Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "«ОДНОРУКИЕ» ЛОТЕРЕИ"

Почему затея с введением ограничений для отечественного игорного бизнеса окончилась фактическим провалом?    C 1 июля 2009 года игорный бизнес в России разрешен только в четырех отведенных для этого зонах — в Приморье, Алтайском крае, Калининградской области и на границе Краснодарского края и Ростовской области. Но случилось странное: после вступления в силу закона № 244 «О государственном регулировании деятельнос-ти по организации и проведению азартных игр» новых Монте-Карло и Лас-Вегасов в России не появилось, зато во многих городах вновь открылись залы игровых автоматов. Понять суть этого загадочного феномена и по-пытались журналисты «Про-филя».
   
ВАШ БИЛЕТИК!
    Игорное заведение на тихой улочке в столичном районе «Измайлово» работает без вывески. Но его принадлежность к индустрии азартных развлечений выдает обилие световых гирлянд и постеры с видами Лас-Вегаса в витринах. Полутемный зал освещен разноцветными экранами игровых автоматов. Всего в зале их около полусотни. Свободных мест почти нет. Посетители — преимущественно мужчины в возрасте от 30 до 60 лет, мно-го приезжих из ближнего южного зарубежья.
   Ко мне подходит девушка-менеджер.
   — Вы поиграть?
   — Да.
   Девушка протягивает мне цветной бумажный квадратик с надписью «Играй по правилам». «Слоган» этот в таком месте звучит несколько двусмысленно.
   — Это лотерейный билет, — поясняет менеджер, видя мою нерешительность.
   — И что с ним делать?
   — Можете открыть и проверить выигрыш…
   Билет оказывается без выигрыша, и тогда девушка предлагает мне продолжить игру за любым из свободных автоматов. Дальнейшие расспросы о роли лотерейного билета несколько озадачивают менеджера, и она произносит заученную фразу, смысл которой в том, что здесь проводится розыгрыш «стимулирующей лотереи» и все, кто получает билет без выигрыша, имеют право поучаствовать в дополнительном розыгрыше на лотерейных автоматах.
   Правда, согласно закону № 138 «О лотереях», стимулирующая лотерея проводится с целью подвигнуть потребителя к приобретению товаров и услуг, предлагаемых организатором лотереи. Что именно должна стимулировать лотерея в нашем случае, девушка сказать затруднилась и отправилась к стойке администратора, вернувшись с сертификатом на получение четырех лотерейных билетов. Согласно документу, я передал свои билеты на хранение организатору лотереи. Очевидно, лотерея стимулировала получение именно этой услуги.
   Дальнейший процесс игры уже ничем не отличался от традиционного. Я ввел в автомат 100 рублей и в течение примерно получаса успел приумножить эту сумму и полностью ее проиграть. Единственное отличие от игровых залов, замеченное мной, состояло в том, что в названиях игр и самих автоматов фигурировало слово «лото», а для получения выигрыша надо предъявить менеджеру лотерейный билет.
   Таким образом, ларчик открылся довольно просто. Федеральный закон № 244 при, казалось бы, однозначном запрете игорных заведенийполностью обошел вниманием так называемую лотерею. К азартным играм она формально не относится, и запреты на ее повсеместное проведение не распространяются. Этот законодательный пробел и позволяет де-факто игорным заведениям и дальше вести свою деятельность.
   
КАЗИНО ИЗ ИНТЕРНЕТА
   Еще одна форма сравнительно законного отъема денег у азартных граждан — интернет-клуб. Их в Москве пока меньше, чем лотерейных, но и у них есть свои поклонники. Тут процедура еще проще. Менеджер через платежную систему кладет деньги клиента на счет интернет-казино. Клиент садится за обыкновенный персональный компьютер и играет через Интернет в однорукого бандита, рулетку или покер. Выигрыш снимается точно так же, через кассу. Несмотря на то, что организация азартных игр посредством сети Интернет, по закону № 244, запрещена, запретительные меры не распространяются на учреждения связи. Поэтому часть игорных заведений и перешла на предоставление интернет-услуг. Организатор самой игры вместе с сервером и игровой программой находится за границей, а владельцы клуба лишь предоставляют услуги доступа в Интернет и выступают агентом платежной системы. Но, по сути, это тот же игровой клуб, только вместо автомата — монитор компьютера, а вместо рычага — клавиша мышки.
   
ОДНОРУКИЕ ФЕНИКСЫ
   В Петербурге более трети игровых клубов, оказавшихся с 1 июля прошлого года вне закона, переквалифицировалось в лотерейные залы и возобновило работу, а в Москве сохранилось большинство игорных заведений. На 1 апреля 2009 года, по данным столичного ГУВД, в Москве было зарегистрировано 546 объектов игорного бизнеса — 30 казино и 516 залов игровых автоматов. По данным правительства Москвы, к 1 апреля этого года их осталось 410, при этом количество компьютерных клубов увеличилось в 1,5 раза, а лотерейных клубов — в 12 раз.
   Нельзя сказать, что милиция в этой ситуации совсем уж бездействует. В столице закрыто около 250 объектов игорного бизнеса. Как сообщили «Профилю» в ГУВД Москвы, всего с 1 июля 2009 года по 1 апреля 2010 года проверено 677 сообщений об игорных заведениях. Возбуждено 38 уголовных дел, изъято более 5 тыс. единиц оборудования. По словам главы пресс-службы столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями Филиппа Золотницкого, только за первую неделю мая в столице было закрыто 15 лотерейных клубов и два покерных. Изъято более тысячи игровых автоматов и свыше 14 млн рублей.
   Но игорные заведения обладают потрясающей способностью к регенерации. На месте закрытого вскоре возникает новое. Филипп Золотницкий рассказал «Профилю», что 30 апреля оперативники уже в третий раз закрыли зал игровых автоматов, который располагался в гостинице «Корстон — Орленок». Заведение работало под вывеской лотерейного клуба. По словам нашего собеседника, первый раз сотрудники УБЭП побывали здесь в конце марта, тогда они конфисковали более 50 автоматов и возбудили уголовное дело по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Примерно через две недели милиционерам сообщили, что заведение снова работает. Во время второго визита милиции в зале стояло уже 100 устройств, а в третий раз было изъято уже около 200 автоматов. По словам оперативников, подпольный клуб приносил миллионные доходы. Приобретение новых автоматов окупалось за считанные дни.
{PAGE}
   
БЕСПРОИГРЫШНОЕ ДЕЛО


    Но сами милиционеры признают, что возбудить дело за нарушение закона «О лотереях» довольно трудно. Во-первых, закон не приравнивает лотереи к игорному бизнесу, а во-вторых, не вводит ограничений на размещение лотерейного оборудования. И, в-третьих, само понятие лотерейного оборудования настолько расплывчато, что под него можно подвести что угодно. Это позволяет предпринимателям использовать в качестве лотерейного оборудования бывших «одноруких бандитов», прошедших косметическую модификацию.
   В законе «О лотереях» сказано, что они могут проводиться с использованием технических средств. Но их устройство и техническая составляющая при этом никак не оговорены (см. справку). Таким образом, механические барабаны с выигрышными номерами могут быть заменены электронными аппаратами любого внешнего вида и внутреннего устройства.
   Отличить прежний игровой автомат от нового лотерейного практически невозможно, поскольку принцип игры остался тем же. В теории купюроприемника в лотерейном автомате нет, а игра должна вестись не за наличные деньги, а за виртуальные баллы, начисленные менеджером после покупки лотерейного билета.
   Еще один момент — игровая плата. Это электронное устройство аппарата, в котором прописан алгоритм игры. Платы бывают игровые или лотерейные. В зависимости от типа платы меняется классификация аппарата, но принцип игры остается тем же.
   В законе «О лотереях» не предусмотрено лицензирование производства и реализация лотерейного оборудования, под которое могут камуфлироваться игровые автоматы. Регламента на техническое оборудование, то есть игровые и лотерейные автоматы, в законах нет. А значит, и экспертизы, которая бы отличила лотерейный автомат от игрового, не существует. Это чаще всего освобождает владельцев лотерейных клубов от уголовной ответственности по статье о незаконном предпринимательстве.
   На лотерейное оборудование нет фиксированного налога. В отличие от игрового, которое облагалось налогом, лотерейное не ставится на учет в фискальных органах. А в случае со стимулирующими лотереями, которые не влекут возникновения прямого дохода и направлены лишь на стимулирование продаж, перечисление в бюджет не производится даже с тиража, как, например, в случае с другими лотереями. В соответствии с законом для проведения стимулирующей лотереи достаточно направить уведомление в орган исполнительной власти или местного самоуправления. Для открытия лотерейного клуба не нужна лицензия — достаточно подать заявление в налоговую инспекцию. При этом если раньше в игровых клубах разрешалось установить максимум 60 автоматов, в лотерейных клубах нет ограничений ни на количество автоматов, ни на размер зала. В любом крупном городе России можно получить разрешение на проведение всероссийской лотереи. При этом на основании документов, полученных во Владивостоке, лотерейный клуб можно открыть в Москве. Вот и получается, что законодатели не только не положили конец игорному бизнесу, но, напротив, вывели его из-под всякого контроля.
   
ЧТО ДЕЛАТЬ? 
  После вступления в силу закона № 244 в Москве была создана межведомственная комиссия правительства города по игорному бизнесу. В ходе ее работы выяснилось, что применение законов в области регулирования азартных игр и лотерей весьма затруднительно. В частности, в законе № 224 не предусмотрена ответственность за нарушение запрета на организацию азартных игр вне игорных зон, а также с использованием Интернета.
   В связи с этим появились новые законодательные ин-ициативы. Заместитель генпрокурора Евгений Забарчук 15 марта на заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам заявил, что его ведомство предлагает до-полнить УК РФ статьей о незаконной организации игорного заведения и проведении азартных игр. В качестве наказания, по мнению прокуратуры, может взиматься штраф до 300 тыс. рублей и назначаться обязательные работы. Предполагаются и такие меры пресечения, как ограничение или лишение свободы сроком до года. Евгений Забарчук добавил, что после запрета игорной деятельности за пределами специальных зон было возбуждено уже 800 уголовных дел по фактам ведения незаконной предпринимательской деятельности. Но из них до суда дошли только сорок, а приговоров по этим делам, по словам Евгения Забарчука, было вынесено всего двадцать. И ни один не был связан с лишением свободы.
   Решит ли эту проблему новая статья УК? Маловероятно. Как пояснил «Профилю» сотрудник одного из экономических подразделений МВД, доказывать незаконную организацию игорного заведения будет так же тяжело, как и незаконное предпринимательство. «Если злоумышленники успешно маскируются под легальный бизнес, то надо думать о том, как затруднить им эту маскировку, — считает наш собеседник. — Какой смысл в новой статье, если ее можно так же легко обойти, прикрывшись лотереей? Надо менять законы о связи и лотереях, чтобы у предпринимателей не было вообще никакой возможности использовать суррогатные технологии или адаптированное оборудование». По мнению нашего эксперта, можно начать с того, что запретить, например, использование в лотерее любых электронных средств розыгрыша, кроме барабанных лототронов. Или хотя бы четче прописать в законе характеристики лотерейного и игрового оборудования.
{PAGE}
   Такие попытки предпринимаются. Так, поправки в закон «О лотереях» вводят в статью, регламентирующую основные понятия, связанные с лотереями, измененное определение лотерейного оборудования. Ранее под ним понималось оборудование, изготовленное специально для лотереи или оснащенное соответствующими программами. В новой редакции под ним следует понимать устройство (генератор случайных чисел) или совокупность механических, электронных, электрических или иных технических устройств, используемых для розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. Также в статью добавлено определение лотерейного терминала (устройство, предназначенное для ввода или выбора игровых комбинаций и приема ставок) и лотерейной программы (компьютерная программа, специально разработанная для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых ставках, для управления лотерейным оборудованием и (или) для проведения розыгрыша призового фонда).
   Но вопросы, увы, остаются. При заметном увеличении понятий конкретики не прибавилось. Критики закона считают, что поправки, по сути, формальны. В беседе с корреспондентом «Профиля» гендиректор компании «Интерлот» (лотерея «Золотой ключ») Александр Зибров заявил, что закон и без всяких поправок позволяет бороться с псевдолотереями, но при грамотном и системном его применении: «Устроитель должен представить «Условия проведения лотереи», в которых он описывает, где, как, и на каком оборудовании проводится ло-терея. И если в этом документе описан игровой клуб, то разрешение выдавать нельзя. А если описано все правильно, а на самом деле все происходит иначе, то можно смело закрывать такое заведение. В чем проблема? Я напомню, что в первом чтении таких пространных и размытых формулировок не было. Они появились уже ко второму, и, полагаю, не без участия тех кто выступает за сохранение игорного бизнеса».
   Сейчас, по словам депутата Госдумы Владимира Головнева, в комитете идут консультации с заинтересованными сторонами, и, скорее всего, поправки будут отредактированы. Между тем игра в многочисленных лотерейных и интернет-клубах продолжается, как ни в чем не бывало.  

   ТЕРМИНЫ
   Игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения. (ФЗ «О налоге на игорный бизнес.)
   Лотерейное оборудование — оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами, так называемые лотерейные терминалы. (ФЗ «О лотереях».)

   МЫ СДЕЛАЕМ ВАМ КРАСИВО
   Как превратить «однорукого бандита» в законопослушный лотерейный автомат? Оказывается, просто и недорого. В корпус автомата вставляется лотерейная плата вместо игровой, а купюроприемник меняется на сканер штрих-кода (да и то не всегда). Принцип работы не меняется, но для закона автомат перестает быть игровым и становится лотерейным. Разумеется, все это должно подкрепляться соответствующими документами, но и здесь проблем не возникает.
   На запрос в поисковой системе «лотерейный клуб» можно легко найти несколько ссылок на сайты компаний, предлагающих широчайший выбор услуг по легализации игровых клубов под видом лотерейных. «Мы не предлагаем пути обхода закона. Мы знаем, как открыть казино на законных основаниях!» — гласит реклама на одном из таких сайтов.
   По словам представителей другой фирмы, для проведения стимулирующей лотереи необходимо не так уж и много. Во-первых, переоборудовать игровые аппараты в лотерейные. Для этого заказчику выдается комплект документов на оборудование: шильдик, сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, технический паспорт, технические условия, голограмма, патент на лотерейную программу. Стоимость такого переоборудования составляет 500-4000 рублей в зависимости от типа оборудования (в сумму входит полный комплект документов и перепрошивка электронной платы). Специалисты компании выезжают к заказчику и в течение нескольких дней перепрошивают все аппараты. «Прошивка не меняет математики игры и графики, меняется только версия игры, название и некоторые ключевые слова, а также появляется надпись «лотерейная программа», то есть все то, что могло бы идентифицировать программу как игровую! После данной процедуры ни один эксперт не сможет доказать, что ваш аппарат не является лотерейным! Все документы на 100% отвечают требованиям закона!» — утверждается на сайте. Во-вторых, надо заключить контракт с организатором стимулирующей лотереи на проведение ее в регионе заказчика и оформить доверенность. В-третьих, зарегистрировать кассовый аппарат по месту нахождения лотерейного клуба. И, наконец, перевести фирму на вмененный налог либо на упрощенную систему налогообложения (6%).
   Если предположить, что средний игровой зал с полусотней автоматов захочет полностью легализоваться, то эта процедура обойдется ему максимум в 200 тыс. рублей. При средней пропускной способности зала эти вложения могут окупиться максимум за неделю.

   {PAGE}

   МОЖЕТ, В ЛОТЕРЕЕ ЧТО-ТО ПОДПРАВИТЬ?
   Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир ГОЛОВНЕВ
   — Почему депутаты отказались рассматривать «лотерейные поправки»?
   — Поправки в закон «О лотереях» не были отклонены, и мы вернемся к ним, наверное, во второй половине мая. Я не думаю, что тут надо торопиться. После того как вступил в си-лу закон о регулировании игорного бизнеса, далеко не во всех регионах он начал работать. Казино и игровые клубы продолжают действовать под видом внешне законных предприятий. Надо решить эту проблему раз и навсегда, чтобы не возвращаться к ней спустя какое-то время, когда окажется, что наши предприимчивые дельцы нашли очередные дыры в законе. Мне бы хотелось, чтобы мы предусмотрели в этих поправках максимум нюансов, которые всплыли и продолжают всплывать. Идет нормальный процесс дискуссий, обсуждение всех «за» и «против». Ничего сенсационного. Есть смысл более детально подойти к этому законопроекту.
   — Кто-то внес свои замечания?
   — Совершенно верно. Есть предложения. Есть уже наработанная практика тех компаний, которые этим профессионально занимаются, и им есть что сказать.
   — Вы имеете в виду лотерейный бизнес?
   — Конечно. То, что для нас с вами не более чем абстрактные понятия, для них это бизнес, которым они занимаются много лет. Более того, мы продолжаем изучать зарубежный опыт, чтобы не изобретать велосипед, на котором другие уже давно ездят. К нам приезжали представители иностранных компаний, они рассказывали, как это работает в других странах. Как эта деятельность регламентируется, сколько остается дохода в компании, какие налоги. Непростой вопрос, и хотелось бы его решить профессионально.
   — Милиционеры отмечают, что размытые формулировки не позволяют отличить игровой автомат от лотерейного. Новые поправки решат эту проблему?
   — Наши сограждане отличаются чрезвычайно живым и пытливым умом. Нарушать закон, оставаясь при этом в правовом поле, у нас не в новинку. Поэтому, конечно же, без взвешенного экспертного заключения, без изучения опыта и более глубокой юридической проработки, наверное, не стоит принимать такой общественно важный законопроект.
   — Насколько оправданно было отделение лотерейного бизнеса от игорного?
   — Вопрос этот, я повторяю, крайне непростой. И, действительно, мы сегодня приходим к тому, что только время покажет, насколько эффективно работает тот или иной закон.

   {PAGE}

   МОЖЕМ ВЫПЛЕСНУТЬ РЕБЕНКА
   Генеральный директор и совладелец компании «Русское лото» Элмурод РАСУЛМУХАМЕДОВ.
   — Как вы оцениваете поправки в закон «О лотереях»?
   — Мы считаем, что необходимо отличать лотерею от игорного бизнеса. И не только по техническим параметрам оборудования, но и исходя, например, из размеров призового фонда. Если каждый конкретный автомат запрограммировать на призовой фонд ниже 80% от выручки розыгрыша, как это принято в лотереях, то играть никто не будет. За игрой, мне кажется, ходят в надежде получить больше, чем поставили. Если каждый генератор случайных чисел (ГСЧ) сертифицировать под одну конкретную лотерею, как это принято, то владельцам игровых клубов придется регистрировать отдельную лотерею на каждый автомат. Если это правило распространить на все аппараты, имеющие ГСЧ, то новые поправки не так страшны. Хотя в этом случае надо подумать, как ограничивать и контролировать выдачу разрешений на проведение лотерей.
   — Возможно, изменения должны коснуться и других законов?
   — Проблема в том, что сам закон о регулировании игорного бизнеса прописан недостаточно хорошо. Он не решил ту задачу, ради которой принимался. Ведь игровые автоматы и другое оборудование были зарегистрированы по известным адресам. Что мешало, например, собрать все это и вывести в эти зоны? Ну, согласитесь, глупо было бы запрещать оборот оружия или наркотиков и при этом оставлять все это в пользовании граждан. А у нас с игровыми автоматами получилось именно так. В итоге, преследуя игорный бизнес, мы рискуем этими поправками к закону «О лотереях» настолько крепко закрутить лотерейный бизнес, что он просто задохнется. Затем игровые клубы займутся промоакциями леденцов, и что? Будем править законы о продуктах питания? Есть что-то нелогичное в том, что мы меняем один закон, чтобы заставить работать другой.
   — В чем кроется опасность для лотерейного бизнеса?
   — Дело в том, что традиционная сеть распространения лотерей в России погибла. Из 35 тыс. точек распространения «Спортлото» на сегодня функционирует 2,5-3 тыс. При этом на дворе XXI век с его телекоммуникационными и вендинговыми технологиями, и продавать бумажные билеты через киоски было бы неправильно с точки зрения и бизнеса, и здравого смысла. Население стало более динамичным, люди активно используют платежные терминалы, компьютеры, и не использовать этот потенциал, наверное, нелогично. Если строить новую сеть, то она должна быть современной. Это и лотерейные терминалы, и розыгрыши бестиражных лотерей, когда человек может самостоятельно выбрать билет, тут же его разыграть и получить выигрыш. Вот тут мы и рискуем выплеснуть младенца с водой. Если законодатель пойдет по пути ограничения технических и телекоммуникационных средств, то развитие лотерейного бизнеса в этом направлении остановится. Если каждый кассовый аппарат, через который продается лотерея, заставят сертифицировать и к конкретному месту привязывать, то в магазинах лотерея не появится. Заработок для розничных сетей тут небольшой, а хлопот будет предостаточно.
   — Собираетесь ли вы вносить свои предложения по поправкам?
   — Мы сейчас больше погружены в подготовку к олимпийской лотерее, но в любой момент готовы подключиться к процессу. Хотя мне не совсем понятно, почему из лотерейщиков пытаются делать борцов с игорным бизнесом. Для этого, мне кажется, есть другие инструменты и структуры. Мы рассчитываем на благоразумие Министерства финансов, которое достаточно плотно этим вопросом занималось. В сентябре прошлого года в министерстве проходил круглый стол, где лотерейщики высказали свои пожелания и сомнения. В плане поправок нас больше всего интересует возможность дальнейшего развития бизнеса, и защита участника лотереи от мошеннических действий. По нашему мнению, и количество разрешений на проведение лотерей (более 700) превысило все разумные пределы, и качество компаний-организаторов ниже критики. Организатор должен иметь определенные активы, которыми он будет отвечать в случае крупных выигрышей. Нужно страховать риски, так как действующее законодательство участников лотерей не защищает. Если грамотно прописать нормы, то это отпугнет от лотерей тех, кто пришел из игорного бизнеса в расчете на быстрые деньги. Сегодня для организации стимулирующей лотереи им достаточно два раза сходить в местную администрацию и переоформить документацию на клуб и оборудование.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK