27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Охранная грамота"

Архивная публикация 2002 года: "Охранная грамота"

Роль государства в природоохранной деятельности не должна быть только фискальной. Даже минимальное содействие бизнесу в решении этих проблем пойдет на пользу всему обществу.В докладе Министерства природных ресурсов "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2001 году" говорится, что "в настоящее время законодательное регулирование экологических проблем в Российской Федерации ориентировано преимущественно на ликвидацию уже возникших негативных последствий производственной и иной хозяйственной деятельности, а не на их предупреждение, что не оправдано ни с экологической, ни с экономической точки зрения".
И действительно, власти активно разрабатывают экологические нормативы, определяют размеры предельно допустимых вредных выбросов, устанавливают штрафы за их превышение. Это, несомненно, логично -- таким образом пытаются обезопасить себя от горе-предпринимателей, действующих по принципу "после нас хоть потоп". Однако сводить роль государства в деле охраны окружающей среды лишь к полицейской, карающей за нарушения постфактум, было бы неправильно. Зачастую минимальное превентивное регулирующее воздействие правительства могло бы если и не решить те или иные экологические проблемы, то уж по меньшей мере не допустить ухудшения ситуации.
Зачастую собственник предприятия, даже обладая желанием и средствами для решения экологических проблем, не в состоянии их решить самостоятельно без согласованных действий со стороны государства. Яркий пример -- Ачинский глиноземный комбинат, входящий в компанию "Русский алюминий".
В 1988--1989 годах, когда АГК, как и вся промышленность, находился в собственности государства, объем его твердых выбросов в атмосферу составлял 140--149 тысяч тонн. В 1995 году, когда загрузка комбината упала примерно до 50% от объемов советских времен, сократились и пылевыбросы -- до 43 тысяч тонн. В 2001 году, когда АГК вошел в состав группы "Русский алюминий", производственные мощности комбината увеличились настолько, что перекрыли проектные: АГК произвел 964 тысячи тонн глинозема против 900 тысяч во времена СССР. Однако объем пылевыбросов при этом не только не увеличился, но, наоборот, еще больше снизился -- до рекордных 29 тысяч тонн.
Благодаря целенаправленной инвестиционной политике "РусАла" на АГК активно ведутся работы по снижению наносимого окружающей среде вреда. Заменена изношенная система газоочистки, что привело к снижению пылевыбросов в атмосферу на 1700 тонн в год. Общий объем выбросов снизился только в минувшем году на 9,5 тысячи тонн, или 17,5%. В целом на Ачинском глиноземном комбинате только за 2001 год "экологические" инвестиции выросли на 101,7 млн. рублей и достигли 168 млн.
Сегодня на комбинате решают еще одну остро стоящую проблему -- как утилизировать шлам, побочный продукт, возникающий в процессе переработки нефелиновой руды в глинозем. Запасы этого продукта на предприятии составляют около 100 млн. тонн и с каждым годом растут. АГК был вынужден начать строительство нового шламохранилища. К 2004 году для этого будут подготовлены специальные участки земли с особым изолирующим покрытием, предохраняющим почву от вредных щелочных веществ.
Одновременно, чтобы уменьшить количество хранящегося шлама, АГК активно ищет новые сферы его применения. Между тем решение этой проблемы известно уже не один десяток лет. Нефелиновый шлам может и должен использоваться в дорожном строительстве. В советские времена его использовали при строительстве дорог едва ли не в половине сибирских регионов.
Несмотря на то, что АГК готов отпускать шлам по цене, близкой к нулевой, потребители этого побочного продукта сейчас реально имеются лишь в Красноярском крае. Прочие сибирские регионы вынуждены отказаться от этого стройматериала по причине высоких железнодорожных тарифов на его доставку.
Никто не спорит с тем, что потребитель должен платить за перевозку нужных ему товаров и обеспечивать рентабельную работу железных дорог. Однако в случае с перевозками отходов глиноземного производства речь идет не столько о бизнесе, сколько о сохранении экологического баланса в стране. В принципе в этом должен быть заинтересован не только "Русский алюминий", но и государство, и общество в целом.
При всей эффективности частного собственника не стоит забывать, что он является лишь одной стороной в природоохранном процессе, а максимальная экологическая отдача возможна лишь при сотрудничестве двух сторон -- частного капитала и государства.

Роль государства в природоохранной деятельности не должна быть только фискальной. Даже минимальное содействие бизнесу в решении этих проблем пойдет на пользу всему обществу.В докладе Министерства природных ресурсов "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2001 году" говорится, что "в настоящее время законодательное регулирование экологических проблем в Российской Федерации ориентировано преимущественно на ликвидацию уже возникших негативных последствий производственной и иной хозяйственной деятельности, а не на их предупреждение, что не оправдано ни с экологической, ни с экономической точки зрения".

И действительно, власти активно разрабатывают экологические нормативы, определяют размеры предельно допустимых вредных выбросов, устанавливают штрафы за их превышение. Это, несомненно, логично -- таким образом пытаются обезопасить себя от горе-предпринимателей, действующих по принципу "после нас хоть потоп". Однако сводить роль государства в деле охраны окружающей среды лишь к полицейской, карающей за нарушения постфактум, было бы неправильно. Зачастую минимальное превентивное регулирующее воздействие правительства могло бы если и не решить те или иные экологические проблемы, то уж по меньшей мере не допустить ухудшения ситуации.

Зачастую собственник предприятия, даже обладая желанием и средствами для решения экологических проблем, не в состоянии их решить самостоятельно без согласованных действий со стороны государства. Яркий пример -- Ачинский глиноземный комбинат, входящий в компанию "Русский алюминий".

В 1988--1989 годах, когда АГК, как и вся промышленность, находился в собственности государства, объем его твердых выбросов в атмосферу составлял 140--149 тысяч тонн. В 1995 году, когда загрузка комбината упала примерно до 50% от объемов советских времен, сократились и пылевыбросы -- до 43 тысяч тонн. В 2001 году, когда АГК вошел в состав группы "Русский алюминий", производственные мощности комбината увеличились настолько, что перекрыли проектные: АГК произвел 964 тысячи тонн глинозема против 900 тысяч во времена СССР. Однако объем пылевыбросов при этом не только не увеличился, но, наоборот, еще больше снизился -- до рекордных 29 тысяч тонн.

Благодаря целенаправленной инвестиционной политике "РусАла" на АГК активно ведутся работы по снижению наносимого окружающей среде вреда. Заменена изношенная система газоочистки, что привело к снижению пылевыбросов в атмосферу на 1700 тонн в год. Общий объем выбросов снизился только в минувшем году на 9,5 тысячи тонн, или 17,5%. В целом на Ачинском глиноземном комбинате только за 2001 год "экологические" инвестиции выросли на 101,7 млн. рублей и достигли 168 млн.

Сегодня на комбинате решают еще одну остро стоящую проблему -- как утилизировать шлам, побочный продукт, возникающий в процессе переработки нефелиновой руды в глинозем. Запасы этого продукта на предприятии составляют около 100 млн. тонн и с каждым годом растут. АГК был вынужден начать строительство нового шламохранилища. К 2004 году для этого будут подготовлены специальные участки земли с особым изолирующим покрытием, предохраняющим почву от вредных щелочных веществ.

Одновременно, чтобы уменьшить количество хранящегося шлама, АГК активно ищет новые сферы его применения. Между тем решение этой проблемы известно уже не один десяток лет. Нефелиновый шлам может и должен использоваться в дорожном строительстве. В советские времена его использовали при строительстве дорог едва ли не в половине сибирских регионов.

Несмотря на то, что АГК готов отпускать шлам по цене, близкой к нулевой, потребители этого побочного продукта сейчас реально имеются лишь в Красноярском крае. Прочие сибирские регионы вынуждены отказаться от этого стройматериала по причине высоких железнодорожных тарифов на его доставку.

Никто не спорит с тем, что потребитель должен платить за перевозку нужных ему товаров и обеспечивать рентабельную работу железных дорог. Однако в случае с перевозками отходов глиноземного производства речь идет не столько о бизнесе, сколько о сохранении экологического баланса в стране. В принципе в этом должен быть заинтересован не только "Русский алюминий", но и государство, и общество в целом.

При всей эффективности частного собственника не стоит забывать, что он является лишь одной стороной в природоохранном процессе, а максимальная экологическая отдача возможна лишь при сотрудничестве двух сторон -- частного капитала и государства.

СЕРГЕЙ БОРОВИК

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».