27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Про сирых и убогих"

Архивная публикация 2004 года: "Про сирых и убогих"

Александр Архангельский, интеллигент: А? Каково? Не успел Лужков изгнать эвакуаторы с московских улиц, как патриарх изгнал торгующих из храма. На прошлой неделе он жестко выступил на епархиальном собрании: в церкви процветает бизнес на святости, взимают деньги за совершение таинств, за освящение автомобиля могут потребовать от 1% до 5% стоимости машины... Молодец, Его Святейшество! Давно пора. Не очистившись от золотой пыльцы, церковь не сможет вернуть себе влияние на общество.

Александр Архангельский, интеллигент: А? Каково? Не успел Лужков изгнать эвакуаторы с московских улиц, как патриарх изгнал торгующих из храма. На прошлой неделе он жестко выступил на епархиальном собрании: в церкви процветает бизнес на святости, взимают деньги за совершение таинств, за освящение автомобиля могут потребовать от 1% до 5% стоимости машины... Молодец, Его Святейшество! Давно пора. Не очистившись от золотой пыльцы, церковь не сможет вернуть себе влияние на общество.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ага, здорово. Неплохо бы еще объяснить священникам, откуда взять денежки для поборов, они же приходские отчисления в раздутый епархиальный бюджет. Или мы не знаем, какие обкомовские разнарядки приходят в храмы? Да и сам храм Христа Спасителя (ХХС), где это собрание происходило, место показательное. Роскошь безумных денег, потраченных на чисто символический проект... Что же до влияния церкви на умы, то оно теперь никому не нужно. У нас время влияния бюрократии на наши карманы. И православие нужно государству лишь как институт духовной бюрократии: положено по штату иметь господствующую церковь, пусть будет, а воли, в том числе имущественной, не давать.

Александр Архангельский, интеллигент: Отчасти соглашусь. Если бы власть искупила свою вину по отношению к церкви, вернув ей часть конфискованных земель, это создало бы имущественную базу ее земного существования, освободив как от необходимости проводить продразверстку приходов, так и от госзависимости. Но! Уважаемый коллега! Ваша западническая компания такой хай подняла, как только заслышала про возможность реституции церковных земель, таких ужастей насулила нашей бедной стране, которая скатывается к фундаментализму… Если бы вы знали, как радовались вашим статейкам те самые православные чекисты, которых вы так не любите! Они обеими руками за использование православной идеологии, но и против имущественной независимости церкви. Чтоб не оторвалась и не убежала. И в тех стесненных исторических обстоятельствах, в которых она сегодня находится по милости либералов и чекистов, речь патриарха — мужественна и самоотверженна. Отказаться от ориентации на бизнес, когда тебе не дают финансовой свободы, — это настоящий христианский жест.

Архангельский Александр, интеллектуал: Вот именно что жест. Оно, конечно, хорошо, что Его Святейшество обличил перекосы приходской жизни, особенно что высказался по поводу «освящения колесниц»; цена вопроса, выраженная в процентах, с головой выдает самосознание иных батюшек: они ощущают себя нотариусами небесной канцелярии, как нотариусы и берут. Но. При чем тут бизнес, многократно помянутый в патриаршей речи недобрым словом? Ничего общего с бизнесом описанная им система духовных откатов не имеет. Как в ЖЭКе, где обязаны сделать починку бесплатно, а сделают лишь за деньги. Наоборот: одна из бед современного православия — его выключенность из современной жизни, отказ от активности в любых формах. Вместо того, чтобы адаптировать прихожанина к реалиям рыночного мира, дав рецепт православного экономического поведения, — иерархи предпочитают навязывать крупному бизнесу правила «православного бизнеса», читай поддержку себя, любимых, а верующему обывателю прописывают инфантилизм. Чем обличать мнимый «бизнес», лучше б кассовые аппараты...

Александр Архангельский, интеллигент: Послушать вас, так человек родится, лишь чтоб деньги зарабатывать, крутиться, а потом сыто отваливаться в могилу. Активность, активность! Только о ней и слышим. Вот на прошлой неделе единственному оставшемуся в живых интеллигентскому глянцевому журналу «Огонек» представили нового главного редактора вместо уволенного Виктора Лошака. Естественно, первое, о чем он заговорил, — это смена аудитории. С пассивной на активную. Причем активность имеется в виду лишь денежная. Не духовная. Или хотя бы социальная. Лучше бы вы и вам подобные не поддерживали глубоко ошибочное решение Конституционного суда, запретившего создавать партии не только по национальному, но и по религиозному принципу. Не даете выхода политической активности верующей части населения, в отличие от Запада, где именно христианско-демократические и христианско-социальные партии вывели страны из послевоенного тупика. А потом выкатываете обвинения в пассивности…

Архангельский Александр, интеллектуал: Издатели выпускают журналы для тех, кто способен привлечь рекламодателя или платить за отсутствие рекламы. И ничего тут не поделаешь: если вы такие умные, перестаньте быть бедными. Что же до партий… Времена переменились. Вы же не хотите легализации ваххабизма под видом мусульманской партии?

Александр Архангельский, интеллигент: Не хочу. Но чтобы этого не случилось, нужны внятные спецслужбы. А не против какой-нибудь мусульманско-демократической партии. Не загоняйте верующих в гетто, если не хотите получить взрыв скопившейся отрицательной энергии.

Архангельский Александр, интеллектуал: Пусть они сами для начала захотят из этого гетто выйти. Особенно такого роскошного, как ХХС.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».