27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Постлужсковский синдром"

Архивная публикация 2011 года: "Постлужсковский синдром"

Сергей Собянин пока не слишком много сделал для улучшения инвестклимата в столице, но надежда на перемены у бизнеса остается. Одна из главных претензий к Юрию Лужкову заключалась в том, что он создал в Москве весьма специфический "инвестиционный климат". В нем хорошо себя чувствовали только приближенные к мэру компании. Сергей Собянин, занявший год назад пост градоначальника, от этой модели пытается дистанцироваться, но к чему-то иному - осмысленному и законченному - пока не пришел, констатируют эксперты и бизнесмены, опрошенные "Профилем". Тем не менее бизнес пока еще надеется, что станет лучше.

Сергей Собянин пока не слишком много сделал для улучшения инвестклимата в столице, но надежда на перемены у бизнеса остается. Одна из главных претензий к Юрию Лужкову заключалась в том, что он создал в Москве весьма специфический "инвестиционный климат". В нем хорошо себя чувствовали только приближенные к мэру компании. Сергей Собянин, занявший год назад пост градоначальника, от этой модели пытается дистанцироваться, но к чему-то иному - осмысленному и законченному - пока не пришел, констатируют эксперты и бизнесмены, опрошенные "Профилем". Тем не менее бизнес пока еще надеется, что станет лучше.

ПОБЕДИТЕЛЬ ЛАРЬКОВ
О необходимости улучшения инвестиционного климата в Москве Сергей Собянин заявил сразу же после назначения. Выступая перед депутатами Мосгордумы, он в числе прочих мер пообещал провести административную реформу и тотальную ревизию административных барьеров на всех уровнях и, конечно же, помочь малому бизнесу. По его словам, столица обладает огромным потенциалом, но не использует его в полной мере. "Последние годы развитие начало затухать, город упускал возможности для развития, - заявил Собянин. - Было неэффективное расходование ресурсов, Москве необходимо динамичнее развиваться. Я вижу основную свою задачу в этом".
Однако первым делом новый мэр почему-то занялся битвой с ларьками и рынками. Рынка в "Лужниках" больше нет, более двух тысяч палаток ликвидировано, но пострадал от этой кампании именно мелкий бизнес, которому новый мэр хотел помочь.
"Что касается малого предпринимательства и, прежде всего, предприятий мелкорозничной торговли, здесь наблюдались гонения, ужесточения чиновничьего произвола, мелкорозничные точки в Москве сокращены вполовину, - говорит председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. - В этих условиях понятно, что вкладываться в сферу мелкорозничной торговли и услуг в Москве стимулов нет, перспективы непонятны". За год правления Собянина инвестиционный климат в Москве лучше не стал. В городе не создано никаких дополнительных механизмов по улучшению условий для развития бизнеса, констатирует Оськин.
"Никаких положительных изменений не наблюдается", - соглашается с представителем АРПП вице-президент по экономике и финансам сети "Елки-Палки" Михаил Кацнельсон. А ухудшения есть. "Например, в связи с введением новых нормативов по получению алкогольной лицензии заниматься ресторанным бизнесом стало еще труднее", - отмечает предприниматель.
Президент "Финама" Владислав Кочетков полагает, что, по большому счету, радикальных изменений с инвестиционным климатом в столице за последнее время не произошло. На прежнем уровне остались взаимоотношения чиновников и бизнеса, механизм принятия решений по-прежнему остается закрытым. "На мой взгляд, лица стали новые, а проблемы остались старыми", - считает Владислав Кочетков.
Генеральный директор инжиниринговой компании Р.В.С. Александр Буйдов полагает, что политика нынешнего мэра Москвы отличается от политики прошлого, но говорить о каких-то результатах пока рано.
Аналитик агентства Standard & Poors Феликс Эйгель констатирует, что пока не сильно изменилась и финансово-экономическая политика Москвы. Весь вопрос в стратегии развития города, а насколько удастся осуществить те или иные изменения, можно судить только по факту их реализации. "Непонятно, например, насколько удастся реализовать идею с расширением Москвы, много разговоров идет о продаже предприятий, но пока и этот вопрос находится на стадии обсуждения, - считает Феликс Эйгель. - Говорить о чем-то конкретном можно, когда будут зафиксированы приоритеты развития, которые, в свою очередь, будут увязаны с бюджетной политикой".

ДЕЛУ - ВРЕМЯ?
Так выходит, что пока, кроме снесенных ларьков и снятых рекламных плакатов, никаких других заметных изменений нет. Но предприниматели и эксперты все же отмечают, что новая команда декларирует некоторые полезные вещи. В частности, объявлена и начата масштабная программа приватизации городского имущества. Власти активнее занялись решением транспортной проблемы, пытаются навести порядок в строительстве, сносе и реконструкции исторических зданий и пр. Пришли в столичное правительство новые люди. Например, экономикой теперь занимается Андрей Шаронов, бывший заместитель Германа Грефа в Минэкономразвития России. И многие говорят, что надо дать новому мэру больше времени.
По словам вице-президента "Опоры России" Дениса Семыкина, надо понимать, что за короткий срок по взмаху волшебной палочки нельзя сразу изменить механизм, который работал в течение 18 лет. "Пока трудно сказать, как будут развиваться события дальше, но перемены после прихода Сергея Собянина на пост столичного мэра, без сомнения, присутствуют", - полагает Семыкин. С этой позицией согласен и президент "Деловой России" Александр Галушка. "Мы видим, что уменьшаются административные барьеры в строительной деятельности, в системе госзакупок, но, чтобы подводить итоги, времени прошло еще недостаточно", - считает президент "Деловой России".
По мнению руководителя "Проекта национального развития" Андрея Черепанова, можно говорить о том, что инвестиционный климат перестал ухудшаться. "Есть надежда, что Сергей Собянин в своих действиях исходит из пользы дела, а власти заинтересованы в том, чтобы москвичи стали лучше жить", - полагает Андрей Черепанов.
Потенциал для улучшения инвестиционного климата в Москве значителен. По данным исследования компании "Эрнст энд Янг", Москва уже сегодня входит в первую десятку европейских городов по количеству проектов, финансируемых за счет прямых иностранных инвестиций. Сейчас столица на седьмом месте. Аналитики "Эрнст энд Янг" считают, что "Москва сокращает разрыв, приближаясь по показателям к европейским лидерам - Лондону и Парижу, которые на протяжении многих лет формировали свой инвестиционный имидж".
Москва стремится стать международным финансовым центром, но что из этого выйдет, пока совершенно не ясно. В итоге степень неопределенности настолько велика, что пока бизнес просто ждет, чем же все закончится. Генеральный директор корпорации "Русская недвижимость" Игорь Горских считает, что появилась лишь надежда на то, что инвестиционная привлекательность улучшилась. "Должна быть окончательно сформирована новая команда, и у нее должны появиться четкие ориентиры, пока же можно констатировать, что мы находимся в начале пути, - говорит он. - Старые реалии распались, а новые не созданы. Да и невозможно их создать за такое короткое время. Сегодня никто не знает, как кредитоваться под новые проекты. Я полагаю, что мы и в следующем году реальных улучшений не почувствуем. А потому планировать развитие своего бизнеса очень сложно. Разгоняться страшно, и неопределенность колоссальная".

ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ
На прошлой неделе московские власти приняли программу стимулирования экономической активности в городе на ближайшие пять лет. По словам Сергея Собянина, одним из главных условий для достижения этого должно стать устранение административных барьеров для ведения бизнеса. "Это касается процедур доступа к земельным участкам, получения разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, на лицензирование и многих других сфер", - пояснил он. Правительство Москвы также намерено добиваться внедрения четких и прозрачных правил подключения новых объектов к электрическим и коммунальным сетям, совершенствовать систему поддержки промышленности и развития малого бизнеса. В задачу программы входит "развитие здоровой и конкурентной среды, прежде всего, в сфере поставок продукции для нужд города". Кроме того, программа содержит задачи по развитию торговли, общественного питания, сферы услуг, бытового обслуживания москвичей. На финансирование программы из бюджета Москвы будет направлено 98,9 млрд рублей, из федерального бюджета - 15,2 млрд рублей, из внебюджетных источников - 108,4 млрд рублей.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».