Наверх
18 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ПО ЗАКОНАМ СПРАВЕДЛИВОСТИ"

РПЦ считает, что изъятые у нее ценности должны быть возвращены. При этом она готова частично взять на себя функции музеев.    Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Всеволод ЧАПЛИН считает, что верующие должны иметь доступ к святыням, незаконно отобранным государством у церкви.
   — На какой стадии рассмотрения сейчас находится законопроект о передаче имущества религиозного назначения?
   — Законопроект разрабатывается уже в течение нескольких лет. Сейчас его дорабатывает рабочая группа, в которую входят представители аппарата правительства, Минэкономразвития и Минкульта, религиозных общин. Когда закон будет принят, пока сказать сложно. Но основные его положения уже ясны. Вот, например, вопрос о перемещении ценностей религиозного назначения из музейных фондов. Пока в законопроекте речи об этом не идет, он выносит данную тему за скобки. Законопроект на 90% касается передачи зданий, уже находящихся в пользовании у религиозных организаций, но остающихся собственностью государства. Причем речь идет не только о православных объектах, это касается мечетей, синагог, костелов.
   — Почему церковь добивается возвращения религиозных памятников из музеев?
   — Пока, напомню, речи в законопроекте о возвращении церкви музейных икон нет. Статус предметов музейных фондов регулируется законодательством о музейных фондах. Разговор идет о том, что они могут передаваться в пользование. Но тогда в каждом конкретном случае музей и религиозная община будут договариваться между собой по поводу поддержания памятников культуры и их охраны. Но, по сути, большинство незаконно отобранных у церкви икон рано или поздно должно вернуться в храмы. Это должно касаться в первую очередь тех икон, которые находятся в запасниках. Верующие не имеют к ним доступа, не говоря уже о возможности совершать перед ними богослужения. Это более чем странный порядок вещей.
   — Сотрудники музеев, конечно же, отдавать иконы не хотят и предлагают делать списки с икон, особенно с ветхих, и выставлять их в храмах. Церковь допускает такую возможность?
   — Верующие хотят молиться перед теми иконами, перед которыми молились их предки. Особенно если речь идет о чудотворных иконах, о почитаемых святынях. Люди хотят молиться перед святынями, которые были несправедливо изъяты у церкви. Тем более что церковь сегодня может обеспечить сохранность этих ценностей. Мы знаем примеры того, как древние иконы становятся доступными для верующих. Если музей может обеспечить у себя регулярное совершение богослужений, устраивать часовни и храмы, то с таким положением вещей верующие, может быть, и согласились бы. Так, при Третьяковской галерее существует храм, который является частью музейной экспозиции. В музейный ан-самбль включен храм святителя Николая в Толмачах, это памятник архитектуры XVII века. В храме существуют все необходимые условия для сохранности икон, в том числе климатические, но отнюдь не каждый музей может себе такое позволить. В то время как мы знаем, что во многих монастырях и храмах есть условия, чтобы иконы содержались в киотах с климатическими установками, соответствующей охраной, даже более серьезной, чем музейная.
   — Можете еще привести примеры храмов или монастырей, где условия для сохранения ценностей созданы?
   — Это Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области. Туда планируется переместить икону Спасителя. Там для этого все условия созданы. То же самое касается Донского монастыря, куда периодически приносится чудотворная Донская икона Божией Матери из Третьяковской галереи. Там тоже есть специальные условия.
   — Будут ли иметь доступ к иконам представители музеев — искусствоведы и реставраторы?
   — Государство имеет определенные обязательства по сохранению и поддержанию памятников искусства, и представители государства всегда будут иметь доступ к ним.
   — Искусствоведы и реставраторы будут привлекаться исключительно из музеев или у церкви появится свой штат специалистов?
   — Думаю, и то, и другое — специалисты будут привлекаться со стороны музеев, и у церкви будут свои штатные специалисты. После выведения музеев из храмов и монастырей многие специалисты, некогда работавшие в музее, остаются работать в этих монастырях и храмах. Но у церкви немало учебных заведений, которые готовят своих специалистов. Тот же Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, например. Там есть факультет церковных художеств — отделение истории и теории христианского искусства, отделение иконописи и монументального искусства, а также отделение реставрации. Так что специалисты внутри самой церкви есть.
   — То есть церковь готова взять на себя часть функций музеев?
   — Всегда эти функции у религиозных общин были. Думаю, что нет ничего удивительного в том, что они как-то расширятся.
   — Сохранение религиозных памятников будет вестись на деньги патриархии?
   — Обычно это делается на средства религиозных организаций, в том числе нашей церкви. Но есть отдельный законопроект, разработанный Министерством культуры, который снимает запрет на государственное финансирование памятников истории и культуры, которые переданы в собственность религиозным организациям. При этом средства, выделяемые по программе сохранения культурного наследия «Культура России», которая утверждена постановлением правительства РФ в 2005 году, не так уж велики. Основные расходы по поддержанию, восстановлению и охране памятников все равно будут нести религиозные общины.
   

   ДОСЬЕ
   Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН в 1994 году закончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия. С 1990 года — сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Рукоположен в диаконы в 1991 году, в священники — в 1992 году. В 2001-2009 годах — заместитель председателя отдела внешних церковных связей. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Член экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Член Союза писателей России. С марта 2009 года — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества.

   

   ОФИЦИАЛЬНО
   Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
   СТАТЬЯ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
   Имущество религиозного назначения — недвижимое имущество: здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения следующих видов деятельности религиозных организаций: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии, профессионального религиозного образования; монашеской жизнедеятельности; религиозного почитания (паломничества), включая здания для временного проживания паломников; помещения, предназначенные при строительстве зданий, строений, сооружений, в которых они расположены, для совершения и обеспечения данных видов деятельности религиозных организаций, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK