24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Первой сражается мысль"

Архивная публикация 2011 года: "Первой сражается мысль"

Кажется, на отечественном телевидении, которое вполне заслуженно критикуют за излишнюю "развлекуху", грядут перемены к лучшему. На канале "ТВ 100" запускается цикл телевизионных фильмов, объединенных рубрикой "Интеллект. До востребования". Наш корреспондент встретился с Мариной ЧУБКИНОЙ, соавтором и ведущей цикла фильмов.
ПРОФИЛЬ: Марина, название "Интеллект. До востребования" кажется каким-то "несовременным", предполагающим скучноватый разговор о чересчур серьезных вещах. Это же типичный "неформат" для нынешнего телевидения…
Чубкина: Задумываясь о причинах создания фильма, я все чаще прихожу к выводу, что он не мог не появиться как минимум по двум причинам. Как сказал однажды Дональд Трамп, "нет ничего более преступного, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее". Невозможно было не осуществить такой сложный, но в то же время чрезвычайно интересный проект, когда тебя окружают талантливые люди: Олег Константинович Руднов, знающий об особенностях медиа-бизнеса буквально все, и Валерий Татаров - журналист от Бога и, кстати говоря, мой коллега по этой картине, с которым мы начали снимать следующий цикл "Духовное возрождение России", а также, я надеюсь, будем работать и над многими другими идеями. Знаете, я не принадлежу к тем людям, которые считают, что у нас в России плохое телевидение. Наоборот, по моим наблюдениям, оно намного лучше, чем в некоторых других странах. На нашем телевидении работает много очень талантливых и креативных людей, которые, говоря высоким слогом, "потчуют нас" высококачественными телевизионными яствами. Другое дело, что иногда они "заигрываются" - телевизионный процесс в какие-то моменты становится самоцелью и существует сам для себя. В результате бывает так, что одни и те же люди ведут свои передачи, потом ходят в гости в другие передачи, потом сидят в жюри в третьих передачах... На экране упражняются в остроумии, обсуждают наряды, ведут никчемные расследования, а страна живет своей жизнью - непростой и такой не похожей на "картинку в ящике". Телевидение живет как бы само по себе, а многие наши реальные проблемы находятся за пределами общественного интереса. Я бы хотела в этой связи сослаться на такого авторитетного телезрителя, как патриарх Кирилл. В своей проповеди, провозглашенной в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), размышляя о радости настоящей и мнимой, он вспомнил и о телевидении: "Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся". В таком излишестве веселящей телепродукции патриарх усматривает нечто "тяжелое и опасное" в душах людей, ведь если у человека "есть внутренняя радость, не нуждается он постоянно во внешнем веселье"... Полагаю, что снятые нами, как вы говорите, "неформатные" программы все же смогут в какой-то мере исправить образовавшийся "перекос". Тем более что в них речь пойдет об актуальных и очень важных для развития нашей страны проблемах.
ПРОФИЛЬ: И чем же, на ваш взгляд, определяется важность и актуальность?
Чубкина: Теми задачами, которые в настоящее время стоят перед Российской Федерацией. В первую очередь речь идет об обновлении, модернизации нашего общества. С моей точки зрения, модернизация прежде всего должна нас повернуть к проблеме использования интеллекта нации. Да, Господь наградил Россию огромными богатствами. Но я настаиваю на том, что самое главное наше богатство - это наши мозги. И если к недрам у нас отношение сейчас самое активное, то вот к проблеме отечественного интеллекта - к его взращиванию, использованию и сбережению - мы никак не можем повернуться лицом. Свою задачу мы как создатели фильма видим в том, чтобы встряхнуть общественное мнение, напомнить о том, что все начинается с интеллекта. Ведь недаром еще римские полководцы провозгласили: первой сражается мысль.
ПРОФИЛЬ: Но ведь идея модернизации для нашей страны не нова…
Чубкина: Конечно, у России есть собственная традиция организации промышленности, науки и образования. И деяния Петра Великого, и реформы императора Александра I и в особенности Александра II, и сталинская индустриализация - все это при близком рассмотрении суть модернизационные процессы. Но тут сразу встает вопрос: а какова цена этих прорывов? Не секрет, что цена Петровских реформ - жизнь огромного числа крестьян. Недаром Александр Сергеевич Пушкин воскликнул: "Россию поднял на дыбы". А возьмите сталинскую модернизацию. На одном из съездов партии Сталин сказал, что наша страна отстает от развитого мира на сотни лет. И нужно это расстояние пробежать за десяток лет, иначе - "сомнут". И "побежали". Страна сумела создать современную промышленность, сформировать военно-промышленный комплекс. Благодаря "сталинскому прорыву" в течение второй половины ХХ века нам удавалось вести собственные исследования и разработки практически по всему спектру технологий, в результате чего мы стали одним из мировых лидеров в технологической области. Один полет Юрия Гагарина в космос чего стоит! Но мы все знаем, что сталинские реформы проведены за счет ограбления крестьянства, за счет жестокого подавления личности, за счет бесплатного труда сотен тысяч заключенных в лагерях ГУЛАГа. И каким удивительным примером на этом "силовом фоне" смотрятся реформы императора Александра I! Он основал в 1810 году и открыл 19 октября 1811 года в Царском Селе лицей, который имел цель, как писалось в его уставе, "образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Девизом лицея были слова: "Для общей Пользы". За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек. Многие из них стали министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, возглавляли региональные органы власти, некоторые же встали в ряды декабристов. Лицей оставил глубочайший след в истории нашего Отечества…
ПРОФИЛЬ: Таким образом, если я вас правильно понял, модернизация может вестись двумя способами: силовым или просветительским. Каким путем идти России?
Чубкина: Для поиска ответа мы пригласили выступить в фильме самых видных ученых, политиков, теоретиков и практиков модернизации. Некоторые их выводы могут показаться резкими и даже нелицеприятными. Эти люди не только откровенно оценили нынешнее состояние дел с интеллектуальным потенциалом страны, но и обрисовали свое видение будущего России, которое, естественно, невозможно без активизации интеллекта нации и подъема ее духа. Кроме того, были исследованы и другие проблемы модернизации. Задались вопросом: какой способ повышения уровня интеллекта нации нам сейчас больше подходит? Скажем, "точечный", когда создаются единичные элитные научные школы, экспериментальные производства, центры инноваций (как, к примеру, в Сколково), или нужно сделать упор на повышение уровня интеллекта всего народа (такой путь характерен для Японии)?
ПРОФИЛЬ: А какой способ для России лучше?
Чубкина: Оба подходят, оба хороши. Естественно, нам нужно увеличить количество вот таких инновационных центров, как Сколково. Причем размещать их не только в европейской части России, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. В этой связи многое ожидается от форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится в 2012 году во Владивостоке. Ожидается, что после саммита построенная база будет широко использоваться в качестве инновационного центра. Если говорить о работе по "японскому варианту", то и тут есть куда руки приложить. Вот такой вопрос: скажите, сколько каждый год вузы России выпускают инженеров?
ПРОФИЛЬ: Честно говоря, не знаю…
Чубкина: Двести тысяч! Кстати, когда эта цифра прозвучала на совещании по вопросам инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров в марте нынешнего года, то даже президент Дмитрий Анатольевич Медведев удивился - даже он не предполагал, что их так много. Цифра, конечно, отрадная, ведь без специалистов в технических областях никакая модернизация просто невозможна. Итак, людей с дипломами инженеров в стране достаточно. Но каков уровень подготовки этих инженеров? Выработали ли они за годы учебы умение работать на современном оборудовании? Готовы ли они посвящать себя научно-исследовательской деятельности?
ПРОФИЛЬ: Марина, мы здесь часто упоминаем о Сколково. Оно действительно развивается. Но как ему не развиваться, если оно под патронатом первого лица страны! А есть ли еще примеры подобных организаций?
Чубкина: Подобных организаций немало. В фильме мы рассказываем о группе специалистов Военно-медицинской академии. К новейшим достижениям биохимии и биофизики они присоединили величайшее мастерство хирургов и успешно сражаются с "чумой двадцать первого века". Знаете, гениальный Черчилль сказал, что мы - хозяева своей собственной судьбы, что нам по силам превозмочь испытания, которые выпали на нашу долю; что преодолеть бремя трудов и страданий нам по плечу. И пока мы свято верим в наше дело и наша воля к победе несгибаема, победу у нас не отнять. По-моему, этой цитатой все сказано...

Кажется, на отечественном телевидении, которое вполне заслуженно критикуют за излишнюю "развлекуху", грядут перемены к лучшему. На канале "ТВ 100" запускается цикл телевизионных фильмов, объединенных рубрикой "Интеллект. До востребования". Наш корреспондент встретился с Мариной ЧУБКИНОЙ, соавтором и ведущей цикла фильмов.
ПРОФИЛЬ: Марина, название "Интеллект. До востребования" кажется каким-то "несовременным", предполагающим скучноватый разговор о чересчур серьезных вещах. Это же типичный "неформат" для нынешнего телевидения…
Чубкина: Задумываясь о причинах создания фильма, я все чаще прихожу к выводу, что он не мог не появиться как минимум по двум причинам. Как сказал однажды Дональд Трамп, "нет ничего более преступного, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее". Невозможно было не осуществить такой сложный, но в то же время чрезвычайно интересный проект, когда тебя окружают талантливые люди: Олег Константинович Руднов, знающий об особенностях медиа-бизнеса буквально все, и Валерий Татаров - журналист от Бога и, кстати говоря, мой коллега по этой картине, с которым мы начали снимать следующий цикл "Духовное возрождение России", а также, я надеюсь, будем работать и над многими другими идеями. Знаете, я не принадлежу к тем людям, которые считают, что у нас в России плохое телевидение. Наоборот, по моим наблюдениям, оно намного лучше, чем в некоторых других странах. На нашем телевидении работает много очень талантливых и креативных людей, которые, говоря высоким слогом, "потчуют нас" высококачественными телевизионными яствами. Другое дело, что иногда они "заигрываются" - телевизионный процесс в какие-то моменты становится самоцелью и существует сам для себя. В результате бывает так, что одни и те же люди ведут свои передачи, потом ходят в гости в другие передачи, потом сидят в жюри в третьих передачах... На экране упражняются в остроумии, обсуждают наряды, ведут никчемные расследования, а страна живет своей жизнью - непростой и такой не похожей на "картинку в ящике". Телевидение живет как бы само по себе, а многие наши реальные проблемы находятся за пределами общественного интереса. Я бы хотела в этой связи сослаться на такого авторитетного телезрителя, как патриарх Кирилл. В своей проповеди, провозглашенной в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), размышляя о радости настоящей и мнимой, он вспомнил и о телевидении: "Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся". В таком излишестве веселящей телепродукции патриарх усматривает нечто "тяжелое и опасное" в душах людей, ведь если у человека "есть внутренняя радость, не нуждается он постоянно во внешнем веселье"... Полагаю, что снятые нами, как вы говорите, "неформатные" программы все же смогут в какой-то мере исправить образовавшийся "перекос". Тем более что в них речь пойдет об актуальных и очень важных для развития нашей страны проблемах.
ПРОФИЛЬ: И чем же, на ваш взгляд, определяется важность и актуальность?
Чубкина: Теми задачами, которые в настоящее время стоят перед Российской Федерацией. В первую очередь речь идет об обновлении, модернизации нашего общества. С моей точки зрения, модернизация прежде всего должна нас повернуть к проблеме использования интеллекта нации. Да, Господь наградил Россию огромными богатствами. Но я настаиваю на том, что самое главное наше богатство - это наши мозги. И если к недрам у нас отношение сейчас самое активное, то вот к проблеме отечественного интеллекта - к его взращиванию, использованию и сбережению - мы никак не можем повернуться лицом. Свою задачу мы как создатели фильма видим в том, чтобы встряхнуть общественное мнение, напомнить о том, что все начинается с интеллекта. Ведь недаром еще римские полководцы провозгласили: первой сражается мысль.
ПРОФИЛЬ: Но ведь идея модернизации для нашей страны не нова…
Чубкина: Конечно, у России есть собственная традиция организации промышленности, науки и образования. И деяния Петра Великого, и реформы императора Александра I и в особенности Александра II, и сталинская индустриализация - все это при близком рассмотрении суть модернизационные процессы. Но тут сразу встает вопрос: а какова цена этих прорывов? Не секрет, что цена Петровских реформ - жизнь огромного числа крестьян. Недаром Александр Сергеевич Пушкин воскликнул: "Россию поднял на дыбы". А возьмите сталинскую модернизацию. На одном из съездов партии Сталин сказал, что наша страна отстает от развитого мира на сотни лет. И нужно это расстояние пробежать за десяток лет, иначе - "сомнут". И "побежали". Страна сумела создать современную промышленность, сформировать военно-промышленный комплекс. Благодаря "сталинскому прорыву" в течение второй половины ХХ века нам удавалось вести собственные исследования и разработки практически по всему спектру технологий, в результате чего мы стали одним из мировых лидеров в технологической области. Один полет Юрия Гагарина в космос чего стоит! Но мы все знаем, что сталинские реформы проведены за счет ограбления крестьянства, за счет жестокого подавления личности, за счет бесплатного труда сотен тысяч заключенных в лагерях ГУЛАГа. И каким удивительным примером на этом "силовом фоне" смотрятся реформы императора Александра I! Он основал в 1810 году и открыл 19 октября 1811 года в Царском Селе лицей, который имел цель, как писалось в его уставе, "образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Девизом лицея были слова: "Для общей Пользы". За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек. Многие из них стали министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, возглавляли региональные органы власти, некоторые же встали в ряды декабристов. Лицей оставил глубочайший след в истории нашего Отечества…
ПРОФИЛЬ: Таким образом, если я вас правильно понял, модернизация может вестись двумя способами: силовым или просветительским. Каким путем идти России?
Чубкина: Для поиска ответа мы пригласили выступить в фильме самых видных ученых, политиков, теоретиков и практиков модернизации. Некоторые их выводы могут показаться резкими и даже нелицеприятными. Эти люди не только откровенно оценили нынешнее состояние дел с интеллектуальным потенциалом страны, но и обрисовали свое видение будущего России, которое, естественно, невозможно без активизации интеллекта нации и подъема ее духа. Кроме того, были исследованы и другие проблемы модернизации. Задались вопросом: какой способ повышения уровня интеллекта нации нам сейчас больше подходит? Скажем, "точечный", когда создаются единичные элитные научные школы, экспериментальные производства, центры инноваций (как, к примеру, в Сколково), или нужно сделать упор на повышение уровня интеллекта всего народа (такой путь характерен для Японии)?
ПРОФИЛЬ: А какой способ для России лучше?
Чубкина: Оба подходят, оба хороши. Естественно, нам нужно увеличить количество вот таких инновационных центров, как Сколково. Причем размещать их не только в европейской части России, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. В этой связи многое ожидается от форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится в 2012 году во Владивостоке. Ожидается, что после саммита построенная база будет широко использоваться в качестве инновационного центра. Если говорить о работе по "японскому варианту", то и тут есть куда руки приложить. Вот такой вопрос: скажите, сколько каждый год вузы России выпускают инженеров?
ПРОФИЛЬ: Честно говоря, не знаю…
Чубкина: Двести тысяч! Кстати, когда эта цифра прозвучала на совещании по вопросам инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров в марте нынешнего года, то даже президент Дмитрий Анатольевич Медведев удивился - даже он не предполагал, что их так много. Цифра, конечно, отрадная, ведь без специалистов в технических областях никакая модернизация просто невозможна. Итак, людей с дипломами инженеров в стране достаточно. Но каков уровень подготовки этих инженеров? Выработали ли они за годы учебы умение работать на современном оборудовании? Готовы ли они посвящать себя научно-исследовательской деятельности?
ПРОФИЛЬ: Марина, мы здесь часто упоминаем о Сколково. Оно действительно развивается. Но как ему не развиваться, если оно под патронатом первого лица страны! А есть ли еще примеры подобных организаций?
Чубкина: Подобных организаций немало. В фильме мы рассказываем о группе специалистов Военно-медицинской академии. К новейшим достижениям биохимии и биофизики они присоединили величайшее мастерство хирургов и успешно сражаются с "чумой двадцать первого века". Знаете, гениальный Черчилль сказал, что мы - хозяева своей собственной судьбы, что нам по силам превозмочь испытания, которые выпали на нашу долю; что преодолеть бремя трудов и страданий нам по плечу. И пока мы свято верим в наше дело и наша воля к победе несгибаема, победу у нас не отнять. По-моему, этой цитатой все сказано...

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».