5 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Посреднические известия"

Архивная публикация 2002 года: "Посреднические известия"

Кашмирская проблема -- один из тех редких случаев, когда Россия имеет реальные шансы стать эффективным посредником между враждующими сторонами.Сам факт активного участия России в налаживании диалога между Индией и Пакистаном я расцениваю как признак того, что между РФ и другими "центрами силы" -- США и Евросоюзом -- наконец-то налаживается нормальное "международное разделение труда". Видимо, между ними имеются договоренности стратегического характера о том, что в зависимости от ситуации будут использоваться возможности той стороны, которая имеет наибольшие шансы на успех в посреднических переговорах.
Сейчас США предпочитают воздерживаться от прямого вмешательства в конфликт. Ведь каких-то особых, доверительных отношений с Индией у США не было никогда. А для стран Евросоюза регион вообще является "забытым".
Россия на этом фоне является наиболее перспективным посредником. Наши отношения с Индией еще со времен СССР носят характер партнерских, и, что немаловажно, за последнее десятилетие они не были испорчены. Российско-пакистанские отношения, правда, не имеют такой же солидной предыстории, как отношения с Индией. Однако и они не обременены никакими взаимными обидами. Ведь, несмотря ни на что, по кашмирской проблеме Россия всегда занимала взвешенную позицию, которая не была обидной ни для той, ни для другой стороны.
Поэтому мне кажется далеко ошибочной точка зрения, что западные партнеры России вбрасывают ее в этот "кипящий котел", заранее зная, что эта миссия заведомо невыполнима. На мой взгляд, это один из тех редких случаев, когда у России есть не декларативные, а вполне реальные возможности свести позиции враждующих сторон к какому-то взаимоприемлемому компромиссу. Совершенно очевидно, что применения ядерного оружия не хочет ни Пакистан, ни Индия. Есть огромное количество эмоций, политических амбиций и с той, и с другой стороны. Но, как мне кажется, и Индия, и Пакистан сегодня крайне нуждаются в таком посредничестве, которое позволило бы им и лицо сохранить, и позициями не поступиться. Россия с этой точки зрения является абсолютно приемлемым посредником.
Безусловно, использование конфликтующими сторонами ядерного оружия возможно. Ведь в регионе, по сути, уже идут боевые действия с применением обычных вооружений. А в этих условиях "порог применения" резко снижается. Другое дело, что стороны не могут не представлять возможных последствий такого шага. А последствия будут катастрофичны для всего региона, и в первую очередь для той страны, которая применит оружие первой. И именно "фактор устрашения", как мне кажется, способен удерживать противников от необдуманных шагов. Поэтому можно сколько угодно сожалеть о том, что ядерное оружие распространилось за пределы "большой пятерки". Но, с другой стороны, мы все должны испытывать облегчение от того, что оно появилось и у Индии, и у Пакистана. Тем самым у обеих сторон возникает меньше соблазнов применить это оружие без последствий для самих себя.
Проблема окончательного урегулирования кашмирской проблемы в обозримом будущем, боюсь, неразрешима. Как неразрешима любая другая проблема, где замешаны в один клубок территориальные, этнические, религиозные и исторические споры. Единственный шанс -- проявлять терпение и оставлять хоть какую-то "форточку" на будущее, что позволяло бы сторонам надеяться на решение проблемы в их пользу, но не подталкивало бы их к активным силовым действиям.
Поэтому попытку примирить стороны, сделанную в Алма-Ате, я не считаю неудачной. Это пусть и скромный, но первый шаг к возобновлению диалога. Думаю, что именно так итоги саммита оценивают и на Западе. Еще год назад можно было почти со стопроцентной уверенностью предположить, что США захотят воспользоваться тем, что России не удалось усадить за стол переговоров лидеров Индии и Пакистана, что они перехватят инициативу -- предложат свои услуги в качестве посредника на переговорах. Сейчас же ситуация меняется, и такие грубые действия со стороны наших партнеров резко подорвали бы климат доверия, который складывается между нашими странами. Если американцы, исходя из собственных амбиций, попытаются такой шаг предпринять, это, безусловно, будет "ножом в спину" тому сотрудничеству, которое возникает между нами.

Кашмирская проблема -- один из тех редких случаев, когда Россия имеет реальные шансы стать эффективным посредником между враждующими сторонами.Сам факт активного участия России в налаживании диалога между Индией и Пакистаном я расцениваю как признак того, что между РФ и другими "центрами силы" -- США и Евросоюзом -- наконец-то налаживается нормальное "международное разделение труда". Видимо, между ними имеются договоренности стратегического характера о том, что в зависимости от ситуации будут использоваться возможности той стороны, которая имеет наибольшие шансы на успех в посреднических переговорах.

Сейчас США предпочитают воздерживаться от прямого вмешательства в конфликт. Ведь каких-то особых, доверительных отношений с Индией у США не было никогда. А для стран Евросоюза регион вообще является "забытым".

Россия на этом фоне является наиболее перспективным посредником. Наши отношения с Индией еще со времен СССР носят характер партнерских, и, что немаловажно, за последнее десятилетие они не были испорчены. Российско-пакистанские отношения, правда, не имеют такой же солидной предыстории, как отношения с Индией. Однако и они не обременены никакими взаимными обидами. Ведь, несмотря ни на что, по кашмирской проблеме Россия всегда занимала взвешенную позицию, которая не была обидной ни для той, ни для другой стороны.

Поэтому мне кажется далеко ошибочной точка зрения, что западные партнеры России вбрасывают ее в этот "кипящий котел", заранее зная, что эта миссия заведомо невыполнима. На мой взгляд, это один из тех редких случаев, когда у России есть не декларативные, а вполне реальные возможности свести позиции враждующих сторон к какому-то взаимоприемлемому компромиссу. Совершенно очевидно, что применения ядерного оружия не хочет ни Пакистан, ни Индия. Есть огромное количество эмоций, политических амбиций и с той, и с другой стороны. Но, как мне кажется, и Индия, и Пакистан сегодня крайне нуждаются в таком посредничестве, которое позволило бы им и лицо сохранить, и позициями не поступиться. Россия с этой точки зрения является абсолютно приемлемым посредником.

Безусловно, использование конфликтующими сторонами ядерного оружия возможно. Ведь в регионе, по сути, уже идут боевые действия с применением обычных вооружений. А в этих условиях "порог применения" резко снижается. Другое дело, что стороны не могут не представлять возможных последствий такого шага. А последствия будут катастрофичны для всего региона, и в первую очередь для той страны, которая применит оружие первой. И именно "фактор устрашения", как мне кажется, способен удерживать противников от необдуманных шагов. Поэтому можно сколько угодно сожалеть о том, что ядерное оружие распространилось за пределы "большой пятерки". Но, с другой стороны, мы все должны испытывать облегчение от того, что оно появилось и у Индии, и у Пакистана. Тем самым у обеих сторон возникает меньше соблазнов применить это оружие без последствий для самих себя.

Проблема окончательного урегулирования кашмирской проблемы в обозримом будущем, боюсь, неразрешима. Как неразрешима любая другая проблема, где замешаны в один клубок территориальные, этнические, религиозные и исторические споры. Единственный шанс -- проявлять терпение и оставлять хоть какую-то "форточку" на будущее, что позволяло бы сторонам надеяться на решение проблемы в их пользу, но не подталкивало бы их к активным силовым действиям.

Поэтому попытку примирить стороны, сделанную в Алма-Ате, я не считаю неудачной. Это пусть и скромный, но первый шаг к возобновлению диалога. Думаю, что именно так итоги саммита оценивают и на Западе. Еще год назад можно было почти со стопроцентной уверенностью предположить, что США захотят воспользоваться тем, что России не удалось усадить за стол переговоров лидеров Индии и Пакистана, что они перехватят инициативу -- предложат свои услуги в качестве посредника на переговорах. Сейчас же ситуация меняется, и такие грубые действия со стороны наших партнеров резко подорвали бы климат доверия, который складывается между нашими странами. Если американцы, исходя из собственных амбиций, попытаются такой шаг предпринять, это, безусловно, будет "ножом в спину" тому сотрудничеству, которое возникает между нами.

КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ, зампред комитета Госдумы по международным делам

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».