11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Прогрессивный паралич"

Архивная публикация 2002 года: "Прогрессивный паралич"

Чем ближе борьба за эффективность использования бюджетных средств будет подходить к победному концу, тем быстрее государственный аппарат окажется на грани полного паралича.В середине прошедшей недели правительство наконец утвердило проект бюджета-2003, который оно должно до конца нынешнего месяца предоставить на утверждение Госдумы. Ничего даже отдаленно напоминающего сенсацию документ не содержит: профицит наличествует, средства под погашение внешнего долга предусмотрены, инфляция "в рамках приличий" -- словом, есть все основания для так называемого умеренного оптимизма.
Однако практически одновременно с утверждением проекта бюджета в прессе появился ряд других цифр, которые оптимистическим настроениям не способствуют. Речь идет фактах, подтверждающих неспособность органов власти переварить поступающие в их распоряжение средства. Возьмем, к примеру, Минсельхоз. На встрече с Владимиром Путиным глава этого ведомства получил вполне справедливый упрек в том, что жалобы селян на недостаток средств выглядят несколько странно на фоне отчетов Минфина, из которых явствует, что из 78 млн. рублей, отпущенных из бюджета на инвестиции в село, освоено чуть больше половины (41 млн.). И такие сообщения появляются регулярно. Достаточно вспомнить очень жесткий разнос, устроенный в начале июня Путиным питерскому губернатору Владимиру Яковлеву за "недоиспользование" бюджетных денег, выделенных на подготовку города к 300-летнему юбилею. В целом же за прошлый год бюджетные организации не смогли потратить 32,5 млрд. предназначенных им средств.
На фоне вечных разговоров о вороватости российского чиновничества такие цифры выглядят по меньшей мере странно. Можно, конечно, объяснить приведенные факты тем, что с вступлением в силу Бюджетного кодекса госорганизациям разрешили переносить остатки неистраченных средств на следующий финансовый год, -- раньше эти деньги просто сгорали. Но, думается, дело не только в этом. Хотя бы потому, что даже при таком либеральном порядке неосвоение уже выделенных средств для чиновника равнозначно свидетельству его полной профнепригодности (и это верно в отношении любого чиновника -- российского, американского или марсианского, уж такова его психология).
Рискнем предположить, что причина столь странных фактов в другом. А именно: в ужесточении контроля за расходованием государственных средств. Первая реакция на такое предположение вполне понятна -- ухмылка. Но давайте посмотрим на цифры. Возьмем самую "черную" из всех дыр российского бюджета за последние 8 лет -- Чечню. Усилия центральных властей по выяснению, куда ушли выделенные на восстановление этой флибустьерской республики федеральные средства в размере около $1,5 млрд., Борис Ельцин сформулировал знаменитым: "А Бог его знает". На этом фоне нецелевое использование около 350 млн. рублей (а это всего около 15% от общей отписанной на Чечню суммы), выявленное Счетной палатой по итогам проверки за 2000 год, выглядит -- без всякой иронии -- ну просто верхом эффективности госконтроля. Кстати, из выделенных на Чечню в 2002 году 8 млрд. рублей освоено всего 2 млрд.
Или приведем другой, более свежий пример: финансирование восстановительных работ на пострадавшем от наводнений юге России. Там, как отчитался глава Госстроя Анвар Шамузафаров, обнаружено, что предоставленные местными властями данные о разрушениях завышены: по Дагестану -- на 59%, по Ингушетии -- на 35%, по Ставрополью -- на 13%. Это, конечно, много. И это, конечно, выявленная попытка воровства.
Но ведь по сравнению с уже процитированным "Бог его знает" прогресс огромный. Так что воровать из бюджета стало труднее. А это значит, что стимулов для работы у чиновничества становится меньше. Нет, пожелание "чтобы ты жил на одну зарплату" пока так и остается для нашего чиновничества пожеланием. Взятка остается одним из существенных двигателей госмеханизма (по данным исследования фонда Индем, в год на "взгрев" чиновничества со стороны простых граждан и предпринимательского сообщества уходит свыше $33,5 млрд.). А там, где эффективность контроля за принятием решения о расходовании госсредств сужает "взяточное поле", -- там работа чиновников замирает. И осваивать отпущенные средства они отказываются. Так что полная победа над коррупцией может обернуться столь же полным параличом госаппарата. Так, может, пусть лучше воруют?

Чем ближе борьба за эффективность использования бюджетных средств будет подходить к победному концу, тем быстрее государственный аппарат окажется на грани полного паралича.В середине прошедшей недели правительство наконец утвердило проект бюджета-2003, который оно должно до конца нынешнего месяца предоставить на утверждение Госдумы. Ничего даже отдаленно напоминающего сенсацию документ не содержит: профицит наличествует, средства под погашение внешнего долга предусмотрены, инфляция "в рамках приличий" -- словом, есть все основания для так называемого умеренного оптимизма.

Однако практически одновременно с утверждением проекта бюджета в прессе появился ряд других цифр, которые оптимистическим настроениям не способствуют. Речь идет фактах, подтверждающих неспособность органов власти переварить поступающие в их распоряжение средства. Возьмем, к примеру, Минсельхоз. На встрече с Владимиром Путиным глава этого ведомства получил вполне справедливый упрек в том, что жалобы селян на недостаток средств выглядят несколько странно на фоне отчетов Минфина, из которых явствует, что из 78 млн. рублей, отпущенных из бюджета на инвестиции в село, освоено чуть больше половины (41 млн.). И такие сообщения появляются регулярно. Достаточно вспомнить очень жесткий разнос, устроенный в начале июня Путиным питерскому губернатору Владимиру Яковлеву за "недоиспользование" бюджетных денег, выделенных на подготовку города к 300-летнему юбилею. В целом же за прошлый год бюджетные организации не смогли потратить 32,5 млрд. предназначенных им средств.

На фоне вечных разговоров о вороватости российского чиновничества такие цифры выглядят по меньшей мере странно. Можно, конечно, объяснить приведенные факты тем, что с вступлением в силу Бюджетного кодекса госорганизациям разрешили переносить остатки неистраченных средств на следующий финансовый год, -- раньше эти деньги просто сгорали. Но, думается, дело не только в этом. Хотя бы потому, что даже при таком либеральном порядке неосвоение уже выделенных средств для чиновника равнозначно свидетельству его полной профнепригодности (и это верно в отношении любого чиновника -- российского, американского или марсианского, уж такова его психология).

Рискнем предположить, что причина столь странных фактов в другом. А именно: в ужесточении контроля за расходованием государственных средств. Первая реакция на такое предположение вполне понятна -- ухмылка. Но давайте посмотрим на цифры. Возьмем самую "черную" из всех дыр российского бюджета за последние 8 лет -- Чечню. Усилия центральных властей по выяснению, куда ушли выделенные на восстановление этой флибустьерской республики федеральные средства в размере около $1,5 млрд., Борис Ельцин сформулировал знаменитым: "А Бог его знает". На этом фоне нецелевое использование около 350 млн. рублей (а это всего около 15% от общей отписанной на Чечню суммы), выявленное Счетной палатой по итогам проверки за 2000 год, выглядит -- без всякой иронии -- ну просто верхом эффективности госконтроля. Кстати, из выделенных на Чечню в 2002 году 8 млрд. рублей освоено всего 2 млрд.

Или приведем другой, более свежий пример: финансирование восстановительных работ на пострадавшем от наводнений юге России. Там, как отчитался глава Госстроя Анвар Шамузафаров, обнаружено, что предоставленные местными властями данные о разрушениях завышены: по Дагестану -- на 59%, по Ингушетии -- на 35%, по Ставрополью -- на 13%. Это, конечно, много. И это, конечно, выявленная попытка воровства.

Но ведь по сравнению с уже процитированным "Бог его знает" прогресс огромный. Так что воровать из бюджета стало труднее. А это значит, что стимулов для работы у чиновничества становится меньше. Нет, пожелание "чтобы ты жил на одну зарплату" пока так и остается для нашего чиновничества пожеланием. Взятка остается одним из существенных двигателей госмеханизма (по данным исследования фонда Индем, в год на "взгрев" чиновничества со стороны простых граждан и предпринимательского сообщества уходит свыше $33,5 млрд.). А там, где эффективность контроля за принятием решения о расходовании госсредств сужает "взяточное поле", -- там работа чиновников замирает. И осваивать отпущенные средства они отказываются. Так что полная победа над коррупцией может обернуться столь же полным параличом госаппарата. Так, может, пусть лучше воруют?

ФЕДОР ЖЕРДЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».