26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Навеки вместе"

Архивная публикация 1999 года: "Навеки вместе"

Необходимо ли России в таких условиях и дальше развивать экономическое сотрудничество с Украиной? И если да, то как сделать это сотрудничество взаимовыгодным?Игорь Cавольский, заместитель министра РФ по делам Содружества Независимых Государств: "Украина заинтересована в дальнейших поставках наших энергоносителей: газа, нефти, электричества. Особенно остро она нуждается сейчас в нефти. Идет страда, ощущается острый дефицит горючего. (Сейчас цены на бензин на Украине выросли до $2 за литр, потому что в ходе уборочной все запасы горючего были использованы.) Со стороны украинского премьера прозвучало предложение закупать нефть в счет урожая, который будет получен осенью.
Один из путей решения проблемы долгов -- поставки продовольствия и других товаров. До 1 августа должен быть составлен график платежей, и до конца года украинская сторона должна погасить не менее $1 млрд. общего долга. Около $160 млн. из этой суммы будет выплачено "живыми" деньгами. Большая часть будет погашаться бартером. В этой связи планируется срочно урегулировать вопросы ценообразования и расширить ассортимент бартерных товаров. То есть мы будем получать не только продовольствие, но и, например, сельхозтехнику, суда (сухогрузы, рыболовецкие суда). Ведь ряд украинских заводов производят машины, которые в России никто не выпускает. Так что это не скажется на состоянии отечественных производителей.
Кроме того, решено часть долгов погашать ценными бумагами. То есть допуском российских компаний в уставные капиталы украинских предприятий. Украинская сторона готова к обсуждению механизмов такого участия. Так, "Газпром" уже договаривается о покупке акций компании "Газтранзит", занимающейся транспортировкой газа. Ряд нефтяных компаний проявляют заинтересованность в украинских нефтеперерабатывающих заводах, таких как Лисичанский и др. В частности, "ЛУКойл" уже участвует в капитале Одесского нефтеперерабатывающего завода.
Всем сейчас понятно, что Украина и Россия реально являются стратегическими партнерами и в области политической, и в области экономической. Хотя объемы торгового оборота упали за последние годы с $17--18 млрд. в 1996 году до $9--10 млрд. в 1998 году. Процесс сворачивания отношений не устраивает никого, но ряд позиций в торговле с Украиной выпал совершенно объективно, в рамках защиты национального производителя с обеих сторон. Так, например, было с сахаром, экспорт которого был в 1996 году ограничен, со спиртом и некоторыми другими товарами. Теперь есть договоренность снимать взаимные торговые барьеры.
В ходе визита премьер-министра в Киев было решено развивать торговые отношения в рамках уже существующих коопераций. Особенно в области военно-технического сотрудничества. Ведь на Украине работает несколько авиастроительных заводов. Так, известна программа выхода на мировые рынки с самолетом Ан-70. Реализация этого проекта возможна лишь при одновременном участии и российских, и украинских предприятий. А, например, в Харькове производятся моторы для российских самолетов. Там есть мощные базы для ремонта судов, для обслуживания ракет и т.п.
Наконец, кроме всего прочего, было принято решение не конкурировать на мировых рынках оружия".
Анатолий Чубайс, председатель правления РАО ЕЭС: "Есть принципиальное согласие (между Россией и Украиной.-- "Профиль") действовать дальше вместе. Речь идет о революционном, стратегическом прорыве на рынки Западной Европы, о масштабном экспорте электроэнергии на сотни миллионов долларов. Мы согласились, что такие решения возможны, если мы всерьез и по-крупному объединяемся и выстраиваем единую стратегию в отношении экспорта электроэнергии".
Андрей Трапезников, начальник управления по связям с общественностью РАО ЕЭС: "Российско-украинское сотрудничество в вопросах энергетики крайне интересно и выгодно обеим сторонам. В России электроэнергии производится в избытке. Мы заинтересованы в расширении ее экспорта.
На Украине же существует довольно большая потребность в электроэнергии, и мы можем рассматривать эту страну как рынок сбыта.
Кроме того, украинский является одним из основных транзитных маршрутов экспорта энергии в Европу. Существует даже проект создания совместной компании-оператора по экспорту. Но все упирается в неурегулированность вопросов украинского долга перед РАО ЕЭС, который накапливается с 1996 года. Он сейчас составляет около $131 млн. Проблема эта до сих пор не решена, несмотря на ряд договоренностей и документов, подписанных в последнее время. Из-за этого мы не можем возобновить поставки энергии и не в состоянии начать реализацию совместных проектов. Эти проблемы будут обсуждаться в ходе предстоящего визита министра энергетики Украины Ивана Плачкова в Москву. Мы просто обязаны найти взаимоприемлемые варианты урегулирования задолженности.
Со своей стороны, РАО ЕЭС занимает достаточно гибкую позицию. Естественно, оптимальным для нас вариантом было бы возвращение 100% долгов "живыми" деньгами. Но мы готовы рассматривать и другие формы -- начиная от участия в капитале профильных украинских предприятий и кончая ликвидными бартерными операциями".
Игорь Потапенко, президент группы компаний "Разгуляй-Укррос": "В течение многих лет существовали торговые взаимоотношения между Россией и Украиной, они были выгодны и продолжают оставаться таковыми до сих пор. Украина сегодня потребляет наши энергоносители, минеральные удобрения.
Необходимо наращивать объемы торгового оборота между нашими странами, потому что если мы этого делать не будем, то Украина вслед за другими бывшими союзными республиками переориентируется на другие рынки. Такие прецеденты уже имеются. Украина сегодня ведет переговоры о поставках своего сахара в Грузию, Армению, Азербайджан, Турцию. Уже сейчас Украина реально получает румынскую нефть и ведет переговоры об увеличении поставок.
При этом в процессе расширения сотрудничества наших стран государственная роль должна быть основополагающей. Сегодня существует целый ряд ограничений на поставку товаров с обеих сторон. Их надо снять. Ведь украинская продукция заметно дешевле. И российский производитель не будет страдать от поставок украинских товаров: их доля на российском рынке относительно невелика. Украинский сахар, например, составляет лишь 10% (500 тысяч тонн) от общего объема потребления и не может существенно влиять на ситуацию на нашем рынке.
Лучшим способом укрепления сотрудничества является взаимопроникновение капиталов. Необходимо создавать интегрированные российско-украинские холдинги, ФПГ, которые имели бы одинаковые интересы на рынках обеих стран. И некоторые примеры есть уже сегодня".
Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации: "Помимо торговых отношений, Россия зависит от Украины в вопросах транзита экспортируемых в Европу нефти и газа. Ведь сегодня Украина фактически является монополистом в транзите российских энергоносителей (Так, из 130 млн. тонн нефти, ежегодно экспортируемых Россией, более половины прокачивается через нефтепроводы по территории Украины или реализуется в украинских портах.-- "Профиль"). И зачастую диктует свои условия. Начиная от несанкционированных изъятий транспортируемой в Европу нефти и кончая неплатежами по долгам, которые урегулируются с очень большим трудом. Стратегически выход только один -- создать конкуренцию той транспортной монополии, которой является Украина. Это можно сделать, создав мощности для расширения экспортных поставок нефти и газа через Белоруссию, российские порты на Балтике и т.п.
С другой стороны, сейчас в высшей степени благоприятный момент для улучшения взаимоотношений России с Украиной. Прежде всего, агрессия в Югославии серьезно испортила репутацию США во всем мире. И на Украине антиамериканские, пророссийские настроения достаточно сильны. С другой стороны, приближающиеся президентские выборы заставляют многих украинских политиков разыгрывать карту интеграции. И мы должны проводить активную политику на сближение. Россия должна отстраивать соответствующее лобби в Киеве и на государственном уровне, и на уровне крупных корпораций.
Сейчас Украина намного беднее России. Но там со времен СССР осталось огромное количество пока работающих и перспективных производств, не говоря уже о высокоэффективных технологиях, которые мы не можем бросить на произвол судьбы. Россия должна помочь Украине их запустить. Иначе они погибнут безвозвратно. А если мы поучаствуем в их реанимации, это здорово подтолкнет не только украинскую, но и нашу экономику. Ведь рынок потребления для таких производств находится именно в России.
Но, конечно, нельзя торопиться. Интеграция пока возможна только на количественном уровне. И белорусского варианта почти объединения в ближайшее время не будет. Потому что, во-первых, Украина очень неоднородна в экономическом и политическом смыслах. А во-вторых, идефиксом США по-прежнему остается недопущение и намека на возрождение СССР. Страх перед ним въелся в американское общество, и оно готово платить любые деньги, чтобы не допустить и намека на возрождение подобия СССР.
Большое значение имеет и вопрос долгов. Наиболее эффективным и привлекательным для России, на мой взгляд, является оплата долгов собственностью. Ведь на Украине сейчас идет приватизация. И если, например, часть украинского ТЭКа и железных дорог будет принадлежать российским компаниям, интеграция Украины, например, в структуры НАТО уже не будет представлять угрозу национальной безопасности России".

Необходимо ли России в таких условиях и дальше развивать экономическое сотрудничество с Украиной? И если да, то как сделать это сотрудничество взаимовыгодным?Игорь Cавольский, заместитель министра РФ по делам Содружества Независимых Государств: "Украина заинтересована в дальнейших поставках наших энергоносителей: газа, нефти, электричества. Особенно остро она нуждается сейчас в нефти. Идет страда, ощущается острый дефицит горючего. (Сейчас цены на бензин на Украине выросли до $2 за литр, потому что в ходе уборочной все запасы горючего были использованы.) Со стороны украинского премьера прозвучало предложение закупать нефть в счет урожая, который будет получен осенью.

Один из путей решения проблемы долгов -- поставки продовольствия и других товаров. До 1 августа должен быть составлен график платежей, и до конца года украинская сторона должна погасить не менее $1 млрд. общего долга. Около $160 млн. из этой суммы будет выплачено "живыми" деньгами. Большая часть будет погашаться бартером. В этой связи планируется срочно урегулировать вопросы ценообразования и расширить ассортимент бартерных товаров. То есть мы будем получать не только продовольствие, но и, например, сельхозтехнику, суда (сухогрузы, рыболовецкие суда). Ведь ряд украинских заводов производят машины, которые в России никто не выпускает. Так что это не скажется на состоянии отечественных производителей.

Кроме того, решено часть долгов погашать ценными бумагами. То есть допуском российских компаний в уставные капиталы украинских предприятий. Украинская сторона готова к обсуждению механизмов такого участия. Так, "Газпром" уже договаривается о покупке акций компании "Газтранзит", занимающейся транспортировкой газа. Ряд нефтяных компаний проявляют заинтересованность в украинских нефтеперерабатывающих заводах, таких как Лисичанский и др. В частности, "ЛУКойл" уже участвует в капитале Одесского нефтеперерабатывающего завода.

Всем сейчас понятно, что Украина и Россия реально являются стратегическими партнерами и в области политической, и в области экономической. Хотя объемы торгового оборота упали за последние годы с $17--18 млрд. в 1996 году до $9--10 млрд. в 1998 году. Процесс сворачивания отношений не устраивает никого, но ряд позиций в торговле с Украиной выпал совершенно объективно, в рамках защиты национального производителя с обеих сторон. Так, например, было с сахаром, экспорт которого был в 1996 году ограничен, со спиртом и некоторыми другими товарами. Теперь есть договоренность снимать взаимные торговые барьеры.

В ходе визита премьер-министра в Киев было решено развивать торговые отношения в рамках уже существующих коопераций. Особенно в области военно-технического сотрудничества. Ведь на Украине работает несколько авиастроительных заводов. Так, известна программа выхода на мировые рынки с самолетом Ан-70. Реализация этого проекта возможна лишь при одновременном участии и российских, и украинских предприятий. А, например, в Харькове производятся моторы для российских самолетов. Там есть мощные базы для ремонта судов, для обслуживания ракет и т.п.

Наконец, кроме всего прочего, было принято решение не конкурировать на мировых рынках оружия".

Анатолий Чубайс, председатель правления РАО ЕЭС: "Есть принципиальное согласие (между Россией и Украиной.-- "Профиль") действовать дальше вместе. Речь идет о революционном, стратегическом прорыве на рынки Западной Европы, о масштабном экспорте электроэнергии на сотни миллионов долларов. Мы согласились, что такие решения возможны, если мы всерьез и по-крупному объединяемся и выстраиваем единую стратегию в отношении экспорта электроэнергии".

Андрей Трапезников, начальник управления по связям с общественностью РАО ЕЭС: "Российско-украинское сотрудничество в вопросах энергетики крайне интересно и выгодно обеим сторонам. В России электроэнергии производится в избытке. Мы заинтересованы в расширении ее экспорта.

На Украине же существует довольно большая потребность в электроэнергии, и мы можем рассматривать эту страну как рынок сбыта.

Кроме того, украинский является одним из основных транзитных маршрутов экспорта энергии в Европу. Существует даже проект создания совместной компании-оператора по экспорту. Но все упирается в неурегулированность вопросов украинского долга перед РАО ЕЭС, который накапливается с 1996 года. Он сейчас составляет около $131 млн. Проблема эта до сих пор не решена, несмотря на ряд договоренностей и документов, подписанных в последнее время. Из-за этого мы не можем возобновить поставки энергии и не в состоянии начать реализацию совместных проектов. Эти проблемы будут обсуждаться в ходе предстоящего визита министра энергетики Украины Ивана Плачкова в Москву. Мы просто обязаны найти взаимоприемлемые варианты урегулирования задолженности.

Со своей стороны, РАО ЕЭС занимает достаточно гибкую позицию. Естественно, оптимальным для нас вариантом было бы возвращение 100% долгов "живыми" деньгами. Но мы готовы рассматривать и другие формы -- начиная от участия в капитале профильных украинских предприятий и кончая ликвидными бартерными операциями".

Игорь Потапенко, президент группы компаний "Разгуляй-Укррос": "В течение многих лет существовали торговые взаимоотношения между Россией и Украиной, они были выгодны и продолжают оставаться таковыми до сих пор. Украина сегодня потребляет наши энергоносители, минеральные удобрения.

Необходимо наращивать объемы торгового оборота между нашими странами, потому что если мы этого делать не будем, то Украина вслед за другими бывшими союзными республиками переориентируется на другие рынки. Такие прецеденты уже имеются. Украина сегодня ведет переговоры о поставках своего сахара в Грузию, Армению, Азербайджан, Турцию. Уже сейчас Украина реально получает румынскую нефть и ведет переговоры об увеличении поставок.

При этом в процессе расширения сотрудничества наших стран государственная роль должна быть основополагающей. Сегодня существует целый ряд ограничений на поставку товаров с обеих сторон. Их надо снять. Ведь украинская продукция заметно дешевле. И российский производитель не будет страдать от поставок украинских товаров: их доля на российском рынке относительно невелика. Украинский сахар, например, составляет лишь 10% (500 тысяч тонн) от общего объема потребления и не может существенно влиять на ситуацию на нашем рынке.

Лучшим способом укрепления сотрудничества является взаимопроникновение капиталов. Необходимо создавать интегрированные российско-украинские холдинги, ФПГ, которые имели бы одинаковые интересы на рынках обеих стран. И некоторые примеры есть уже сегодня".

Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации: "Помимо торговых отношений, Россия зависит от Украины в вопросах транзита экспортируемых в Европу нефти и газа. Ведь сегодня Украина фактически является монополистом в транзите российских энергоносителей (Так, из 130 млн. тонн нефти, ежегодно экспортируемых Россией, более половины прокачивается через нефтепроводы по территории Украины или реализуется в украинских портах.-- "Профиль"). И зачастую диктует свои условия. Начиная от несанкционированных изъятий транспортируемой в Европу нефти и кончая неплатежами по долгам, которые урегулируются с очень большим трудом. Стратегически выход только один -- создать конкуренцию той транспортной монополии, которой является Украина. Это можно сделать, создав мощности для расширения экспортных поставок нефти и газа через Белоруссию, российские порты на Балтике и т.п.

С другой стороны, сейчас в высшей степени благоприятный момент для улучшения взаимоотношений России с Украиной. Прежде всего, агрессия в Югославии серьезно испортила репутацию США во всем мире. И на Украине антиамериканские, пророссийские настроения достаточно сильны. С другой стороны, приближающиеся президентские выборы заставляют многих украинских политиков разыгрывать карту интеграции. И мы должны проводить активную политику на сближение. Россия должна отстраивать соответствующее лобби в Киеве и на государственном уровне, и на уровне крупных корпораций.

Сейчас Украина намного беднее России. Но там со времен СССР осталось огромное количество пока работающих и перспективных производств, не говоря уже о высокоэффективных технологиях, которые мы не можем бросить на произвол судьбы. Россия должна помочь Украине их запустить. Иначе они погибнут безвозвратно. А если мы поучаствуем в их реанимации, это здорово подтолкнет не только украинскую, но и нашу экономику. Ведь рынок потребления для таких производств находится именно в России.

Но, конечно, нельзя торопиться. Интеграция пока возможна только на количественном уровне. И белорусского варианта почти объединения в ближайшее время не будет. Потому что, во-первых, Украина очень неоднородна в экономическом и политическом смыслах. А во-вторых, идефиксом США по-прежнему остается недопущение и намека на возрождение СССР. Страх перед ним въелся в американское общество, и оно готово платить любые деньги, чтобы не допустить и намека на возрождение подобия СССР.

Большое значение имеет и вопрос долгов. Наиболее эффективным и привлекательным для России, на мой взгляд, является оплата долгов собственностью. Ведь на Украине сейчас идет приватизация. И если, например, часть украинского ТЭКа и железных дорог будет принадлежать российским компаниям, интеграция Украины, например, в структуры НАТО уже не будет представлять угрозу национальной безопасности России".

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».