Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ПОТРЕБИТЕЛИ БУКВ"

Вопреки распространенному мнению современный человек не стал читать меньше, однако значение чтения как культурного явления действительно снижается.    В семье Ирины, менеджера проектов в коммуникацион-ном агентстве, домашняя библиотека собиралась не одно десятилетие. «Мой папа собирал книги, как мне кажется, всю жизнь, — рассказывает Ирина. — И продолжает до сих пор. Мама шутит, что скоро от-кроешь холодильник — а там тоже книги вместо колбасы. В детстве это был лучший способ выпросить карманные деньги — на книжку папа давал денег всегда». Так что читала Ирина постоянно, практически жила книгами. В старшей школе и на первых курсах университета у нее была своеобраз-ная традиция: накануне ответственных экзаменов вмес-то учебников читать «Завтра была война» Бориса Васильева.
   А вот молодому специа-листу-аудитору Дмитрию до-статочно того, что он прочитал в школе. «Я книг не читаю. У меня времени нет. Да и устал я от них, в школе читал слишком много, наверное, — оправдывается Дмитрий. — Что читал в школе? Ну не «Войну и мир», конечно, фантастику всякую, Стивена Кинга очень любил. Сейчас, правда, не слежу, может, и выходит у него что-то новое».
   
УЧИМ ТВИТТЕР
   Читатель сегодня — тот, кто просто умеет читать. На наших глазах происходит информационный взрыв. Буквально ежедневно со всех сторон на нас льются потоки информации, и структурировать ее, отделить полезное от бесполезного получается с трудом. Если раньше единственным источником нового знания была книга, то теперь ее упорно вытесняет Интернет. То есть Интернет вытеснил книгу как источник получения знаний. Таким образом, изменилась сама структура чтения. Ответы на вопросы, новые знания сейчас проще найти в блогосфере, социальных сетях, новостных агрегаторах. Актуальность и доступность информации становятся основным приоритетом, а книги — неким необязательным атрибутом развлечения. Помимо Интернета книгу теснят звуковая книга — Audio Book, мультимедийная книга — CD-Book и сетевая книга — E-Book. Списки мировых бестселлеров, которые не первый год возглавляют бывшие домохозяйки Роулинг и Майер, свидетельствуют: чтобы быть востребованной, книга сегодня должна уводить читателя в иллюзорные, вымышленные миры, а не воспитывать и поучать.
   Вопреки распространенному мнению основная про-блема заключается вовсе не в том, что россияне вообще перестали читать. Нет, они читают, и много. Но вот если разделить чтение как процесс потребления информации и чтение как культурное явление, то действительно, можно говорить о снижении роли последнего.
   В апреле 2010 года ВЦИОМ опубликовал результаты очередного опроса общественного мнения, посвященного чтению и книгам. Только 22% опрошенных читают книги постоянно, почти половина — 42% респондентов — регулярно. Однако и этот опрос в итоге отобразил только предпочтения россиян в художественной литературе и практически не затронул литературу специализированную, профессиональную, научную.
   «Большинство дискуссий о чтении чаще всего упирается в рассуждения о судьбах художественной литературы. Но ведь это всего лишь малая часть огромного пласта человеческой культуры», — считает Александр Гаврилов, руководитель Инсти-тута книги. — Это равнозначно тому, что вы ядерную энергию будете использовать только для того, чтобы фонарики зажигать. К со-жалению, место книги в жиз-ни россиян с каждым годом становится все меньше и меньше, — продолжает Александр Гаврилов. — Сегодня человек может гордо заявить о том, что он не читает совсем. В недавнем опросе «Левада-Центра» 35% людей с высшим образованием сообщили, что не читают никаких книг никогда. Авторитет чтения в обществе падает, все меньше людей всерьез задумываются о важности накопления знаний через книгу. И это очень печальная тенденция. Не трагедия еще, конечно, но определенный симптом возможной трагедии».
   
КТО ПОБЕДИТ?
    Объем книжного рынка в России на сегодня оценить крайне сложно. Имеет место стабильный ежегодный рост количества названий: в 2009 году в России было выпущено порядка 127 тыс. наименований книг. Но од-новременно с этим сократился суммарный тираж — в 2009 году из типографии вышло 716,5 млн экземпляров, тогда как в 2008-м эта цифра составила 760 млн. Ес-ли оценивать объемы выпуска по направлениям, то тра-диционно лидируют учебная (26,7% от общего количества выпущенных книг) и художественная литература (27,4%). На третьем месте общественно-политическая литература — 17,5%.
   Что касается электронной книги, то определение тиража отсутствует для нее по определению — все они миллионы раз закачиваются через Интернет. Очень косвенной характеристикой состояния рынка может слу-жить, например, количест-во проданных ридеров — в 2009 году в среднем было реализовано около 2,5 млн устройств. «Если говорить о динамике продаж, то на данном этапе спрос на электронные книги стабильный, продажи не возрастают, но и не снижаются, — говорит генеральный директор «Литрес.ру» Сергей Анурьев. — Так как сейчас львиная доля электронных книг является прообразом бумажной копии — себестоимость ее производства: исходная стоимость минус затраты на типографию. И для каждой книги себестоимость, соответственно, своя. Условия для распространителей — 45-50% с продажи каждой книги отчисляется право-обладателю. То есть если книга стоит 40 рублей — 20 рублей уходит в издательство или же автору напрямую. В перспективе за 10-20 лет электронный формат вполне может вытеснить бумажные аналоги, но это зависит от сегментов литературы. Художественная литература более подвижна, прикладная и учебная — менее. А если брать краткосрочную перспекти-ву, 2-3 года, то нет, пока еще не созданы все условия для этого». Кстати, когда вышла последняя часть «Гар-ри Поттера», ее электронный аналог стоил почти как бумажный — 1000 рублей (на легальном портале, конечно).
   «Интернет, различные элек-тронные устройства для чте-ния, телевидение постепенно вытесняют бумажную книгу как способ получения информации, однако пози-ции книги все еще очень сильны, — считает Ирина Федосова, генеральный директор издательства «Рид групп». — Книга по-прежнему остается продуктом массового потребления. Она по-прежнему воспитывает, развивает, развлекает. Бумажная форма сменится электронной, но книга как особый информационный формат сохранит свое существование». Скачивали книги из Интернета в 2009 году или читали в онлайне только 7% россиян, а заказывали книги в Сети еще меньше — всего 2% респондентов. Объем выпуска аудиокниг в среднем у одной компании (ими на рынке занимается сразу несколько игроков) составляет около 50-100 на-именований в год стоимостью $1,5 млн. По оценкам экспертов, пока рынок ау-диокниг освоен на 5-10%.
   «Консервативный по своей сути книжный бизнес сейчас неожиданно оказался в самом эпицентре развития технологий, можно сказать, на сломе, — считает Анна Бичевская. — И ему придется меняться, причем в самые кратчайшие сроки. С исчезновением бумажных носителей книга не умрет, но видоизменится, возможно, станет намного меньше по объему. Так как имеет место тенденция, что современному читателю тяжело долго концентрировать свое внимание на сплошном тексте. Вполне реально, что короткий текст будет содержать в себе большое количество гиперссылок, чтобы читатель мог сам выбирать, какой аспект описанной в нем проблемы он хочет изучить в данный конкретный момент».
   Книга в первую очередь — результат интеллектуального труда, несравнимый по затратам с написанием колонки или поста в блог. Если переходить на сухую терминологию маркетологов — это уникальный продукт, который может быть создан только профессионалами. И какое бы ни было ее физическое исполнение, процесс образования и воспитания личности обойтись без нее не сможет. Приучать к чтению не только вывесок в магазинах и бегущей строки новостей, но и серьезной литературы необходимо с самого детства. Знания накапливались веками, и изложить их кратко в рамках 140 знаков в Твиттере не сможет ни одна технология.
{PAGE}
   

   НАУКА ЧИТАТЬ
   В Европе и Америке сейчас реализуется много интересных и успешных проектов в сфере повышения интереса к чтению. Так, британская организация National Literacy Trust озаботилась проблемой низкого интереса к книгам среди мальчиков-школьников. В школьной среде бытовало мнение, что читать — «не мужское занятие», удел девчонок и зубрил. То ли дело футбол, к примеру. В итоге была запущена рекламная кампания Reading Champions, в ходе которой известные спортсмены и звезды шоу-бизнеса позировали с книгами и рассказывали, что чтение может сделать из простого человека настоящего чемпиона и мастера своего дела. Проводились целые чемпионаты по чтению, победители которых встречались со своими кумирами лично. И эффект был потрясающий.
   Привлекать спортсменов к пропаганде чтения начали и в России. С начала сентября знаменитые российские футболисты рассказывают о любви к чтению на различных интернет-ресурсах и улыбаются с биллбордов.

    {PAGE}

   «Профиль» составил рейтинг лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, прошедшей в начале сентября на ВВЦ, в номинациях художественные, умные и детские книги.
   Автор Клариса Пульсон

   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
   1. Павел Басинский.
   «Лев Толстой. Бегство из рая»
   Ровно сто лет назад Толстой ушел из Ясной Поляны. Автор шаг за шагом следует за Толстым, прослеживая все детали и нюансы этой семейной драмы. В основе только документальные материалы — письма, воспоминания, газетные публикации.
   2. Ролан Быков. «Я побит — начну сначала»
   Поразительно искренние, тонкие, страстные, талантливые дневники знаменитого режиссера и актера. По сути — интимная история жизни. Он вел их с пятнадцати лет и до последних дней.
   3. Александр Иличевский. «Перс»
   В мощном интеллектуальном романе сошлись потоки смыслов, людей и событий. Это и травелог — герой постоянно перемещается в пространстве, и немного утопия, и роман воспитания, и драма идей.
   4. Михаил Шишкин. «Письмовник»
   Современный роман в письмах лауреата «Нацвеста», «Букера» и «Большой книги», выходящий после традиционной для писателя пятилетней паузы. Он любит ее, она любит его, он уходит на войну и гибнет в первый день, но письма продолжают приходить.
   5. Исаак Уолтон. «Искусный рыболов, или Медитация для мужчин»
   Впервые на русском языке классическая книга знаменитого философа и литератора ХVIII века. По количеству переизданий — мега-хит — на третьем месте после Библии и Шек-спира. Рыболовные премудрости и любование мирной жизнью в гармонии с природой противопоставлены кровавым революциям и гражданским войнам, терзавшим Англию три века назад. Фантастически созвучно нашему времени.
   6. Герман Гессе. «Кризис»
   Никогда не издававшийся в России сборник «Кризис» — исповедь пятидесятилетнего мужчины, сочетание боли, страдания, иронии и самоиронии. В текстах, написанных зимними ночами 1925 года, фиксируются ощущения и впечатления прошедшего дня.
   7. Тимур Кибиров. «Лада, или Радость»
   Первый, очень симпатичный прозаический опыт лауреата Национальной премии «Поэт». Подзаголовок — «Хроники верной и счастливой любви». Высокие поэтические чувства и хороший конец гарантированы.
   8. Майкл Каннингем. «Плоть и кровь»
   Семейная эпопея длиною в век — с 1935 до 2035 года — от автора романа «Часы». Герои — эмигранты — сумели выбиться из нищеты и вписаться в средний класс. Жизнь полна предзнаменований, они их не слышат и не понимают, что ничто не стоит сожалений и не проходит зря.
   9. Элизабет Страут. «Оливия Киттеридж»
   «Похороните меня за плинтусом» по-американски. Заглавная героиня — учительница на пенсии — тиранит ближних. Автора сравнивают с Джоном Чивером, называют «Ричардом Йейтсом в юбке» и даже «американским Чеховым». Книга удостоена Пулитцеровской премии 2008 года.
   10. Валерий Попов. «Довлатов»
   Единственный случай в истории знаменитой серии ЖЗЛ — на обложке нет фотографии героя. Еще до публикации наследники пригрозили судебным преследованием за воспроизведение любых фотографий и текстов. На качестве книги это не сказалось — автору есть что сказать о друге.
   
   НОН-ФИКШН
   1. Михаил Шемякин.
   Альбом произведений в 2-х томах
   Впервые в мире весь Шемякин — полное собрание работ знаменитого художника и скульптора.
   2. Жозеф Франсуа Мишо.
   «История крестовых походов»
   Впервые в России полное издание классической книги французского историка XIX века, в которую включена полная коллекция оригинальных иллюстраций Гюстава Доре — все сто гравюр. Уникальная полиграфия высочайшего качества.
   3. Борис Минаев. «Борис Ельцин». ЖЗЛ
   Полная — 752 страницы — биография первого российского президента с предисловием Владимира Путина. Семья предоставила автору архивы и уникальные, еще нигде не публиковавшиеся фотографии.
   4. Роджер Экерч.
   «На исходе дня: история ночи»
   Все про темное время суток. Оригинальное исследование ночной жизни людей разных сословий в Старом и Новом Свете с XVI до середины XIX века, когда в мир пришло искусственное освещение, победившее тьму.
   5. Ирина Хакамада. «Дао жизни. Мастер-класс от убежденного индивидуалиста»
   Как совместить карьеру, любовь, самореализацию и личное счастье. Успешный личный опыт сильной женщины — «соединение восточной философии, западных бизнес-подходов и российской культуры модерна и постмодерна».
   6. Дэн Сенор, Сол Сингер.
   «Нация умных людей»
   Исследование израильского экономического чуда: почему, к примеру, «в 2008-м венчурные инвестиции в этой стране на душу населения были в 2,5 раза выше, чем в США». При этом, вопреки названию, авторы совсем не считают израильтян самыми умными: у этой нации немало других причин для успеха.
   7. Маргарет Этвуд. «История долгов наших. Долги и темная сторона богатства»
   Долг как порожденная человеческим воображением идея с древних времен до наших дней. Тема этой книги, по словам автора, «самая волнующая и загадочная вещь» из всех ей известных, «ибо в ней пересекаются деньги, слово и вера — сочетание поистине взрывной силы».
   8. Хосе Антонио Марина.
   «Поверженный разум»
   Какие ошибки чаще всего совершает наш разум? Почему мы порой ведем себя откровенно глупо? По мнению автора, если бы наука о глупости преподавалась в школах и университетах, то это принесло бы огромную общественную пользу.
   9. Эдвин Блэк. «Внутреннее сгорание»
   История «всемирного энергетического заговора» — как нефтяные компании и правительства ведущих мировых держав посадили мир на нефтяную иглу и уничтожают альтернативные энергетические технологии.
   10. Кристиан Диор. «Словарь моды. Учитесь одеваться: пособие для женщин»
   «Вечнозеленые» советы от короля моды. Вот один из них: «У женщины только два возраста: девочка и женщина. Есть еще бабушки, но одеваться, как бабушка, нужно только в том случае, если у вас такая фигура и если вы ведете такой образ жизни».
   
   ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   1. Евгений Шварц. «Сказки»
   В книгу вошли «Новые приключения Кота в сапогах», «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник» и «Два брата». Изюминка — в прелестных иллюстрациях.
   2. Ольга Прохорова, Татьяна Толстая.
   «Та самая азбука Буратино»
   Помните «Азбуку», подаренную папой Карло, которую Буратино продал, чтобы попасть в театр Карабаса Барабаса? Теперь она — в вашем распоряжении. Все буквы — волшебные, каждая открывает дверь в новую сказку.
   3. «Смешное пианино»
   Игра, способная подружить детей с музыкой. Вместе с компактным электронным пианино на две октавы — простой и понятный учебник с азами нотной грамоты. Главные герои — любимые Смешарики.
   4. Георгий Юдин.
   «Заниматика для малышей»
   Веселое знакомство с цифрами. Для обучения счету понадобится собственная ладошка — пять зверушек, которые легко вырезать, склеить и надеть на палец ребятенку. И вперед — решать забавные задачки.
   5. А.-Дж. Вуд, Клинт Твист.
   «Чарльз Дарвин и путешествие на «Бигле»
   Превосходно оформленный адаптированный дневник автора теории происхождения видов с факсимильными копиями документов, цитатами из произведений великого ученого, разворачивающимися картами, вклейками.
   6. Наталья Малофеева.
   «Золотая энциклопедия принцессы»
   За гламурным названием — энциклопедия, рассказывающая о воспитании, образе жизни, секретах реальных европейских принцесс и российских царевен — от Изабеллы Кастильской, Анны Австрийской, дочери Бориса Годунова Ксении, царевны Софьи до трагической судьбы последних русских принцесс.
   7. «Батискаф, или Не попить ли нам чайку?»
   Первый детский альманах в формате книги для детей от 9 до 12. 100 полос классики, современных произведений, научно-популярных статей с иллюстрациями. В первом выпуске «Поэт Сергеич и его дуэли», «Сказки о царевиче Алексее», «Тайна Летучего Голландца», «Афоризмы Марка Твена»…
   8. Артур Гиваргизов.
   «Экзамен на барабанщика»
   Уморительно смешные, ироничные рассказы одного из самых интересных современных детских писателей. В сборнике — вся школьная жизнь во всей красе!
   9. Э.-Л. Конигсбург. «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер»
   Яркий титулованный и экранизированный американский бестселлер сорокалетней выдержки: захватывающие приключения 12-летней Эммы и ее младшего брата в музее Метропцолитен.
   10. «Маша и Медведь»
   Большой книжный проект по суперпопулярному мультсери-алу — обаятельные, трогательные герои пробуждают исключительно чувства добрые. А дети постепенно приучаются не только пассивно смотреть, но и активно читать.

    {PAGE}

   В ПОГОНЕ ЗА РУБЛЕМ
   В пылу борьбы за продажи книгоиздатели всеми силами стараются привлечь внимание читателя к своей продукции. Волшебные слова «мировой бестселлер», «уникальный авторский стиль», участник премии «Большая книга» (что само по себе никакой ценной информации не несет — автор мог быть последним в списке выдвигавшихся на премию), «лидер продаж по версии New York Times» кочуют от обложки к обложке. Книгу пытаются поддержать и премиями, как локальными, так и международными. Художественную литературу ругают и хвалят жюри многочисленных премий, начиная с «Дебюта» и заканчивая «Русским Букером» и «Национальным бестселлером».
   «Безусловно, присуждение премии стимулирует увеличение продаж, а значит, и тиражей — в два-три раза. Но, как правило, авторы, получающие премии, издаются тиражом 3-4 тыс. экземпляров, и в этом случае изменение тиражей и продаж незначительно, — объясняет Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо». — Поэтому на сегодня, как правило, книжные премии калибра «Букер», «Большая книга» — это в первую очередь вопрос престижа автора и издательства. Хотя в любых правилах есть исключения: книги Улицкой продавались тиражами 30-40 тыс. экземпляров; премии помогли повысить продажи до 100-150 тыс. Так что во многом все зависит от автора: способен его воспринимать узкий круг ценителей или же он будет интересен широкой аудитории?»
   Что же касается локальных премий, присуждаемых в конкретных сегментах (например, «РосКон», которая вручается на ежегодном конвенте российских фантастов), то ни на продажи книг, ни на популярность автора они не влияют.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK