29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Полярный круг забот"

Архивная публикация 2001 года: "Полярный круг забот"

Советские сатирики утверждали, что единственный человек в стране, который может достать все, -- это прораб. Юрий Евдокимов раньше был прорабом дорожно-строительного треста. И теперь, в нынешнем амплуа губернатора Мурманской области, он по-прежнему занимается "доставанием": теперь это финансы, необходимые его региону.Самый толерантный человек

Юрий Евдокимов со всеми на равных. С местными директорами он ходит на рыбалку, с младшими офицерами Северного флота -- на танцы.
На выборах 2000 года Евдокимов набрал 89% голосов. По мнению местных СМИ, если бы выборы состоялись сейчас, он вновь стал бы губернатором -- несмотря на скандал вокруг якобы нецелевого использования средств, собранных для родственников экипажа затонувшего "Курска", тем паче что обвинения эти оказались безосновательными.
От прежней специальности (по окончании Днепропетровского инженерно-строительного института он работал прорабом) у Евдокимова осталось пристрастие к крепкому слову. Как рассказывают сотрудники администрации, шеф, если что, очень даже может послать куда подальше, несмотря на то, что живут здесь и так на краю земли.
Евдокимов редко менял место работы. Шестнадцать лет просидел в обкомовском кабинете на улице Ленина и до сих пор здесь трудится -- правда, уже губернатором. Из КПСС он вышел еще в 1991 году, но к другим политическим партиям не примкнул. Говорят, его тянули в политсовет ОВР -- отказался. Со всеми политиками живет в согласии и говорит, что симпатизирует "Единству". А членство в какой-либо партии считает теперь необязательным.
Губернатор прост в общении -- с гендиректорами крупных предприятий области, например, запросто ездит на рыбалку. Подружился он и с крупными фигурами, которые пришли на Кольский полуостров, -- Алекперовым, Потаниным. Евдокимов не скрывает, что гордится возможностью напрямую связаться с ними и обсудить по телефону насущные проблемы.
В мае этого года, решив, что его аппарат -- 2,5 тысячи человек -- слишком громоздок для области, губернатор "порадовал" подчиненных сокращением штатов. Затраты на содержание госслужащих сократили на 30% (в 2001 году выделили всего 309,2 млн. рублей). Первого июля этого года чиновники ждали повышения зарплаты на 300 рублей, но так и не дождались.
Вообще, прижимистость (рачительность?) -- одна из черт Евдокимова. Чтобы сэкономить средства, выборы губернатора в 2000 году провели в один день с президентскими -- на полгода раньше срока. Областной совет не возражал. В победе Евдокимова никто не сомневался -- альтернативы ему в крае не видели. Когда Госдума разрешила только девяти губернаторам России избираться на третий срок, мурманские депутаты решили пересмотреть Устав области и продлить срок полномочий губернатора и местных парламентариев до пяти лет.
Первый раз -- в 1996 году -- войти во власть Юрию Евдокимову было гораздо сложнее. С 1993 года регионом руководил Евгений Комаров, назначенный на должность Борисом Ельциным. Политтехнологи, работавшие на Евдокимова, сделали ставку на Северный флот -- и не прогадали. С помощью североморцев Евдокимов отобрал у своего соперника всего один, но решающий процент голосов. Теперь он ежегодно встречает с военными Рождество: в ночь с 6-го на 7-е января в Доме офицеров собирают 440 семей молодых лейтенантов, и губернатор и североморцы куролесят до утра.
Польза от ископаемых

Экономика Мурманской области зависит от добычи полезных ископаемых и улова рыбы. Крупные предприятия региона уплыли в руки московских "олигархов", а рыба косяками уходит за рубеж.
Советские предприятия-гиганты по лову и переработке рыбы в девяностых годах распались на мелкие фирмы. Например, "Севрыба", обеспечивавшая до приватизации 20% рынка страны, разделилась аж на тридцать мелких компаний.
Их владельцы теперь самостоятельно приобретают суда за рубежом, и мало того, что не поддерживают отечественных судостроителей, не строят на мурманских верфях плавучие заводы, так еще и не заходят в Мурманский порт -- продают рыбу норвежцам. Дело в том, что бербоут (чартерное судно, полученное в аренду с правом выкупа) считается иностранным и за право входить в Мурманский порт его хозяин должен заплатить 25% от стоимости траулера (средняя цена корабля $15 млн.). Корабли расстаются с уловом в Норвегии, а мурманские рыбопереработчики остаются без сырья. Чтобы завлечь рыбаков на родину и хоть как-то загрузить местные рыбзаводы, Юрий Евдокимов провел через Госкомрыболовство проект освобождения судовладельца от налога с иностранного судна. В качестве эксперимента в 1999 году одну из компаний -- "Мурман Сифуд" -- освободили от выплаты пошлины. С помощью судовладельца удалось загрузить работой Мурманский мукомольный комбинат. Но за прошедшие с тех пор два года в администрации области не успели согласовать документы с федеральным законодательством, и эксперимент прикрыли.
Евдокимов ратует за создание в регионе Департамента рыбного хозяйства, который мог бы контролировать компании: недобросовестных рыбаков лишать лицензии, а тех, кто строит суда и продает рыбу в России, напротив, стимулировать дополнительными квотами на вылов рыбы. В области мечтают о собственной рыбной бирже, способной регулировать объемы вылова и цены. Но против идей Евдокимова выступает Госкомрыболовство, которое боится отдавать рыбу под контроль региона, ведь сейчас квоты выделяет Москва...
Второй столп мурманской экономики -- горно-металлургические предприятия. "Североникель" и "Печенганикель" вошли в РАО "Норильский никель". Крупнейшие в стране производители апатитового концентрата, который используют для производства удобрений, АО "Апатит" и Ковдорский комбинат, поделены между "Роспромом" и группой "МДМ". Потанинские никелевые предприятия обеспечивают более 30% областного бюджета. "Апатит" -- примерно столько же.
Но так было не всегда. Когда Евдокимов принял хозяйство области, нынешние предприятия-доноры были на грани остановки. На "Апатите", например, ежегодное производство концентрата в 1990--1995 годы упало с 20 до 6 млн. тонн. Из-за снижения мировых цен на никель и медь терпели убытки "Североникель" и "Печенганикель".
Новым владельцам Евдокимов предложил реструктурировать долги и дал налоговые каникулы в обмен на регистрацию предприятий в Мурманской области. "Норникель" превратил свои комбинаты в "Кольскую горно-металлургическую компанию", а "Роспром" зарегистрировал в области компанию "Русские инвесторы". Совместными усилиями администрации и новых владельцев предприятия к сегодняшнему дню фактически погасили свои задолженности и активно развиваются. "Норникель", например, разработал план существования своих предприятий на пять лет вперед. За это время на реформирование производства и развитие сырьевой базы местных предприятий предположительно уйдет около $400 млн. До 2005 года в Печенге освоят медно-никелевый рудник и начнут разработку месторождения хромитов под Мончегорском.
Есть в Мурманске и еще одна экономическая достопримечательность -- единственный в России ледокольный флот, которым управляет теперь "ЛУКойл". Для доставки нефти с Тимано-Печорского месторождения компания приобрела в прошлом году контрольный пакет "Мурманского морского пароходства". После сделки у региона сразу появился свой человек в российском правительстве -- по рекомендации Евдокимова и Алекперова бывшего гендиректора пароходства Вячеслава Рукшу назначили на место первого замминистра транспорта. Случайно или нет, но в этом году по сравнению с прошлым дотации на содержание ледокольного флота возросли в восемь раз -- до 380 млн. рублей.
Под кроной

В 2001 году Мурманской области урезали трансферты, и Евдокимов зачастил в Москву за рублями, а в норвежский Киркенес -- за инвестициями.
В администрации области сетуют, что после пересмотра в прошлом году бюджетного кодекса область потеряла более 200 млн. рублей. Дефицит в январе--июле составил 262,7 млн. рублей, или 14% бюджета, госдолг Минфину за шесть месяцев этого года достиг 613 млн. рублей. Евдокимов до сих пор не может рассчитаться за ссуду, которую взял в Минфине в 1996 году на погашение задолженности по зарплате бюджетникам (300 млн. рублей). Кредит погашали за счет трансфертов, но с каждым годом их объем сокращался. В 1999 году область получила 414 млн. рублей, в 2000-м -- уже 332 млн. В этом году полагалось всего 61 млн. рублей. Евдокимов три дня вел в Москве переговоры с Алексеем Кудриным. И деньги для области все-таки выбил: трансферт увеличили до 134 млн. рублей.
В мае этого года губернатор объявил о разработке региональной антикризисной программы, которая предусматривает три основных направления пополнения облбюджета. Первое -- решение проблем рыбной промышленности. Евдокимов намерен создать спецкомиссию, которая будет следить за тем, какие региональные компании получают квоты на вылов рыбы и как они их используют. Что потом -- не ясно, потому что администрация области не может сама лишить недобросовестную компанию лицензии.
Еще одна рабочая группа займется отслеживанием выплат зарплаты (подоходный налог полностью зачисляется в местный бюджет) на предприятиях: в первую очередь предстоит проследить за "черным" налом. То, что зарплаты в области немалые и чаще всего выдаются в долларах США, ни для кого не секрет. С утра и до позднего вечера крепкие молодые люди с обветренными лицами пытаются поменять деньги у сберегательных касс.
Третьей группе поручили проработать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы за коммунальные услуги повысятся уже в конце этого года. Услуги коммунальщиков могут обойтись мурманчанам в 22 рубля за 1 кв. м жилплощади. Пока горожане платят по 17 рублей за квадратный метр.
Евдокимов полагает, что такие меры помогут пополнить областной бюджет. Надежду вселяет хотя бы тот факт, что после объявления об антикризисных мерах налоговые поступления в этом году превысили запланированные на 60 млн. рублей.
Что касается иностранных инвестиций, то в 2000 году зарубежные компании вложили в регион $43 млн. (для сравнения -- в 1999 году втрое меньше). Больше всего валюты на Кольский полуостров "завезли" соседи -- норвежцы. Например, концерн Statoil построил в Мурманске сеть автозаправок и поставляет бензовозами норвежское топливо. Кроме того, норвежцы ремонтируют в области дороги: Через Мурманск проходит трасса, соединяющая Россию и Северную Европу. Главные перевозчики экспортных грузов -- норвежские и финские компании, поэтому на реконструкцию трассы Никель-Приречный соседи потратили 12 млн. норвежских крон (около $1,7 млн.), а на строительство международного автомобильного пункта "Борисоглебск" правительство Норвегии выделило 22 млн. норвежских крон (около $3,1 млн.).
За счет норвежцев живет и малый бизнес Кольского полуострова -- гостиницы, туристический бизнес, связанный с охотой и рыбалкой, ориентированный прежде всего на иностранных гостей.
Но самые большие надежды в области возлагают на освоение "Газпромом" и "Росшельфом" Штокмановского газоконденсатного месторождения. Кроме двух российских гигантов в проекте принимают участие американская компания Conoco, финская Fortum, норвежская Norsk Hydro и французская TotalFinaElf. Затраты на разработку месторождения и прокладку трех тысяч километров наземных и подводных трубопроводов могут составить свыше $12 млрд. В администрации надеются, что газовая труба станет основным донором бюджета области. Планируется также, что за счет Штокмановского месторождения только мурманчане получат более 300 рабочих мест.
Военное положение

Мурманчане признаны одними из самых богатых жителей северных регионов страны. Среднемесячный доход на одного человека составляет здесь $104. Но у области две социальные беды -- ситуация с военными и миграция населения.
Военно-морские базы разбросаны по всему побережью Кольского полуострова. О том, в каких условиях живут семьи военнослужащих, вся страна узнала после катастрофы "Курска". Финансовые же отчеты без эмоций рисуют картину несостоятельности военных. Например, только мурманский "Водоканал" не получил от Северного флота 46 млн. рублей за прошлый год. Если после принятия антикризисных мер в регионе резко подорожают услуги ЖКХ, то долги военных, естественно, возрастут. Частые встречи Евдокимова с Главкомом ВМФ Владимиром Куроедовым пока ни к чему не приводят.
Зато губернатор обеспечил полным денежным довольствием мурманских пенсионеров. Пенсии выплачиваются день в день, а минимальная сумма, которую получает в месяц пожилой мурманчанин, составляет 1006 рублей. В 2000 году стали выплачивать пособия на детей. До этого времени "детские" постоянно задерживали или не платили вовсе. Долг сейчас превышает 250 млн. рублей. И когда его погасят -- неизвестно.
В последнее время увеличилась и зарплата на предприятиях. В среднем сегодня она составляет 4550 рублей. Специалисты таких гигантов, как "Апатиты" и "Кольская ГМК", получают от 10 до 15 тысяч рублей. Не следует, конечно, забывать о том, что и цены на основные товары в Мурманске на 30% выше московских и петербургских. Однако, по данным областных статистиков, чтобы прожить на Кольском полуострове, хватит и 2000 рублей.
К 2000 году (по сравнению с 1999-м) в Мурманской области на 20% снизился уровень безработицы. Сейчас на учете в районных центрах занятости состоит порядка 20,2 тысячи человек.
И все же мурманчане уезжают. За период с 1991 по 1999 год область покинули 176 тыс. человек. В основном из региона бежит молодежь в возрасте 19--29 лет. На настроения населения ориентируется и рынок недвижимости: трехкомнатную квартиру в центре Мурманска на улице Ленина можно приобрести всего за $10 тыс. В городе почти остановилось жилищное строительство. Если в 1995 году сдали 80 тысяч квадратных метров жилья, то в прошлом -- всего 10 тысяч. На новостройки нет средств. Сокращение объемов строительства в области вызвано и переселением жителей в более благоприятные районы. По программе переселения мурманчан дома возводят в Вологодской и Ленинградской областях.
Пытаясь решить социальные проблемы региона, Евдокимов часто ездит в Москву -- выбивать деньги на федеральные программы. Весной получил дополнительно в Фонде социального страхования России 26 млн. рублей -- для отправки мурманских школьников в дома отдыха. По словам губернатора, в 2000 году на детский отдых от Фонда соцстрахования было получено 47 млн. рублей, а в 2001 году эта цифра составила уже 99 млн. рублей. Доставать Евдокимов умеет -- как-никак бывший прораб.

Некоторые основные социально-экономические показатели Мурманской области

Советские сатирики утверждали, что единственный человек в стране, который может достать все, -- это прораб. Юрий Евдокимов раньше был прорабом дорожно-строительного треста. И теперь, в нынешнем амплуа губернатора Мурманской области, он по-прежнему занимается "доставанием": теперь это финансы, необходимые его региону.Самый толерантный человек


Юрий Евдокимов со всеми на равных. С местными директорами он ходит на рыбалку, с младшими офицерами Северного флота -- на танцы.

На выборах 2000 года Евдокимов набрал 89% голосов. По мнению местных СМИ, если бы выборы состоялись сейчас, он вновь стал бы губернатором -- несмотря на скандал вокруг якобы нецелевого использования средств, собранных для родственников экипажа затонувшего "Курска", тем паче что обвинения эти оказались безосновательными.

От прежней специальности (по окончании Днепропетровского инженерно-строительного института он работал прорабом) у Евдокимова осталось пристрастие к крепкому слову. Как рассказывают сотрудники администрации, шеф, если что, очень даже может послать куда подальше, несмотря на то, что живут здесь и так на краю земли.

Евдокимов редко менял место работы. Шестнадцать лет просидел в обкомовском кабинете на улице Ленина и до сих пор здесь трудится -- правда, уже губернатором. Из КПСС он вышел еще в 1991 году, но к другим политическим партиям не примкнул. Говорят, его тянули в политсовет ОВР -- отказался. Со всеми политиками живет в согласии и говорит, что симпатизирует "Единству". А членство в какой-либо партии считает теперь необязательным.

Губернатор прост в общении -- с гендиректорами крупных предприятий области, например, запросто ездит на рыбалку. Подружился он и с крупными фигурами, которые пришли на Кольский полуостров, -- Алекперовым, Потаниным. Евдокимов не скрывает, что гордится возможностью напрямую связаться с ними и обсудить по телефону насущные проблемы.

В мае этого года, решив, что его аппарат -- 2,5 тысячи человек -- слишком громоздок для области, губернатор "порадовал" подчиненных сокращением штатов. Затраты на содержание госслужащих сократили на 30% (в 2001 году выделили всего 309,2 млн. рублей). Первого июля этого года чиновники ждали повышения зарплаты на 300 рублей, но так и не дождались.

Вообще, прижимистость (рачительность?) -- одна из черт Евдокимова. Чтобы сэкономить средства, выборы губернатора в 2000 году провели в один день с президентскими -- на полгода раньше срока. Областной совет не возражал. В победе Евдокимова никто не сомневался -- альтернативы ему в крае не видели. Когда Госдума разрешила только девяти губернаторам России избираться на третий срок, мурманские депутаты решили пересмотреть Устав области и продлить срок полномочий губернатора и местных парламентариев до пяти лет.

Первый раз -- в 1996 году -- войти во власть Юрию Евдокимову было гораздо сложнее. С 1993 года регионом руководил Евгений Комаров, назначенный на должность Борисом Ельциным. Политтехнологи, работавшие на Евдокимова, сделали ставку на Северный флот -- и не прогадали. С помощью североморцев Евдокимов отобрал у своего соперника всего один, но решающий процент голосов. Теперь он ежегодно встречает с военными Рождество: в ночь с 6-го на 7-е января в Доме офицеров собирают 440 семей молодых лейтенантов, и губернатор и североморцы куролесят до утра.

Польза от ископаемых


Экономика Мурманской области зависит от добычи полезных ископаемых и улова рыбы. Крупные предприятия региона уплыли в руки московских "олигархов", а рыба косяками уходит за рубеж.

Советские предприятия-гиганты по лову и переработке рыбы в девяностых годах распались на мелкие фирмы. Например, "Севрыба", обеспечивавшая до приватизации 20% рынка страны, разделилась аж на тридцать мелких компаний.

Их владельцы теперь самостоятельно приобретают суда за рубежом, и мало того, что не поддерживают отечественных судостроителей, не строят на мурманских верфях плавучие заводы, так еще и не заходят в Мурманский порт -- продают рыбу норвежцам. Дело в том, что бербоут (чартерное судно, полученное в аренду с правом выкупа) считается иностранным и за право входить в Мурманский порт его хозяин должен заплатить 25% от стоимости траулера (средняя цена корабля $15 млн.). Корабли расстаются с уловом в Норвегии, а мурманские рыбопереработчики остаются без сырья. Чтобы завлечь рыбаков на родину и хоть как-то загрузить местные рыбзаводы, Юрий Евдокимов провел через Госкомрыболовство проект освобождения судовладельца от налога с иностранного судна. В качестве эксперимента в 1999 году одну из компаний -- "Мурман Сифуд" -- освободили от выплаты пошлины. С помощью судовладельца удалось загрузить работой Мурманский мукомольный комбинат. Но за прошедшие с тех пор два года в администрации области не успели согласовать документы с федеральным законодательством, и эксперимент прикрыли.

Евдокимов ратует за создание в регионе Департамента рыбного хозяйства, который мог бы контролировать компании: недобросовестных рыбаков лишать лицензии, а тех, кто строит суда и продает рыбу в России, напротив, стимулировать дополнительными квотами на вылов рыбы. В области мечтают о собственной рыбной бирже, способной регулировать объемы вылова и цены. Но против идей Евдокимова выступает Госкомрыболовство, которое боится отдавать рыбу под контроль региона, ведь сейчас квоты выделяет Москва...

Второй столп мурманской экономики -- горно-металлургические предприятия. "Североникель" и "Печенганикель" вошли в РАО "Норильский никель". Крупнейшие в стране производители апатитового концентрата, который используют для производства удобрений, АО "Апатит" и Ковдорский комбинат, поделены между "Роспромом" и группой "МДМ". Потанинские никелевые предприятия обеспечивают более 30% областного бюджета. "Апатит" -- примерно столько же.

Но так было не всегда. Когда Евдокимов принял хозяйство области, нынешние предприятия-доноры были на грани остановки. На "Апатите", например, ежегодное производство концентрата в 1990--1995 годы упало с 20 до 6 млн. тонн. Из-за снижения мировых цен на никель и медь терпели убытки "Североникель" и "Печенганикель".

Новым владельцам Евдокимов предложил реструктурировать долги и дал налоговые каникулы в обмен на регистрацию предприятий в Мурманской области. "Норникель" превратил свои комбинаты в "Кольскую горно-металлургическую компанию", а "Роспром" зарегистрировал в области компанию "Русские инвесторы". Совместными усилиями администрации и новых владельцев предприятия к сегодняшнему дню фактически погасили свои задолженности и активно развиваются. "Норникель", например, разработал план существования своих предприятий на пять лет вперед. За это время на реформирование производства и развитие сырьевой базы местных предприятий предположительно уйдет около $400 млн. До 2005 года в Печенге освоят медно-никелевый рудник и начнут разработку месторождения хромитов под Мончегорском.

Есть в Мурманске и еще одна экономическая достопримечательность -- единственный в России ледокольный флот, которым управляет теперь "ЛУКойл". Для доставки нефти с Тимано-Печорского месторождения компания приобрела в прошлом году контрольный пакет "Мурманского морского пароходства". После сделки у региона сразу появился свой человек в российском правительстве -- по рекомендации Евдокимова и Алекперова бывшего гендиректора пароходства Вячеслава Рукшу назначили на место первого замминистра транспорта. Случайно или нет, но в этом году по сравнению с прошлым дотации на содержание ледокольного флота возросли в восемь раз -- до 380 млн. рублей.

Под кроной


В 2001 году Мурманской области урезали трансферты, и Евдокимов зачастил в Москву за рублями, а в норвежский Киркенес -- за инвестициями.

В администрации области сетуют, что после пересмотра в прошлом году бюджетного кодекса область потеряла более 200 млн. рублей. Дефицит в январе--июле составил 262,7 млн. рублей, или 14% бюджета, госдолг Минфину за шесть месяцев этого года достиг 613 млн. рублей. Евдокимов до сих пор не может рассчитаться за ссуду, которую взял в Минфине в 1996 году на погашение задолженности по зарплате бюджетникам (300 млн. рублей). Кредит погашали за счет трансфертов, но с каждым годом их объем сокращался. В 1999 году область получила 414 млн. рублей, в 2000-м -- уже 332 млн. В этом году полагалось всего 61 млн. рублей. Евдокимов три дня вел в Москве переговоры с Алексеем Кудриным. И деньги для области все-таки выбил: трансферт увеличили до 134 млн. рублей.

В мае этого года губернатор объявил о разработке региональной антикризисной программы, которая предусматривает три основных направления пополнения облбюджета. Первое -- решение проблем рыбной промышленности. Евдокимов намерен создать спецкомиссию, которая будет следить за тем, какие региональные компании получают квоты на вылов рыбы и как они их используют. Что потом -- не ясно, потому что администрация области не может сама лишить недобросовестную компанию лицензии.

Еще одна рабочая группа займется отслеживанием выплат зарплаты (подоходный налог полностью зачисляется в местный бюджет) на предприятиях: в первую очередь предстоит проследить за "черным" налом. То, что зарплаты в области немалые и чаще всего выдаются в долларах США, ни для кого не секрет. С утра и до позднего вечера крепкие молодые люди с обветренными лицами пытаются поменять деньги у сберегательных касс.

Третьей группе поручили проработать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы за коммунальные услуги повысятся уже в конце этого года. Услуги коммунальщиков могут обойтись мурманчанам в 22 рубля за 1 кв. м жилплощади. Пока горожане платят по 17 рублей за квадратный метр.

Евдокимов полагает, что такие меры помогут пополнить областной бюджет. Надежду вселяет хотя бы тот факт, что после объявления об антикризисных мерах налоговые поступления в этом году превысили запланированные на 60 млн. рублей.

Что касается иностранных инвестиций, то в 2000 году зарубежные компании вложили в регион $43 млн. (для сравнения -- в 1999 году втрое меньше). Больше всего валюты на Кольский полуостров "завезли" соседи -- норвежцы. Например, концерн Statoil построил в Мурманске сеть автозаправок и поставляет бензовозами норвежское топливо. Кроме того, норвежцы ремонтируют в области дороги: Через Мурманск проходит трасса, соединяющая Россию и Северную Европу. Главные перевозчики экспортных грузов -- норвежские и финские компании, поэтому на реконструкцию трассы Никель-Приречный соседи потратили 12 млн. норвежских крон (около $1,7 млн.), а на строительство международного автомобильного пункта "Борисоглебск" правительство Норвегии выделило 22 млн. норвежских крон (около $3,1 млн.).

За счет норвежцев живет и малый бизнес Кольского полуострова -- гостиницы, туристический бизнес, связанный с охотой и рыбалкой, ориентированный прежде всего на иностранных гостей.

Но самые большие надежды в области возлагают на освоение "Газпромом" и "Росшельфом" Штокмановского газоконденсатного месторождения. Кроме двух российских гигантов в проекте принимают участие американская компания Conoco, финская Fortum, норвежская Norsk Hydro и французская TotalFinaElf. Затраты на разработку месторождения и прокладку трех тысяч километров наземных и подводных трубопроводов могут составить свыше $12 млрд. В администрации надеются, что газовая труба станет основным донором бюджета области. Планируется также, что за счет Штокмановского месторождения только мурманчане получат более 300 рабочих мест.

Военное положение


Мурманчане признаны одними из самых богатых жителей северных регионов страны. Среднемесячный доход на одного человека составляет здесь $104. Но у области две социальные беды -- ситуация с военными и миграция населения.

Военно-морские базы разбросаны по всему побережью Кольского полуострова. О том, в каких условиях живут семьи военнослужащих, вся страна узнала после катастрофы "Курска". Финансовые же отчеты без эмоций рисуют картину несостоятельности военных. Например, только мурманский "Водоканал" не получил от Северного флота 46 млн. рублей за прошлый год. Если после принятия антикризисных мер в регионе резко подорожают услуги ЖКХ, то долги военных, естественно, возрастут. Частые встречи Евдокимова с Главкомом ВМФ Владимиром Куроедовым пока ни к чему не приводят.

Зато губернатор обеспечил полным денежным довольствием мурманских пенсионеров. Пенсии выплачиваются день в день, а минимальная сумма, которую получает в месяц пожилой мурманчанин, составляет 1006 рублей. В 2000 году стали выплачивать пособия на детей. До этого времени "детские" постоянно задерживали или не платили вовсе. Долг сейчас превышает 250 млн. рублей. И когда его погасят -- неизвестно.

В последнее время увеличилась и зарплата на предприятиях. В среднем сегодня она составляет 4550 рублей. Специалисты таких гигантов, как "Апатиты" и "Кольская ГМК", получают от 10 до 15 тысяч рублей. Не следует, конечно, забывать о том, что и цены на основные товары в Мурманске на 30% выше московских и петербургских. Однако, по данным областных статистиков, чтобы прожить на Кольском полуострове, хватит и 2000 рублей.

К 2000 году (по сравнению с 1999-м) в Мурманской области на 20% снизился уровень безработицы. Сейчас на учете в районных центрах занятости состоит порядка 20,2 тысячи человек.

И все же мурманчане уезжают. За период с 1991 по 1999 год область покинули 176 тыс. человек. В основном из региона бежит молодежь в возрасте 19--29 лет. На настроения населения ориентируется и рынок недвижимости: трехкомнатную квартиру в центре Мурманска на улице Ленина можно приобрести всего за $10 тыс. В городе почти остановилось жилищное строительство. Если в 1995 году сдали 80 тысяч квадратных метров жилья, то в прошлом -- всего 10 тысяч. На новостройки нет средств. Сокращение объемов строительства в области вызвано и переселением жителей в более благоприятные районы. По программе переселения мурманчан дома возводят в Вологодской и Ленинградской областях.

Пытаясь решить социальные проблемы региона, Евдокимов часто ездит в Москву -- выбивать деньги на федеральные программы. Весной получил дополнительно в Фонде социального страхования России 26 млн. рублей -- для отправки мурманских школьников в дома отдыха. По словам губернатора, в 2000 году на детский отдых от Фонда соцстрахования было получено 47 млн. рублей, а в 2001 году эта цифра составила уже 99 млн. рублей. Доставать Евдокимов умеет -- как-никак бывший прораб.


Некоторые основные социально-экономические показатели Мурманской области

ПоказателиНа 1.01.1999 годаНа 1.01.2000 годаНа 1.07.2001 года

Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)95% -- 54--59-е место*; (95%)**108% -- 58-е место; (108%)103,0% -- 60-е место; (104,5%)

Доля трансфертов федерального бюджета в доходной части местного бюджета12%8%5%

Индекс потребительских цен179,3% -- 15-е место; (184,4%)135,7% -- 62-е место; (136,5%)101,6% -- 9-12-е место; (100,5%)

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в общей численности населения региона)18,5% -- 71-е место; (23,4%)19,8% -- 84-е место; (29,9%)20,1% -- 81-е место; (32,4%)

Среднемесячная начисленная заработная плата занятых в экономике1710,9 рубля -- 12-е место; (1051,5 рубля)2687,0 рубля -- 11-е место; (1522,6 рубля)5449,8 рубля -- 14-е место (3283,7 рубля)

Просроченная задолженность по заработной плате429 млн. рублей152 млн. рублей194 млн. рублей

Средний размер назначенных месячных пенсий507,7 рубля -- 9-е место; (402,9 рубля)642,4 рубля -- 10-е место; (521,5 рубля)1103,8 рубля -- 10-е место; (1020,3 рубля)

Общая численность зарегистрированных безработных34,2 тыс. человек23,3 тыс. человек18,9 тыс. человек

Данные по Чеченской Республике не учитываются.


* Место среди других субъектов РФ.


** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама