Наверх
29 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Новый год в законе"

Новый год — это не только традиционное обращение президента и салат оливье. Это еще и дата вступления в силу целого ряда федеральных законов. Не то чтобы 1 января 2005 года россияне проснулись в другой стране. Однако многие из вступивших в силу актов способны впоследствии заметно эту страну изменить.Действие некоторых из них граждане России смогли почувствовать на себе буквально сразу же после боя кремлевских курантов. Например, те граждане, которые решили съездить во время долгих новогодних каникул к родственникам из стран СНГ. Они наверняка обратили внимание, что сделать это теперь можно только при наличии загранпаспорта (исключение отныне составляет лишь «оранжевая» Украина). С теми же проблемами могли столкнуться и те, кто отправился в Калининградскую область через территорию Литвы.

Вступление в силу других законов россияне заметили лишь после того, как отошли от праздничного угара. Безусловным «хитом» в первую посленовогоднюю рабочую неделю стал закон о монетизации льгот. Замена натуральных льгот денежными компенсациями спровоцировала массовые акции протеста, напомнившие 90-е годы. И людей можно понять.

По мнению противников закона (а таковых сразу после первых акций протеста вдруг обнаружилось великое множество), замена льгот компенсациями уменьшит содержимое кошелька каждого льготника минимум в два раза. Например, приводятся подсчеты офицеров некой воинской части, согласно которым среди них не оказалось ни одного, кто бы ничего не потерял. Минимальные потери составили 200 рублей в месяц (при том что человек практически никуда не ездит), максимальные — 2000 рублей в месяц.

Бюджетные терзания

Прочие плоды совместной деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти затронут жизнь простых россиян далеко не сразу. Но все-таки затронут. Так, повышение минимального уровня оплаты труда коснется всех — даже тех, кто свою зарплату считает не в МРОТ, а в у.е. Например, водителей, что стояли в пробке на подъезде к Химкам во время блокирования шоссе бунтующими льготниками.

«Повышение МРОТ, в частности, означает повышение штрафов, которые считаются в количествах МРОТ, а также вычетов по подоходному налогу», — комментирует ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.

МРОТ вообще повышается регулярно. Это и понятно — ведь доведение его до уровня прожиточного минимума было одним из важнейших предвыборных лозунгов «Единой России». С 1 января 2005 года МРОТ составит 720 рублей, с 1 сентября он повысится до 800 рублей, а с 1 мая 2006 года — до 1100 рублей. Пока цель «единороссов» остается недостигнутой, поскольку на сегодня прожиточный минимум оценивается приблизительно в 2,5 тыс. рублей и дальше будет только расти.

Парадокс в том, что поводов для радости немного и у тех, чья зарплата все-таки зависит от МРОТ. «Вся история повышения МРОТ — не более чем пиар», — уверен независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. — Все по тому же закону о монетизации каждый регион вправе устанавливать свой минимальный размер оплаты труда, исходя из возможностей бюджета. Федеральный МРОТ получат только федеральные бюджетники, а их всего 10%». Федеральный же бюджет к увеличению МРОТ готов, даже несмотря на снижение ставки единого социального налога с 35,6% до 26%. С Нового года, согласно закону об упорядочивании налоговой системы РФ, в федеральный бюджет переходит порядка 70% от всех налоговых поступлений. Соответственно, региональному и местному бюджетам остается около 30% (ранее эта пропорция составляла 60% к 40%). Таким образом, доходы региональных бюджетов, скорее всего, сократятся, а вот социальная нагрузка, наоборот, вырастет. Например, в этом году в ведение регионов, согласно поправкам к федеральному закону об образовании, было передано и финансирование школ. Возможность для школьников бесплатно питаться и получать льготный проездной теперь также зависит исключительно от возможностей регионального бюджета.

Кроме того, согласно этим же поправкам, государство перестает финансировать выпуск учебной литературы и отменяет повышенное финансирование инновационных школ и школ для детей-инвалидов. А частные учебные заведения вообще лишаются господдержки.

Впрочем, нынешнее перераспределение налоговых поступлений, по мнению аналитиков, лишь очередной шаг на пути к централизации бюджета.

Сама концепция вертикального бюджета, из которого распределяются средства по регионам, появилась еще в середине 90-х, когда федеральный центр столкнулся с реальной угрозой развала страны. Предполагалось, что финансовая зависимость уравновесит политический суверенитет.

Второй этап выстраивания бюджетной вертикали пришелся на начало 2000-х годов. Тогда, с одной стороны, возникла необходимость снизить налоговую нагрузку с населения. Но с другой — федеральное правительство не пылало желанием облегчать налоговое бремя народа за свой счет. Как следствие, был упразднен целый ряд региональных налогов (прежде всего пресловутые «оборотные налоги»). По словам Дмитрия Белоусова, в результате региональные бюджеты потеряли около 10% своих доходов. Однако были разработаны некоторые механизмы компенсации этих потерь, в том числе за счет дотаций из федерального центра.

Затем какое-то время установился хрупкий баланс между бюджетами. «Налоговые поступления между федералами и регионалами делились приблизительно поровну, — продолжает Дмитрий Белоусов. — Но федеральная власть, пользуясь тем, что именно она определяет правила игры, пыталась забрать себе те налоги, которые уже существуют и хорошо собираются, а регионам отдать те, которые только разрабатывались или хуже собирались».

Опять к идее ввести единую бюджетную вертикаль вернулись, по мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, под влиянием выстраивания вертикали политической. Что, впрочем, с аппаратной точки зрения довольно логично.

Перемещение черных дыр

Но один регион — Чеченская Республика—все же несколько выбивается из системы финансовой вертикали. «Вся схема финансирования Чечни с 2000 года была специально продумана для размывания денег,—считает Усман Масаев, бывший заместитель по экономике Ахмата Кадырова. — В ситуации, когда одновременно действуют 30 гензаказчиков, 30 генподрядчиков и более 400 субподрядчиков, до 80% всех финансовых потоков оседало непонятно где». По сведениям правительства РФ, с 2000 года на восстановление Чеченской Республики было потрачено 62 млрд. рублей. «За эти деньги можно было бы полностью отстроить Грозный на хорошем уровне европейского города, — продолжает Усман Масаев. — Но ведь этого нет».

С Нового года предприняты видимые попытки как-то упорядочить ситуацию. Назначен единый генподрядчик — правительство республики. Но, по мнению Усмана Масаева, кардинально ситуацию с финансированием республики эта мера не поменяет. «Во-первых, правительство не в состоянии выполнить эту функцию,— считает Масаев. — Во-вторых, решить проблемы размывания денег можно только установлением единого заказчика, чтобы деньги федерального бюджета поступали на счет одной организации, а не тридцати». Впрочем, если отвлечься от этого маленького, но очень дорогостоящего исключения, в целом властная вертикаль выстраивается весьма успешно — чего стоит хотя бы подписанный Владимиром Путиным за две недели до Нового года закон о новом порядке избрания глав субъектов Федерации. Регионы, кстати, уже вовсю готовятся принять губернаторов, «наделенных полномочиями» по новым правилам. Например, резко возросло число желающих стать депутатом ЗС. По рассказам, стоимость места депутата заксобрания не самого богатого региона достигает $300 тыс.

Такая популярность объясняется очень просто: теперь ЗС получили полномочия утверждать местный бюджет и кандидатуру губернатора. «Это пахнет деньгами и возможностью поживиться, — считает один из политологов, участвующих в избирательной кампании нового типа. — Поэтому народ и стремится попасть в депутаты».

Доступнее и дороже

Новые законы будут способствовать не только повышению популярности должности депутата ЗС, но и цен на жилье. В 2005 году вступил в силу новый Градостроительный кодекс («переходный период» продлится до 2012 года) и пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья.

Как объяснила «Профилю» президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, всего вступило в силу порядка 25 законов. Их общая цель, с одной стороны, сделать более доступными механизмы кредита и долевого строительства. Это увеличит спрос на квартиры. С другой стороны, стимулировать строительство жилья и, соответственно, увеличить предложение жилья на рынке.

Проблема увеличения спроса на жилье, в том числе с помощью снижения кредитных ставок, решается, по мнению Надежды Косаревой, довольно эффективно: «До 5% кредитной ставки составляют риски по кредитам, — продолжает Косарева. — Изменения законодательства, которые снимают эти риски, естественно, скажутся на снижении ставок». В целом, по прогнозам экспертов, при благоприятной рыночной конъюнктуре к 2010 году ставки сократятся до 7—8%, то есть почти в два раза.

А вот с увеличением предложения, то есть количества строящихся квартир, видимо, возникнет проблема. В первую очередь это связано с закрытой системой распределения земельных участков, когда к участкам имеют доступ лишь некоторые избранные. В результате эти избранные, во-первых, не обеспечивают рынок необходимым количеством квартир. Например, по словам эксперта, в Москве сейчас строится в три раза меньше жилой площади, нежели реально можно построить. Во-вторых, стоимость квартир увеличивается за счет разного рода поборов. По некоторым сведениям, в Москве взятки и согласования составляют до 40% стоимости квадратного метра жилья.

Решением этой проблемы, по словам Надежды Косаревой, может стать введение открытых аукционов на землю, которые предусмотрены в новом законодательстве. Однако некоторые депутаты Госдумы почемуто сильно воспротивились введению этих аукционов. В результате система прозрачного распределения земли начнет действовать лишь через 9 месяцев — время, достаточное для того, чтобы уже распределить самые лакомые кусочки «кому следует». Еще одним значительным препятствием для увеличения предложений на рынке жилья может стать отсутствие системы по обеспечению земельных участков инфраструктурой. «Сейчас оборудовать новый участок канализацией, газом и т.д. должен сам застройщик, — объясняет Надежда Косарева. — Но это крайне дорогостоящий процесс, который многих отпугивает. А законов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в обеспечение инфраструктуры земли и равномерное распределение затрат, еще нет».

Таким образом, в скором времени число людей, способных купить квартиру, может резко возрасти, а количество самих квартир останется неизменным. Как следствие, по пессимистичным прогнозам экспертов, цены на квартиры к 2010 вполне могут подскочить вдвое.

Вечное утешение

Так что после принятия всего пакета законов, направленных на так называемое формирование рынка доступного жилья, может сложиться ситуация, когда «и око видит, да зуб неймет». Но ничего. Зато водка почти не подорожает, хотя и нынешний год ознаменовался очередным повышением акцизов на этот стратегически важный продукт. Как объяснил «Профилю» председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, в этом году повышение лишь индексирует инфляцию, поэтому цена на водку вырастет всего на 3 рубля.

В общем, и предстоящий год обещает стать весьма и весьма насыщенным. Причина же этой насыщенности, как рассказали «Профилю» источники в правительстве РФ, весьма проста. По их словам, поступило указание закончить все реформы к 2007 году. По аппаратной логике это значит, что половину необходимых законов надо принять в 2005 году, а половину — в 2006-м. Так что следующий год грозит стать как минимум столь же веселым.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK