Наверх
26 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Нет, я не с пушкой, я другой"

Предварительные условия сделки обсуждались во время недавнего визита в Индию маршала Игоря Сергеева.По главной улице на танке

Уральский вагоностроительный завод (УВЗ), расположенный в Нижнем Тагиле, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный танкоград в мире. Вагоностроительным он назван, видимо, для того, чтобы сбить с толку западных шпионов, хотя в небольшом количестве вагоны здесь действительно выпускают.
В годы войны УВЗ произвел 35 тысяч лучших отечественных танков Т-34, а до развала Союза делал знаменитые Т-72. Эти машины, которыми вооружены многие страны мира, участвовали практически во всех локальных военных конфликтах последних десятилетий.
Относительно новая разработка уральцев — танк Т-90 — два года назад на выставке вооружений в Абу-Даби стал настоящей сенсацией. По своим ходовым качествам и боевым возможностям он намного превзошел лучшие западные образцы — американский «Абрамс», английский «Челленджер» и французский «Леклерк».
Парадокс, но одновременно завод чуть было не объявили банкротом, хотя долги самого государства за выполненный госзаказ и по зарплате намного превышали встречную задолженность предприятия перед бюджетом. Свердловский губернатор Эдуард Россель вынужден был лично обратиться к тогдашнему председателю правительства Сергею Кириенко, и только это спасло УВЗ от банкротства.
Рабочие к тому времени буквально голодали. Лучший на заводе водитель-испытатель танков Василий Тронин, имеющий двадцать лет стажа, однажды пришел в сборочный цех, сел в новенький танк, выбил заводские ворота и покатил по центральному проспекту города — в знак протеста против невыплат зарплаты. Танк имел гриф «секретно», и местные контрразведчики пришли в ужас. Угонщика взяли под стражу и с пристрастием допросили. Впрочем, до суда дело не дошло, так как за испытателя вступились заводчане и тот же Россель. Но от секретного производства Тронина отстранили. Кстати, после этого демарша вопрос с зарплатой был решен в три дня.
«Сила Шивы»

Индия — давний покупатель российской бронетехники. Ее армия вооружена в основном танками Т-72 советского и лицензионного производства. И хотя они уже четверть века остаются непревзойденными в своем классе, парк бронированных машин требует обновления.
К перевооружению Индию активно подталкивает и ее давний противник Пакистан, закупивший у Украины 320 танков Т-80УД (подробности в «Профиле» N25, 1998).
Индийские военные давно присматриваются к Т-90. Они уже побывали на Уралвагонзаводе и на подмосковном полигоне в Кубинке, где им продемонстрировали возможности новой машины. По информации ИТАР—ТАСС, полученной в индийском оборонном ведомстве, несколько опытных образцов Т-90 участвовали в проводившихся в пустыне Тар (штат Раджастхан) крупных военных маневрах индийской армии под кодовым наименованием «Сила Шивы». И, как говорят, индийские генералы дали уральским танкам самые высокие оценки.
Генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых рассказывает: «Ракетно-пушечный танк Т-90С представляет собой новую генерацию российских танков, вобравшую оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения Т-72 и Т-80. Он максимально адаптирован к условиям современного боя, машина сконструирована с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира».
Ударим «Росвооружением» по криминалу

В управлении вооружений Министерства обороны РФ корреспонденту «Профиля» рассказали, что индийский танковый контракт у «Росвооружения» пытались перехватить украинские торговцы оружием. После удачной сделки с Пакистаном, принесшей в казну около $650 млн., украинские оборонщики, видимо, вошли во вкус и на последней выставке IDEX-99 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) старательно обхаживали представителей Дели.
Между тем в мире уже знают, что украинский танк Т-80УД представляет собой копию российского Т-80У, но намного уступает ему в качестве башенной брони и танкового ствола.
Сейчас, правда, в Харькове разработан новый танк — Т-84. Но и он ненамного отличается от своего предшественника, хотя и адаптирован под натовские стандарты. С другой стороны, неоспоримое достоинство украинских танков — их невысокая стоимость. Они на 40% дешевле российских машин такого класса. Но Дели, по всей видимости, это не соблазнило.
Сегодня в Нижнем Тагиле идут последние приготовления к отправке в Индию трех Т-90С. В течение ближайших двух месяцев им предстоит намотать по 2 тысячи километров в песчаных пустынях (испытывать танки будут экипажи индийской армии), расстрелять по 150 боеприпасов, включая высокоточные ракеты.
Если машины выдержат экзамен, «Росвооружение» получит возможность заключить самый крупный в российской истории контракт по продаже танков. Сумма будущей сделки пока не разглашается. Но, по словам представителя госкомпании «Росвооружение» на Урале Владимира Волкова, «она исчисляется сотнями миллионов долларов».
Стоит отметить, что за последние годы Россия заключила всего два контракта на поставки танков за рубеж на общую сумму около $200 млн. (41 танк Т-80У был продан Кипру и 33 — Южной Корее). Так что будущее соглашение может стать своего рода сенсацией.
И что немаловажно — «бесхозные» российские машины перестанут наконец привлекать повышенное внимание криминальных структур.
На заводе рассказывают, что несколько лет назад некая группировка пытались угнать танки прямо с заводского полигона, чтобы потом переправить их в одну из западных стран. Якобы, посягала на уральские танки и японская секта Аум синрике.
Наконец, нельзя не вспомнить знаменитое дело АНТа в 1991 году. Тогда большую партию нижнетагильских танков под видом сеялок, веялок и прочей сельхозтехники тоже пытались переправить за рубеж. На съезде народных депутатов СССР этот скандал расследовала специально созданная комиссия. Бывший заместитель директора завода Николай Малых, приехав в командировку в Москву, был задержан сотрудниками КГБ и препровожден в Лефортово, где его несколько дней допрашивали. Но Малых оказался невиновным, и его с извинениями отпустили. Добраться до настоящих организаторов сделки следователи КГБ, похоже, так и не смогли: говорили, что АНТ опекали люди из окружения тогдашнего премьер-министра Николая Рыжкова. Николай Малых вынужден был уйти с завода и вернулся на него только в прошлом году — уже в качестве гендиректора.
Так что пока продажей суперсовременных и супердорогих российских танков за рубеж (и, видимо, не всегда безуспешной) занимались в основном криминальные структуры. Теперь у них появился «конкурент» — госкомпания «Росвооружение».

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK