26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Пятнадцать долларов за ночь"

Архивная публикация 2003 года: "Пятнадцать долларов за ночь"

Парадоксально, но факт: те же самые люди, которые с отвращением относятся к телерекламе, раз в год спрашивают лишний билетик у входа в кинотеатр, чтобы всю ночь посвятить просмотру рекламных роликов.

23 мая московские "пожиратели рекламы" под звуки джаза в исполнении биг-бэнда Игоря Бутмана собрались в кинотеатре "МДМ", чтобы в очередной раз отведать более 350 "блюд" из коллекции Жана-Мари Бурсико. Вкусные рекламные ролики хорошо шли под коньяк (Hennessy -- главный спонсор мероприятия). Впрочем, прошлогодний рекорд выпитого -- 120 литров за "Ночь" в Красноярске -- Москва побить не смогла.
Нынешний показ рекламных фильмов Синематеки в Москве -- десятый, юбилейный. С каждым годом "Ночь" становилась все больше похожей на свою европейскую версию и в итоге превратилась из классического фестиваля в развеселый праздник. Особенности национального кинопросмотра -- чинное сидение в зале все пять часов показа кряду -- потихоньку исчезли, и теперь публика приходит на шоу с желанием всю ночь развлекаться и танцевать в перерывах, после, а то и вместо просмотра.
В нынешнем году на премьерный показ новой коллекции-2003 приехал сам мэтр -- Жан-Мари Бурсико. Первые рекламные ролики он начал собирать в 10-летнем возрасте. Это были обрывки кинопленок, которые дарил ему механик из кинотеатра в Марселе. Перебравшись в Париж, Бурсико продолжал ходить по свалкам и собирать выброшенные рекламные заставки к фильмам. К началу 80-х в его Синематеке было уже несколько тысяч работ, многие из которых уникальны (например, первый в истории кинематографа рекламный ролик братьев Люмьер 1898 года или немой фильм 1904 года -- реклама шампанского Moet&Chandon, а также ролики, авторство которых принадлежит Годару, Феллини и даже Никите Михалкову).
Первый публичный показ рекламных роликов под названием La Nuit des publivores ("Ночь пожирателей рекламы") Бурсико устроил в 1981 году в "Кинопанораме" в Париже. Шоу имело такой успех, что многие рекламные агентства стали сами присылать в подарок Бурсико свои работы. С тех пор его коллекция ежегодно пополняется 20--25 тысячами фильмов. Эшелоны пленки Бурсико просматривает и отбирает лично. Сегодня в Синематеке -- более 600 тысяч рекламных фильмов (из которых российских -- более 2 тысяч).
По словам продюсера "Ночи" в России Дмитрия Плотникова, который впервые привез в Москву программу в 1994 году, поддержание Синематеки и путешествие коллекции по свету -- довольно хлопотное предприятие. Каждый уик-энд в разных уголках мира проходит два-три показа программы. Ежегодно его смотрят более 250 тысяч человек. В России -- около 30 тысяч.
Коллекция и шоу существуют в основном на средства спонсоров (постоянную поддержку проекту в большинстве стран оказывают такие крупные компании, как Nestle, Citroen или Benetton) и на средства, полученные от продажи билетов. Во Франции билет стоит 20 евро, в Торонто -- $30, а вот в Мехико, где за редкое зрелище экспрессивная публика готова снять последнюю рубашку, цена доходит до $200. В России билет стоит от $15 до $30 (хотя в нефтяных регионах -- Сургуте или Нижневартовске -- цена доходила и до 2000 рублей).
Бурсико говорит, что реклама и кинематограф -- его главная любовь в жизни (даже белый пушистый кот носит имя Бобин (с французского -- бобина). В интервью "Профилю" Бурсико признался, что уже много лет испытывает желание начать самостоятельно снимать рекламу, но пока никто не предлагал ему эту мечту воплотить в жизнь.
Я не хочу называть рекламу искусством, но сам не отказался бы снять рекламный ролик

Режиссер Иван Дыховичный -- в рекламном мире скорее наблюдатель, чем участник. Но участник заинтересованный -- тем интереснее его взгляд на вещи.
"Профиль": Вам нравится проводить ночи, пожирая рекламу?
Иван Дыховичный: Да, это уникальная возможность за одну ночь увидеть лучшее, что есть. Даже тем, кто не любит рекламу, я бы посоветовал обязательно сходить на это мероприятие. Надо знать в лицо своего врага -- ведь именно так многие зрители думают о рекламе.
"П.": А для вас реклама -- друг или враг?
И.Д.: Это прежде всего информация. Мне как профессионалу реклама интересна, потому что в ней отрабатываются всевозможные новые кинотехнологии, там есть идеи, которые применяются утилитарно. Меня всегда привлекали прикладные вещи.
"П.": Вы сами когда-нибудь снимали рекламу?
И.Д.: Да, во Франции. Не буду говорить, что именно я рекламировал, но это был успешный опыт. Реклама невероятно развивает режиссера, потому что надо уложить сюжет в минимальный отрезок времени. Когда я начинал снимать кино, мне дали потрясающее задание: первую работу снять на 100 метров пленки.
"П.": А сколько это -- 100 метров?
И.Д.: Чуть больше пяти минут. Я снял. Это нечеловеческий труд. Вы не имеете права здесь ошибиться. Потому что должны все сказать в ограниченном пространстве и времени. Это как стихи: попробуйте написать 4 строчки, чтобы в них был весь смысл, вся история. Не получится наверняка! В рекламе в каждой доле секунды вы должны быть доказательны. Это изящество ума.
"П.": Какая реклама вам запомнилась больше всего?
И.Д.: Очень много лет назад в журнале Life. Там было много рекламы производителей автомобилей, и каждый стремился запомниться: там была невероятно красивая блондинка в бриллиантовых сережках, сидящая на капоте какой-то машины. И я уже чувствовал, как с этой женщиной еду в этой машине и какое меня переполняет счастье. Но я перевернул страницу, а там -- чистый лист белой бумаги и внизу мелким шрифтом написано: "Роллс-ройс" в рекламе не нуждается". Все! Я забыл про блондинку, а этот "роллс-ройс" запомнил навсегда. Вы мне, наверное, скажете, что "роллс-ройсов" продается 200 штук в год, а, скажем, "фордов" -- 5 миллионов. Но не все измеряется объемом продаж.
"П.": Как вам кажется, реклама отражает свое время?
И.Д.: Я всегда говорю: если вы хотите что-то понять про время, сделайте три вещи: сходите на кладбище, сходите в роддом и посмотрите рекламу. Если меня сейчас спросят, например: "что это были за годы, начало 90-х?", я скажу: "посмотрите рекламу МММ".
"П.": Вы переключаете канал, когда идет рекламная пауза?
И.Д.: Я тут как-то с удивлением прочел, что из всего времени, которое за свою жизнь человек проводит у телевизора, полтора года он смотрит только рекламу. Ужас! Но, с другой стороны, что мы смотрим после рекламы, не ужас? Иногда больший! Хотя, честно говоря, я предпочитаю каналы, на которых нет рекламы.
"П.": Как вы думаете, реклама много обманывает?
И.Д.: Хорошая реклама не лжет, а просто умалчивает о каких-то вещах. Впрочем, большое искусство тоже не говорит правды. Нет в жизни женщины такой красоты, как у Боттичелли, -- есть даже красивее, может быть, но такой, как у Боттичелли, -- нет.
"П.": Можно ли считать рекламу своеобразным видом искусства?
И.Д.: Я бы не стал, при всем уважении к профессии рекламщика, называть рекламу искусством. Я и с самим термином "искусство" был бы очень осторожным. У нас сегодня называют и портного человеком искусства, и кутюрье. Я бы назвал рекламу промыслом, и в этом нет ничего уничижительного. Сам я никогда бы не отказался снять рекламный ролик.

Парадоксально, но факт: те же самые люди, которые с отвращением относятся к телерекламе, раз в год спрашивают лишний билетик у входа в кинотеатр, чтобы всю ночь посвятить просмотру рекламных роликов.


23 мая московские "пожиратели рекламы" под звуки джаза в исполнении биг-бэнда Игоря Бутмана собрались в кинотеатре "МДМ", чтобы в очередной раз отведать более 350 "блюд" из коллекции Жана-Мари Бурсико. Вкусные рекламные ролики хорошо шли под коньяк (Hennessy -- главный спонсор мероприятия). Впрочем, прошлогодний рекорд выпитого -- 120 литров за "Ночь" в Красноярске -- Москва побить не смогла.

Нынешний показ рекламных фильмов Синематеки в Москве -- десятый, юбилейный. С каждым годом "Ночь" становилась все больше похожей на свою европейскую версию и в итоге превратилась из классического фестиваля в развеселый праздник. Особенности национального кинопросмотра -- чинное сидение в зале все пять часов показа кряду -- потихоньку исчезли, и теперь публика приходит на шоу с желанием всю ночь развлекаться и танцевать в перерывах, после, а то и вместо просмотра.

В нынешнем году на премьерный показ новой коллекции-2003 приехал сам мэтр -- Жан-Мари Бурсико. Первые рекламные ролики он начал собирать в 10-летнем возрасте. Это были обрывки кинопленок, которые дарил ему механик из кинотеатра в Марселе. Перебравшись в Париж, Бурсико продолжал ходить по свалкам и собирать выброшенные рекламные заставки к фильмам. К началу 80-х в его Синематеке было уже несколько тысяч работ, многие из которых уникальны (например, первый в истории кинематографа рекламный ролик братьев Люмьер 1898 года или немой фильм 1904 года -- реклама шампанского Moet&Chandon, а также ролики, авторство которых принадлежит Годару, Феллини и даже Никите Михалкову).

Первый публичный показ рекламных роликов под названием La Nuit des publivores ("Ночь пожирателей рекламы") Бурсико устроил в 1981 году в "Кинопанораме" в Париже. Шоу имело такой успех, что многие рекламные агентства стали сами присылать в подарок Бурсико свои работы. С тех пор его коллекция ежегодно пополняется 20--25 тысячами фильмов. Эшелоны пленки Бурсико просматривает и отбирает лично. Сегодня в Синематеке -- более 600 тысяч рекламных фильмов (из которых российских -- более 2 тысяч).

По словам продюсера "Ночи" в России Дмитрия Плотникова, который впервые привез в Москву программу в 1994 году, поддержание Синематеки и путешествие коллекции по свету -- довольно хлопотное предприятие. Каждый уик-энд в разных уголках мира проходит два-три показа программы. Ежегодно его смотрят более 250 тысяч человек. В России -- около 30 тысяч.

Коллекция и шоу существуют в основном на средства спонсоров (постоянную поддержку проекту в большинстве стран оказывают такие крупные компании, как Nestle, Citroen или Benetton) и на средства, полученные от продажи билетов. Во Франции билет стоит 20 евро, в Торонто -- $30, а вот в Мехико, где за редкое зрелище экспрессивная публика готова снять последнюю рубашку, цена доходит до $200. В России билет стоит от $15 до $30 (хотя в нефтяных регионах -- Сургуте или Нижневартовске -- цена доходила и до 2000 рублей).

Бурсико говорит, что реклама и кинематограф -- его главная любовь в жизни (даже белый пушистый кот носит имя Бобин (с французского -- бобина). В интервью "Профилю" Бурсико признался, что уже много лет испытывает желание начать самостоятельно снимать рекламу, но пока никто не предлагал ему эту мечту воплотить в жизнь.

Я не хочу называть рекламу искусством, но сам не отказался бы снять рекламный ролик


Режиссер Иван Дыховичный -- в рекламном мире скорее наблюдатель, чем участник. Но участник заинтересованный -- тем интереснее его взгляд на вещи.

"Профиль": Вам нравится проводить ночи, пожирая рекламу?

Иван Дыховичный: Да, это уникальная возможность за одну ночь увидеть лучшее, что есть. Даже тем, кто не любит рекламу, я бы посоветовал обязательно сходить на это мероприятие. Надо знать в лицо своего врага -- ведь именно так многие зрители думают о рекламе.

"П.": А для вас реклама -- друг или враг?

И.Д.: Это прежде всего информация. Мне как профессионалу реклама интересна, потому что в ней отрабатываются всевозможные новые кинотехнологии, там есть идеи, которые применяются утилитарно. Меня всегда привлекали прикладные вещи.

"П.": Вы сами когда-нибудь снимали рекламу?

И.Д.: Да, во Франции. Не буду говорить, что именно я рекламировал, но это был успешный опыт. Реклама невероятно развивает режиссера, потому что надо уложить сюжет в минимальный отрезок времени. Когда я начинал снимать кино, мне дали потрясающее задание: первую работу снять на 100 метров пленки.

"П.": А сколько это -- 100 метров?

И.Д.: Чуть больше пяти минут. Я снял. Это нечеловеческий труд. Вы не имеете права здесь ошибиться. Потому что должны все сказать в ограниченном пространстве и времени. Это как стихи: попробуйте написать 4 строчки, чтобы в них был весь смысл, вся история. Не получится наверняка! В рекламе в каждой доле секунды вы должны быть доказательны. Это изящество ума.

"П.": Какая реклама вам запомнилась больше всего?

И.Д.: Очень много лет назад в журнале Life. Там было много рекламы производителей автомобилей, и каждый стремился запомниться: там была невероятно красивая блондинка в бриллиантовых сережках, сидящая на капоте какой-то машины. И я уже чувствовал, как с этой женщиной еду в этой машине и какое меня переполняет счастье. Но я перевернул страницу, а там -- чистый лист белой бумаги и внизу мелким шрифтом написано: "Роллс-ройс" в рекламе не нуждается". Все! Я забыл про блондинку, а этот "роллс-ройс" запомнил навсегда. Вы мне, наверное, скажете, что "роллс-ройсов" продается 200 штук в год, а, скажем, "фордов" -- 5 миллионов. Но не все измеряется объемом продаж.

"П.": Как вам кажется, реклама отражает свое время?

И.Д.: Я всегда говорю: если вы хотите что-то понять про время, сделайте три вещи: сходите на кладбище, сходите в роддом и посмотрите рекламу. Если меня сейчас спросят, например: "что это были за годы, начало 90-х?", я скажу: "посмотрите рекламу МММ".

"П.": Вы переключаете канал, когда идет рекламная пауза?

И.Д.: Я тут как-то с удивлением прочел, что из всего времени, которое за свою жизнь человек проводит у телевизора, полтора года он смотрит только рекламу. Ужас! Но, с другой стороны, что мы смотрим после рекламы, не ужас? Иногда больший! Хотя, честно говоря, я предпочитаю каналы, на которых нет рекламы.

"П.": Как вы думаете, реклама много обманывает?

И.Д.: Хорошая реклама не лжет, а просто умалчивает о каких-то вещах. Впрочем, большое искусство тоже не говорит правды. Нет в жизни женщины такой красоты, как у Боттичелли, -- есть даже красивее, может быть, но такой, как у Боттичелли, -- нет.

"П.": Можно ли считать рекламу своеобразным видом искусства?

И.Д.: Я бы не стал, при всем уважении к профессии рекламщика, называть рекламу искусством. Я и с самим термином "искусство" был бы очень осторожным. У нас сегодня называют и портного человеком искусства, и кутюрье. Я бы назвал рекламу промыслом, и в этом нет ничего уничижительного. Сам я никогда бы не отказался снять рекламный ролик.

МАРИЯ МИТРОХИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».