29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "По техническим причинам"

Архивная публикация 2005 года: "По техническим причинам"

Hеоднократно анонсировавшееся вхождение Белоруссии в рублевую зону вновь откладывается на неопределенный срокЕдиная валюта

Hеоднократно анонсировавшееся вхождение Белоруссии в рублевую зону вновь откладывается на неопределенный срокЕдиная валюта

По техническим причинам

Hеоднократно анонсировавшееся вхождение Белоруссии в рублевую зону вновь откладывается на неопределенный срок. Председатель правления белорусского Национального банка Петр Прокопович ссылается на «технические причины»: до сих пор не принята конституция союзного государства, отсутствуют необходимые соглашения, призванные уравнять условия для всех участников единого экономического пространства. Например, не урегулированы вопросы, связанные с социальным обеспечением, здравоохранением, налогообложением и т.д. Прокопович отмечает, что решить эти проблемы до 1 января 2006 года (именно в этот день в Белоруссии планировалось ввести в обращение рубли) невозможно.

Однако есть все основания полагать, что камнем преткновения являются не процедурные сложности, а экономические и политические разногласия. Москва и Минск никак не могут договориться о размере компенсации за отказ от эмиссии, на которой настаивает белорусская сторона. Россия готова платить соседям до $150 млн. в год — примерно в такую сумму оцениваются потери соседнего государства ввиду того, что весь НДС при экспорте будет поступать в российский бюджет. Очевидно, белорусов также беспокоит неизбежный скачок цен, который наверняка произойдет после введения рубля. Сегодня цены на многие виды товаров в Белоруссии ниже, чем в России, поскольку их контролирует государство. Либерализация приведет к тому, что белорусские цены быстро догонят российские. Ранее Александр Лукашенко уже озвучивал свои опасения: дескать, соглашаясь на введение чужой валюты, Белоруссия окажется в подчиненном положении, и никакие декларации и соглашения о равноправии не спасут от этого.

Артем Пащук

Беслан

Матери Беслана не подчинились «Матерям Беслана»

Bстреча представителей пострадавших в результате теракта в Беслане с президентом Владимиром Путиным едва не оказалась под угрозой срыва. 1 сентября, за день до встречи, от имени общественного комитета «Матери Беслана» было распространено обращение, в котором потерпевшие и их родственники просили политического убежища «в любом демократическом государстве». Как говорится в документе, пострадавшие и их родственники «потеряли всякую надежду на справедливое расследование причин и виновников нашей трагедии, и мы не желаем больше жить в этой стране, где жизнь человека ничего не значит». Однако несколькими часами позже председатель комитета Сусанна Дудиева заявила, что «Матери Беслана» не имеют отношения к обращению. По ее словам, «эта петиция от имени пострадавших, а не от имени всего комитета «Матери Беслана». Под ней подписались несколько членов нашего комитета, но это их личная, частная точка зрения». Как пояснила «Профилю» исполнительный директор комитета Джульетта Басиева, «это обращение не исходит от юридической организации «Матери Беслана» и не является юридическим документом. Но это заявление потерпевших, в число которых входят члены комитета».

Как стало известно «Профилю», проект обращения появился в Беслане два месяца назад, то есть задолго до того, как стало известно о приглашении представителей комитета к Владимиру Путину. Тогда же начался сбор подписей. Комитет рассмотрел обращение и принял его к сведению. Однако решения о сборе подписей, равно как и о публикации этого документа в СМИ, так и не последовало. Поэтому члены комитета, которые вошли в состав делегации, не были проинформированы о том, что обращение попадет в СМИ накануне визита в Кремль. По мнению Дудиевой, это была спланированная акция, призванная «если не сорвать встречу делегации пострадавших с президентом страны, то по крайней мере омрачить ее. Это не что иное, как грамотный черный пиар». Сбор подписей организовала группа членов комитета, в том числе Элла Кесаева, которая и передала обращение прессе. Кесаева неоднократно выступала против встречи делегации комитета с Путиным и требовала привлечь к ответственности целый ряд высокопоставленных чиновников, включая самого президента. О существовании разногласий внутри комитета известно давно. Часть потерпевших поддерживают визит к Путину и предъявляют претензии только к следствию. Но немало и тех, кто настроен довольно радикально, виня в трагедии всю систему государственной власти в России.

По сведениям «Профиля», членам комитета уже звонили частные лица и организации из Италии и Канады с предложением помощи. Однако на момент сдачи номера официальных предложений от правительств какой-либо страны пострадавшим так и не поступило.

Мария Баринова

Энергетика

Чтобы не «коротило»

Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс анонсировал программу по повышению надежности энергоснабжения. Программа учитывает уроки московского блэк-аута 25 мая и предполагает разработку комплексного плана развития энергосистемы страны на период до 2030 года. По замыслу разработчиков плана, по окончании реформы энергетики и, соответственно, ликвидации самого РАО, выделенные из холдинга энергокомпании должны войти в рынок с принципиально новыми стандартами надежности.

«Майская энергоавария способствовала пересмотру приоритетов в управлении компанией, теперь наша задача — существенное повышение надежности энергосистемы», — сказал Чубайс. Курировать вопросы энергобезопасности будет Борис Вайзинхер. Он назначен на введенную в правлении РАО должность технического директора. Вайзинхер говорит о необходимости повышения надежности работы не только оборудования, но и системы управления, в том числе в части работы с персоналом. Например, при советах директоров каждой из дочерних энергокомпаний планируется создать специальные комитеты по надежности, будет жестче регламентирована роль главных инженеров на электростанциях и крупных предприятиях.

По мысли Чубайса, более активно участвовать в решении проблемы надежности должны собственники, в том числе миноритарные акционеры энергокомпаний, власть и потребители. Им уготована роль «трех столпов», на которых будет базироваться надежность единой энергосистемы страны. Как сформулировал Чубайс, «в скором времени вся ответственность за надежность ляжет на собственников, которые останутся после реорганизации РАО ЕЭС. Конечно, можно не думать о надежности, а только о рейтингах, о росте капитализации, но, случись авария, может оказаться, что никаких дивидендов больше не будет», — уточнил он.

«Вторым столпом» надежности должно стать государство в лице полпредов президента в федеральных округах. Им РАО предлагает «развернуть совместную работу по разработке долгосрочных схем развития энергетики в регионах».

«Столпу номер три» — потребителю — обещано создать финансовый механизм по обеспечению прозрачности расчетов. Как сформулировал Чубайс, потребитель должен, во-первых, понимать, за что платит, а во-вторых, если он за эту плату не получает адекватной надежности, ему будет гарантировано возмещение ущерба.

Реализация намеченных мер потребует денег. Главным источником их поступления у энергокомпаний по-прежнему остаются тарифы. В принятом на днях постановлении ФСТ определен максимальный рост тарифов на электроэнергию на 2006 год в пределах 8—8,5%. Правительство, опираясь на оптимистичные прогнозы, надеется, что инфляция не превысит этого уровня. «Я считаю, что жизнь окажется богаче», — говорит по этому поводу Чубайс. Если конкретнее, то тарифы, получается, не смогут стать источником финансирования в требуемых размерах. Единственным выходом для энергетиков останется снижение издержек.

Елена Шаркунова

Нефть

Сказка о потерянном времени

Hа прошлой неделе Минэкономразвития отправило в правительство проект директивы для членов совета директоров «Роснефтегаза». По неофициальной информации, это произошло после получения ведомством проекта кредитного договора компании с банками (сумма займа — $7,5 млрд).

Напомним, «Роснефтегаз» используется государством в схеме приобретения 10,7% акций «Газпрома». Для этого Росимущество внесло акции «Роснефти» в уставный капитал «Роснефтегаза». А в период с 20 по 22 июня «Роснефтегаз» оформил сделку о получении акций газовой монополии с баланса четырех ее дочек — «Газпроминвестхолдинга», Gazprom Finance B.V., Газпромбанка и НПФ «Газфонд». Эта покупка обойдется властям в $7,3 млрд. и позволит довести госпакет в акционерном капитале «Газпрома» до контрольного.

Проблемой для «Роснефтегаза» стал поиск средств для оплаты акций «Газпрома». Как заверял еще в июне глава Минэкономразвития Герман Греф, кредит для этого будет привлечен к 23 июля — сроку первых выплат по сделке. Оплатить акции монополии «Роснефтегаз» должен тремя траншами: $727,3 млн. — 25 октября; $5,79 млрд. — 25 декабря, а еще $563 млн. компания уже заплатила в июле, заняв их у своей дочки — «Роснефти».

Однако кредит до сих пор не получен. Неофициально источники «Профиля» в Минпромэнерго и МЭРТ подтверждают, что договор о кредите уже согласован с банками Morgan Stenley, Dresdner Kleinwort Wasserstein, ABN Amro, JP Morgan, BNP Paribas и Barclays. Проект документа предусматривает получение $7,5 млрд. сроком на год. Ставка по кредиту составит LIBOR + 1,55%.

В итоге МЭРТ смог отправить в правительство директиву для членов совета директоров «Роснефтегаза». 12 сентября они должны проголосовать за привлечение кредита. Залогом по нему станут 49% акций «Роснефти». И это уже решенный вопрос. Напомним, в конце августа глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что залогом может стать и экспортируемая компанией нефть. Но, как рассказал «Профилю» источник в одном из министерств, Минпромэнерго не настаивало на этом.

Зато решение другой, не менее важной проблемы — как «Роснефтегаз» будет возвращать этот кредит — до сих пор не найдено. МЭРТ настаивает на продаже 49% акций «Роснефти» стратегическому инвестору, а Минпромэнерго считает, что менее контрольного пакета акций компании должно быть направлено на IPO. Не исключено, что позиция Минпромэнерго в этом вопросе не будет иметь ключевого значения: в совете директоров «Роснефтегаза» нет его представителей. По словам источника «Профиля» в ведомстве Христенко, это уже сыграло свою роль, когда решался вопрос о залоге под кредит: в Минпромэнерго вариант использования экспортных поставок даже не прорабатывался. Поэтому куда важнее, чтобы руководство «Роснефти» выработало единую позицию в определении способов возврата кредита. Насколько известно, пока ее нет.

Екатерина Фокина

Металлургия

Уголь стали не помеха

Kомпания «Русский уголь» (РУ, 5-е место по добыче угля), основным владельцем которой считают кемеровского предпринимателя Вадима Варшавского, продолжает экспансию в черную металлургию. Она приобрела 25% акций Златоустовского металлургического завода (ЗМЗ) — актива, за который долгое время боролся глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский.

РУ был создан Межпромбанком и «Роснефтью» в 2002 году, но затем учредители продали свои пакеты менеджменту компании. В 2003 года РУ заявил об интересе к металлургии и сформировал в своем составе металлургический дивизион. С этого момента под его контроль отошли Новосибирский металлургический завод (производитель труб и плоского проката), «Амурметалл» и «Дальвостметалл» (крупные переработчики лома), трубный завод ВЭСТ-МД, купленный у группы «МАИР», и меткомбинат «Нытва» (изделия порошковой металлургии, сплавы для нужд ВПК и монетные заготовки для Минфина). А летом этого года компания объявила о начале строительства электрометаллургического комбината в Ростовской области.

Теперь металлургические активы «Русского угля» пополнятся Златоустовским металлургическим заводом: на прошлойнеделе основной собственник ЗМЗ Марк Лейвиков продал блокпакет завода РУ. Сумма сделки не называется, но Алексей Морозов из Brunswick UBS считает, что она составила $20—25 млн. Пресс-секретарь ЗМЗ Юлия Бобылева заявила «Профилю», что «Марк Лейвиков рассматривает дальнейшую продажу акций ЗМЗ», а значит, можно смело предположить, что РУ получил над ним контроль. Если это произойдет, то прокатное и трубное производство метдивизиона Варшавского дополнится производством спецсталей. С учетом ЗМЗ, говорит Морозов из Brunswick UBS, на предприятия РУ приходится 2,5% российского выпуска проката.

Интересно, что объектами для поглощений структурами Варшавского очень часто оказываются спорные активы. Так, в 2003 году РУ получил контроль над «Амурметаллом» и «Дальвостметаллом» в тот момент, когда за них спорили два других акционера — «ЕвразХолдинг» и «Альфа-Эко», которых РУ выдавил с предприятий. Затем компания «Русский уголь» появилась в известном конфликте акционеров вокруг Ступинской металлургической компании (СМК) в 2004 году: РУ заявил о контроле над компанией, но не удержала его. Нынешняя сделка с ЗМЗ прошла по тому же сценарию. Марк Лейвиков с 2001 года боролся за контроль над ЗМЗ с Дмитрием Пумпянским, который хотел наладить на заводе выпуск трубной заготовки. После судебных споров в 2002 году Лейвиков получил 83% акций завода, но в 2004 году Пумпянский в ответ предъявил ЗМЗ претензии на 100 млн. рублей. Борьба продолжалась бы и сейчас, если бы не вмешательство Варшавского: после того, как он получил блокпакет Златоустовского металлургического завода, компании Пумпянского неожиданно заявили, что не имеют претензий к ЗМЗ.

Дмитрий Беликов

Связь

Вялотекущая война

Kонфликт «Альфа-Телекома» с норвежской компанией Telenor (акционеры «ВымпелКома» и «Киевстара») может затянуться надолго. У «ВымпелКома» из-за этого вряд ли получится выйти на пока еще привлекательный украинский рынок связи (он растет на 100% в год), а «Киевстар» может начать сдавать позиции на рынке из-за постоянных судов, инициированных его акционерами.

«Война» между Telenor и «Альфой» началась еще в прошлом году из-за желания российской компании вывести «ВымпелКом» на сотовый рынок Украины, объединив оператора с лидером местного рынка — ЗАО «Киевстар» (в «ВымпелКоме» у «Альфы» — 24,5%, а в «Киевстаре» — 43,5%). Однако норвежцы, также имеющие доли в этих операторах (29,9% в «ВымпелКоме» и 56,5% — в «Киевстаре»), высказались против такого слияния, испугавшись, что их доля в объединенной компании размоется. Отверг Telenor и вариант с покупкой «ВымпелКомом» мелкого украинского оператора «Украинские радиосистемы» (УРС), не пожелав, чтобы марка «Билайн» конкурировала с «Киевстаром».

Этим летом конфликт между «Альфой» и Telenor достиг апогея — «Альфа» блокировала собрания акционеров «ВымпелКома» и «Киевстара», а в августе Киевский и Соломенский суды отстранили от управления «Киевстаром» президента компании Игоря Литовченко и трех норвежских директоров.

Очевидно, что, если основные акционеры не найдут компромисса, война может негативно отразиться на деятельности операторов. По мнению экспертов, есть два выхода: искать удовлетворяющие обе стороны условия либо одному из акционеров выходить из бизнеса. Между тем бизнес никто из них покидать не хочет. Руководитель пресс-службы Telenor Даг Мелгаард заявил «Профилю», что их компания «точно не собирается бросать телекоммуникационный бизнес ни в России, ни в Украине». «Мы — промышленные инвесторы и вкладываем в этот бизнес в расчете долгосрочных перспектив, а «Альфа» известна как финансовый инвестор», — говорит Мелгаард. Вице-президент по связям с общественностью «Альфа-Телеком» Кирилл Бабаев, напротив, сообщил, что «Альфа» не намерена бросать бизнес, однако дальнейшие действия комментировать не стал: «Пока мы пытаемся урегулировать спорные ситуации».

Впрочем, не все уверены в негативном исходе дела. Елена Баженова говорит, что «обоим акционерам очевидно, что никто из них в любом случае не будет делать ничего такого, что снижает стоимость активов». А все склоки — лишь работа на публику, попытка прессинговать друг друга, ничего общего с делом не имеющая. И это доказывают котировки «ВымпелКома»: компания даже в период «войны» росла быстрее, чем МТС. Результаты работы «Киевстара» тоже вполне удовлетворительные, несмотря на проблемы с менеджментом — компания обогнала украинскую дочку МТС по количеству абонентов (у «Киевстара» их более 10 млн., а у «Украинских телесистем» — 9,52 млн.). По мнению Баженовой, в таком вялотекущем режиме конфликт может затянуться даже на несколько лет. Впрочем, в этом можно и усомниться — достаточно вспомнить, как «Альфа» добилась своего в былых спорах с акционерами ВР и Sun Interbrew.

Денис Рябоконов

Нефтепродукты

Цену на скаку не остановишь

Hа прошлой неделе чиновники и нефтяники не смогли предложить никаких конкретных мер по сдерживанию цен на нефтепродукты. Собравшийся в Минпромэнерго координационный совет ТЭК, куда входят представители министерств и нефтяных компаний, признал свое бессилие.

Напомним, еще весной министерства получили распоряжение главы правительства Михаила Фрадкова разработать до 10 апреля меры по сдерживанию темпов роста цен на топливо. Сроки отчета Минэкономразвития по этому вопросу перед кабинетом министров неоднократно переносились. И до сих пор неизвестно, когда распоряжение Фрадкова будет выполнено.

Между тем с начала года оптовые цены на нефть внутри страны набрали колоссальные темпы роста. Нефтяники, поднимая их, пытаются компенсировать увеличение выплат по налогу на добычу полезных ископаемых и экспортным пошлинам. Напомним, они рассчитываются исходя из активно растущей мировой цены на российскую Urals. В итоге с января текущего года оптовая цена на нефть внутри страны подскочила в три раза и составила в сентябре уже $294— 305 за тонну. По данным Российского топливного союза, в прошлом году цена на нефть за 12 месяцев увеличилась всего на 17%.

Оптовые цены на нефтепродукты с начала этого года также росли. По данным центра «Кортес», если в январе ходовой Аи-92 стоил 12 тыс. рублей за тонну, то в августе — уже 17,3 тыс. рублей.

При этом розничная цена на Аи-92 за это время выросла на 8% — до 15,4 рублей за литр. В конце августа стоимость этого вида топлива в столице, по данным Московской топливной ассоциации, преодолела рекордную отметку — 16 рублей за тонну.

При этом нефтяники не нарушают традицию, берущую начало в 1999 году, когда цены на нефть на мировом рынке стали расти. На экспорт они отправляют больше нефти, чем на переработку внутри страны. В январе—августе компании экспортировали на 8% больше, чем в прошлом году (158,8 млн. тонн), а на заводах переработали только на 6% больше, чем в 2004-м (135,5 млн. тонн).

Екатерина Фокина

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама