10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Платим за все!"

Архивная публикация 2002 года: "Платим за все!"

У России нет и в ближайшем будущем не предвидится проблем с выплатой по внешним долгам. Более того, разработана целая схема, по которой наша страна -- на полностью законных основаниях -- сможет отдавать меньше, чем должна. Об этом "Профилю" рассказал заместитель министра финансов РФ Сергей КОЛОТУХИН."Профиль": Сергей Иванович, в последнее время как-то утихли обсуждения так называемой проблемы 2003 года, когда бюджет должен столкнуться с пиком выплат по внешним долгам. Почему эта проблема вдруг перестала всех волновать?
Сергей Колотухин: Проблема никуда не делась. У нас, конечно, довольно значительный объем государственного долга, несмотря на его постоянное уменьшение. Сейчас объем нашего внешнего долга -- а это, по данным на 1 января 2002 года, $130 млрд. -- составляет около 42,5% ВВП. Это не очень высокий показатель и соответствует, по западным меркам, среднему уровню задолженности. В США, например, этот показатель -- более 60% ВВП. Однако США обладают значительным экономическим потенциалом и, соответственно, высокой кредитоспособностью.
Для России же, экономика которой гораздо больше подвержена внешнему влиянию, нежели американская, текущий уровень задолженности великоват.
"П.": Так какой все-таки должен быть размер госдолга России в идеале?
С.К.: Было бы хорошо, если бы задолженность снизилась в разы. В этом случае внешний долг перестанет влиять на экономику и бюджет -- повысится свобода маневра государства в проведении экономической и финансовой политики.
Что касается ближайшей перспективы, то при нынешних темпах к 2004 году мы можем выйти на показатель 32--35% ВВП.
"П.": Сергей Иванович, известно, что многие государства часто -- правда, того не афишируя, -- скупают по дешевке свои "дальние" внешние долги и именно таким образом снижают долговое бремя. Россия что-нибудь аналогичное предпринимает?
С.К.: Вряд ли можно говорить о досрочном выкупе долгов. Точнее было бы называть это стратегией активного управления госдолгом. И такую концепцию мы приняли в 2000 году.
Ведь вовсе не обязательно сидеть и ждать, когда наступит срок платежа, и выплачивать долги по их номинальной стоимости. Активное управление подразумевает уменьшение суммы долга и процентных платежей, используя различные инструменты и благоприятную ситуацию на рынке.
"П.": А конкретнее?
С.К.: Вариантов много. К примеру, конверсия долга в товары, а также урегулирование части долга путем его досрочного погашения с соответствующим дисконтом против номинальной суммы.
"П.": Результаты активного управления уже есть?
С.К.: Если бы мы не управляли активно долгом, то все платежи 2002 года были бы больше на $1,5--2,5 млрд. Было бы хорошо, если бы уровень внешнего долга еще снизился на разницу. В этом случае он перестанет влиять на экономику и бюджет страны.
"П.": Но есть и другая точка зрения. Говорят, например, что если бы Минфин успел вовремя перевести часть долга в евро -- до начала активного роста последнего в середине нынешнего года, -- экономия получилась бы гораздо больше названных вами $1--1,5 млрд.
С.К.: В евро номинировано около 21,1% от общего объема задолженности, в долларах -- 52%, все остальное в других валютах. Но общую оценку мы всегда даем в долларах -- хотя бы для точности это нужно делать в одной валюте.
Те, кто этого не понимают, начинают вести умозрительные подсчеты и получают столь же умозрительную экономию.
"П.": Когда говорят о наших долгах, неизбежно возникает вопрос о долгах других стран перед Россией. Как с ними обстоит дело сейчас?
С.К.: В общей сложности долг других стран перед Россией составляет $95--97 млрд. Наша стратегия, конечно, -- выжать как можно больше. Но ведь в основном это кредиты, которые бывший СССР предоставлял очень бедным государствам. И предоставлял преимущественно в виде военных поставок. Возврат большей части этих долгов крайне проблематичен.
Впрочем, с 2002 года мы тоже перешли к политике активного управления этим долгом и применяем все те же методы, что и наши кредиторы по отношению к нам, -- реструктуризацию долга, конверсию и пр.
"П.": Сергей Иванович, в конце ноября была наконец урегулирована проблема так называемого коммерческого долга бывшего СССР. Именно из-за задержек с этим решением международные агентства отказались поднимать суверенный рейтинг нашей стране прошедшим летом. Так почему была задержка?
Коммерческий долг образовался в связи с закупками товаров народного потребления внешнеторговыми организациями бывшего СССР в рамках централизованного плана по поручению государства. После распада Союза часть поставленных нам товаров так и осталась неоплаченной, превратившись в коммерческий долг. Эти долги и достались в наследство России -- правопреемнице СССР.
С.К.: Эта задолженность возникла 10--15 лет назад, и некоторые документы за это время были утеряны, а ряд внешнеторговых организаций вообще перестали существовать. В этой связи мы детально выверили объем долга и обоснованность предъявляемых требований.
В ходе выверки возник и ряд технических вопросов, которые не были оговорены в первоначальном постановлении правительства и требовали уточнения. Например, курс пересчета в доллары США требований по части долга, которая номинирована в таких валютах, как норвежская и шведская крона; порядок начисления по этим требованиям процентов и т.д.
Сейчас выверенная и допущенная к обмену часть коммерческой задолженности составляет $1,1 млрд. В целом же, по пессимистической оценке, коммерческая задолженность -- с учетом названной суммы -- составляет около $2,1 млрд., просроченные проценты по нему -- около $1,5 млрд.
Понятно, что мы станем урегулировать только ту задолженность, которая нам будет предъявлена кредиторами. Нет смысла урегулировать то, чего от нас не требуют.
"П.": Расскажите, пожалуйста, подробнее об основных параметрах обмена долгов на еврооблигации.
С.К.: По данным Минфина, на конец ноября нынешнего года к выверке были предъявлены долговые требования на сумму $1,6 млрд. Из этих средств $1,1 млрд. прошли процедуру выверки Внешэкономбанком и были допущены к обмену.
Обмен коммерческих долгов СССР мы проводим на тех же условиях, что и по задолженности Лондонскому клубу.
Весь основной долг и часть просроченных процентов с дисконтом в 37,5% мы поменяем на еврооблигации со сроком погашения в 2010 году, а часть просроченных процентов по коммерческой задолженности с дисконтом 33,5% меняется на еврооблигации со сроком погашения в 2030 году.
В общей сложности мы списываем около 36,5% всей задолженности с учетом начисленных процентов. На облигации до 2030 года установлена процентная ставка на уровне 5% годовых, в то время как по всем другим облигациям РФ эта ставка составляет около 10% годовых.
"П.": Как сейчас котируются российские облигации на рынке?
С.К.: Тенденции на рынке еврооблигаций положительные. Сокращаются спреды (то есть разница по доходности между казначейскими векселями США на соответствующие сроки и российскими облигациями. -- "Профиль").
Наши облигации все лучше воспринимаются на мировом финансовом рынке. При этом даже кризисы в Бразилии и Аргентине фактически не оказали влияния на котировки российских бумаг. Это говорит об уверенности инвесторов в стабильности ситуации в России.
В настоящее время Россия может привлекать средства на международных рынках по ставкам ниже 8% годовых.

У России нет и в ближайшем будущем не предвидится проблем с выплатой по внешним долгам. Более того, разработана целая схема, по которой наша страна -- на полностью законных основаниях -- сможет отдавать меньше, чем должна. Об этом "Профилю" рассказал заместитель министра финансов РФ Сергей КОЛОТУХИН."Профиль": Сергей Иванович, в последнее время как-то утихли обсуждения так называемой проблемы 2003 года, когда бюджет должен столкнуться с пиком выплат по внешним долгам. Почему эта проблема вдруг перестала всех волновать?

Сергей Колотухин: Проблема никуда не делась. У нас, конечно, довольно значительный объем государственного долга, несмотря на его постоянное уменьшение. Сейчас объем нашего внешнего долга -- а это, по данным на 1 января 2002 года, $130 млрд. -- составляет около 42,5% ВВП. Это не очень высокий показатель и соответствует, по западным меркам, среднему уровню задолженности. В США, например, этот показатель -- более 60% ВВП. Однако США обладают значительным экономическим потенциалом и, соответственно, высокой кредитоспособностью.

Для России же, экономика которой гораздо больше подвержена внешнему влиянию, нежели американская, текущий уровень задолженности великоват.

"П.": Так какой все-таки должен быть размер госдолга России в идеале?

С.К.: Было бы хорошо, если бы задолженность снизилась в разы. В этом случае внешний долг перестанет влиять на экономику и бюджет -- повысится свобода маневра государства в проведении экономической и финансовой политики.

Что касается ближайшей перспективы, то при нынешних темпах к 2004 году мы можем выйти на показатель 32--35% ВВП.

"П.": Сергей Иванович, известно, что многие государства часто -- правда, того не афишируя, -- скупают по дешевке свои "дальние" внешние долги и именно таким образом снижают долговое бремя. Россия что-нибудь аналогичное предпринимает?

С.К.: Вряд ли можно говорить о досрочном выкупе долгов. Точнее было бы называть это стратегией активного управления госдолгом. И такую концепцию мы приняли в 2000 году.

Ведь вовсе не обязательно сидеть и ждать, когда наступит срок платежа, и выплачивать долги по их номинальной стоимости. Активное управление подразумевает уменьшение суммы долга и процентных платежей, используя различные инструменты и благоприятную ситуацию на рынке.

"П.": А конкретнее?

С.К.: Вариантов много. К примеру, конверсия долга в товары, а также урегулирование части долга путем его досрочного погашения с соответствующим дисконтом против номинальной суммы.

"П.": Результаты активного управления уже есть?

С.К.: Если бы мы не управляли активно долгом, то все платежи 2002 года были бы больше на $1,5--2,5 млрд. Было бы хорошо, если бы уровень внешнего долга еще снизился на разницу. В этом случае он перестанет влиять на экономику и бюджет страны.

"П.": Но есть и другая точка зрения. Говорят, например, что если бы Минфин успел вовремя перевести часть долга в евро -- до начала активного роста последнего в середине нынешнего года, -- экономия получилась бы гораздо больше названных вами $1--1,5 млрд.

С.К.: В евро номинировано около 21,1% от общего объема задолженности, в долларах -- 52%, все остальное в других валютах. Но общую оценку мы всегда даем в долларах -- хотя бы для точности это нужно делать в одной валюте.

Те, кто этого не понимают, начинают вести умозрительные подсчеты и получают столь же умозрительную экономию.

"П.": Когда говорят о наших долгах, неизбежно возникает вопрос о долгах других стран перед Россией. Как с ними обстоит дело сейчас?

С.К.: В общей сложности долг других стран перед Россией составляет $95--97 млрд. Наша стратегия, конечно, -- выжать как можно больше. Но ведь в основном это кредиты, которые бывший СССР предоставлял очень бедным государствам. И предоставлял преимущественно в виде военных поставок. Возврат большей части этих долгов крайне проблематичен.

Впрочем, с 2002 года мы тоже перешли к политике активного управления этим долгом и применяем все те же методы, что и наши кредиторы по отношению к нам, -- реструктуризацию долга, конверсию и пр.

"П.": Сергей Иванович, в конце ноября была наконец урегулирована проблема так называемого коммерческого долга бывшего СССР. Именно из-за задержек с этим решением международные агентства отказались поднимать суверенный рейтинг нашей стране прошедшим летом. Так почему была задержка?

Коммерческий долг образовался в связи с закупками товаров народного потребления внешнеторговыми организациями бывшего СССР в рамках централизованного плана по поручению государства. После распада Союза часть поставленных нам товаров так и осталась неоплаченной, превратившись в коммерческий долг. Эти долги и достались в наследство России -- правопреемнице СССР.

С.К.: Эта задолженность возникла 10--15 лет назад, и некоторые документы за это время были утеряны, а ряд внешнеторговых организаций вообще перестали существовать. В этой связи мы детально выверили объем долга и обоснованность предъявляемых требований.

В ходе выверки возник и ряд технических вопросов, которые не были оговорены в первоначальном постановлении правительства и требовали уточнения. Например, курс пересчета в доллары США требований по части долга, которая номинирована в таких валютах, как норвежская и шведская крона; порядок начисления по этим требованиям процентов и т.д.

Сейчас выверенная и допущенная к обмену часть коммерческой задолженности составляет $1,1 млрд. В целом же, по пессимистической оценке, коммерческая задолженность -- с учетом названной суммы -- составляет около $2,1 млрд., просроченные проценты по нему -- около $1,5 млрд.

Понятно, что мы станем урегулировать только ту задолженность, которая нам будет предъявлена кредиторами. Нет смысла урегулировать то, чего от нас не требуют.

"П.": Расскажите, пожалуйста, подробнее об основных параметрах обмена долгов на еврооблигации.

С.К.: По данным Минфина, на конец ноября нынешнего года к выверке были предъявлены долговые требования на сумму $1,6 млрд. Из этих средств $1,1 млрд. прошли процедуру выверки Внешэкономбанком и были допущены к обмену.

Обмен коммерческих долгов СССР мы проводим на тех же условиях, что и по задолженности Лондонскому клубу.

Весь основной долг и часть просроченных процентов с дисконтом в 37,5% мы поменяем на еврооблигации со сроком погашения в 2010 году, а часть просроченных процентов по коммерческой задолженности с дисконтом 33,5% меняется на еврооблигации со сроком погашения в 2030 году.

В общей сложности мы списываем около 36,5% всей задолженности с учетом начисленных процентов. На облигации до 2030 года установлена процентная ставка на уровне 5% годовых, в то время как по всем другим облигациям РФ эта ставка составляет около 10% годовых.

"П.": Как сейчас котируются российские облигации на рынке?

С.К.: Тенденции на рынке еврооблигаций положительные. Сокращаются спреды (то есть разница по доходности между казначейскими векселями США на соответствующие сроки и российскими облигациями. -- "Профиль").

Наши облигации все лучше воспринимаются на мировом финансовом рынке. При этом даже кризисы в Бразилии и Аргентине фактически не оказали влияния на котировки российских бумаг. Это говорит об уверенности инвесторов в стабильности ситуации в России.

В настоящее время Россия может привлекать средства на международных рынках по ставкам ниже 8% годовых.

АННА ЛЮБИМЦЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».