Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Переживший русскую Смуту…"

Недавно группа энтузиастов осуществила уникальный по своим масштабам проект — полное факсимильное издание Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Выдающийся памятник русской культуры, чудом переживший не одно русское смутное время, теперь, будем надеяться, обрел подлинное бессмертие.Факсимильное издание Лицевого свода — это несколько десятков роскошных томов. Каждый том — произведение книжного искусства XXI века. Хотя это всего лишь точное воспроизведение шедевра почти пятисотлетней давности.
   Если все тома положить один на другой, общий «рост» издания чуть-чуть не дотянется до двух метров, весит же «библиотека Ивана Грозного» целых 250 килограммов — четверть тонны. С места на место тома даже переносят в специально изготовленных кейсах. Да и хранить их будут в специально разработанных книжных шкафах.
   Переплетали книги вручную. Шагреневая кожа переплета украшена золотым тиснением. Издатели специально для изготовления этих книг скупали старые полиграфические прессы — на них до сих пор сохранились бирки: «1957 год», «1960-й». Сейчас такие прессы уже не выпускают. Да что там прессы! Чтобы издать Лицевой летописный свод, пришлось создавать целое издательство. Притом что общий тираж издания даже при нынешних невысоких тиражах, прямо скажем, не велик — всего 50 экземпляров. Зато каких!
   Издатели не ограничились высококачественным воспроизведением рукописного текста, еще они предприняли масштабное исследование памятника. Разумеется, с привлечением ведущих историков, палеографов, лингвистов, искусствоведов из крупнейших исследовательских центров России. Одним словом, получилась настоящая «Царь-книга» — под стать той, что была написана в единственном экземпляре для самого Ивана Грозного…
   …После смерти царя про 10 тыс. разрозненных листов — именно таков объем Свода — просто забыли. Настоящие произведения искусства, они лежали непереплетенными и едва не погибли в пожарах Смуты начала XVII века. Потом листы переплели, но переплетенные части тут же разошлись по разным владельцам. С тех пор Свод так и существует по частям: сейчас три тома хранятся в Москве и семь — в Санкт-Петербурге (причем в двух разных хранилищах). Что, разумеется, явно не способствует его включению в культурный и научный контекст. Несмотря на то, что ценность памятника всем давно уже очевидна, Свод до сих пор малоизучен, и лишь 7% из 17 тыс. миниатюр введено в научный оборот…
   Между тем памятник действительно уникален. Десятитомный Лицевой летописный свод ХVI века по праву считается самым крупным (толщина 10 тыс. листов соотносима с человеческим ростом — около 182 см) летописно-хронографическим произведением средневековой Руси.
   Лицевыми в Средние века назывались иллюстрированные рукописи с изображениями людей — «в лицах». Иллюстрированная хроника рассказывает о событиях мировой (с сотворения мира) и русской истории вплоть до 1567 года. В соответствии с традициями русского летописания погодные летописи (события по годам) перемежаются повествованиями, житиями, сказаниями, необыкновенно лирическими и образными.
   Однако уникальность Свода, созданного в единственном экземпляре для царской библиотеки Ивана Грозного, не только в широчайшем охвате исторического материала, но и в способах его оформления. На более чем 10 тыс. листах лучшей по тем временам, тряпичной бумаги с водяными знаками (филигранями), приобретенной специально для Свода в ведущих мастерских Европы, представлено более 17 тыс. миниатюр (причем ни одна из них не повторяется дважды) в необыкновенно красивой цветовой палитре. Это краски золотой осени: багряно-красный, желто-золотистый, травянисто-зеленый, сине-голубой.
   Первые три тома ЛЛС посвящены всемирной истории. После рассказа о ветхозаветной истории (среди прочего Свод содержит уникальную лицевую Библию) следует легендарная история Троянской войны. Далее — Жизнеописание Александра Македонского и «История Иудейской войны» Иосифа Флавия — выдающееся произведение мировой литературы, рассказывающее о трагических событиях осады, штурма и взятия Иерусалима римлянами в 69—70 годах. Кроме того, в Свод вошла и тысячелетняя история Византии, доведенная до Х века, после чего следует повествование о России.
   Русская история начинается со времени правления Владимира Мономаха (1114) и завершается периодом царствования Ивана IV (1567). По мнению ряда исследователей, был еще один том Свода, содержавший начальную русскую историю, однако он, судя по всему, не сохранился.
   Как написал крупнейший исследователь Свода, С.О. Шмидт, «общий путь развития мировой истории — по понятиям российских книжников XVI века — это переход центра мира из Райского сада в Палестину, а затем последовательно через Вавилон и Персию, державу Александра Великого и императорский Рим, Византию и славянские государства на Балканах — в Россию, в Москву. В этой системе циклов мировой истории (присущей историческим обобщениям в средневековой Европе) Российское государство, особенно после венчания Ивана IV на царство, представлялось как высшая из достигнутых человечеством ступеней».
   Лицевой свод создавался по заказу Ивана Грозного, судя по всему, в 1568—1576 годах в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Своде соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления о том, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Около 1575 года подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533—1568 годы) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. В науке до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто именно правил текст Свода: один из безымянных редакторов произведения (разумеется, под диктовку грозного царя) или же сам Иван Грозный, который, будучи человеком высокой книжной культуры, вполне мог самостоятельно справиться с такой задачей. Возможно, многочисленные записи на полях последнего тома — это автографы Ивана Васильевича, на время поменявшего профессию…
   Вообще же, над составлением Лицевого свода трудился целый штат царских книгописцев и художников. Бригада мастеров работала в несколько рук, поэтому при единстве композиционного замысла присутствует неповторимая индивидуальность каждого художника (знаменщика). Все листы (они имеют размер полного мануфактурного, или александрийского, листа — примерно соответствует современному размеру А3) оформлены единообразно: 2/3 листа занимает миниатюра, под ней — лаконичный текст, написанный каллиграфическим полууставом на древнерусском языке.
   Миниатюры Лицевого свода — своеобразные «окна в историю» — и сейчас позволяют нам увидеть мир глазами мастеров ХVI века. Любопытная особенность Свода: часто на миниатюрах представлено информации несоизмеримо больше, чем порой в весьма лаконичных текстах. Необыкновенно красочен и выразителен язык жестов, бытовые сценки из мирной жизни (рождение, свадьбы, строительство городов и храмов) сменяют битвы, сражения, осады, военные походы, морские плавания и речные переправы, явления природы и стихийные бедствия. Таким образом, помимо художественной ценности миниатюры свода являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.
   Техника изготовления Свода запечатлелась на страницах одного из томов: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного Свода. По мнению исследователей, миниатюры Лицевого свода свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI века.
   По неизвестным причинам работа над Сводом так и не была завершена: миниатюры последней части Свода выполнены лишь в чернильном варианте, но не раскрашены. Отредактированный же текст был переписан не полностью. Даже бумага, заготовленная для продолжения работы над Лицевым сводом, была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе: ее использовали в 1576 году при печатании Псалтири. Еще в начале XVII века Летописный свод Ивана Грозного лежал непереплетенным в виде больших кип бумаги. Переплетали драгоценные страницы значительно позже и по частям. В итоге получилось 10 томов — самый крупный (так называемый Хронографический сборник — около 1,5 тыс. листов) весил 16 килограммов. Многие тома получили название по именам своих новых владельцев (например, два «Остермановских» тома некогда находились у канцлера времен Анны Иоанновны, Андрея Ивановича Остермана, «Голицынский» том находился в имении князей Голицыных под Москвой, «Шумиловский» том принадлежал в начале XIX века томскому купцу Шумилову, который пожертвовал его в 1814 году в Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге и т.д.) Кстати, «Остермановские» тома сохранили пометы еще одного читателя Лицевого свода — Михаила Васильевича Ломоносова. Любопытно, что великий русский ученый писал на полях по-немецки…
   С XIX века части («тома») Лицевого свода находятся в трех государственных хранилищах, ныне — Государственный Исторический музей (ГИМ), Библиотека Российской академии наук (БАН), Российская национальная библиотека (РНБ).
   Впрочем, недавно, шедевр древнерусского искусства вновь обрел первоначальное единство. Благодаря усилиям энтузиастов было осуществлено факсимильное — в точности повторяющее оригинал — издание Лицевого свода. По мнению ученых, реализация этого беспрецедентного по масштабам гуманитарно-просветительского проекта делает Свод доступным для многих поколений исследователей, фактически заново открывает его для любителей и знатоков российской истории и культуры. Собственно, именно в таких начинаниях и проявляется та самая связь времен, без которой и народное единство — не единство…

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK