25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Покупайте российское"

Архивная публикация 2003 года: "Покупайте российское"

©

Эксперты западных аукционных домов констатируют, что на фоне кризиса индустрии luxery в Европе и Америке спрос на предметы русского искусства не только не падает, но, напротив, растет. Заметим, что 80% всех покупок на "русских торгах" Sotheby's и Сhristie's делают именно наши сограждане. Например, почти из трех тысяч работ русских художников, проданных на Sotheby's за 1990-2003 годы, около 90% было приобретено россиянами или эмигрантами из России (например, Борисом Березовским или Галиной Вишневской). Виталий Воробьев, руководитель Центра содействия экспертным исследованиям, полагает, что мировой антикварный рынок можно условно поделить на три слоя. "Первый - низший, уличный, здесь встретить ценную вещь равносильно чуду. Второй - галереи. Там тоже много подделок. Самый высокий уровень - аукционный. Только покупка на Sotheby's и Сhristie's - гарант подлинности товара и наращивания капитала". Олег Стецюра, президент аукционного дома "Гелос", считает, что лишь два лондонских аукциона гарантируют ежегодный рост вложений на 20-30%. Традиционно привлекательными для инвестиций считаются авторы XIX века. Аукцион Сhristie's, назначенный на 25 ноября, представит 424 лота "Искусство России".

На торгах Sotheby's 19-20 ноября было выставлено 223 лота "Русских картин" и 229 - "Декоративно-прикладное искусство и Фаберже". Хитами последнего Sotheby's стали картины Ивана Айвазовского, среди которых "Закат над бурей" (стартовая цена $800 тыс.) и "Отплытие корабля от константинопольских берегов" ($600 тыс.), полотно Василия Поленова "Пейзаж с колодцем и кипарисом" ($420 тыс.), "Испанка" Натальи Гончаровой ($120 тыс.) и натюрморт Зинаиды Серебряковой "Корзина с виноградом и персиками" ($150 тыс.). Дом Сhristie's сосредоточился на прикладном искусстве: вазы Императорского Фарфорового завода оценены в $1,5 млн., орден и звезда Андрея Первозванного - в $40 тыс., а столик Раппапорта - в $400 тыс. Из живописных шедевров - "Обманутая Эхо" Бакста, оцененная в $140 тыс. Европейские антиквары поражаются необъятным возможностям кошельков русских. (По источникам "Профиля", ежегодный оборот черного антикварного рынка внутри России составляет $1,5-2 млрд.) Главная проблема русского антиквариата - подделки. Скептики любят приводить такой пример: сам Айвазовский числил за собой 6 тыс. работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тыс. картин великого мастера! В памяти покупателей свежи скандалы, затронувшие аукционные дома с безупречной репутацией. Например, в 1990 году на Сhristie's вся коллекция Корецких была признана поддельной, в 1995 году с торгов был снят лот "Супрематическая композиция" Любови Пановой, а Sotheby's забраковал "Натюрморт с призмой" Петрова-Водкина. Тем не менее авторитет Sotheby's и Сhristie's по-прежнему непоколебим.

Олег Стецюра считает, что эти аукционы задают ценовую планку и для российского рынка: после покупки на прошлом аукционе картины Кустодиева "Обнаженная" за $1,5 млн. и работы Нестерова за $1 млн. цены на этих авторов на родине взлетели в десятки раз. "Наши люди" афишировать свои приобретения не стремятся. Пожалуй, только олигарх Владимир Потанин открыто покупает "квадраты" Казимира Малевича для "Эрмитажа". Остальные антиквары (в их числе министр труда Александр Починок, монументалист Зураб Церетели, бизнесмен Александр Мамут, аптекарь Владимир Брынцалов, глава "Люкс-Холдинга" Владимир Воронченков, фитнес-леди Ольга Слуцкер и др.) по понятным причинам свое дорогое хобби от широкой публики скрывают. Даже ближайшие друзья увидеть многие из приобретенных работ в их российских домах не могут. Эксперты отмечают, что львиная доля предметов с аукционов так и остаются на Западе из-за высоких таможенных пошлин (около трети стоимости). Впрочем, предметы с ноябрьских торгов, скорее всего, все-таки вернутся в Россию: в январе 2004 года у нас должны понизить таможенные пошлины на ввоз произведений искусства, приблизив их к европейскому уровню (там они составляют 5-7% от стоимости).

"Считаю, что пафос аукционов сильно преувеличен" АНДРЕЙ ДЕЛЛОС, РЕСТОРАТОР

Профиль: Почему, на ваш взгляд, россияне предпочитают покупать антиквариат исключительно на аукционах первого уровня? Андрей Деллос: Лично мне ближе не аукционы, а блошиные рынки. Поэтому, как человек, увлеченный антиквариатом, но далекий от аукционов, могу сказать, что, видимо, нашим людям участие в престижных аукционах дает возможность почувствовать себя европейцами, эдакими мистерами-твистерами. Я же считаю, что пафос аукционов сильно преувеличен.

"П.": Какое русское искусство особенно в цене на Западе?

А.Д.: Прежде всего прикладное искусство первой половины ХIХ века, которое возникло в эпоху ампира, когда наши художники вышли на европейский уровень. Все, что было сделано в России до XIX века, для заграницы не важно. Пожалуй, кроме икон. Хотя, насколько я знаю, серьезных коллекционеров русских икон мало. Большинство относятся к иконам как к экзотике и приобретают главным образом "копеечные" вещи. Другая позиция, которая очаровывает почти всех богатых, - это Фаберже. Гениальный бренд, созданный в России. Хотя специалисты и считают многие вещи от Фаберже китчем, пасхальное яичко в брильянтах - мечта каждого богатого человека.

"П.": В последнее время что-то изменилось на антикварном рынке?

А.Д.: Большая часть русского искусства до недавнего времени никому не была нужна, за исключением всем известного греческого милиардера Кастакиса. Но сейчас можно смело говорить о русском буме. В Париже я видел, как новый русский торговался с антикваром, заломившим баснословную цену за картину Юрия Анненкова. Покупатель доказывал, что картина - подделка, сделанная при жизни художника (т.е. 30-40 лет назад). На что антиквар ответил: "Кому на фиг нужен был ваш Анненков тридцать лет назад, чтобы его подделывать?" Зато теперь, во время фантастического спроса на русское искусство, проблема подделок действительно очень актуальна. Подделок - море.

"П.": Но ведь крупнейшие торговые аукционные дома дают гарантию подлинности...

А.Д.: Судите сами, мог ли Айвазовский создать такое количество "марин" или тот же Фаберже наклепать просто неприличное множество ценных вещиц? Это как раз о привычке наших людей бесконечно доверять Западу. Существует хорошо отлаженный бизнес, когда фальшивки вывозят за границу, чтобы там продать нашим же покупателям. Даже устраиваются мизансцены с участием аристократических старушек, чьи дедушки "пили с Айвазовским и завещали пуще глаза хранить картину мастера". Смею предположить, что и самые известные аукционные дома идут на компромисс и выставляют на торги сомнительные произведения. Они предпочитают говорить обтекаемо: дескать, наш штатный эксперт считает, что это работа Шишкина. Хотите - верьте, хотите - проверьте. Надо отдать должное уровню фальшивок. Как сказал один очень уважаемый мною западный эксперт, "если бы авторы видели эти подделки, им не было бы стыдно".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».