Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Наши опера и балет: сладкая жизнь"

 Музыкальные театры превращаются в светские гостиные

Любителям оперы, балета и классической музыки грех жаловаться: за год были побиты все рекорды количества событий экстра-класса. У нас побывали звезды первой величины — от Лондонского королевского балета до Франко Дзеффирелли с новой постановкой «Травиатты». Рядом с этим концерты какого-нибудь Дмитрия Хворостовского или Евгения Кисина, награжденного премией имени Шостаковича, воспринимаются как банальное дежа-вю.
Притом нетрудно заметить, что, чем более яркими и значимыми эти события были для искусства, тем теснее они были связаны со светской жизнью. Эта тенденция, набирающая силу уже несколько лет подряд, в этом году нашла свое продолжение и подтверждение не только в громких имиджевых акциях (вроде PR-компании пресловутой балерины Волочковой), но и в текущей театральной жизни: спектакли ставят самые модные режиссеры, оперные и балетные звезды приближаются по популярности к фотомоделям.

Главным балетным событием стал переход мариинской примы Светланы Захаровой в Большой театр. Он был обставлен как проект государственной важности. Ее дебют посетил сам премьер-министр в окружении зарубежных коллег и гостей. Между тем суть события вовсе не в смене статуса одной из лучших на сегодня балерин. На сцене Большого Захарова сделала серьезную заявку на то, чего все давно ждали. А именно — на новое художественное направление в нашем балете, которое органично использовало бы ценимые всеми традиции и притом отличалось острой актуальностью.

А вот в работах, специально ради этого затевавшихся, такого результата не наблюдается. Речь о самых нашумевших спектаклях: операх «Макбет», которую поставил в Большом знаменитый Эймунтас Някрошюс, и «Самсон и Далила» в Мариинке в постановке Шарля Рубо, а также экспериментальном пластическом действе «Ромео и Джульетта», придуманном английским режиссером Декланом Донелланом. Постановщики не вышли за рамки давно навязшего в зубах минимализма: почти полное отсутствие костюмов, декораций и ярких режиссерских акцентов. Публике оставалось рассчитывать только на исполнителей. К счастью, знаменитая Ольга Бородина, одна из лучших современных исполнительниц Далилы, а также Владимир Редькин и Елена Зеленская в главных ролях в «Макбете», вполне оправдали этот расчет. А работа Анастасии Меськовой — взрывная и вместе с тем целомудренная Джульетта — стала настоящим открытием сезона. Что ж, подлинный талант, конечно, ничем не испортишь — ни холщовыми мешками вместо костюмов, ни проекцией эротических фотографий вместо декораций, ни кроссовками вместо пуантов, но хотелось бы все-таки поменьше «актуального» и побольше «художественного».

Главные новые лица

Юная солистка Большого театра Анастасия Меськова прославилась в шестилетнем возрасте, победив в телевизионном конкурсе «Утренняя звезда», а затем снявшись в кино. Яркие сценические манеры, заразительное обаяние, завидная выносливость и энергия делали Меськову звездой каждого концерта Московской академии хореографии, где она училась у Софьи Головкиной. Светлана Захарова — одна из самых популярных в мире молодых русских «звезд». Классическому танцу она начала учиться в Киеве, а закончила в петербургской хореографической академии имени Вагановой. В Большом театре обе они занимаются в классе одной из лучших воспитанниц легендарной Галины Улановой — Людмилы Семеняки. Обе — яркие, с великолепными данными и способностями к интерпретации, а не простому воспроизведению известных трактовок. И при этом, к счастью, совершенно разные.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK