогах к 2012 году может быть снижена на 17 тыс. человек в год (с прогнозируемых 40 тыс. до 23 тыс.), по второму («среднему») варианту — на 9 тыс. (с 40 тыс. до 31 тыс.), и при третьем («минималистском») сценарии — всего на 7,3 тыс. (с 40 тыс. до 32,7 тыс.). Фактически это означает, что через семь лет мы останемся на уровне текущего года.

Правда, авторы дают понять: шансы на то, что безопасность движения будет финансироваться по самому высшему разряду, достаточно велики — в проекте федерального бюджета на 2006 год уже заложены первые 1,08 млрд. рублей, предусмотренные как раз в первом сценарии. Если так пойдет дальше, в 2007-м на ФЦП будет выделено 3,05 млрд. рублей с федерального уровня и 3,5 млрд. с регионального, а с 2008-го ежегодное финансирование проекта составит 3,5 млрд. и 5 млрд. рублей соответственно.

Судя по концепции, федеральный центр намерен четко развести сферы ответственности с регионами.

За семь лет по наиболее вероятному — «максимальному» — сценарию из «своей доли» в 21,6 млрд. рублей почти половину этой суммы (10,2 млрд.) центр намерен потратить на «повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения». И лишь треть (7,6 млрд. рублей) — на «организационно-планировочные и инженерные мероприятия, направленные на совершенствование организации дорожного движения ТС и пешеходов в городах».

Наоборот, за те же семь лет из 31,1 млрд. «региональных» рублей на повышение правосознания уйдет лишь десятая часть (3,6 млрд.), тогда как на совершенствование организации движения — 4/5 всех средств (26,4 млрд.).

И здесь все может упереться в наличие (вернее, не дай бог, конечно, в отсутствие) доброй воли у непосредственных исполнителей программы.

«Я не исключаю, — полагает источник «Профиля» в аппарате правительства, — что такое «разделение полномочий» связано с тем, что «попилить» деньги, выделяемые на пропаганду и агитацию, гораздо проще, чем субсидии на обустройство дорог». На вопрос, зачем эту «преференцию» перевели на федеральный уровень, чиновник ответил: «Либо для того, чтобы региональным чиновникам было труднее воровать, либо для того, чтобы самим воровать было легче».

Впрочем, полагает директор по развитию ЦСР Олег Фомичев, вероятность банального разворовывания денег в рамках ФЦП на сегодня невелика. «Другой вопрос, — полагает эксперт, — насколько эффективно они будут тратиться».

По всей видимости, наличие этой проблемы осознают и на самом высоком политическом уровне. По сведениям «Профиля», на 16 ноября с.г. запланировано проведение Госсовета РФ с участием президента страны. Как утверждают осведомленные собеседники «Профиля», именно там будет решаться окончательная судьба программы.

Похоже, государство решило всерьез заняться безопасностью своих граждан. И речь вовсе не о борьбе с террористами. Защищать россиян — водителей и пешеходов — будут от них же самих. Одобренная правительством Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» предусматривает, что в 2006—2012 годах на эти цели будет выделено свыше $1,8 млрд. Поможет ли?Грозящая катастрофа и как с ней бороться

Свыше 3/4 всех ДТП связано с нарушением Правил дорожного движения. В каждом восьмом происшествии виноват пьяный водитель. ДТП наносят экономике России ущерб, составляющий в последние четыре года 2,2—2,6% ВВП — только в минувшем году он составил 369 млрд. рублей. В том же 2004-м в автоавариях погибло 34,5 тыс. человек, но если ситуация и дальше будет развиваться в рамках «инерционного сценария», в 2012 году число погибших может достичь 38—40 тыс. Существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах соответствует 60—100 автомобилям на 1000 жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 машин на 1000 граждан. И так далее.

Все это — выдержки из Концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения на 2006—2012 годы». Читать сей документ и страшно, и увлекательно одновременно.

Впрочем, помимо безрадостных констатаций документ содержит набросок будущей программы действий по выправлению ситуации.

Намеченные первоочередные мероприятия можно условно разделить на «идеологические» и «практические».

К «идеологическим», несомненно, относится «создание системы информационного воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения», «проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения» и иные действия, направленнные на улучшение (чего уж греха таить) не слишком высокой поведенческой культуры водителей и пешеходов.

Куда богаче «практическая» составляющая концепции. Так, среди прочего предполагается повысить контроль за качеством подготовки будущих водителей (в том числе путем ужесточения лицензирования частных автошкол), начать работу над созданием единой базы данных о нарушителях ПДД, поднять «уровень активной и пассивной безопасности транспортных средств» (в том числе за счет усиления контроля за использованием ремней безопасности и детских сидений).

Кроме того, предполагается запустить «пилотные проекты» по замене постов ДПС автоматизированными системами контроля за соблюдением ПДД, приступить к техническому перевооружению госавтоинспекции, осуществить целый комплекс мероприятий по упорядочиванию движения в городах и на особо опасных участках автотрасс, активизировать профилактическую работу в детских учреждениях, модернизировать систему оповещения о случаях ДТП и оптимизировать усилия спасательных служб на месте аварий. В общем, список получился весьма обширным. Надо отдать должное составителям — запланированные в рамках программы мероприятия в большинстве случаев вполне оправданны. В том смысле, что при наличии достаточных финансовых средств и доброй воли все эти меры наверняка способны изменить ситуацию к лучшему.

Впрочем, только при наличии обоих перечисленных факторов.

Не подмажешь — не поедешь

Что касается денег, то разработчики концепции предусмотрели три варианта финансирования.

Первый, самый оптимистичный, рассчитан по максимуму — в течение 2006—2012 годов на реализацию ФЦП предполагается потратить 52,7 млрд. рублей (из них 21,6 млрд. рублей — из федерального бюджета и 31,1 млрд. — из региональных бюджетов). Второй сценарий чуть скромнее: его общая стоимость — 42,2 млрд. рублей (17,3 млрд. даст центр и еще 24,9 млрд. — регионы), третий вариант — самый дешевый: 31,6 млрд. рублей (12,9 и 18,6 млрд. соответственно).

Авторы концепции весьма прагматично подошли к решению стоящих перед ними задач: в зависимости от объемов финансирования определены и предполагаемые результаты. Так, по первому («максимальному») сценарию численность погибших на дорогах к 2012 году может быть снижена на 17 тыс. человек в год (с прогнозируемых 40 тыс. до 23 тыс.), по второму («среднему») варианту — на 9 тыс. (с 40 тыс. до 31 тыс.), и при третьем («минималистском») сценарии — всего на 7,3 тыс. (с 40 тыс. до 32,7 тыс.). Фактически это означает, что через семь лет мы останемся на уровне текущего года.

Правда, авторы дают понять: шансы на то, что безопасность движения будет финансироваться по самому высшему разряду, достаточно велики — в проекте федерального бюджета на 2006 год уже заложены первые 1,08 млрд. рублей, предусмотренные как раз в первом сценарии. Если так пойдет дальше, в 2007-м на ФЦП будет выделено 3,05 млрд. рублей с федерального уровня и 3,5 млрд. с регионального, а с 2008-го ежегодное финансирование проекта составит 3,5 млрд. и 5 млрд. рублей соответственно.

Судя по концепции, федеральный центр намерен четко развести сферы ответственности с регионами.

За семь лет по наиболее вероятному — «максимальному» — сценарию из «своей доли» в 21,6 млрд. рублей почти половину этой суммы (10,2 млрд.) центр намерен потратить на «повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения». И лишь треть (7,6 млрд. рублей) — на «организационно-планировочные и инженерные мероприятия, направленные на совершенствование организации дорожного движения ТС и пешеходов в городах».

Наоборот, за те же семь лет из 31,1 млрд. «региональных» рублей на повышение правосознания уйдет лишь десятая часть (3,6 млрд.), тогда как на совершенствование организации движения — 4/5 всех средств (26,4 млрд.).

И здесь все может упереться в наличие (вернее, не дай бог, конечно, в отсутствие) доброй воли у непосредственных исполнителей программы.

«Я не исключаю, — полагает источник «Профиля» в аппарате правительства, — что такое «разделение полномочий» связано с тем, что «попилить» деньги, выделяемые на пропаганду и агитацию, гораздо проще, чем субсидии на обустройство дорог». На вопрос, зачем эту «преференцию» перевели на федеральный уровень, чиновник ответил: «Либо для того, чтобы региональным чиновникам было труднее воровать, либо для того, чтобы самим воровать было легче».

Впрочем, полагает директор по развитию ЦСР Олег Фомичев, вероятность банального разворовывания денег в рамках ФЦП на сегодня невелика. «Другой вопрос, — полагает эксперт, — насколько эффективно они будут тратиться».

По всей видимости, наличие этой проблемы осознают и на самом высоком политическом уровне. По сведениям «Профиля», на 16 ноября с.г. запланировано проведение Госсовета РФ с участием президента страны. Как утверждают осведомленные собеседники «Профиля», именно там будет решаться окончательная судьба программы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».