26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ОСТОРОЖНО: РЫНКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!"

Архивная публикация 2010 года: "ОСТОРОЖНО: РЫНКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!"

"Газпром" столкнулся с серьезными проблемами: кризис испытывает на прочность всю систему долгосрочных контрактов на поставки газа. Жизнь заставила "Газпром" наконец проявить гибкость в ценовой политике - базовые условия долгосрочных контрактов будут смягчены для турецкой Botas, итальянской ENI и немецкой E.ON. Подробности пока не разглашаются, но ожидается, что будут снижены минимальные объемы газа, которые должны быть оплачены вне зависимости от того, сколько получил потребитель (по условию "бери или плати" - take or pay), а часть газа будет продаваться по ценам спотового рынка.

"Газпром" столкнулся с серьезными проблемами: кризис испытывает на прочность всю систему долгосрочных контрактов на поставки газа. Жизнь заставила "Газпром" наконец проявить гибкость в ценовой политике - базовые условия долгосрочных контрактов будут смягчены для турецкой Botas, итальянской ENI и немецкой E.ON. Подробности пока не разглашаются, но ожидается, что будут снижены минимальные объемы газа, которые должны быть оплачены вне зависимости от того, сколько получил потребитель (по условию "бери или плати" - take or pay), а часть газа будет продаваться по ценам спотового рынка.

УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
По предварительным оценкам, в 2009 году "Газпром" снизил объем экспорта газа в Европу в рамках долгосрочных договоров приблизительно на 12%, до 140-142 млрд куб. м. Дело отнюдь не только в кризисе: потребление газа в целом в Европе, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), снизилось всего на 8%. При этом Норвегия нарастила производство на 1,8%, а импорт сжиженного природного газа (СПГ) вырос сразу на рекордные 18%. Причина в том, что российский газ дорог. В январе 2010 года, по оценке аналитика ИК "Велес Капитал" Дмитрия Лютягина, тысяча кубометров отечественного голубого топлива по долгосрочным контрактам обходилась потребителям в среднем на $117 дороже, чем газ на спотовом рынке. Аналитики сходятся на том, что недостаточно гибкая ценовая политика "Газпрома" привела и к падению добычи газа.
Долгосрочные контракты составляют основу бизнеса "Газпрома". Цена газа в них привязана к стоимости нефти и ряду других параметров. При этом газовая цена меняется не одновременно с колебаниями котировок черного золота на бирже, а с временным лагом в 6-9 месяцев. СПГ же поставляется на рынок по свободным ценам.
Кроме того, "Газпром" закладывает в договор принцип "бери или плати", по которому потребитель обязан заплатить за определенный объем газа, даже если он его не выбирает.
Долгосрочные контракты появились во времена СССР, когда нынешняя газотранспортная система только создавалась, строились экспортные газопроводы, осваивались гигантские месторождения Западной Сибири. Естественно, для возврата инвестиций требовались гарантии. К тому же экспортные контракты были частью совместных проектов с западными странами, прежде всего с Германией, в рамках программ "газ в обмен на трубы". Сроки их завершения пришлись на начало 2000-х годов, после чего "Газпром" перезаключил большинство договоров на 10-25 лет. Но то, что отлично работало в условиях стабильного роста потребления, во время кризиса стало давать сбой. Рывок развития технологий в производстве СПГ, срыв поставок из-за "газовых войн" России с соседями изменили расклад сил на газовом рынке Старого Света.
Традиционные европейские партнеры "Газпрома" оказались перед дилеммой: выполнять обязательства или платить неустойку. В частности, по неофициальной информации, концерн E.ON должен был выплатить несколько сотен миллионов евро. Немцы начали с "Газпромом" переговоры о смягчении контрактных обязательств, назвав ситуацию "очень серьезной".
В конце января зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что переговоры завершены: "Существующие контракты не были пересмотрены, внесены лишь небольшие изменения. Основные принципы контрактов остаются неизменными". По неофициальной же информации, предлагается произвести что-то вроде взаимозачета: долг немцев по контрактам должен быть уменьшен на сумму их претензий в рамках сделки по Южно-Русскому месторождению. В этом случае E.ON должен был бы заплатить "Газпрому" лишь 100 млн евро. Однако в середине февраля в немецком концерне "Профилю" говорили, что "переговоры с "Газпромом" продолжаются". Впрочем, в E.ON признают, что списывать долгосрочные контракты "в утиль" пока рано. По словам представителя компании, "в существующих контрактах есть инструменты, позволяющие найти взаимоприемлемую адаптацию к рыночным условиям даже в период ухуд-шения конъюнктуры на газовом рынке".

ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
На минувшей неделе стало известно, чего E.ON добивается от "Газпрома". Немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на главу E.ON Ruhrgas Бернхарда Ройтерсберга сообщила, что российский концерн будет продавать его компании часть газа по ценам спотового рынка. Детали еще обсуждаются, но базовая договоренность уже достигнута. При этом цены на большую часть поставляемого газа будут по-прежнему привязаны к стоимости нефти.
Одновременно стало известно, что принципиальных договоренностей о смягчении условий "бери или плати" с "Газпромом" достигли Турция и Италия. Впрочем, это неофициальная информация, и комментариев "Газпром" не дает.
"Потребители давят на "Газпром", и, я думаю, это давление будет продолжаться, "Газпром" загнан в тупик - рынки для него закрываются, - считает Михаил Крутихин из агентства Rusenergy. - Единственный открытый для концерна рынок, кроме внутреннего, это европейский, но там интерес к нашему газу сокращается". Рано или поздно перейти на рыночные договоренности с потребителями придется, в результате в Европе может возникнуть газовый рынок, подобный американскому, и цена на газ будет определяться на биржах. Может поменяться и привязка в долгосрочных контрактах - с нефти и нефтепродуктов на тот же СПГ.
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов осторожнее в прогнозах. Он напоминает, что европейские компании никогда публично не говорили, что хотят отказаться от долгосрочных контрактов, они, скорее, хотели бы добиться снижения минимальной планки в схеме "бери или плати". Эксперт считает, что "Газпром" может даже оказаться в выигрыше, поскольку у него есть что попросить взамен на уступки. Например, увеличения своей доли в продажах га-за конечным потребителям, участия в сбыте газа в качестве моторного топлива, доступа к подземным хранилищам газа (ПХГ). Более того, Сергей Правосудов уверен, полного отказа от принципа "бери или плати" не будет, так как "инвестиции в добычу и транспортировку газа делаются только после того, как станет ясно, кто купит этот газ". Возможно, будет сокращен лаг отставания цен на газ от котировок корзины нефтепродуктов.
В начале февраля начальник управления "Газпром экспорта" Сергей Комлев представил прогноз компании, согласно которому спрос на газ к 2020 году в Европе вырастет на 70 млрд куб. м, а производство сократится на 60 млрд куб. м, то есть дефицит газа может составить 130 млрд куб. м. К 2030 году эта цифра вырастет до 250 млрд. Соответственно, "Газпром" намерен наращивать экспорт в Старый Свет и свою долю на рынке. Уже в этом году предполагается увеличить объем экспорта до 160,8 млрд куб. м. Да и сам Александр Медведев в конце прошлого года уверял, что к 2011 году на рынке исчезнет "временный излишек газа" и цены "по спот-контрактам выровняются с долгосрочными контрактами, привязанными к цене на нефть".
Но есть и совсем другие оценки. Так, в МЭА считают, что спрос на газ быстро расти не будет, а к 2015 году на рынке образуется излишек в 200 млрд куб. м. Производство же СПГ станет расти, и "в дальнейшем существующий разрыв между ценами долгосрочных контрактов "Газпрома" и ценами на спотовом рынке побудит многих потребителей перейти на СПГ", цитирует ИТАР-ТАСС главного экономиста МЭА Фатиха Бироля. Так что "перспективы российского экспорта газа не очень хорошие", заключает международный эксперт. Если окажутся правы эксперты МЭА, то "Газпром" сможет продавать Европе только минимально оговоренные в контрактах объемы трубопроводного газа, а все новые потребности закроют производители СПГ. Готовый к старту "Северный поток" ничего не изменит, поскольку мощностей для прокачки хватает и сейчас, снизятся лишь транзитные риски. Даже на внутреннем рынке монополист впервые столкнулся с реальной конкуренцией - к НОВАТЭКу собрались уйти электроэнергетические компании ИнтерРАО и ОГК-1. Конкуренция привела к тому, что рынок газа, где доминировали производители, становится теперь рынком потребителя, и "Газпрому" придется с этим считаться. n

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».