27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Полет над пропастью"

Архивная публикация 2011 года: "Полет над пропастью"

Эксперты с прискорбием извещают: в нынешней экономической ситуации нет "тихих гаваней". Ситуация в мировой экономике остается крайне не-определенной. Дефолт Греции практически неизбежен, агентство S&P понизило суверенный рейтинг Италии, снижен рейтинг ряда крупных французских банков. Высокая волатильность на мировом валютном рынке приводит к тому, что и курс рубля к евро и доллару скачет. Неудивительным на этом фоне выглядит заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что вероятность кризиса только повысилась по сравнению с состоянием на лето 2011 года. Прокомментировать нынешнюю ситуацию "Профиль" попросил главного экономиста Дойче Банка в России Ярослава ЛИСОВОЛИКА.

Эксперты с прискорбием извещают: в нынешней экономической ситуации нет "тихих гаваней". Ситуация в мировой экономике остается крайне не-определенной. Дефолт Греции практически неизбежен, агентство S&P понизило суверенный рейтинг Италии, снижен рейтинг ряда крупных французских банков. Высокая волатильность на мировом валютном рынке приводит к тому, что и курс рубля к евро и доллару скачет. Неудивительным на этом фоне выглядит заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что вероятность кризиса только повысилась по сравнению с состоянием на лето 2011 года. Прокомментировать нынешнюю ситуацию "Профиль" попросил главного экономиста Дойче Банка в России Ярослава ЛИСОВОЛИКА.

- Ярослав Дмитриевич, вы согласны с мнением Алексея Кудрина, который заявил, что вероятность второй волны мирового экономического кризиса возросла по сравнению с началом лета 2011 года?
- Успокаиваться действительно пока еще рано. Вероятность второй волны кризиса в нынешних условиях и в самом деле возросла. Последние макроэкономические данные по США, касающиеся динамики ВВП и рынка труда, не говорят об улучшении ситуации. Америка сейчас использует меры количественногосмягчения, попытки же задействовать бюджетный рычаг наталкиваются на сопротивление республиканцев. К тому же, к сожалению, возможности мер монетарной политики весьма ограниченны. Все говорит о том, что нынешняя ситуация может перерасти в экономический кризис. В Европе продолжают медлить с принятием решений по долговой проблеме. При этом уже предпринятые меры по увеличению эффективности госрасходов могут привести к негативной динамике ВВП. Таким образом, пытаясь совладать с долговым кризисом, страны рискуют войти в спираль рецессии. Необходимы именно структурные реформы, на которые пока страны не особенно охотно идут.
- А как вы оцениваете новый план Барака Обамы по урезанию расходов и введению дополнительных налогов для миллионеров?
- Вряд ли этот план Обамы будет воплощен, республиканцы уже дали свой отрицательный отзыв на него. И даже если план дойдет до реализации, то, скорее всего, будет сильно сокращен и потеряет свою действенность. Больше надежд я сегодня связываю с повышением производительности экономики США.
- Некоторые экономисты считают, что стоит пожертвовать экономическим ростом ради оздоровления финансов, то есть настаивают на так называемом очистительном кризисе. Вы разделяете эту точку зрения?
- Я очень скептически отношусь к идее "очистительного" кризиса, то есть к попытке решить все проблемы за счет нового кризиса. Мне кажется, нужно сделать все возможное, чтобы не допустить нового кризиса. Кризис - это всегда потери, страдания, и приходятся они в основном на самые незащищенные, бедные слои населения. Он "съест" накопления населения, достигнутые огромным трудом. С точки зрения социальной справедливости любой кризис - это очень плохо. Нужно думать о том, как повысить эффективность экономических систем, не только и не столько в кризисный период, сколько в благоприятный момент - в случае с Россией это означает, что проводить реформы и принимать трудные решения надо уметь в период высоких цен на нефть и высокого роста экономики.
- Как российская экономика может защитить себя?
- России нужно диверсифицировать экономику и развивать инфраструктуру. За последние двадцать лет в этом плане почти не было ничего предпринято. Бюджет зачастую расходуется неэффективно, что, в свою очередь, повышает потребности страны в привлечении иностранного капитала. В самое ближайшее время надо увеличить вложения в инфраструктуру, в том числе за счет частно-государственных партнерств и притока иностранных инвестиций.
- Что еще можно сделать? Считается, что проблемы в Европе и США дают шанс развивающимся странам укрепиться на мировом рынке. Может ли Россия воспользоваться этим шансом?
- Кризис - это время возможностей. У нас накоплены существенные резервы за предыдущие годы. Сейчас нам стоило бы подумать о том, во что правильнее будет их вкладывать. Можно было бы, например, вложить в отдельные европейские и американские инструменты, но следует использовать часть этих резервов и для развития отечественной экономики. Потребность мировой экономики в появлении новых финансовых центров, новых резервных валют растет, и в этих условиях Россия должна воздерживаться от мер, которые могли бы существенно ухудшить условия ведения бизнеса. На фоне развитых стран, которые повышают налоги для стабилизации бюджетной системы, у России есть возможности пока не повышать чрезмерно налоговое бремя на финансовый сектор, а повышать расходы на инфраструктуру и существенно улучшать инвестиционный климат. Глобальный кризис дает России шанс подтянуться к лидерам мировой экономики, и этот шанс мы не должны упустить.
- Как раз недавно Кипр попросил у России кредит на 2,5 млрд евро под 4,5% годовых. Стоит ли давать эти деньги?
- Даже если их дать, не факт, что они помогут. Многое будет зависеть от действий самого правительства Кипра. Тут вспоминается ситуация с займами России в 90-х годах. Тогда нам давали свои кредиты МВФ, Всемирный банк, но коренным образом ситуацию это не решало, только усугубляло наши долговые проблемы. Если будет принято решение о предоставлении этих средств, то их необходимо выделять на определенных условиях, как это делают МВФ и Всемирный банк. Это стало бы определенной гарантией возврата средств. Кроме того, Россия могла бы использовать предоставление кредита для получения преференций в экономическом и инвестиционном сотрудничестве с Кипром.
- А что будет с Грецией? Выйдет ли в ближайшее время страна из еврозоны?
- В Греции ситуация очень сложная - потребуется существенное сокращение расходов, на которое население может не согласиться. Помимо этого, есть пределы и для готовности доноров предоставлять ресурсы для помощи Греции. Рынки оценивают вероятность дефолта Греции более чем в 90%, но при этом я все же считаю, что из еврозоны она не будет выходить. В течение этого года, думаю, кредиторы продолжат предоставление финансовой помощи этой стране - в случае отказа от помощи Греции серьезно могут пострадать европейские банки, а также прочие слабые звенья Евросоюза.
- Какова судьба Италии? На днях стране снизили рейтинг. Значит ли это, что проблемы Греции уже перекинулись на другие страны?
- В 2010 году долг Италии составил 1,9 трлн евро, или 119% ВВП (для сравнения: предел, установленный в ЕС, находится на уровне 60% ВВП). Италия - одна из самых больших стран не только Евросоюза, но и мира, кризис в Италии может иметь серьезные последствия для стабильности зоны евро. Однако до этого, хочется верить, не дойдет - все-таки бюджетный дефицит Италии несоизмеримо ниже, чем в Греции. Есть также больше возможности для привлечения кредиторов и инвесторов для инвестиций в итальянские государственные обязательства. Пока я не думаю, что греческие проблемы в такой же мере охватили Италию и Испанию, но если это произойдет, то справиться с кризисом еврозоны будет уже очень сложно.
- Всемирный банк (ВБ) между тем недавно снизил прогноз роста экономики России из-за глобального замедления. Долговой кризис угрожает нам дефицитом бюджета больше 5% ВВП и падением цен на нефть до $60 за баррель. В таких условиях курс доллара поднимется до 40 рублей при инфляции 12-14%, предупреждают экономисты. Вы согласны с такими оценками? Не так давно доллар уже пробил психологически важный уровень в 30 рублей.
- Такого рода обесценение рубля возможно при снижении цен на нефть и продолжении оттока капитала из российской экономики. По нашим прогнозам, в следующем году бюджетный дефицит будет менее 1% ВВП, что достаточно далеко от кризисного сценария. В том числе поэтому я считаю, что рейтинг России сейчас ниже, чем должен быть. При этом ранее агентства также говорили, что есть вероятность повышения рейтинга нашей страны. Что же касается обменного курса, то в последнее время фундаментальных причин для масштабной девальвации нет. Так, цена на нефть составляет более $115 за баррель, торговый и бюджетный профицит на высоком уровне, инфляция снижается, экономический рост ускоряется. Центробанк сейчас отходит от вмешательства в валютные торги, и решающее влияние на рубль оказывают цены на нефть и потоки капитала. Ни один аналитик, конечно, не может точно предсказать, как поведет себя цена на нефть, но политика стран ОПЕК, которые поддерживают высокие цены на нефть, и растущий спрос на сырье в развивающемся мире говорят о том, что цены на нефть будут высокими. Для меня совсем не очевидно, что дальнейшее обесценение рубля продолжится в условиях высоких цен на нефть.
{PAGE}
- Вы сказали о политике Центробанка. Недавно, кстати, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что Банк России может полностью отказаться от влияния на валютный курс уже в следующем году. Как вы относитесь к этому решению?
- Центробанк давно уже стремится к тому, чтобы обменный курс был гибким, и колебания рубля и сейчас достаточно свободные. Переход на свободное плавание рубля - это одна из составных целей в политике инфляционного таргетирования. То есть инфляция будет главным показателем для Банка России, к такому принципу уже перешли во многих развитых странах. Прогресс, сделанный Центральным банком во внедрении большей гибкости в обменном курсе, делает возможным полноценный переход к инфляционному таргетированию через 1-2 года. Сопутствовать этому будет большая волатильность на валютном рынке, и компаниям, бан-кам и домохозяйствам придется привыкать к большим перепадам валютного курса рубля. В Турции, Южной Африке внутридневные колебания валют гораздо выше, чем те перепады в движении рубля, к которым мы привыкли в последние годы.
- Не могли бы вы дать совет рядовым инвесторам, что все-таки делать, куда нести свои деньги?
- В ситуации волатильности на мировых рынках обычно выигрывает тот, кто к ней больше подготовлен и кто может быстро принимать решения. Для тех, кто хочет вложить во что-то одно, в таких условиях нет "тихой гавани". Что можно посоветовать - это диверсифицировать свои вложения как в валюту, так и в прочие активы. Кроме того, сейчас имеет смысл присмотреться к фондовому рынку. Можно вкладываться в отдельные облигации и акции, которые гарантируют высокие дивиденды. Кстати, по пути диверсификации сейчас движется и Банк России. Например, в последние годы он отходит от вложений золотовалютных резервов в американскую валюту, пытаясь снизить долю долларов. Если в середине 2000-х эта доля составляла почти 70%, то сейчас - менее 50%.
- А что сулит спекулянтам нынешнее время?
- Спекулянты ориентируются на риск, а не на защиту сбережений. Спекулянты, кстати, не столько диверсифицируют свои вложения, сколько, как правило, наоборот - стараются вкладывать в один инструмент, стремясь максимизировать прибыль. Для рядового же инвестора в период кризиса, на мой взгляд, необходима диверсификация вложений в различные инструменты.

ДОСЬЕ
Ярослав ЛИСОВОЛИК родился в Москве в 1973 году. Имеет степени бакалавра (Гарвардский университет, 1995), экономиста-международника (Московский государственный институт международных отношений, 1996), магистра (Лондонская школа экономики, 1998). Доктор экономических наук. В 1995 году занимал пост старшего эксперта Российско-европейского центра экономической политики. С 2000 года стал экономистом инвесткомпании "Ренессанс Капитал", где занимался, в частности, анализом рынка долговых инструментов. С 2001 года - советник исполнительного директора РФ в Международном валютном фонде. В 2004 году пришел на должность главного экономиста в "Объединенную финансовую группу" (ОФГ), а после приобретения ее Дойче Банком стал главным экономистом и стратегом Дойче Банка в России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».