26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Наши опера и балет: сладкая жизнь"

Архивная публикация 2003 года: "Наши опера и балет: сладкая жизнь"

Музыкальные театры превращаются в светские гостиные

Музыкальные театры превращаются в светские гостиные

Любителям оперы, балета и классической музыки грех жаловаться: за год были побиты все рекорды количества событий экстра-класса. У нас побывали звезды первой величины - от Лондонского королевского балета до Франко Дзеффирелли с новой постановкой "Травиатты". Рядом с этим концерты какого-нибудь Дмитрия Хворостовского или Евгения Кисина, награжденного премией имени Шостаковича, воспринимаются как банальное дежа-вю.

Притом нетрудно заметить, что, чем более яркими и значимыми эти события были для искусства, тем теснее они были связаны со светской жизнью. Эта тенденция, набирающая силу уже несколько лет подряд, в этом году нашла свое продолжение и подтверждение не только в громких имиджевых акциях (вроде PR-компании пресловутой балерины Волочковой), но и в текущей театральной жизни: спектакли ставят самые модные режиссеры, оперные и балетные звезды приближаются по популярности к фотомоделям.

Главным балетным событием стал переход мариинской примы Светланы Захаровой в Большой театр. Он был обставлен как проект государственной важности. Ее дебют посетил сам премьер-министр в окружении зарубежных коллег и гостей. Между тем суть события вовсе не в смене статуса одной из лучших на сегодня балерин. На сцене Большого Захарова сделала серьезную заявку на то, чего все давно ждали. А именно - на новое художественное направление в нашем балете, которое органично использовало бы ценимые всеми традиции и притом отличалось острой актуальностью.

А вот в работах, специально ради этого затевавшихся, такого результата не наблюдается. Речь о самых нашумевших спектаклях: операх "Макбет", которую поставил в Большом знаменитый Эймунтас Някрошюс, и "Самсон и Далила" в Мариинке в постановке Шарля Рубо, а также экспериментальном пластическом действе "Ромео и Джульетта", придуманном английским режиссером Декланом Донелланом. Постановщики не вышли за рамки давно навязшего в зубах минимализма: почти полное отсутствие костюмов, декораций и ярких режиссерских акцентов. Публике оставалось рассчитывать только на исполнителей. К счастью, знаменитая Ольга Бородина, одна из лучших современных исполнительниц Далилы, а также Владимир Редькин и Елена Зеленская в главных ролях в "Макбете", вполне оправдали этот расчет. А работа Анастасии Меськовой - взрывная и вместе с тем целомудренная Джульетта - стала настоящим открытием сезона. Что ж, подлинный талант, конечно, ничем не испортишь - ни холщовыми мешками вместо костюмов, ни проекцией эротических фотографий вместо декораций, ни кроссовками вместо пуантов, но хотелось бы все-таки поменьше "актуального" и побольше "художественного".

Главные новые лица

Юная солистка Большого театра Анастасия Меськова прославилась в шестилетнем возрасте, победив в телевизионном конкурсе "Утренняя звезда", а затем снявшись в кино. Яркие сценические манеры, заразительное обаяние, завидная выносливость и энергия делали Меськову звездой каждого концерта Московской академии хореографии, где она училась у Софьи Головкиной. Светлана Захарова - одна из самых популярных в мире молодых русских "звезд". Классическому танцу она начала учиться в Киеве, а закончила в петербургской хореографической академии имени Вагановой. В Большом театре обе они занимаются в классе одной из лучших воспитанниц легендарной Галины Улановой - Людмилы Семеняки. Обе - яркие, с великолепными данными и способностями к интерпретации, а не простому воспроизведению известных трактовок. И при этом, к счастью, совершенно разные.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».