19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Раиса Лисицына: "Я сама""

Архивная публикация 1999 года: "Раиса Лисицына: "Я сама""

Раиса Лисицына, жена губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, все в жизни привыкла делать сама. Она работает, водит машину, заботится о доме, устраивает райские кущи на даче. Она даже не знает, сколько зарабатывает ее муж,-- ей хватает собственных денег.Принимала нас Раиса Леонидовна в небольшой трехкомнатной квартире, где они с мужем живут после переезда из Рыбинска в Ярославль. Вот уже третий год супруги ремонтируют новую, более просторную квартиру и в 1999 году собираются отпраздновать новоселье.
Гарри Восканян: Раиса Леонидовна, неужели ваш супруг, губернатор не самой бедной области, не мог купить себе дом?
Раиса Лисицына: Встречный вопрос: откуда деньги? Он же губернатор не Арканзаса или Массачусетса.
В связи с вашим вопросом я вспомнила случай. Сидим мы как-то с мужем, завтракаем, а по местному телеканалу рекламируют газету "Золотое Кольцо" -- у них там в номере статья "Как губернатор Лисицын белый "мерседес" себе в карман положил". Мы просто в шоке: какой "мерседес"?! Оказывается, статья была посвящена проходившей в области ярмарке, где мой супруг купил внуку игрушечную машинку.
Г.В.: Я знаю, что муж ваш родом из Калинина Ярославской области. Вы тоже родились в этих краях?
Р.Л.: Мой папа был военным, мама -- медсестрой. Родилась я в Калининграде, через три месяца после этого родителей перевели в Армению, в Ленинакан. Там, собственно, прошло все детство. Потом мы переехали на Дальний Восток, жили на островах Итуруп и Кунашир. Так что я, пока росла, исколесила всю огромную страну. К сожалению, ни разу после этого ни в Калининград, ни в Армению, ни тем более на Дальний Восток не съездила.
В 1961-м мы приехали в Кострому, где жила моя бабушка. Здесь я окончила школу, поступила в технологический институт. На практику меня отправили в Рыбинск -- на мебельный комбинат. А мой будущий супруг, студент Ленинградской лесотехнической академии Анатолий Лисицын, работал там столяром.
Г.В.: Это была любовь с первого взгляда?
Р.Л.: Я его выделила среди остальных за самостоятельность, что ли, и, конечно же (смеется), за безупречно отутюженные брюки. В этом ему равных не было. А если добавить еще и галстуки, в которых он приходил на свидания...
Но если серьезно, он всегда был лидером. Когда из-за чего-либо возникали споры среди рабочих, Анатолий тут же вмешивался, гасил эмоции, всех успокаивал и мирил. Ближе мы познакомились под Новый год, когда практика подходила к концу. Мы разговорились, и я была сражена его эрудицией. Трудно было ожидать такой начитанности от в общем-то простого парня.
У его матери, Марии Андреевны, было трое детей, отец погиб совсем молодым. И вот мать, не в силах поднять всех детей в деревне, с двумя младшими уехала в Рыбинск. А Анатолий остался при бабушке с дедушкой. Они привили ему любовь к чтению. А обстоятельства жизни были таковы, что Анатолию пришлось быстро взрослеть и самому отвечать за собственную жизнь.
Г.В.: Когда же вы поженились?
Р.Л.: Через год, в январе 1971-го. До этого переписывались: тогда ведь не было возможности друг другу звонить. Я до сегодняшнего дня храню эти письма.
Свадебный обед мы устроили в заводской столовой. Поскольку я никогда не любила шумных гуляний, торжество получилось скромным. Единственное, о чем я мечтала,-- чтобы все поскорее закончилось. В октябре 1971-го родилась дочь Оля.
Г.В.: Чем сейчас занимается ваша дочь?
Р.Л.: Она замужем, у нее растет сын, наш обожаемый внук Дениска. Живут они все в Рыбинске: дочь работает в Сбербанке, зять -- в объединении "Рыбинские моторы". Ольга для меня и дочка, и подружка в одном лице. Мы с мужем очень хотим, чтобы молодые переехали к нам в Ярославль, но они пока не решаются.
Г.В.: А как складывалась карьера вашего мужа?
Р.Л.: Вполне успешно: муж из простого рабочего дорос до директора комбината. В 1990 году стал мэром Рыбинска. В 1991-м Борис Ельцин назначил его исполняющим обязанности, в 1992-м -- главой администрации области, а в декабре 1995-го Анатолий Иванович победил на выборах и стал губернатором Ярославской области.
Г.В.: Ваша жизнь как-то изменилась после этого?
Р.Л.: Конечно! Очень жаль было уезжать из Рыбинска, где меня знали, ценили и, уверена, любили за общительный и независимый характер.
А в Ярославль я приехала женой губернатора, и это положение не то чтобы тяготило меня, но явно сковывало и, как мне казалось, обезличивало в глазах окружающих. Правда, явной неприязни я не почувствовала. Да и откуда ей было взяться -- красоваться без нужды я никогда не любила.
Сейчас я к своему положению привыкла. На официальных мероприятиях меня с Анатолием видят не часто. Главное для жены губернатора -- чтобы мужу дома было уютно и спокойно. Но ограничивать себя только домашними делами и в мыслях не было -- ни у меня, ни у него. Это и представить невозможно, поскольку я самостоятельность ценю превыше всего.
Сейчас я работаю в Главном управлении Центрального банка РФ по Ярославской области.
Должность среднего уровня, зарплата достаточная для того, чтобы не считать деньги мужа, но не в деньгах дело. Я очень довольна, что работа у меня творческая: мы оцениваем финансовую ситуацию в регионе и прогнозируем экономическое развитие области. Спокойной эту работу не назовешь: только за последний год я трижды ездила в длительные командировки в Екатеринбург, Петрозаводск, Санкт-Петербург. Об области даже не говорю.
Г.В.: На работу вас возит служебная машина банка или губернатора?
Р.Л.: В банке служебный автомобиль мне не положен, а губернаторским транспортом я не пользуюсь. До работы недалеко, так что с удовольствием хожу пешком, причем в любую погоду.
А вот на дачу я езжу на собственной машине -- за рулем, разумеется, сама, чем чрезвычайно довольна. Начинала на "жигуленке", потом купила "дэу", правда, не новую. Машина существенно облегчает жизнь. Включаю кассету своей любимой Лаймы Вайкуле и через сорок минут уже на даче.
Однажды я нарушила правила: в неположенном месте обогнала грузовик. Меня остановили, собирались оштрафовать на 33 рубля. Посмотрели документы, увидели фамилию. Спрашивают, не являюсь ли я родственницей губернатора. "Да,-- говорю,-- являюсь. Я его жена".
Г.В.: Наверное, после этого разговор о штрафе уже не шел?
Р.В.: Штраф я действительно не заплатила. Но не потому, что жена губернатора. У меня была сторублевка, а у инспектора не было сдачи. Мне же совершенно не хотелось платить им в три раза больше. Вообще, я очень экономная.
Г.В.: Вас узнают на улице?
Р.Л.: Это в Москве всех знают в лицо. А я чувствую себя свободно и в магазине, и в театре. И это очень хорошо.
А с весны я и вовсе пропадаю на даче: сажаю, пропалываю, поливаю. Летом участок превращается в цветущий сад, я его называю "моей Аркадией". Еще я люблю фотографировать и дарить близким людям удачные снимки.
Г.В.: Остается время за мужем ухаживать?
Р.Л.: Для этого не нужно специального времени: утром мы вместе завтракаем, вечером ужинаем.
Единственное, что он мне не доверяет,-- брюки гладить. Это у него своеобразный ритуал. И галстуки сам завязывает. Вообще, у мужа две слабости -- книги и галстуки. Сколько у нас книг в доме, сосчитать невозможно, а вот галстуки как-то хотела пересчитать, но на полутора сотнях сбилась.
Г.В.: У вашего супруга нервная работа. Что вы делаете, когда у него, скажем, плохое настроение?
Р.Л.: Инструкция следующая: накормить тем, что он любит, ближе к телевизору положить кассету с новым боевиком (муж их обожает в такие минуты) и уйти в другую комнату. Потом, минут через сорок, загляну, спрошу, не подать ли чай или кофе. Такие приемы действую безотказно -- и ему хорошо, и я довольна.
Г.В.: Подарки он любит вам дарить?
Р.Л.: На каждый праздник мне и дочке по букету цветов. Дорогие подарки мне ни к чему, к украшениям я равнодушна, а в роскошных платьях чувствую себя некомфортно.
Г.В.: У Анатолия Ивановича есть хобби?
Р.Л.: Он играет в бильярд. Я в ближайшем будущем собираюсь составить ему компанию. Самоучитель по бильярду я прочитала, учебную кассету внимательно посмотрела. Дело за малым -- за практикой, но это я быстро осилю.
Анатолий заядлый грибник, любит рыбалку и охоту. Однажды принес трофей -- гуся. "Зажарь, говорит, к обеду". Так я пять часов этого гуся только ощипывала. После этого попросила дичь домой не приносить.
Г.В.: Чувствуете ли вы себя счастливой?
Р.Л.: У меня есть все, что для счастья нужно. Любимые муж, дочь, внук. Даже мои родители еще здравствуют.
Г.В.: Как вам удается сохранять цветущий вид, поделитесь секретом?
Р.Л.: Два раза в год сажусь на двухнедельную японскую бессолевую диету: вареная капуста, морковь, кабачки, даже немного мяса и рыбы. Все без соли, естественно. Исключены мучное и сладкое, чай и кофе пью без сахара. За тринадцать дней сбрасываю пять кило.
Но не в диетах дело. Надо очень любить жизнь и жить с любовью.

Раиса Лисицына, жена губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, все в жизни привыкла делать сама. Она работает, водит машину, заботится о доме, устраивает райские кущи на даче. Она даже не знает, сколько зарабатывает ее муж,-- ей хватает собственных денег.Принимала нас Раиса Леонидовна в небольшой трехкомнатной квартире, где они с мужем живут после переезда из Рыбинска в Ярославль. Вот уже третий год супруги ремонтируют новую, более просторную квартиру и в 1999 году собираются отпраздновать новоселье.

Гарри Восканян: Раиса Леонидовна, неужели ваш супруг, губернатор не самой бедной области, не мог купить себе дом?

Раиса Лисицына: Встречный вопрос: откуда деньги? Он же губернатор не Арканзаса или Массачусетса.

В связи с вашим вопросом я вспомнила случай. Сидим мы как-то с мужем, завтракаем, а по местному телеканалу рекламируют газету "Золотое Кольцо" -- у них там в номере статья "Как губернатор Лисицын белый "мерседес" себе в карман положил". Мы просто в шоке: какой "мерседес"?! Оказывается, статья была посвящена проходившей в области ярмарке, где мой супруг купил внуку игрушечную машинку.

Г.В.: Я знаю, что муж ваш родом из Калинина Ярославской области. Вы тоже родились в этих краях?

Р.Л.: Мой папа был военным, мама -- медсестрой. Родилась я в Калининграде, через три месяца после этого родителей перевели в Армению, в Ленинакан. Там, собственно, прошло все детство. Потом мы переехали на Дальний Восток, жили на островах Итуруп и Кунашир. Так что я, пока росла, исколесила всю огромную страну. К сожалению, ни разу после этого ни в Калининград, ни в Армению, ни тем более на Дальний Восток не съездила.

В 1961-м мы приехали в Кострому, где жила моя бабушка. Здесь я окончила школу, поступила в технологический институт. На практику меня отправили в Рыбинск -- на мебельный комбинат. А мой будущий супруг, студент Ленинградской лесотехнической академии Анатолий Лисицын, работал там столяром.

Г.В.: Это была любовь с первого взгляда?

Р.Л.: Я его выделила среди остальных за самостоятельность, что ли, и, конечно же (смеется), за безупречно отутюженные брюки. В этом ему равных не было. А если добавить еще и галстуки, в которых он приходил на свидания...

Но если серьезно, он всегда был лидером. Когда из-за чего-либо возникали споры среди рабочих, Анатолий тут же вмешивался, гасил эмоции, всех успокаивал и мирил. Ближе мы познакомились под Новый год, когда практика подходила к концу. Мы разговорились, и я была сражена его эрудицией. Трудно было ожидать такой начитанности от в общем-то простого парня.

У его матери, Марии Андреевны, было трое детей, отец погиб совсем молодым. И вот мать, не в силах поднять всех детей в деревне, с двумя младшими уехала в Рыбинск. А Анатолий остался при бабушке с дедушкой. Они привили ему любовь к чтению. А обстоятельства жизни были таковы, что Анатолию пришлось быстро взрослеть и самому отвечать за собственную жизнь.

Г.В.: Когда же вы поженились?

Р.Л.: Через год, в январе 1971-го. До этого переписывались: тогда ведь не было возможности друг другу звонить. Я до сегодняшнего дня храню эти письма.

Свадебный обед мы устроили в заводской столовой. Поскольку я никогда не любила шумных гуляний, торжество получилось скромным. Единственное, о чем я мечтала,-- чтобы все поскорее закончилось. В октябре 1971-го родилась дочь Оля.

Г.В.: Чем сейчас занимается ваша дочь?

Р.Л.: Она замужем, у нее растет сын, наш обожаемый внук Дениска. Живут они все в Рыбинске: дочь работает в Сбербанке, зять -- в объединении "Рыбинские моторы". Ольга для меня и дочка, и подружка в одном лице. Мы с мужем очень хотим, чтобы молодые переехали к нам в Ярославль, но они пока не решаются.

Г.В.: А как складывалась карьера вашего мужа?

Р.Л.: Вполне успешно: муж из простого рабочего дорос до директора комбината. В 1990 году стал мэром Рыбинска. В 1991-м Борис Ельцин назначил его исполняющим обязанности, в 1992-м -- главой администрации области, а в декабре 1995-го Анатолий Иванович победил на выборах и стал губернатором Ярославской области.

Г.В.: Ваша жизнь как-то изменилась после этого?

Р.Л.: Конечно! Очень жаль было уезжать из Рыбинска, где меня знали, ценили и, уверена, любили за общительный и независимый характер.

А в Ярославль я приехала женой губернатора, и это положение не то чтобы тяготило меня, но явно сковывало и, как мне казалось, обезличивало в глазах окружающих. Правда, явной неприязни я не почувствовала. Да и откуда ей было взяться -- красоваться без нужды я никогда не любила.

Сейчас я к своему положению привыкла. На официальных мероприятиях меня с Анатолием видят не часто. Главное для жены губернатора -- чтобы мужу дома было уютно и спокойно. Но ограничивать себя только домашними делами и в мыслях не было -- ни у меня, ни у него. Это и представить невозможно, поскольку я самостоятельность ценю превыше всего.

Сейчас я работаю в Главном управлении Центрального банка РФ по Ярославской области.

Должность среднего уровня, зарплата достаточная для того, чтобы не считать деньги мужа, но не в деньгах дело. Я очень довольна, что работа у меня творческая: мы оцениваем финансовую ситуацию в регионе и прогнозируем экономическое развитие области. Спокойной эту работу не назовешь: только за последний год я трижды ездила в длительные командировки в Екатеринбург, Петрозаводск, Санкт-Петербург. Об области даже не говорю.

Г.В.: На работу вас возит служебная машина банка или губернатора?

Р.Л.: В банке служебный автомобиль мне не положен, а губернаторским транспортом я не пользуюсь. До работы недалеко, так что с удовольствием хожу пешком, причем в любую погоду.

А вот на дачу я езжу на собственной машине -- за рулем, разумеется, сама, чем чрезвычайно довольна. Начинала на "жигуленке", потом купила "дэу", правда, не новую. Машина существенно облегчает жизнь. Включаю кассету своей любимой Лаймы Вайкуле и через сорок минут уже на даче.

Однажды я нарушила правила: в неположенном месте обогнала грузовик. Меня остановили, собирались оштрафовать на 33 рубля. Посмотрели документы, увидели фамилию. Спрашивают, не являюсь ли я родственницей губернатора. "Да,-- говорю,-- являюсь. Я его жена".

Г.В.: Наверное, после этого разговор о штрафе уже не шел?

Р.В.: Штраф я действительно не заплатила. Но не потому, что жена губернатора. У меня была сторублевка, а у инспектора не было сдачи. Мне же совершенно не хотелось платить им в три раза больше. Вообще, я очень экономная.

Г.В.: Вас узнают на улице?

Р.Л.: Это в Москве всех знают в лицо. А я чувствую себя свободно и в магазине, и в театре. И это очень хорошо.

А с весны я и вовсе пропадаю на даче: сажаю, пропалываю, поливаю. Летом участок превращается в цветущий сад, я его называю "моей Аркадией". Еще я люблю фотографировать и дарить близким людям удачные снимки.

Г.В.: Остается время за мужем ухаживать?

Р.Л.: Для этого не нужно специального времени: утром мы вместе завтракаем, вечером ужинаем.

Единственное, что он мне не доверяет,-- брюки гладить. Это у него своеобразный ритуал. И галстуки сам завязывает. Вообще, у мужа две слабости -- книги и галстуки. Сколько у нас книг в доме, сосчитать невозможно, а вот галстуки как-то хотела пересчитать, но на полутора сотнях сбилась.

Г.В.: У вашего супруга нервная работа. Что вы делаете, когда у него, скажем, плохое настроение?

Р.Л.: Инструкция следующая: накормить тем, что он любит, ближе к телевизору положить кассету с новым боевиком (муж их обожает в такие минуты) и уйти в другую комнату. Потом, минут через сорок, загляну, спрошу, не подать ли чай или кофе. Такие приемы действую безотказно -- и ему хорошо, и я довольна.

Г.В.: Подарки он любит вам дарить?

Р.Л.: На каждый праздник мне и дочке по букету цветов. Дорогие подарки мне ни к чему, к украшениям я равнодушна, а в роскошных платьях чувствую себя некомфортно.

Г.В.: У Анатолия Ивановича есть хобби?

Р.Л.: Он играет в бильярд. Я в ближайшем будущем собираюсь составить ему компанию. Самоучитель по бильярду я прочитала, учебную кассету внимательно посмотрела. Дело за малым -- за практикой, но это я быстро осилю.

Анатолий заядлый грибник, любит рыбалку и охоту. Однажды принес трофей -- гуся. "Зажарь, говорит, к обеду". Так я пять часов этого гуся только ощипывала. После этого попросила дичь домой не приносить.

Г.В.: Чувствуете ли вы себя счастливой?

Р.Л.: У меня есть все, что для счастья нужно. Любимые муж, дочь, внук. Даже мои родители еще здравствуют.

Г.В.: Как вам удается сохранять цветущий вид, поделитесь секретом?

Р.Л.: Два раза в год сажусь на двухнедельную японскую бессолевую диету: вареная капуста, морковь, кабачки, даже немного мяса и рыбы. Все без соли, естественно. Исключены мучное и сладкое, чай и кофе пью без сахара. За тринадцать дней сбрасываю пять кило.

Но не в диетах дело. Надо очень любить жизнь и жить с любовью.

ГАРРИ ВОСКАНЯН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».