Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Политический дефолт"

Интересно, понимает ли президент это? А если понимает, то что собирается делать? А если ничего не собирается делать, то он — железный. И ему повезет, если — Феникс.
К чему скрывать — в нынешнем году отток капитала из России будет больше, чем в 2002 году. Об этом на прошлой неделе сообщили общественности и зампред ЦБ Олег Вьюгин, и аналитики агентства Moody`s (см. график). По самым оптимистическим оценкам (их автор — ЦБ РФ), вал оттока валюты из страны составит за год $8,4 млрд. против $8,2 млрд. в году прошлом. Казалось бы, динамика не столь впечатляющая, если бы не одно обстоятельство — обвальное нарастание оттока капитала во втором полугодии нынешнего года. (Заметим: некоторые иностранные аналитики говорят о том, что «наш минус» в нынешнем году составит аж $10—11 млрд. Тогда это впечатляет — темпы прироста оттока в 4 раза обгоняют темпы прироста ВВП.)
Многие связывают такой расклад с делом ЮКОСа. Вот, например, Анатолий Чубайс не раз поминал о том, что во втором квартале текущего года Россия впервые за свою новейшую историю стала чистым импортером капитала (см. график). А вот после ареста Платона Лебедева вновь все начали капитал из страны выводить.
Честно говоря, тому, кто долго наблюдал за динамикой платежного баланса страны, неудивительно, что во втором полугодии каждого года фиксируется отток капитала, а в первом иногда случается и приток — так происходит вот уже 10 лет кряду. На наш взгляд, объяснение этому тривиальное. Весь наш экспорт энергоемок, особливо зимой. Поэтому, поиздержавшись за холодные месяцы, весной экспортеры тырят капитала меньше, а вот отдохнув от высокой себестоимости зимнего производства, осенью «оттягиваются» на предмет вывоза по полной программе.
Но в нынешнем году осенне-зимний вывоз, как говорят западные аналитики, realy outstending («сильно большой как» — если по-нашему). Неужели во всем «виновато» дело ЮКОСа? Позволим себе по этому поводу не согласиться с Анатолием Чубайсом и прочим Бюро РСПП.
На наш взгляд, дело в том, что сегодня на «выданье» у наших законотворцев целая серия норм, которые de jure, после вступления их в силу, заметно облегчат вывоз капитала. Как известно, есть такое правило: «если ты виноват сегодня, но завтрашний закон трактует дело в твою пользу, значит, завтра с тебя спроса не будет».
Вот поэтому в конце нынешнего года валюту из страны стали вывозить так, будто это уже приветствуется реально действующим законодательством. Такова наша версия. Далее — ее аргументация.
Оффшор для однодневок

В очередной раз российские законы заставляют нас переживать глубокий внутренний конфликт — между личными, шкурными интересами и столь же имманентной для нас высокой гражданской позицией.
Начнем с того, что с 1 января 2004 года вступает в силу новый Таможенный кодекс РФ, а вместе с ним и его 131-я статья. В ней перечислены документы, которые может затребовать таможня при заключении сделки. В этот перечень теперь не включается паспорт сделки. Напомним: это такой документ, на основании коего можно проверить, поступил ли получателю импортный товар после перевода им денег за рубеж. Более того, по просьбе импортера таможня может разрешить ему задержать предоставление других важных документов по сделке аж на 45 дней.
Честно говоря, если бы меня спросили, что нужно сделать для того, чтобы превратить таможенные терминалы всей страны в райские оффшорные кущи для фирм-однодневок, вряд ли ваш покорный слуга смог бы предложить что-либо более эффективное.
Заметим: самое пикантное в этой ситуации то, что уже сейчас, в принципе, можно начинать предоставлять липовые паспорта сделок. Если не поймают до Нового года — а шанс, что поймать в условиях всплеска рождественского импорта не успеют, весьма велик, — в 2004 году новый Кодекс протрактует вашу «оплошность» в вашу же пользу. Ну скажите, надо ли удивляться, что капитал вдруг из страны куда-то потек и течет все быстрее и быстрее?
А какое раздолье для комбанков! Ведь сейчас они de jure должны быть агентами валютного контроля. А после 1 января 2004 года не смогут ими оставаться, ибо без паспорта сделки что-либо контролировать физически не смогут. Значит, и цэбэшный надзор за это с них спросить не сможет. Иными словами, новый Кодекс лишает банковскую систему даже потенциальной возможности что-либо контролировать.
Причем это касается уже не только импорта. В подобных условиях так приятно отмывать ранее вывезенные деньги. Продал на экспорт без паспорта какую-нибудь свою собственность (да хоть интеллектуальную), получил на счет деньги, снял их и растворился. Припрутся в банк спрашивать, кто, мол, ты такой и на каком основании деньги выданы, а они вопрошающих пошлют к 131-й статье.
Между прочим, — это тоже уже факт — Россия превращается в международную «прачечную». По некоторым сведениям, в 2003 году нерезиденты снимут со счетов в российских банках на $11 млрд. больше, чем положат. Эта сумма сама по себе впечатляет, но больше «бьет по мозгам» тот факт, что в нынешнем году по сравнению с прошлым указанная сумма вырастет в 1,5 раза, оставив далеко позади рост ВВП.
Хорошо, а кто же все-таки будет валютные потоки контролировать, если ГТК и ЦБ не смогут? Похоже, у правительства есть на этот счет свое мнение. Соответствующий департамент есть в Минфине. Особых заслуг в этом деле у него нет, и, видимо, поэтому его начальник долго пребывал в статусе «и.о.». А вот на днях был утвержден в должности.
Если Минфин немалые бюджетные-то деньги годами не может разыскать на территории России, то сколько же он будет искать частные по всему миру — причем без паспортов сделок и мониторинга банковских проводок?
Законотворчество против рубля

Авторам нового проекта закона «О валютном регулировании и валютном контроле» есть чем гордиться. Если действующее валютное законодательство устроено по принципу «запрещено все, что не разрешено», то нынешнее — стопроцентно либерально: «разрешено все, что не запрещено».
Уместен ли этот подход в части валютного контроля — вопрос мировоззренческий. Лично я, если, скажем, по либеральной парадигме вдруг решат организовать дорожное движение, буду выходить из дома ровно один раз. Дабы доехать до аэропорта и срочно эмигрировать из страны со столь либеральными ПДД — жизнь дороже, если уж ее заставляют терять отнюдь не во славу Отечества.
Теперь о конкретике. Первое. Проект отказывается от закрепленного действующим законодательством принципа строго целевой покупки валюты — под конкретные контракты. Это значит, что дан зеленый свет свободному уходу в валюту для всех желающих. Заметим, что вопрос, как говорится, «готовился давно». Несколько месяцев назад совет директоров ЦБ «с голоса» (sic!) принял предложение одного из зампредов ЦБ отменить для банков так называемый «лимит открытой валютной позиции», что и было блестяще реализовано. Поясним: раньше банк мог «убегать» в валюту пропорционально величине собственного капитала, теперь — как душе угодно. Скоро это разрешат делать не только банкам и без всяких ограничений.
Второе. Через год после вступления в силу нового закона резидентам разрешат свободно открывать счета за рубежом (с последующим уведомлением налогового органа) и использовать средства с этих счетов для операций с нерезидентами. Заметим, что реально эксплуатировать это разрешение можно будет уже в начале 2004 года по аналогии со 131-й статьей нового Таможенного кодекса (см. выше).
Третье. Проект отменяет систему выдачи индивидуальных разрешений на осуществление операций, связанных с вывозом капитала, заменяя его пока малопонятным требованием создавать резервы сроком на 1 год и не более, чем на 20% от суммы вывезенного. Иными словами, государство отказывается от проведения экспертизы целесообразности экспорта капитала для российской экономики (подробнее на эту тему см. беседу с Виктором Геращенко на стр. 18).
Нельзя не упомянуть и еще об одной важной инновации, не связанной, правда, с проектом закона о валютном регулировании. В прошлый вторник правительство решило «попереть» ЦБ из капитала ММВБ (подробнее о заседании правительства по развитию финансовых рынков см. материал на стр. 56). Либеральный пафос этой меры понятен. Но вот что сказал по данному поводу Олег Вьюгин: «Участие ЦБ в капитале ММВБ позволяет создать действительно прозрачную систему торговли госбумагами и валютой; когда понятен механизм ценообразования, манипуляции практически не возможны. Манипулировать может ЦБ, но мы и говорим, что занимаемся управлением курсом, то есть воздействуем на курс и биржа является для нас инструментом такого воздействия. Сказать, что это неправильно, никто не может».
Никто не может сказать и то, что Олег Вячеславович не исповедует либеральные принципы организации экономики, но видите — даже он проявляет определенный скепсис относительно последних инициатив власти.
Короче говоря, все идет к тому, что уйти в доллары и вывезти их за границу не сможет скоро только ленивый.
Капитуляция перед спекулянтами

А что будет с курсом, если на рубль начнется спекулятивная атака? Кстати, не надо думать, что ее трудно организовать. Например, фирмы такой сплоченной организации, как Бюро РСПП, поставляют на рынок три четверти всей валюты (см. таблицу). Стоит им задержать продажу выручки и предъявить на бирже конвертационный спрос на доллары, как резервы ЦБ тут же понесут «тяжелейшую утрату». Как только рынок увидит, что эти резервы сократились хотя бы миллиардов на 10, в Россию почти сразу перестанут поступать новые и начнут выводиться уже «действующие» спекулятивные активы иностранных игроков на фондовых рынках. Дальше — а в новых условиях это проще простого — все ломанутся покупать СКВ и открывать зарубежные счета. Скачок курса и отток депозитов из российской банковской системы будет стопроцентно обеспечен.
А что по этому поводу думает правительство? Пока что Герман Греф (подробнее см. материал на стр. 56) призывает снизить размер фондов обязательного резервирования комбанками в ЦБ. Просто блестящее предложение при таких (пусть даже гипотетически возможных) обстоятельствах!
Кто будет спасать рынок от неуправляемой девальвации? Думаете, ЦБ? Думаете, как в 1998 году призовут в очередной раз Геракла и он все наладит? Ошибаетесь! Он не сможет, даже если очень будет стараться.
Дело в том, что новый закон о валютном регулировании разрешает ЦБ вводить на валютном рынке меры «пожарного» регулирования лишь сроком на две недели. А список этих мер, по существу, ограничен тем же малопонятным «резервированием средств».
Но даже это не самое главное! Проектом закона закладывается механизм заведомо нереализуемых полномочий ЦБ. Оказывается, Банк России может применять даже эти «хилые» меры лишь по согласованию с правительством (статья 8 законопроекта). По моему мнению, нет более действенного механизма похоронить дело, чем «передать его в комитеты и комиссии». Если вопрос о спасении рубля правительство будет согласовывать столь же стремительно, как оно вступает в ВТО, доллары следует начать покупать прямо сейчас. Не хочется, конечно, агитировать против родного рубля и, как говорится, лить воду на дудку спекулянтов, но, сдается, мне — любому из нас — просто не оставили выбора.
Нельзя, кстати, не обратить внимания на своеобразный выход, предложенный на прошлой неделе Генпрокуратурой в лице ее славного сына Владимира Колесникова. Предложение Колесникова такое: наплевать на прописанную в законе независимость ЦБ (почему, кстати не наплевать, коль статья 8 законопроекта эту независимость и так помножает на ноль) и передать его в непосредственное подчинение президенту.
Интересно, кого станет тогда сажать прокуратура, если с курсом все-таки что-нибудь случится? Может быть, предполагается, что при таком раскладе гарантом стабильности курса будет сама Генпрокуратура? Спекулируешь против рубля — пожалуй в камеру. Ведь всего-то несколько частных фирм могут потенциально интриговать против рубля (см. таблицу). Одна, кстати, уже точно не будет.

Сальдо ввоза-вывоза капитала из России в 2003 году (млрд. долл.)

I квартал-0,1
II квартал+4,5
III квартал-7,7
IV квартал-7,3*

* Прогноз аналитиков агентства Moody,s.

Обороты российских корпоративных бумаг на внешнем рынке (% от внутреннего оборота)*

2001 24
2002 28
2003 38

* Прогноз аналитиков агентства Moody,s.

* По данным МЭРТ.

Концентрация поступлений валютной выручки на российский рынок (% к итогу)*

~Более 25%Более 33%Более 50%Более 75%Более 80%
Количество компаний2372330
В т.ч. государственные00155

* По данным ЦБ РФ за III квартал 2003 года.

НИКИТА КИРИЧЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK