Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Путь женщины"

Женское восприятие окружающего мира, а значит, и поведение на дороге, имеет свои особенности. Мужчинам надо об этом помнить и с этим считаться.   7 октября на нерегулируемом пешеходном переходе в Фокинском районе города Брянска 20-летняя водительница Ирина Добржанская сбила женщину с ребенком. Маленькая девочка погибла на месте. Эта ужасная трагедия вызвала большой резонанс не только в Брянске, но и за его пределами. Дискуссии пошли по двум направлениям: одни говорили о необходимости ужесточить ответственность за нарушение правил дорожного движения (по предварительным данным, девушка двигалась с превышением скорости), другие рассуждали о том, могут ли вообще женщины быть хорошими водителями. Мы попытались разобраться, есть ли в пренебрежительном отношении к женщинам-водителям что-нибудь, кроме мужского шовинизма.
   
СВОЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ 
 Женщина имеет право на свое особое поведение за рулем. Это связано с определенными психологическими различиями между мужчинами и женщинами. Мужчина не столь наблюдателен и внимателен к деталям, как женщина, но зато он лучше видит ситуацию в целом. Женщина же в силу своей природной наблюдательности больше внимания обращает на мелочи, поэтому общую картину она может не увидеть или увидеть ее не сразу.
   Вы замечали, что мужчина может подолгу искать какую-то вещь на столе, хотя она лежит у него под носом? У женщин проблем с этим нет. Это особенность женского восприятия мира: угол обзора, то есть периферийного зрения, достигает у женщин 180 градусов, тогда как у мужчины он в лучшем случае составляет 45 градусов. Женщине не нужно поворачивать голову, чтобы видеть, что происходит вокруг автомобиля, и не нужно смотреть прямо в зеркало, чтобы оценить обстановку сзади или сбоку. Поэтому ученицы автошкол часто не понимают, что от них хочет инструктор, требующий «Поверни голову! Смотри по зеркалам!». Они и так все видят, причем лучше инструктора. Женщину не нужно учить смотреть вокруг автомобиля. Ее нужно учить смотреть вдаль, на 100, 200, 300 м вперед. Мужчинам-инструкторам, как и другим представителям сильного пола, такое «дальнее видение» дано от природы и им не понять всей сложности обзора дороги вперед для того, кто всю жизнь смотрит вокруг. Если женщину в автошколе не научили смотреть вперед, то все, что находится через 100-200 м перед автомобилем, для нее просто не существует до тех пор, пока не попадет в поле ее ближнего внимательного зрения, будь то затор, перекресток, светофор или ДТП посреди дороги. Поэтому и скорость у автомобиля, управляемого женщиной, ниже, а езда кажется неспешной и даже несмелой. Перестроения же для совершения маневров или для объезда препятствий женщинами делаются не заблаговременно, а в последний момент. Кстати, виной тому и особенность установки дорожных знаков на российских дорогах — непосредственно на месте или в лучшем случае за 30 м до перекрестка (препятствия), а не загодя.
   Из-за особенностей женского и мужского «взглядов» разняться и причины ДТП у водителей-мужчин и водителей-женщин. Чаще всего водители мужского пола объясняют ДТП тем, что они не заметили другого участника движения, чего с женщинами в принципе не случается. Въехать в зад другого автомобиля мужчину заставляет то, что он увлекся обзором дороги на сотни метров вперед и вовремя не увидел, что едущий впереди автомобиль тормозит. У женщин маневр «въехать в зад» вызван иными причинами: она не видела, что впереди, перед автомобилем, за которым она ехала, неожиданно появился, скажем, хвост пробки, и не просчитала, что сейчас он начнет тормозить.
   
СЕСТРЫ ЦЕЗАРЯ  
У женщин-водителей есть и другие особенности. Некоторые выгодно отличают их от мужчин. Как и всемирно известный император, женщины умеют делать за рулем два и более дел одновременно. Рулить, говорить по телефону без «хендз фри» и поправлять прядь волос? Легко! И это никак не отразится на восприятии женщиной дороги, тогда как говорящий по телефону мужчина-водитель становится слеп и глух и превращается в настоящую проблему: он существенно снижает скорость, выезжает за пределы полосы, а в пробке держит невероятные дистанции, чем пользуются водители из соседних рядов.
   
ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ  
Часто смех мужчин вызывает умение женщин путать педали — нередко начинающие женщины-водители путают педаль газа и педаль тормоза в самый ответственный момент. Но при этом никто не учитывает то, что правило нажимать обе эти педали правой ногой придумали мужчины, потому что им так удобнее, так они не нажмут их одновременно. Особенность женского мозга такова, что удобнее и естественнее для женщины нажимать тормоз левой, а газ — правой ногой. Но из-за принятых и устоявшихся правил происходит следующее: женщина помнит, что давить на педаль тормоза нужно правой ногой, но ее мозг вносит некоторые коррективы, смещая ногу правее, чтобы оставить педаль и для левой ноги. В результате вместо торможения получается разгон. Женщине-водителю, чтобы избежать подобной оплошности, необходимо не только тренировать ноги, выполняя на стоящем автомобиле подаваемые инструктором вразнобой команды «газ» и «тормоз», но и буквально ломать при этом свое «мозгоустройство». «Правила вождения не адаптированы под женщину, разрабатывали их мужчины и для мужчин», — поясняет заместитель директора Отраслевого научно-методического центра (ОНМЦ) Леонид Ржанников.
   
А УЧИТЕЛЯ КТО?  
Есть мнение, что учить женщину водительскому мастерству должна женщина, так как она лучше знает обо всех тех проблемах, которые возникают у будущих автомобилисток. А у мужчины-инструктора такое же поведение на дороге, как и у других мужчин, потому что он мужчина, стремящийся быть лидером, и он прививает женщине противоестественные для нее качества, считает Леонид Ржанников. Между тем женщине мужские игры в доминирование безразличны и даже смешны. Женщина быстрее учится за счет того, что она лучше воспринимает новую информацию на слух. Более того, она всегда готова использовать новые знания на практике без пробы пера. Перед началом курса вождения ей не нужно, как мужчине, напоминать все то, что говорилось в классе. Гораздо важнее посвятить это драгоценное время практике и предоставить дополнительные часы. В итоге нужно сделать вывод, что женщин нужно не только иначе учить, но и рисовать для них иные учебные плакаты, переоснащать автомобили и даже скорректировать в некоторой части Правила дорожного движения.
   

   МУЖЧИНЫ ОПАСНЕЕ
   В 2009 году произошло 199 431 ДТП, из которых только 15% (29 914) по вине женщин-водителей, причем большинство «женских» ДТП — легкие. В 2010 году количество «женских» аварий увеличилось на 12%, но при этом и количество выпускниц автошкол достигло 90%.

   

   ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
   Мы, мужчины, в большинстве хорошо относимся к женщинам. Пока они не сели за руль. Вот две истории из уст одного и того же автомобилиста-мужчины, которые были им рассказаны одна за другой. История первая: «Еду как-то раз я в левом ряду по проспекту и тут упираюсь в женщину, которая еле едет на своей «Ауди» — блондинка. Пришлось обгонять ее справа! Спрашивается — чего мешаешься?!» История вторая: «Гоню я на своей ласточке по проспекту Икс. Хорошо так иду — километров восемьдесят в час. И тут мне в задний бампер упирается женщина на «Ауди», моргает дальним, подпирает! Блондинка! Обошла меня и улетела! Куда так гонять?» В чем разница этих историй, объяснять не надо. Суть конфликта в том, что мужчина воспринимает женщину и как участника дорожного движения (коллегу), и как соперника. На российских дорогах идет постоянная борьба. Вдумайтесь, что своими метаниями-перестроениями и обгонами сообщают вам другие участники движения? «Я ловчее!», «Я опытнее!», «Не путайся под колесами!», «Я тоже могу разогнаться!», «Ну-ка потеснись!», «Дорогу!», «Не лезь!» и тому подобное. Любой автомобиль, который не участвует в этой игре, сразу выделяется. Основные претензии мужчин к женщинам — медленная езда, то, что она не крутит головой, смотря по зеркалам, говорит на ходу по телефону и часто впадает в панику, если ей погудеть клаксоном. Но, в отличие от мужчин, женщина имеет право на такое поведение.

   {PAGE}

   ДОБРЕЕ НАДО БЫТЬ
   Советы от заместителя директора ОНМЦ Леонида РЖАННИКОВА, как стать терпимее к женщинам-водителям на дороге.
   Если вам кажется, что едущая рядом или впереди женщина ведет машину как-то не так, подумайте…
   1. Может быть, ее плохо учили, и теперь ей нужно время, чтобы понять все самой.
   2. Она никогда не управляла этим автомобилем, к особенностям новой машины нужно привыкнуть.
   3. Мы на ней скоро дырку проглядим, рассматриваем, оцениваем — вечный экзамен. Как тут сконцентрируешься?
   4. Она впервые в этом городе или в этом районе, а система указателей у нас, сами знаете, какая. Не нужно заставлять ее еще больше нервничать и пугать клаксоном.
   5. Она водит иначе, ее стиль отличается от моего, но это не значит, что я всегда прав. Все водят по-своему, и с этим нужно считаться — дорога для всех. Не нравится — иди в мастера по вождению и учи всех по-своему.

   

   БЫЛ ГРЕХ
   Наверное, если бы этот случай произошел во времена А.П. Чехова, известного своими юморесками про женщин, он непременно написал бы рассказ под названием «Психолог и педали». Но автор этого повествования — психолог и телеведущая Анетта Орлова:
   «Тихий спокойный вечер, и вроде ничего не предвещало беды. Я, как обычно, подъезжаю к гаражу, чтобы поставить свою «Тойоту Камри» в ее норку. Открыла ворота, развернула машину и… наверное, меня посетила мысль о горячей ванне, и я от счастья зажмурила глаза. К моему бескрайнему удивлению, машина повела себя немного странно: вместо того чтобы благополучно остановится напротив ворот моего соседа по гаражу, она самым наглым образом, взревев мотором, весело рванула вперед и, хрустнув от счастья передним бампером и правой фарой, сочно поцеловала ворота гаража моего теперь уже менее счастливого соседа. Возмущенная столь вызывающим поведением «камрюши», я перевела взгляд на свои прекрасные туфельки и с ужасом обнаружила, что правая нога находится на педали газа! Протаранив ворота, я умудрилась помять не только их, но и машину, стоявшую себе спокойно за этими самыми воротами! От удара припаркованная внутри BMW отскочила на полметра к задней стенке, и у нее оказался разбит бампер. Я опытный водитель с 12-летним стажем, и раньше со мной такого никогда не случалось. Вероятно, сказалась усталость от насыщенного рабочего дня. К счастью, пострадавшая машина довольно подержанная, поэтому вопрос о ремонте мы с ее владельцем решили на месте, что называется, по-соседски».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK